кружок "Волшебный мир оригами"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Ожегова Маргарита Юрьевна

Развитие у детей образного и логического мышления, воображения, интеллекта, изобретательности, фантазии, в процессе овладения элементарным приёмам техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_volshebnyy_mir_origami.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное   учреждение

 «Детский  сад  №4 Улыбка»

г.Аткарск Саратовской области.

Утверждаю

Заведующий МДОУ

                                                                                                              детский сад №4

                                              _______Т.А.Апарина

Рабочая  программа  

дополнительного  образования  кружок  

«Волшебный  мир  оригами»           

 срок реализации 1 год.                

 Возраст воспитанников  с 6 лет.

Программу составила

                                      воспитатель Ожегова М.Ю.

Рассмотренно на заседании

Педагогического совета №

от «___»___________201  г.

Заведующий МДОУ д/с №4

_____________ Т.А.Апарина

Пояснительная записка.

     Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является авторской программой художественно – эстетической направленности, созданной на основе методических пособий следующих авторов: Богатеевой З.А., Куцаковой Л. В., Жихаревой О. М., Соколовой С. В., Сержатовой Т. В., Ступак Е.А. и др.

Детство – неповторимая, яркая страница жизни. Начиная с этого периода жизни ребёнок устанавливает связь с ведущими  сферами бытия; миром людей, предметным миром, природой.

Ребёнок начинает приобщаться  к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для  поддержки данного интереса необходимо стимулировать  воображение, желание включаться в творческую деятельность.

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развивается эмоционально - эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что игрушка, которую мастерит ребёнок вместе со взрослым, вкладывая частичку своего труда, выдумки, фантазии и любви, особенно ему дорога.

Так появилась идея занятия с детьми оригами. Это обязательно принесёт радость детям. Изучая литературу, я поняла, что «оригами» для детей– отличный способ развивать логическое и пространственное мышление, стимуляция творческой активности, путём активизации мыслительных процессов. А также способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага». В стране восходящего солнца искусство оригами называется искусством целого листа. Появилось оригами почти сразу, после появления бумаги в Древнем Китае (12 век).

Слово « бумага» и «бог» в японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным  изделиям  стал  придаваться религиозный смысл.

Мы связаны с бумагой от наших  самых первых дней  и до конца жизни. Сегодня малыши  сталкиваются с листами этого материала гораздо раньше, чем начинают учиться читать и писать.

Ребёнок её рвёт, мнёт, пытаясь придать листу определённую форму. Этот материал доступен и дёшев ,поэтому его можно без страха доверять детям .С помощью различных оригами  техник, легко можно развивать у детей образное, логическое мышление, воображение, интеллект, изобретательность , фантазию. При этом, делать это надо совершенно незаметно для малыша, в форме игры и интересного время препровождения.

Актуальность.

Одной из важнейших  задач  образования является становление самостоятельности, как устойчивой черты характера детей. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной активности детей для стимулирования и поддержания которой нужна среда, обеспеченная условиями для самостановления обучаемых детей. В такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование  математических способностей, воспитывается активное, познавательное общение. Удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению.

Новизна.

Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно - конструкторские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве.

Цель программы:

Развитие у детей образного и логического мышления, воображения, интеллекта, изобретательности, фантазии, в процессе овладения элементарным приёмам техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи  программы:

Обучающие:

- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

- Формировать умение следовать устным инструкциям.

- Обучать  различным приёмам работы с бумагой.

- Знакомить детей с основными  геометрическими  понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребёнка специальной  терминологией, создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.

- Развивать художественный вкус, творческие способности  и фантазию у детей.

- Развивать мелкую моторику и глазомер.

- Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к искусству оригами.

- Расширять коммуникативные способности детей.

- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда ,Учить аккуратности, умению бережно и экономично использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Особенности организации НОД: программа кружка ««Волшебный мир оригами» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст), для успешного освоения программы занятия, численность детей в группе должна составлять 10 человек. Обучение детей происходит на специально – организованных занятиях по запросам родителей. Способ организации детей – подгруппа. Занятия проводятся 4 раза в месяц, с октября по май, во вторую половину дня, по 20 – 25 мин.

.

Год

обучения

Количество занятий

Количество детей в группе

В месяц

В год

1

4

32

10

Методические приёмы:

  • Беседа, рассказ, сказка, физкультминутка;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Показ образца выполнения последовательности работы.

   Форма работы: тематическая совместная деятельность.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения  по данной программе:

- научатся различным приёмам работы с бумагой;

- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами,

- научатся следовать устным инструкциям, создавать  изделия оригами.

- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

- разовьют внимание, память. мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.

- познакомятся с искусствами оригами,

- овладеют навыками культуры труда;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-составление альбома лучших работ,

-проведение выставок детских работ.

Список детей:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Время работы кружка:

Четверг с 15.35-16.00



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

п/п

Тема (содержание)

Кол–во

часов

Дата

проведения

1.

ОКТЯБРЬ

«Давайте поиграем»

Цель: выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры; заинтересовать работой с бумагой, познакомить с одним из её свойств – сминаемостью; научить делить квадрат путем складывания на разное количество равных частей: 2 прямоугольника, 4 квадрата или треугольника; развить мелкую моторику пальцев рук; воспитывать аккуратность.

25 мин.

2.

«В некотором царстве, в бумажном государстве…»

Цель: заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них; начать знакомить с историей искусства оригами.

25 мин.

3.

«Бабочка и лягушка»

Цель: упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»); упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность.

25 мин.

4.

«Отгадываем загадку»

Цель: учить изготавливать новые поделки в технике оригами, используя знакомый приём складывания бумажных квадратов по диагонали; поощрять творческую инициативу детей; развивать глазомер.

25 мин.

1.

НОЯБРЬ

«Знакомимся со свойствами бумаги»

Цель: познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги; научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами.

25 мин.

2.

«Воздушный змей»

Цель: повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; научить мастерить воздушного змея по пооперационной карте; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; упражнять в свободном выборе цвета; развивать объяснительную речь.

25 мин.

3.

«Забавные зверушки»

Цель: продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя пооперационные карты; познакомить с одним из способов соединения деталей – склеиванием; заинтересовать детей изготовлением пригласительных билетов на театрализованное представление для родителей; помогать каждому ребёнку добиваться желаемого результата; воспитывать самостоятельность, аккуратность.

25 мин.

4.

«Теремок»

Цель: закрепить умение детей мастерить поделки, используя пооперационные карты; вызвать у детей настроение в ожидании представления и от совместной деятельности с родителями; заинтересовать изготовлением простейших головных уборов для театрализованной игры; учить брать на себя ту или иную роль; привлечь родителей к детской продуктивной и игровой деятельности.

25 мин.

1.

ДЕКАБРЬ

«Лисичка с чёлочкой»

Цель: повышать интерес к занятиям оригами через игру; научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; воспитывать аккуратность; развивать глазомер; развивать мелкую моторику пальцев рук, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; воспитывать желание помогать слабым.

25 мин.

2.

«Волшебные превращения стрелы»

Цель: продолжать учить мастерить поделки, используя пооперационную карту; познакомить детей с новой базовой формой «стрела», научить трансформировать её в другие поделки; помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата.

25 мин.

3.

«Ёлочка»

Цель: создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника; продолжать учить детей делать фигурки в технике оригами, используя пооперационную карту и схему; познакомить с новой базовой формой «водяная бомбочка»; продолжать знакомить с историей искусства оригами; развивать мелкую моторику пальцев рук.

25 мин.

4.

«Новогоднее украшение»

Цель: вызвать у детей желание самостоятельно украсить группу к новогоднему празднику; продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги; развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение; воспитывать аккуратность.

25 мин.

1.

ЯНВАРЬ

«Дед мороз»

Цель: закрепить умение детей делать фигурки в технике оригами, используя схему; совершенствовать навыки работы с ножницами; воспитывать самостоятельность, усидчивость.

25 мин.

2.

«Новогоднее панно»

Цель: учить детей создавать композицию из фигурок, выполненных в технике оригами; закрепить навыки работы с пооперационной картой и схемой; помогать каждому ребёнку добиться желаемого результата; показать преимущества коллективной работы; воспитывать у детей желание доставлять радость окружающим.

25 мин.

3.

«Коробочка»

Цель: познакомить детей с новым способом складывания бумаги; закрепить умение следовать инструкциям воспитателя; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать аккуратность.

25 мин.

4.

«Ветка рябины»

Цель: учить детей самостоятельно «читать» пооперационную карту; закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела»; воспитывать умение работать в коллективе; вызывать чувство радости от проделанной работы, которой смогут любоваться другие люди; упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; расширять словарный запас, развивать объяснительную речь.

25 мин.

1.

ФЕВРАЛЬ

«Ветка рябины»

Цель: учить детей самостоятельно «читать» пооперационную карту; закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела»; воспитывать умение работать в коллективе; вызывать чувство радости от проделанной работы, которой смогут любоваться другие люди; упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; расширять словарный запас, развивать объяснительную речь.

25 мин.

2.

«Гном»

Цель: продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей; познакомить с последовательностью изготовления поделок в технике оригами, используя схему; учить чётко выполнять инструкции воспитателя; совершенствовать умение детей работать в мини-группе, добиваться достижения цели, согласуя свои действия с действиями товарищей; воспитывать стремление помогать другим.

25 мин.

3.

«Скоро День защитника Отечества»

Цель: воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины – к своим отцам и дедам, старшим братьям, побуждать сделать им приятное; совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами; закрепить умение мастерить поделки с использованием пооперационных карт и схем; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук.

25 мин.

4.

«Ожившая сказка»

Цель: создавать у детей хорошее настроение; повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приёмы; учить использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности.

25 мин.

1.

МАРТ

«Мамин праздник»

Цель: учить проявлять заботу о мамах, бабушках; познакомить с разными вариантами художественного оформления открыток с использованием готовых фигурок, выполненных в технике оригами; закрепить умение мастерить фигурки оригами, используя пооперационные карты и схемы; воспитывать аккуратность, усидчивость; развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук; продолжать знакомить с японской культурой.

25 мин.

2.

«Цветы»

Цель: учить детей изготовлению цветов в технике оригами; помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата; развивать творческое воображение, фантазию; развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

25 мин.

3.

«Панно «ХРИЗАНТЕМЫ»

Цель: познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами; совершенствовать речь детей; продолжать работать в коллективе; закрепить умение пользоваться ножницами.

25 мин.

4.

«Грач»

Цель: продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту на основе новой базовой формы «рыбка»; совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; воспитывать самостоятельность, аккуратность; совершенствовать объяснительную речь; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук.

25 мин.

1.

АПРЕЛЬ

«Экскурсия в зоопарк»

Цель: учить детей мастерить поделки из прямоугольного листа бумаги путём складывания его пополам и загибания уголков к середине, соединяя четыре готовые детали; закрепить работать по операционной схеме и карте; развивать воображение, аккуратность; совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.

25 мин.

2.

«День Космонавтики»

Цель: уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»; продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую, используя пооперационные карты; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую; учить детей работать в парах; воспитывать аккуратность; развивать творческое воображение, фантазию детей.

25 мин.

3.

«Волшебные превращения бумажного КВАДРАТИКА»

Цель: закрепить умение следовать инструкции воспитателя; познакомить с новой базовой формой «катамаран»; развивать фантазию и конструктивное воображение; формировать речевое дыхание.

25 мин.

4.

«Весёлые человечки»

Цель: совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; воспитывать самостоятельность, аккуратность; развивать речь детей, вызывать хорошее настроение от участия в театрализованной деятельности.

25 мин.

1.

МАЙ

«Составим картину»

Цель: продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, повышать интерес к этой деятельности через новую форму работы - составление картинок к небольшим стихотворениям; развивать творческие способности детей, воображение.

25 мин.

2.

«Раз, два, три, лодочка плыви»

Цель: познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги; упражнять в свободном выборе цвета; развивать мелкую моторику руки; поощрять использование готовых поделок в играх; совершенствовать речь детей.

25 мин.

3.

«Журавлик»

Цель: продолжать знакомить детей с японской историей; воспитывать чувство сострадания, соучастия в происходящем вокруг; совершенствовать умение мастерить поделку, используя пооперационную карту.

25 мин.

4.

«В бумажном царстве – государстве»

Цель: повышать интерес к работе с бумагой через игру, сказку; вызывать желание приходить на помощь тем, кто в этом нуждается; закрепить умение пользоваться пооперационными картами и схемами при изготовлении поделок в технике оригами; уточнить знания детей о свойствах бумаги; развивать внимание, воображение, мышление, сообразительность.

25 мин.

Итого: 13 часов 20 минут.

Литература:

  • Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
  • Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ / О. М. Жихарева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.-48с.
  • Сержатова Т.Б. «Оригами. Лучшие модели», М., «Москва-пресс», 2009.
  • Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-64 с., цв.вкл.
  • Соколова С. В. Школа оригами: Аппликация и мозайка. – М. : Издательство Экспо; СПб.; Валерии СПД, 2003. – 176с.
  • Соколова С. В. Сказки оригами: Игрушки  из бумаги. М.: Издательство Экспо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
  • Ступак Е. А. « Оригами. Игры и конкурсы», М., «Айрис – пресс», 2008.
  • Сухаревская О.Н. «Оригами для самых маленьких», М., «Айрис-пресс», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие. Оригами "Сказка о петушке в стране Оригами"

Интегрированная образовательная деятельностьпо конструированию из бумаги на тему:«Сказка о петушке в стране Оригами» Задачи:Закрепить технику складывания квадрата и прямоугольника, совмещая проти...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по обучению конструированию из бумаги в технике оригами "Путешествие в страну Оригами"

В игровой форме участники познакомятся с азами сложения из бумаги в технике оригами и узнают об особенностях обучения этому детей дошкольного возраста. Познакомятся с правилами оригамистов. Узнают о р...

Тема: "Искусство оригами и особенности использования техники оригами в развитии детей дошкольного возраста".

Курс: Формирование способностей дошкольников в работес разными материалами....

Волшебная страна оригами Мастер-класс по оригами

Образовательные области:Познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.Задачи:Обучающие:- тренировать умение детей в овладении различными приемами и способами действия ...