Конспект занятия для детей старшего возраста "Валенки для Домовенка Кузи"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Ветрова Ольга Андреевна

 

Конспект занятия «Валенки для Домовенка Кузи»

 

Программное содержание:

  • В игровой форме закрепить знания детей о производстве валенок, их назначении, обычаях, связанных с этой обувью.
  • Учить связно и последовательно выражать свои мысли, отвечать на вопросы.
  • Повторить фольклорный материал по теме.
  • Активировать словарь детей: мастер - валяльщик, валенцы, самовалочки, пимы, и т.д.
  • Развивать память, внимание, логическое мышление, воображение.
  • Вызвать интерес у  детей , предложив им изготовить валенки методом валяния.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа:

  • Заучивание пословиц, поговорок, потешек со словом валенок.
  • Рассматривание иллюстраций валенок.
  • Просмотр видео - фильмов: «Как делали валенки», мастер – класс «Эх, валенки, валенки...».
  • Рисование на тему: «Мы модельеры – украшаем валенки».
  • Декоративное рисование на тему: «Какие были валенки на Руси».
  •  

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас на занятие в наш  музей «Русская изба».

Воспитатель: Вот мы с вами и в избе. Но что-то здесь не так. Посмотрите вокруг, кто здесь устроил такой беспорядок? (В избе поставлена новогодняя елка, рядом с ней дети находят разбросанные вещи и валенки.)

- Интересно, чей это валенок? (Воспитатель находит письмо.)

Воспитатель: Ой, смотрите, какое – то письмо лежит на столе. Давайте прочитаем, что написано на конверте. (Дети читают кому: ребятам группы №8, от кого (Домовенок Кузя).)

Воспитатель: Так вот от кого письмо. Значит, здесь  был Домовенок Кузя. Валенок значит забыл он. Почему он  напроказничал? Давайте прочитаем. (Педагог зачитывает письмо.)

«Дорогие  ребята?

Хочу вам пожаловаться. Как же у Вас красиво в детском саду. А у меня никакого праздничного настроения. Вижу, что вы готовитесь к празднику. Видел  Деда Мороза, он Вам подарки готовит. А мне не готовит. Про меня он забыл.  А я так хочу подарочек. Ну  хоть совсем малюсенький. Поздравляю Вас с наступающим Новым Годом! Здоровья вам и счастья. Ваш Домовенок Кузя».

Воспитатель: Давайте сделаем подарок для Домовенка . А как? Вот это вопрос? У вас есть  какие то  предложения? (воспитатель выслушивает ответы детей). Мы с вами мастера - на все руки, правда?

Воспитатель: Я предлагаю сделать вам вот что: (загадывание загадки)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой.

Утром в садик

Днем – домой. (Валенки.)

Воспитатель: Правильно, я предлагаю вам сделать валенки. Сначала мы сделаем маленькие, как украшение на елку. Это будет наш подарок. А если Кузе они  понравятся, мы сделаем ему  настоящие - большие. Согласны? (Ответы детей.)

Воспитатель: А вы знаете, что такое валенки, как их делают? Из чего?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Тогда садитесь вот здесь, на лавочку, и давайте вспомним все что мы знаем о валенках.

- Что такое валенки? (Это вид обуви.)

- Почему их так называют? (Валенки так называют, потому что их делают методом валяния. Их валяют.)

Воспитатель: - Раньше валенки называли по - разному. Например, валенцы, валеники, волнушечки, выходки, пимы, самовалочки. Как вы думаете почему их называли самовалочки.

- Правильно, это настоящие валенки, которые делали руками, сами валяли. Получались они тонкие, мягкие, теплые.

- Из чего делают валенки? (Из шерсти овец романовской породы.)

- Почему именно из овец романовской породы? (У овец  романовской породы шерсть мягкая, длинная, светло – серая, тонкая, легкая, шелковистая.)

- Где раньше делали валенки? (В банях.)

- А в наши времена? (На фабриках.)

- Давайте вспомним процесс работы. Что делают сначала?

Составление рассказа по алгоритму

  • Чешут шерсть с помощью чесальной машины. Валяют
  • Сматывают на бобину, в рулон, с которого мастер потом отмеряет и отрезает нужный кусок шерсти.
  • Вручную выкладывают стенки и подошву
  • Агрегат стирает заготовку и валенок оседает
  • Сушат
  • Утрамбовывают и выкатывают
  • Надевают на колодки и выправляют колотушками
  • Почти готовые валенки кладут в печь на 12 часов
  • 1 пара валенок это 3,5 дня тяжелой работы.

- Какие валенки бывают? (Удобные, низкие, высокие, толстые, тонкие, легкие, теплые, узорные, украшенные, красивые, левый, правый, и т.д.)

- Что делали раньше в валенках? (Колядовали, ходили на масленицу, невеста выбирала жениха по валенкам.)

- Валенки полезная вещь. Какую пользу от  валенок? (Согревают, лечат.)

- Правильно, и все это благодаря овечьей шерсти. Она не только греет, но и лечит.

Не зря говорят:

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький.

Чтоб зимою не болеть

Надевают валенки.

Воспитатель: - Дети, а может вы знаете поговорки, пословицы со словом валенки?

- Мы не левые и не правые, потому что валенки.

- С какой бы ноги мужик не встал, валенок всегда оденет правильно.

- Прост как валенок.

- Ваньку валять.

- Тупой как валенок.

- С умного по шерстинке, дураку валенки.

- Сани и валенки готовь с лета.

- Прост как сибирский валенок.

- Кто раньше встал, того и валенки.

- Без шубы и валенок и зима без конца.

- Готовь ласты зимой, а валенки – летом.

Воспитатель: Про валенки даже русская народная песня есть, которая так и называется «Валенки». Давайте мы с вами станцуем танец под эту песню.

Физкультминутка «Танец «Валенки».

Воспитатель: - Ну а теперь надо браться за работу. Мы с вами будем валять шерсть. Для того, чтобы сделать валенки.

Валяние валенок.

Педагог рассказывает и показывает процесс работы. Дети выполняют за педагогом. Индивидуальная помощь затрудняющимся детям.

Воспитатель: Ну что, мастера, справились с работой. Сейчас мы наши валенки  положим сушиться. А мы пойдем в группу. Завтра, когда валеночки высохнут, мы их сделаем еще красивее. А вы пока подумайте - как можно валенки  сделать красивыми.
Итог занятия:  - Что мы сделали ? Из чего мы  сделали валенки? Для кого мы старались? – Что, Маша, тебе было трудно делать?  - А кому бы ты сделала валенки? Чьи валенки тебе понравились больше всего?

Дети возвращаются в группу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_domovenok_kuzya.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Валенки для Домовенка Кузи»

 

Программное содержание:

  • В игровой форме закрепить знания детей о производстве валенок, их назначении, обычаях, связанных с этой обувью.
  • Учить связно и последовательно выражать свои мысли, отвечать на вопросы.
  • Повторить фольклорный материал по теме.
  • Активировать словарь детей за счет слов: мастер - валяльщик, валенцы, самовалочки, пимы, и т.д.
  • Развивать память, внимание, логическое мышление, воображение.
  • Вызвать интерес детей к теме, предложив им изготовить валенки методом валяния.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа:

  • Заучивание пословиц, поговорок, потешек со словом валенок.
  • Рассматривание иллюстраций валенок.
  • Просмотр видео - фильмов: «Как делали валенки», мастер – класс «Эх, валенки, валенки...».
  • Рисование на тему: «Мы модельеры – украшаем валенки».
  • Декоративное рисование на тему: «Какие были валенки на Руси».

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас на занятие в наш  музей «Русская изба».

Воспитатель: Вот мы с вами и в избе. Но что-то здесь не так. Посмотрите вокруг, кто здесь устроил такой беспорядок? (В избе поставлена новогодняя елка, рядом с ней дети находят разбросанные вещи и валенки.)

- Интересно, чей это валенок? (Воспитатель находит письмо.)

Воспитатель: Ой, смотрите, какое – то письмо лежит на столе. Давайте прочитаем, что написано на конверте. (Дети читают кому: ребятам группы №8, от кого (Домовенок Кузя).)

Воспитатель: Так вот от кого письмо. Значит, здесь  был Домовенок Кузя. Валенок значит забыл он. Почему он  напроказничал? Давайте прочитаем. (Педагог зачитывает письмо.)

«Дорогие  ребята?

Хочу вам пожаловаться. Как же у Вас красиво в детском саду. А у меня никакого праздничного настроения. Вижу, что вы готовитесь к празднику. Видел  Деда Мороза, он Вам подарки готовит. А мне не готовит. Про меня он забыл.  А я так хочу подарочек. Ну  хоть совсем малюсенький. Поздравляю Вас с наступающим Новым Годом! Здоровья вам и счастья. Ваш Домовенок Кузя».

Воспитатель: Давайте сделаем подарок для Домовенка . А как? Вот это вопрос? У вас есть  какие то  предложения? (воспитатель выслушивает ответы детей). Мы с вами мастера - на все руки, правда?

Воспитатель: Я предлагаю сделать вам вот что: (загадывание загадки)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой.

Утром в садик

Днем – домой. (Валенки.)

Воспитатель: Правильно, я предлагаю вам сделать валенки. Сначала мы сделаем маленькие, как украшение на елку. Это будет наш подарок. А если Кузе они  понравятся, мы сделаем ему  настоящие - большие. Согласны? (Ответы детей.)

Воспитатель: А вы знаете, что такое валенки, как их делают? Из чего?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Тогда садитесь вот здесь, на лавочку, и давайте вспомним все что мы знаем о валенках.

- Что такое валенки? (Это вид обуви.)

- Почему их так называют? (Валенки так называют, потому что их делают методом валяния. Их валяют.)

Воспитатель: - Раньше валенки называли по - разному. Например, валенцы, валеники, волнушечки, выходки, пимы, самовалочки. Как вы думаете почему их называли самовалочки.

- Правильно, это настоящие валенки, которые делали руками, сами валяли. Получались они тонкие, мягкие, теплые.

- Из чего делают валенки? (Из шерсти овец романовской породы.)

- Почему именно из овец романовской породы? (У овец  романовской породы шерсть мягкая, длинная, светло – серая, тонкая, легкая, шелковистая.)

- Где раньше делали валенки? (В банях.)

- А в наши времена? (На фабриках.)

- Давайте вспомним процесс работы. Что делают сначала?

Составление рассказа по алгоритму

  • Чешут шерсть с помощью чесальной машины. Валяют
  • Сматывают на бобину, в рулон, с которого мастер потом отмеряет и отрезает нужный кусок шерсти.
  • Вручную выкладывают стенки и подошву
  • Агрегат стирает заготовку и валенок оседает
  • Сушат
  • Утрамбовывают и выкатывают
  • Надевают на колодки и выправляют колотушками
  • Почти готовые валенки кладут в печь на 12 часов
  • 1 пара валенок это 3,5 дня тяжелой работы.

- Какие валенки бывают? (Удобные, низкие, высокие, толстые, тонкие, легкие, теплые, узорные, украшенные, красивые, левый, правый, и т.д.)

- Что делали раньше в валенках? (Колядовали, ходили на масленицу, невеста выбирала жениха по валенкам.)

- Валенки полезная вещь. Какую пользу от  валенок? (Согревают, лечат.)

- Правильно, и все это благодаря овечьей шерсти. Она не только греет, но и лечит.

Не зря говорят:

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький.

Чтоб зимою не болеть

Надевают валенки.

Воспитатель: - Дети, а может вы знаете поговорки, пословицы со словом валенки?

- Мы не левые и не правые, потому что валенки.

- С какой бы ноги мужик не встал, валенок всегда оденет правильно.

- Прост как валенок.

- Ваньку валять.

- Тупой как валенок.

- С умного по шерстинке, дураку валенки.

- Сани и валенки готовь с лета.

- Прост как сибирский валенок.

- Кто раньше встал, того и валенки.

- Без шубы и валенок и зима без конца.

- Готовь ласты зимой, а валенки – летом.

Воспитатель: Про валенки даже русская народная песня есть, которая так и называется «Валенки». Давайте мы с вами станцуем танец под эту песню.

Физкультминутка «Танец «Валенки».

Воспитатель: - Ну а теперь надо браться за работу. Мы с вами будем валять шерсть. Для того, чтобы сделать валенки.

Валяние валенок.

Педагог рассказывает и показывает процесс работы. Дети выполняют за педагогом. Индивидуальная помощь затрудняющимся детям.

Воспитатель: Ну что, мастера, справились с работой. Сейчас мы наши валенки  положим сушиться. А мы пойдем в группу. Завтра, когда валеночки высохнут, мы их сделаем еще красивее. А вы пока подумайте - как можно валенки  сделать красивыми.
Итог занятия:  - Что мы сделали ? Из чего мы  сделали валенки? Для кого мы старались? – Что, Маша, тебе было трудно делать?  - А кому бы ты сделала валенки? Чьи валенки тебе понравились больше всего?

Дети возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".

Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...

Конспект занятия для детей старшей группы занятия: «Треугольник».

Тип занятия: изучение нового материала.Цели:        1.Образовательные:ввести понятие треугольника , его элементов, обозначение;познакомить детей  с “жесткостью” треу...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДЕТИ ВОЙНЫ»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств на основе ознакомления их с экспозицией музея, посвященной героическим страницам истории родного города и боевым традиция...