Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию "Куклы из бабушкиного сундучка"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Гудкова Евгения Юрьевна

знакомство с куклами- оберегами, самостоятельное изготовление куклы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

(НОД) в старшей группе

МАДОУ “Гусельки” корпус № 2

воспитатель: Гудкова Евгения Юрьевна

Цель: Знакомство с историей народной куклы, через интеграцию предметов: художественного труда, чтение художественной литературы, музыки и познания. Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

Образовательные:

-Познакомить с историей и видами народных кукол.

-Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

-Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.

-Закреплять знания детей о куклах-оберегах.

-Изготовить традиционную народную куклу-ангела.

-Совершенствовать мелкую моторику (скручивание, заматывание, завязывание узлов) .

Развивающие:

-Расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе.

-Развивать творческие способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству.

-Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.

Воспитательные:

-Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.

-Прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа.

-Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.

Оборудование:

Видеопроектор, блюдечко с яблочком, сундук, кукла “Полешко”, кукла “Бессонница”, кукла “Колокольчик”, фоновая русская народная музыка.

Раздаточный материал:

Цветной прямоугольный отрезок ткани, белый треугольный отрезок ткани, по кусочку ваты, нитки, ножницы.

Предварительная работа:

Чтение сказки “Василиса Премудрая”

Ход занятия

1 слайд: тема занятия.

Под музыку воспитатель (хозяюшка) в русском народном костюме и дети входят в зал, встают в полукруг.

Хозяюшка: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло.

Давайте, с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.

Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон).

Хозяюшка: Ребята, хочу пригласить вас в мою мастерскую.

Эй, честные господа,

Ко мне пожалуйте, сюда.

Хозяюшка: Проходите, присаживайтесь.

Дети проходят в избу-мастерскую, садятся на стульчики .

Хозяюшка: Посидим рядком поговорим ладком.

Хозяюшка: Ребята, мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?

Дети: Россия.

Хозяюшка: 2 слайд: Наша Родина – матушка-Россия. Так с любовью называли её наши предки.

Хозяюшка: А хотите ли вы увидеть, как жили в старину на Руси? (Да, хотим)

-Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим.

-“Катись, катись яблочко по блюдечку,

Покажи нам Русь-матушку”:

(Хозяйка обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому слайду ведётся небольшой рассказ:

3слайд: “Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами.

4слайд: жители этих деревушек работали в поле и на огороде,

5 слайд: занимались ловлей рыбы, скотоводством, сбором ягод и грибов, охотой,

6 слайд: пекли пироги в жарких русских печах. Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости. И люди создавали радость своими руками!

7 слайд: Серые фасады домов расписывали яркими красками

8 слайд: украшали окна деревянной резьбой,

9 слайд: Вытачивали из лесных коряжин оригинальные посудины,

10 слайд: плели кружева,

11 слайд: вышивали на полотенцах и, конечно же,

12 слайд: мастерили своими руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение».

-Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с куклами из бабушкиного сундука.

Хозяюшка идёт и берёт сундучок со словами:

Посмотрите, у нас в мастерской сундук стоит

Я уверена, много тайн он хранит

К сундуку я сейчас пойду

Может, что-нибудь в нём найду.

Хозяюшка: В этом сундучке живут необычные куклы. В старину на Руси кукол не было, поэтому люди делали их своими руками, с большой любовью. Таких кукол не купишь в магазине. Куклы были: ИГРОВЫЕ, ОБРЯДОВЫЕ, ОБЕРЕГОВЫЕ.

Хозяюшка достаёт из сундучка куклу игровую – ПОЛЕШКО.    (ответы)

Как вы думаете, для чего нужна была эта куколка?

Это обыкновенная игровая кукла-«ПОЛЕШКО», с такими куклами играли дети. Она делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья – игрушка готова.

Хозяюшка:

Засиделись наши ножки,

Надо их размять немножко.

В круг скорее вы вставайте,

С куклой «ПОЛЕШКО» поиграйте.

Все дети встают в круг, в центре водящий-хозяюшка с куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют.

Идём мы все по кругу по кругу, по кругу,

Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга

- С куклой ты попрыгаешь?

- Попрыгаю, попрыгаю!

- А ты ножками подрыгаешь?

- Подрыгаю, подрыгаю!

-А ты ручками похлопаешь?

- Похлопаю, похлопаю!

- А ты ножками потопаешь?

- Потопаю, потопаю!

-Ручками помашем?

-Помашем, помашем!

-А потом попляшем?

- Попляшем, попляшем!

Игра проводится 1 раза. После игры дети рассаживаются на свои места.

Хозяюшка: А ещё в бабушкином сундуке есть куклы обереговые. А кто знает, ребята, что такое оберег? (ответы)

Хозяюшка: Правильно, люди считали, что  оберег защищает человека от несчастий, болезней, охраняет дом.

Хозяюшка подходит к сундуку и достаёт куклу – обереговую.

Хозяюшка: Ребята, эта куколка называется “Бессонница”. Как вы думаете, почему её так называют ?(ответы)

В старину, когда плакал младенец, мать, чтобы успокоить его сворачивала из двух лоскутков ткани куклу «Бессонницу» и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница-бесонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

Хозяюшка достаёт следующую куколку.

Хозяюшка: А эта кукла- колокольчик считалась оберегом хорошего настроения.

Хозяюшка достают из сундучка куклу «Колокольчик». Читает стихи:

Есть особенность у куклы

На ней юбок ровно три.

Это счастье человека,

Символ веры, доброты.

Для того, чтоб настроенье

Было поднятым всегда,

Нужно чтобы в каждом доме

Эта куколка была.

Хозяюшка: Ребята, а вы хотели бы научиться изготавливать кукол своими руками? (да) Тогда сегодня я научу вас мастерить куколок -ангелочков. Считалось, что они приносили в дом мир и покой.

Хозяюшка: Делу – время, а потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься!

Хозяюшка: Перед началом любого дела очень важно убедиться в том, что всё необходимое для работы у вас есть и находится под рукой. Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для этой куклы?

-Чтобы сделать куклу, нам понадобиться яркая ткань для сарафана, белый треугольный отрезок ткани, нитки и ножницы. Старайтесь выполнить работу красиво и аккуратно так как потом эти куколки будут охранять ваш дом.

Приступаем к работе. На квадрат выкладываем кусочки ваты и аккуратно заворачиваем, делая упругий шарик (это голова куклы), перетягиваем его нитью и выравниваем низ.

Затем берем треугольную ткань белого цвета и собираем его гармошкой. Потом кладем сверху заготовку с головой куклы и длинными концами ниток перекручиваем крылышки крест- накрест. (Самостоятельная работа под народную музыку.)


Хозяюшка: Какие красивые куколки у вас получились.

Хозяюшка: Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

И чтоб было нам веселей,

Не забудем таких мы корней!

Заведём хоровод, как в старину,

Куклу новую покажем свою!

Исполняется хоровод с куклой под русскую народную песню «Хоровод – оберег».

Хозяюшка: Уважаемые рукодельницы и мастера, чем мы сегодня занимались? (Мы говорили о куклах, мастерили их и играли с ними)

Хозяюшка: О каких куклах вы сегодня узнали?

Дети: О «Полешко», «Бессонница», «Колокольчик».

Воспитатель: Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки с помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.

Дети: Спасибо.

Хозяюшка: Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям.

Пришло время расставанья.

До свиданья! До свиданья!

Дети. До свидания!

(Звучит народная музыка, дети выходят из зала)

                                         

                                  Самоанализ:

Уважаемые, коллеги, вашему вниманию было представлено интегрированное занятие, которое носит познавательный характер «Куклы из бабушкиного сундучка», разработанное для детей старшего дошкольного возраста.

При выборе темы занятия и материалов к нему я опиралась на основные принципы дидактики (всестороннее развитие личности, тесная взаимосвязь с жизнью, регулярность, последовательность, доступность, наглядность, учет возр. особенностей), которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, учитывала особенности детей.

Разнообразие оборудования и материалов, использованных на занятии, позволили мне удержать внимание детей и познавательный интерес на протяжении всего занятия (20 мин) .

Цель: Знакомство с историей народной куклы, через интеграцию предметов: художественного труда, чтение художественной литературы, музыки и познания. Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи ставила следующие:

Образовательные:

  • Познакомить с историей и видами народных кукол
  • Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами
  • Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной
  • Закрепить знания детей о куклах оберегах
  • Изготовить традиционную народную куклу- оберег
  • Совершенствовать мелкую моторику (скручивание, заматывание, завязывание узлов).

Развивающие:

-Расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе;

-Развивать творческие способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству;

-Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.

Воспитательные:

-Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.

-Прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа.

-Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.

Занятие построено с учётом гуманистических принципов на доверительном отношении между ребёнком и педагогом, использовала личностно- ориентированный подход в работе с детьми. ( учитывать при обучении индивидуальные особенности ребенка)

Дети свободно выражали свои знания о народных куклах, песнях.

Для осуществления поставленных задач на занятии использовала следующие методы и приёмы:

-Наглядный (образцы народных кукол) ;

-Информационно-коммуникативные технологии (презентация) ;

-Словесный;

- Игровой;

-Рассматривание;

- Образцы воспитателя;

-Искусствоведческий рассказ;

-Беседа;

-Художественное слово;

-Сотворчество педагога с детьми;

-Метод проблемного обучения;

-Практическая деятельность.

Для поддержки активности детей на протяжении всего занятия чередовала статичные виды деятельности (беседа, вопросы- ответы, просмотр слайдов) с игровой, практической деятельностью.

Структура занятия соответствовала общепринятой, содержала 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. Каждый этап был направлен на решение поставленных задач. Считаю, что поставленные задачи мы с детьми реализовали.

В дальнейшем планирую продолжить работу по данному направлению и хочу создать в группе мини-музей народной игрушки для детей и их родителей.

Спасибо всем за внимание и тёплую встречу!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия в средней группе «На бабушкином дворе»

Задачи:Образовательная область «Коммуникация»- ввести в активный словарь детей обобщающее слово: корм; глаголы, характеризующие действия: грызёт, лакает, жуёт, ласкает, мяукает;- закрепить в речи родо...

Интегрированное занятие во 2младшей группе "На бабушкином дворе"

Цель: знакомство с домашними животными.Задачи: 1. Образовательная   познание: продолжать знакомить детей с домашними животными,      конкретизировать представл...

Конспект интегрированной НОД по реализации национального компонента "Бабушкин сундучок".

Конспект интегрированной НОД по реализации национального компанента "Бабушкин сундучок"...

КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "КУКЛЫ БАБУШКИНОГО СУНДУЧКА"

Это занятие разработано в соответствии с ФГОС ДОО,для детей старшего дошкольного возраста....

конспект интегрированного занятия в старшей группе " Секреты бабушкиного сундука"

Конспект открытого занятия по теме  недели "Игрушки из бабушкиного сундука" изготовление кукол  из ткани....

Фото отчет к интегрированному занятию в старшей группе " Секреты бабушкиного сундука"

Фотоотчет к открытому занятию  " Секреты из бабушкиного сундука" по теме недели " Игрушки из бабушкиного сундука" Изготовление детьми куол из ткани....