"Ручная умелость - путь к познанию окружающего мира"
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Жданова Татьяна Сергеевна

Мы постарались создать необходимые условия для формирования ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста, которые включают в себя интеграцию следующих образовательных областей: "Познание", "Труд", "Коммуникация", "Художественное творчество", "Социализация".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachimo-orientirovannyy_proekt_1.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Региональная система повышения квалификации

ГАОУ СПО МО "Губернский профессиональный колледж"

Практико-значимый проект

на тему:

"Ручная умелость - путь к познанию окружающего мира"

по курсу кафедрального учебного модуля "Развитие и воспитание дошкольников"

Выполнил: слушатель к.п.к.

Жданова Татьяна Сергеевна

воспитатель МБДОУ ЦРР

д/с №4 "Сказка"

Научный руководитель: к.п.н.

Крылова Ольга Юрьевна

Серпухов, 2013г.

Содержание

Введение

Основная часть

Теоретическое обоснование средств развития художественного творчества детей дошкольного возраста

Практическая часть

Проект: "Ручной труд - путь к познанию окружающего мира"

Заключение

Список литературы

Презентация

Введение

«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

 В.А. Сухомлинский.

Актуальность проекта

     Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т. д., знакомятся с окружающим миром. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата.

Цель: развитие ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста через  художественное конструирование.

Задачи:

1. Развивать у детей воображение, творческую фантазию;

2. Учить детей распознавать листья различных деревьев и закреплять полученные знания;

3. Сформировать ручную умелость в составлении композиции из листьев;

4. Воспитывать интерес к работе с природным материалом;

5. Создание детьми творческих продуктов ( аппликация из листьев).

Практическая значимость

   • работа с природным материалом пополнит знания и трудовые умения ребенка

 • дошкольники научатся сосредотачивать внимание на точности и аккуратности движений своей руки во время действий с хрупким и ломким сухим материалом

• своеобразие окраски, формы и размера листьев кустов и деревьев будят воображение, заставляя соотносить их с внешним видом животных, птиц, предметов.

     Мы постарались создать необходимые условия для формирования ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста, которые включают в себя интеграцию следующих образовательных областей: "Познание", "Труд", "Коммуникация", "Художественное творчество", "Социализация".

Интегративные качества

     Процесс формирования ручной умелости в условиях ДОУ является необходимым условием для приобретения и развития интегративных качеств ребенка: "любознательный, активный", "эмоционально отзывчивый", "овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками", "овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности".

Основная часть

Теоретическое обоснование средств развития художественного творчества детей дошкольного возраста

     Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

     Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата. Новизна результата творческой деятельности создает то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

     Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит в процессе специально организованного обучения.

     Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т.п.), связанные прежде всего с анализом продукта деятельности.

     Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы.      

     А. В. Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя не забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).

     Интерес к художественному творчеству детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

     Формирование психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка.

     Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов художественного творчества от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения. Следующей задачей является формирование восприятия, так как художественное творчество возможно на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-творческого образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.

     Цель сенсорного воспитания - формирование у детей рационального чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов. Художественный труд оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения, а дошкольный возраст является благоприятным для их развития, и наибольшие возможности открывает именно художественный труд. Сенсорное воспитание является основой умственного воспитания, обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка. Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий, с которых и начинается познание окружающего мира.

Практическая часть

Проект: "Ручной труд - путь к познанию окружающего мира"

     Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует развитию самых разных умений и навыков, влияет на умственное и эстетическое воспитание ребенка.

     Общение с природой обогащает ребенка, учит его наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является "кладовой развития фантазии и воображения".

     Работа с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и вообще к окружающему миру- моторика руки, восприятие, мышление, внимание, интеллектуальная и творческая активность.

     Дошкольники с удовольствием занимаются аппликацией из сухих листьев, так как наличие готовых форм облегчает и ускоряет задачу создания изображения. В то же время ребенку приходится сосредотачивать внимание на точности и аккуратности движений своей руки во время действий с хрупким и ломким сухим материалом, что положительно сказывается на развитии мелкой моторики руки. Своеобразие окраски, формы и размера листьев, кустов и деревьев будят воображение, заставляя соотносить их с внешним видом животных, птиц, предметов.

     Безграничен творческий простор детей в этом виде трудовой деятельности. Начинать аппликационные работы из листьев можно с дошкольного возраста, так как аппликации из листьев просты в изготовлении и в то же время оригинальны, броски, привлекательны. Собирать можно опавшие листья, семена клена, засохшие цветы и т.п. Лучшее время для сбора - конец лета, начало осени, когда листья приобретают сложную цветовую палитру. Не следует брать слишком большие листья, для работы лучше подойдут маленькие и средних размеров.

     Собранные листья сортируют по видам и раскладывают между газетными листами для просушки. Чтобы листья не коробились сверху кладут груз. Через 5-10 ч газетные листы заменяют сухими. Высушенные, рассортированные листья хранят в папке. Аппликацию из листьев выполняют на белом или цветном фоне. Для основы берут тонкий картон или плотную бумагу. Природная форма, цвет, оттенки листа позволяют передать самые различные предметы, объекты - птиц, зверей, насекомых, фигурки людей, технические сооружения.

При аппликации обычно стремятся сохранить естественную форму листа, но иногда приходится вырезать из листьев отдельные детали. Увлекаться этим способом не следует, так как при этом теряется привлекательность и оригинальность поделки, появляется отталкивающий налет искусственности.

Начинать аппликационные работы из листьев желательно с простых форм или отдельных предметов, постепенно с приобретением навыков работы, усложняя композицию и количество предметов.

Перед началом работы делают несколько набросков карандашом на отдельном листе бумаги с учетом имеющегося материала. В самой же аппликации непременно будут изменения, поэтому, используя предварительный рисунок, способом композиционного расположения находят наиболее оптимальный вариант передачи выразительности рисунка. Только после этого приклеивают листья, смазывая их очень тонким слоем или каплями в нескольких местах.

Заключение

     Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью  ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений. 

     Процесс изготовления поделок из бумаги, природного материала, подручных средств интересен и приятен. Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторики пальцев рук, навыки детей стали более совершенными. Дети не только познакомились с осенней природой, но и научились видеть в листке основную деталь какого-либо предмета. Также научились распознавать листья различных деревьев, аккуратно и бережно обращаться с природным материалом

     Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Список литературы

1. Захарюта, Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника [Текст] / Н. Захарюта. -Дошкольное воспитание., 2006. -С. 8-13.

2. Барышева, Т.А. Диагностика эстетического развития ребенка [Текст] / Т. А. Барышева. -Феникс., 2004. - С. 7 - 41.

3. Дмитриева, В. Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или Прикоснемся к прекрасному [Текст] / В. Дмитриева. – М., 2006. -С. 16-17.

4. Короткова, Е.А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду [Текст] / Е. А. Короткова. – М., 2011. - С. 3-4.

5. Комарова,Т. Трудовое воспитание в детском саду [Текст] / Т. Комарова. -М., 2005. – С. 48.

6. Логинова, В.И., Бабаева, Т.И., Ноткина, Н.А. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду[Текст] / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н. А.Ноткина. -М.,2008. -С.12.

7. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду [Текст] / Л.В. Куцакова.- М., 2007. –С. 276.

8. Соколова, Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка [Текст] / Ю.А. Соколова.-М.,2009. -С. 64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".

создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....

"Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования...

Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"

  В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...

Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

Разработка данного проекта может быть использована педагогами в Дошкольных учреждениях. Главной целью проекта является оздание условий для развития элементарных естественно научных представлений ...

Программа саморазвития педагога по теме: «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира» 1 младшая группа

В данно программе поставлена цель , определены задачи по экспериментированию с водой, предложен перспективный план по работе с детьми 1 младшей группы, а так же разработан план работы педагога на учеб...

Перспективный краткосрочный план работы по реализации проекта " Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

Актуальность проектаВ наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить при...

План работы по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».

Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под в...