ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Бойко Оксана Ярославовна

Дошкольный возраст - это период, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.Что же представляет собой творчество? 

Творчество-это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и духовной жизни общества (Е.А. Дубровская, 2002, 11).Многие психологи давали свои определения творчества, но все они сводились к тому, что творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое, оригинальное.

Психолог Н.Варкки, характеризуя художественное творчество детей, писал, что одна из важных особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность учебная, необходимо, чтобы какая-то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта деятельности, который на кого-то должен оказать воздействие, с которым связано сознание его возможностей социальной ценности. Без этого развитие творчества ребенка неизбежно подменится развитием некоторого формального умения [Н. Варкки, 2003].

А.В.Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует» [И.Д. Запорожец, 1985,53], и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельности, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).

Интерес к творческой деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyublyu_berezkurusskuyu.odt24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетичному воспитанию в подготовительной группе на тему «Люблю березку русскую».

     

      Программное содержание: учить передавать в аппликации характерные особенности березы(белый ствол св черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, легкая крона);

        расширять представления детей об образе березы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве;

        воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края;

        расширять и пополнять словарный запас детей за счет слов: березовый, клейкие, сережки;

       закреплять умение составлять сюжетную композицию из элементов;

       продолжать учить работать в парах, оказывать помощь друг другу, контролировать выполнение задания;

       развивать творчество, аккуратность, стремление выполнять работу красиво.

        Материал к занятию: иллюстрации с изображением березы, заготовки из бумаги — ствол дерева, ветки березы, салфетки, клей, кисть, тряпочки, образцы,  краска -черная.

         Предварительная работа: рассматривание картин с изображением березы в разное время года, разучивание пословиц и поговорок о березе.

          Организация детей: за  столами, разбитыми на четыре  группы.

           Словарная работа: березовый, клейкие, сережки.

I. Вводная часть.

 - Сегодня мы побываем в сказочном лесу. Лес этот мы увидим, когда закроем глаза и немного пофантазируем.

 - Закрываем глаза и представляем себя на поляне, а вокруг разные деревья. Мы идем медленно по тропинке и видим озеро на берегу

которого растет красивое дерево (расставить деревья).

      - Клейкие почки,

        Зеленые листочки,

        С белой корой,

        Стоит под горой.      

 - Хорошо! Отгадали загадку. Сегодня мы поговорим о красавице русского леса — стройной, белокурой березке.   -Расскажите, что вы знаете о березке?

II. Основная часть.

 

-Чем отличается березка от других деревьев?

-Как в любое время года мы можем узнать березку?

-Назовите, как называется листик с этого дерева?

 -Какие листочки летом у березки?

 -А какие осенью листочки?

 

-Какие у березки веточки?

 -Какими ласковыми именами и звонкими словами в народе называют это дерево?

 -А еще березку сравнивали с девушкой юной и красивой, в зеленой косынке.

 -А как называется березовый лес?

 

-Береза красива в любое время года. Художники и поэты воспевают красоту природы разными способами и средствами.

 

- Художники рисуют картины природы красками на бумаге. Картины мы можем увидеть глазами. Вот некоторые из них:

- Картина Левитана «Золотая осень» заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени прославляющую родную природу.

     Береза.

       Из березы делают прочную мебель;

        Белый цвет коры защищает от перегрева дерево.

Она выше других деревьев.

Белый ствол только у березки.

Березовый.

Летом листочки зеленые.

Осенью листочки желтые.

Веточки у березки тоненькие, длинные.

Березку называют: кудрявой, белой, стройной.

Он называется березняк.

 

-Игорь Гравбарь «Февральская лазурь». На этой картине изображена гигантская береза, как мудрый старец, седой, большой, надежный. Такая береза защитит от ветра, снега, непогоды.

-Картина Ивана Шишкина называется «Ручей в березовом лесу». Этот ручей, словно песня, которую поют березы, или зеркало, в которое они смотрят.

    -Эти картины висят в музеях, и каждый человек может посмотреть на них.

 -А вот поэты и композиторы создают картины природы словами, сочиняя стихи, песни, музыку.

-Мы с вами учили много стихов про березу. Кто уже вспомнил?

-Кто автор этих строк?

-В какое время годов изображена березка?

 -А кто еще знает стихотворение?

 

-Кто автор?

-В какое время изображена береза?

-А кто вспомнит стихотворение, когда  березку описывают осенью?

 

  -Послушайте еще стихотворение, когда березу описывают весной.

 Автор: Игорь Наумов

   - У задумчивой березки

     На ветвях висят сережки,

     Ты, березка, не грусти,

      Почки в листья распусти.

 -А еще наша красавица березка может подсказывать погоду:

    Если из березы течет много сока-это к дождливому лету.

    Листья осенью опали не полностью-жди суровую зиму.

   -Береза-это едва ли не самое распространенное дерево в России, белое, стройное, раскидистыми на легком ветру листьями. Вокруг березы водили хороводы.

 

-А ну, честной народ,

  Становись-ка в хоровод.

(Хоровод «Мы вокруг березки»).

 

Мы вокруг берёзки хороводом стали,

Яркие платочки высоко подняли.

Ты, берёзка, посмотри, посмотри.

Это пляшут малыши, малыши.

Мы вокруг берёзки весело гуляли,

Весело гуляли, ножками шагали.

Ты, берёзка, посмотри, посмотри,

Это пляшут малыши, малыши.

А теперь, березка, нам пора проститься,

Нам пора проститься, низко поклониться.

III. Выполнение работы.

   -Мы много узнали о березке, а сейчас я предлагаю выполнить макеты березки.

    -Вот такую березку мы должны с вами сделать. Только у каждой подгруппы свое время года, в котором растет их березка.

   В нашей работе мы использовали бумагу черного цвета, из которой сделан ствол дерева, ветки березы сделаны из веток, которые мы собирали на нашем участке.

  Осенью - березка покрыта золотистой листвой.

 Зимой — на веточках лежит снег.

 Летом — дерево покрыто густой зеленой листвой.

 Весной — на ветках клейкие, нежные листочки.  

 IV. Заключная часть.

 -Какие красивые у вас получились березки. Давайте сделаем выставку. Дети, правда красиво? Мне кажется, что я нахожусь в березовой роще.

  -Вы все очень старались, молодцы. Сейчас мы проведем игру «Волшебная палочка», она у нас березовая.

 -Правила игры: нужно передавать палочку друг другу, но при этом вспомнить, что мы говорили или что сам знаешь о дереве.

 -У меня палочка, я и начинаю. -Береза — символ России.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

Сергей Есенин.

Березка изображена летом.

Белая березка

Под моим окном,

Принакрылась снегом,

Словно серебром.

Сергей Есенин.

Зимой.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах,

Это платье золотое,

У березы на плечах.

(Дети идут по кругу, платочки в руках).

(Дети кружатся на месте платочки вверх)

(Шагают в круг, затем из круга)

(Машут платочками, кланяются).

У березы- белый, стройный ствол.

У березы тонкие ветки.

Береза может лечить людей.

Береза дает вкусный сок.

О березе пишут стихи, картины, песни.

В народе березу называют «берегиня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста....

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности и художественно-эстетическом воспитании очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие реб...

Презентация "Театрализованная деятельность, как средство художественно- эстетического воспитания дошкольников"

Театрализованная деятельность ,одно из перспективных направлений развития современного дошкольного образования. Применение её в педагогическом процессе позволяет успешно решать многие воспитате...

Консультация "Музыкальная деятельность как средство художественно - эстетического воспитания дошкольников"

Успех эстетического развития и воспитания детей обязательно предполагает формирование эстетического отношения ко всему окружающему и умению ценить прекрасное в жизни. В содержании воспитания и развити...