Нетрадиционные техники ручного труда и развитие творческой деятельности у дошкольников
учебно-методическое пособие по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Ерошевская Оксана Александровна

Знакомство с изготовлением изделий из различного нетрадиционного материала (бисер,соломка, карандашная стружка).

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ

РУЧНОГО ТРУДА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

 Цель программы:

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

 Задачи программы:

Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами

Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

Направления работы:

  1. Развитие творческих способностей
  2. Художественно-эстетическое развитие
  3. Познавательное развитие

 Возраст детей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 6-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

 Продолжительность реализации программы.

 Преемственность:

Программа предполагает:

- сформировать у старших дошкольников специальные умения и навыки;

- развить личностные качества;

- дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта трудовой деятельности;

Принципы построения педагогического процесса:

  1. От простого к сложному
  2. Системность работ
  3. Принцип тематических циклов
  4. Индивидуальный подход

Методы и приёмы обучения:

 

  1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
  2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
  3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение

Этапы работы:

Весь образовательный процесс делится на три этапа.

1 этап –знакомство со свойствами материалов

2 этап –обучение приёмам изготовления

3 этап –изготовление поделок

Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер-классы, родительские встречи.

Ожидаемый результат:

Подготовительная группа:

  • Познакомиться с различными материалами и их свойствами
  • Освоение навыков работы с клеем и ножницами
  • Умение видеть необычное в обычных предметах
  • Развитие мелкой моторики
  • Умение работать индивидуально и в команде
  • Испытывать удовольствие от полученного результата

Календарно-тематический план

месяц

Тема

Кол-во часов

Програмные задачи

1

Октябрь

1. 1.Мир бисера и красоты.

2.Осенний лист (плоскостное плетение).

3.Ягодка-рябинка(объёмное плетение).

4.Бисерный лес-полон чудес (коллективная работа).

60мин.

60мин.

60мин.

60мин.

Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка. Способствовать формированию и удовлетворению познавательного интереса к бисеру разных фактур. Способствовать “погружению” детей в удивительное царство бисера.

Материал к занятию: разноцветный бисер отличный по форме и размеру.

2

Ноябрь

1.Осеннее деревце (бумагокручение).

2.Сказочные птицы(аппликация с элементами квилинга).

3. Лесное царство (коллективная работа из природного материала).

4. Поделки из природного материала по замыслу детей.

60 мин.

60 мин.

60 мин.

60 мин.

Познакомить детей с разнообразием природного материала и использовании его в изготовлении поделок. Познакомить со свойствами природного материала. Способствовать коллективной деятельности.

Материал к занятию: Гофрированная бумага, картон, цветная бумага, цветная калька, природный материал (жолуди,шишки,листья)

3

Декабрь

1.Живая линия (работа с нитью).

2. Вьюги и метели (создание изображений на бумаге).

3. Спиральки (цветная бумага).

4.Волшебные полоски(объёмные силуэты).

60 мин.

60 мин.

60 мин.

60 мин.

Формировать представление о том, что веревочка пластична, может менять форму по желанию детей. Вызвать желание поэкспериментировать с веревочкой.Познакомить детей с разными техниками рисования. Знакомство с бумагой и её свойствами. Материал к занятию:

Нитки, гофрированный картон, цветная бумага, краски.

4

Январь

1.Моя любимая погода зимой( печать паролоном по трафарету).

2.Открытки с сюрпризом.

3.Деревья зимой(рисование с использованием манной крупы).

4.Белые лебеди в пруду(поделка с использованием салфеток).

60 мин.

60мин.

60 мин.

60 мин.

Познакомить детей с различной техникой рисования. Развитие воображения. Закрепить умение смешивать краски. Создание объемных композиций из салфеток (бумагопластика). Материал к занятию:

Салфетки, манная крупа,краски).

5

Февраль

1.Барышня (аппликация из салфеток).

2. Цветик-семицветик (карандашные стружки).

3.Зимнее настроение (карандашные стружки).

4.Синичка (рис,гречка,манка).

60 мин.

60 мин.

60 мин.

60 мин.

Создание сюжетной композиции с передачей красоты зимнего времени года. Научить организовывать пространство для композиции, работать с крупой. Совершенствовать навыки работы с различными видами круп для создания композиций – инсталляций.

6

Март

1.Веточка мимозы (солёное тесто)

2.Заплетушки(солёное тесто)

3.Фрукты(солёное тесто)

4.Натюрморт в корзинке( солёное тесто)

60 мин.

60 мин.

60 мин.

60 мин.

Совершенствовать умение работать с соленым тестом, придавать изделиям красивый декоративный эффект, сделанный стеками (режущие или вдавливающие движения) Учить создавать объемные фигурки с помощью фольги, которую нужно комкать и облеплять соленым тестом. Учить создавать натюрморт используя все возможные приемы лепки из соленого теста, декорировать композицию с помощью различных средств.

Материал к занятию:

Готовое солёное тесто, анилиновые красители, фольга.

7

Апрель

1.Поделки из яичной скорлупы.

2.Наш город(крупа).

3.Природа просыпается(нитки мулине).

4.Колечко на пальчик(бисер)

60 мин.

60 мин.

60 мин.

60 мин.

Предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи. Дать понятие о нитях, как формообразующем явлении, способном менять форму, изображать кого или что угодно. 

Материал к занятию:

Нитки мулине, бисер различных форм и цветов, яичная скорлупа.

8

Май

1.Наш город (соломка)

2.Берёзки(соломка цветная)

3.Сказочные птицы (пластилин)

4.Весенние цветы(соломка)

60 мин.

60 мин.

60 мин.

60 мин.

Продолжать знакомство детей с новым материалом –соломкой.Формировать умение изготавливать поделки из плоских соломенных лент. Наклеивать их чётко. Материал к занятию:

Соломка,пластилин,клей,калька.

Учебно – тематический план

№ п/п

Название

Месяц

Кол – во часов

1

Мир бисера и красоты.

Октябрь

30 мин.

2

Мир бисера и красоты.

30 мин

3

Осенний лист (плоскостное плетение)

30 мин

4

Осенний лист (плоскостное плетение)

30 мин

5

Ягодка-рябинка(объёмное плетение).

30 мин

6

Ягодка-рябинка(объёмное плетение).

30 мин

7

Бисерный лес-полон чудес (коллективная работа).

30 мин

8

Бисерный лес-полон чудес (коллективная работа).

30 мин

Итого:

8 часов

1

Осеннее деревце (бумагокручение)

      Ноябрь

30 мин

2

Осеннее деревце (бумагокручение)

30 мин

3

Сказочные птицы (аппликация с элементами квилинга)

30 мин

4

Сказочные птицы (аппликация с элементами квилинга)

30 мин

5

 Лесное царство (коллективная работа из природного материала)

30 мин

6

 Лесное царство (коллективная работа из природного материала)

30 мин

7

Поделки из природного материала по замыслу детей

30 мин

8

Поделки из природного материала по замыслу детей

30 мин

Итого:

8 часов

1

Живая линия (работа с нитью).

     Декабрь

     Декабрь

30 мин

2

Живая линия (работа с нитью).

30 мин

3

Вьюги и метели (создание изображений на бумаге).

30 мин

4

Вьюги и метели (создание изображений на бумаге).

30 мин

5

Спиральки (цветная бумага).

30 мин

6

Спиральки (цветная бумага).

30 мин

7

Волшебные полоски (объёмные силуэты).

30 мин

8

Волшебные полоски (объёмные силуэты).

30 мин

Итого:

8 часов

1

Моя любимая погода зимой (печать поролоном по трафарету).

     Январь

30 мин

2

Моя любимая погода зимой (печать поролоном по трафарету).

30 мин

3

Открытки с сюрпризом.

30 мин

4

Открытки с сюрпризом.

30 мин

5

Деревья зимой (рисование с использованием манной крупы).

30 мин

6

Деревья зимой (рисование с использованием манной крупы).

30 мин

7

Белые лебеди в пруду (поделка с использованием салфеток).

30 мин

8

Белые лебеди в пруду (поделка с использованием салфеток).

30 мин

Итого:

8 часов

1

Барышня (аппликация из салфеток).

     Февраль

30 мин

2

Барышня (аппликация из салфеток).

30 мин

3

Цветик - семицветик (карандашные стружки).

30 мин

4

Цветик -семицветик (карандашные стружки).

30 мин

5

Зимнее настроение (карандашные стружки).

30 мин

6

Зимнее настроение (карандашные стружки).

30 мин

7

Синичка (рис, гречка, манка).

30 мин

8

Синичка (рис, гречка, манка).

30 мин

Итого:

8 часов

1

Веточка мимозы (солёное тесто)

        Март

30 мин

2

Веточка мимозы (солёное тесто)

30 мин

3

Заплетушки (солёное тесто)

30 мин

4

Заплетушки (солёное тесто)

30 мин

5

Фрукты(солёное тесто)

30 мин

6

Фрукты(солёное тесто)

30 мин

7

Натюрморт в корзинке( солёное тесто)

30 мин

8

Натюрморт в корзинке( солёное тесто)

30 мин

Итого:

8 часов

1

Поделки из яичной скорлупы.

     Апрель

      Апрель

30 мин

2

Поделки из яичной скорлупы.

30 мин

3

Наш город (крупа).

30 мин

4

Наш город (крупа).

30 мин

5

Природа просыпается (нитки мулине).

30 мин

6

Природа просыпается (нитки мулине).

30 мин

7

Колечко на пальчик (бисер)

30 мин

8

Колечко на пальчик (бисер)

30 мин

Итого:

8 часов

1

Наш город (соломка)

        Май

30 мин

2

Наш город (соломка)

30 мин

3

Берёзки (соломка цветная)

30 мин

4

Берёзки (соломка цветная)

30 мин

5

Сказочные птицы (пластилин)

30 мин

6

Сказочные птицы (пластилин)

30 мин

7

Весенние цветы (соломка)

30 мин

8

Весенние цветы (соломка)

30 мин

Итого:

8 часов

Итого за год:

64 часа

Задачи программ

Задачи базовой программы

Задачи данной программы

1.Совершенствоватботать  умение работать с бумагой.

2.Закреплять умение работать с

природным материалом.

3.Закреплять умение экономно и рационально расходовать материалы.

4.Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, стремление быть полезным окружающим, радовать результатами коллективного труда.

5.Формирование трудовых умений и навыков, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности.

6. Развивать эстетическое

восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.

1. Развитие личностных качеств: (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.). Развитие интеллекта, внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи и творческих способностей. Развивать умение работать с бумагой в технике “квилинг”, “оригами”, “бумагокручение” из гофрированного картона. Расширять представления детей о различных способах изготовления изделий из бумаги.

2. Развитие основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности. Познакомить детей с природным материалом соломка и многообразием изделий из этого материала.

3. Развивать творческое воображение и самостоятельность у старших дошкольников.

4. Развивать самостоятельность и самоконтроль (доводить начатое дело до конца).

5. Закрепить умение пользоваться технологическими картами и инструментами на занятиях. Формировать умение пользоваться схемами при изготовлении изделий в технике “бисероплетение”.

6.Формировать умение следовать устным инструкциям.

7.Обучать различным приемам работы с бумагой , тестом.

8.Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.

9.Развивать мелкую моторику рук и глазомер при работе с бисером( отсчёт нужного кол-ва бисера, распределение его на проволоке и.т.п).

10.Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

11.Воспитывать интерес к ручному труду демонстрируя многообразие различных техник выполнения работ.

12.Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

13.Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитию творческих способностей детей через нетрадиционные техники ручного труда. Методическая разработка.

Методическая разработка содержит конспект ООД по конструированию с элементами аппликации....

"Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники ручного труда". Проект.

В разработке представлена работа по изготовлению поделок из одноразовой посуды....

Самообразование "Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей младших дошкольников"

Эта тема помогла мне повысить свою квалификацию и профессионально самосовершенствоваться....

Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей старших дошкольников

Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности....

«Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей старших дошкольников»

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. В процессе ознакомления с разными ...

«Использование нетрадиционных техник ручного труда для развития творческого потенциала дошкольников»

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Искусство рисования -...

Методическое объединение " Использование нетрадиционных техник ручного труда для развития творческого потенциала дошкольников".

Использование нетрадиционных техник ручного труда для развития творческого потенциала дошкольников.Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является то, что ребёнок обла...