конспект интегрированного занятия в старшей группе " Секреты бабушкиного сундука"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Ерусланова Светлана Владимировна

Конспект открытого занятия по теме  недели "Игрушки из бабушкиного сундука" изготовление кукол  из ткани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx190.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

МБДОУ «Анцирский детский сад»

Канского района,  Красноярского края.

C:\Users\Lenovo\Desktop\бабушкин сундук\1_10_2.jpg

Конспект интегрированного занятия «Секреты бабушкиного сундука» (старший дошкольный возраст).

Подготовила: воспитатель высшей категории Ерусланова СВ.      2022год.

Программное содержание: пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа;
ознакомить детей с народным творчеством, предметами старинного русского быта, русским народным  фольклором, пословицами, поговорками;
изготовление простейшей куклы-оберега.

Задачи:
Воспитательные:
• Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание.
• Воспитывать нравственно-эмоциональные качества: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности.
Развивающие:
• Развивать художественно-эстетические качества – продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции..
• Развивать сенсорные навыки: умение использовать обследовательские действия материала (текстиль, вату, умение различать лицевую и изнаночную стороны.
• Развивать трудовые навыки рукоделия.
• Развивать физические навыки: это развитие глазомера, остроты зрения, мускулатуры кисти руки, координацию рук под контролем глаз. Совершенствование мелкой моторики руки и координации движений. Развивать способность к концентрации внимания.
Образовательные:
• Формировать знания, умения и навыки у детей при использовании различных видов техники в работе.
• Расширить и закрепить знания, и умения по работе с тканью.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование:
- Народные костюмы (сарафан, кокошник,).
- Лоскуты ткани для изготовления кукол, нитки.
- аудиозаписи русских народных мелодий, ноутбук

Ход занятия:

Звучат гусли.   К детям - гостям выходит Хозяйка с детьми:                                                                                                              ХОЗЯЙКА Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйста!

                Веселья вам да радости!

    Я очень рада видеть вас. Меня зовут Марья - рукодельница. Собираясь к вам в гости я  одела  праздничный наряд.   

     Гостей приветствуют хозяйские дети:

1 ребенок: Проходите, не спешите, рассаживайтесь.

2 ребенок: Сядем рядком,

                   Поговорим ладком.

Сегодня нас ждет путешествие в далекое прошлое.  вы знаете, что наши предки  занимались разными ремеслами и были большими мастерами. И сегодня мы с вами поговорим о том, в какие игрушки играли  дети в старину.

    Звучит музыка  «Пойте гусли».

     Хозяйка обращает внимание на сундучок:

- Посмотрите, сундучок стоит. Какой он красивый, расписной, старинный.

Что за странный сундучок?

И закрыт он на замок.

Если ключик подберем,

В прошлый век мы попадем.

А чтобы сундучок открылся, нужно потрудиться – отгадать загадки. Слушайте внимательно.

 Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Дети: Замок.

Может напоить водою,

Может гайку отвинтить,

А еще замок откроет.

Чтоб хозяев в дом пустить.

Дети: Ключ. «Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!» 

- Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо?
Дети произносят волшебные слова. Воспитатель открывает сундук и говорит:
-Пришла пора заглянуть в бабушкин сундук: посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем.     Звучит музыка «Пойте гусли».

ХОЗЯЙКА: Позвонили в бубенец (замок отщелкивается)

И попали во дворец.

Открывается палата (поднимается крышка сундука).

Смотрим, чем она богата?

Нет ли там чудовища?

Нет ли там чудовища?

Для того, чтобы догадаться, что за предмет отгадайте загадку:
Платье носит, а есть не просит.
Всегда  послушна,
Но с ней не скучно? (Кукла)
ХОЗЯЙКА А у вас есть куклы? (ответы детей). А что вы с ними делаете? Кто-то играет куклами, кому-то они уже не нужны, а у кого-то они красуются на полке. А кем может быть кукла для девочки? (Дочкой, подружкой).

Куклы мои – не просто игрушки,
А для меня такие подружки.
Кто вам сказал, что дети не знают,
Как по ночам куклы вздыхают.
ХОЗЯЙКА: А теперь ребятки сядем рядком да поговорим ладком. Вечером дети, мамы и бабушки собирались на посиделки, пряли, вышивали, рассказывали сказки, пели песни, разговаривали и делали кукол. По нарядам кукол судили о мастерстве и вкусе владелицы. В кукольных играх девочки учились шить, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Куклы никогда не разбрасывались по избе, к ним относились очень бережно, передавая от бабушки к внучке, от матери к дочери. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным. Они хранились в сундуке. К изготовлению   куклы - оберега относились серьезно и ответственно.

             Звучит музыка русских народных инструментов  .

Хозяйка достает из сундука по одной кукле, расставляет их на столе и читает                                стихотворение  Ники Харламовой «Тряпичная кукла»:
   

                  Куклы-самоделки выстроились в ряд.

И у каждой имя, а за ним обряд.

Славою покрыли куклы наш народ.

Делаем как символ их из года в год.

Куклу - зерновушку мастерили все.

В голод появлялась кукла на окне.

Видел люд прохожий куклу по весне.

И спешил на помощь. Хлеб несли семье.

Молодым дарили куклу – оберег.

Чтоб не разлучались с милыми вовек.

На одной основе муж, его жена.

С ними пеленашка, то же  не одна.

Травница висела в люльке малыша.

Так он благовоньем мог всегда дышать.

Куклой оберегом стала день и ночь.

Кукла – колокольчик гнала слёзы прочь.

1 девочка вынимает куклу- полено из сундука :

-А ПОЛЕНО ЧТО ТУТ ДЕЛАЕТ?

ХОЗЯЙКА- Раньше куклой могло стать простое березовое полено, белая кора становилась личиком куклы. Повязала девочка  полешку платочек, надела юбочку – и кукла готова.

ХОЗЯЙКА: Посмотрите, какая необычная кукла. Из чего она сделана?

Дети: Из соломы.

ХОЗЯЙКА: Правильно – это соломенная кукла и  родилась она в деревне.

Делали её из соломы, которая оставалась после жатвы. Матушка брала своего ребеночка в поле, там его надо было чем-то занять. А под рукой всегда была солома да травка.

ХОЗЯЙКА:
- А вы хотите иметь куколку – оберег?
Тогда делу время, потехе час!
Не зря так говорят у нас.
Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься.
Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому что
народ  говорит «Одной рукой узла не завяжешь».
Что это значит? Для того чтоб сделать куколку, надо друг другу помогать. Пригодятся только добрые мысли, чистое сердце и хорошее настроение – только тогда кукла выполнит свое главное предназначение: защищать, поддерживать в трудную минуту, оберегать от зла.

Физ.минутка «Вдоль по реченьке».
Вдоль по реченьке Волны руками
Лебёдушка плывёт, Походить плавно выгнув руки
Выше Поднять руки вверх
Бережка Руки одна на другую перед грудью
Головушку несёт, Руки к щекам наклона головы в стороны
Белым крылышком помахивает, Взмахи руками в стороны
На цветы Кисти вместе пальчики развести
Водичку стряхивает. Стряхнуть кисти рук (2 раза)
-Вот и кончилась игра. Куклу делать нам пора. Сейчас я буду рассказывать, последовательность изготовления куклы -оберега, вы будете внимательно слушать
- Квадратик  ткани положите уголком к себе.
- ватные диски положите на середину ткани.
- Закройте диски второй половинкой ткани. Формируем голову куклы.
- Одним пальцем держите конец нитки. Второй конец обмотайте два раза вокруг головы. Завяжите узлы.
- Расправьте края ткани. Заправьте внутрь срезы рукавов, подогните внутрь кончики рукавов. Сформировав «ладони», обкрутите края ниткой и завяжите узелки.

- Формирование линии талии. По талии промотать нитку, заложив переднюю часть рубахи куклы на заднюю.
- Второй квадрат сложить пополам и по линии сгиба внутрь вложить нить и по талии стянуть ткань нитью. Это юбка куклы оберега. и стянуть его ниткой.
- Кукла оберег готова.   У вас во время работы могут возникнуть трудности в завязывании узлов. Для этого можно попросить соседа подержать куклу, а вы в это время завяжете узлы, то есть вы должны помогать друг другу. Если что-то не понятно, не бойтесь поднять руку и спросить. Теперь я вижу, что вы готовы к работе, приступаем. Звучит р.н.п. «Пошла Дуня по дороге» дети мастерят кукол.

После  окончания работы, дети с куклами в руках выстраиваются на полукруг.
Вышла кукла хоть куда.
Будет кукла помогать
Маме деточку качать.
Будет кукла утешать,
Будут детки крепко спать.
- А теперь давайте возьмём наши замечательные куклы- обереги. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку  тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник.А сейчас давайте поводим с ними хоровод  «ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА СТОЯЛА» В группе вы поиграете с ними, придумаете куклам имена, познакомите кукол друг с другом, а может быть подарите тому, кому задумали. Вот и закончилось наше путешествие в далекое прошлое
– Что нового вы сегодня узнали? - Как называются эти куклы? (Это куклы-обереги).
- Понравилось ли вам наше путешествие? Мне пора уходить. До свидания! Детям предлагают выбрать колобка веселого и грустного, чтобы определить свое отношение к занятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия в средней группе «На бабушкином дворе»

Задачи:Образовательная область «Коммуникация»- ввести в активный словарь детей обобщающее слово: корм; глаголы, характеризующие действия: грызёт, лакает, жуёт, ласкает, мяукает;- закрепить в речи родо...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Сундук добра"

Цель занятия: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Задачи: Познакомить детей с последовательностью изготовления матрешки, видами росписи и многообразием матрешек. Приобщать детей к восприя...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Фото отчет к интегрированному занятию в старшей группе " Секреты бабушкиного сундука"

Фотоотчет к открытому занятию  " Секреты из бабушкиного сундука" по теме недели " Игрушки из бабушкиного сундука" Изготовление детьми куол из ткани....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Секреты здоровья»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе«Секреты здоровья»с использованием технологий:проблемно-игровая, здоровьесберегающие Цель: систематизировать представле...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...