Теоретические основы развития творческого воображения дошкольников 7 – го года жизни на занятиях по конструированию из различных материалов
учебно-методическое пособие по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Татьяна Геннадьевна Кощеева

Обобщение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Творческий отчет385.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения дошкольников 7 – го года жизни на занятиях по конструированию из различных материалов

6

1.1.

Анализ психолого–педагогических исследований по проблеме развития творческого воображения

6

1.2.

Природа развития детского творческого воображения

9

1.3.

Конструирование из различных материалов как один из продуктивных видов деятельности дошкольников.

13

1.4.

Обзор основных программ по развитию творческого воображения на занятиях по конструированию из различных материалов у дошкольников.

16

Глава 2. Диагностика уровня развития творческого воображения у старших дошкольников

19

2.1.

Организация работы по определению уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

19

2.2.

Анализ результатов мониторинга на начало учебного года

20

2.3.

Сравнительный анализ  мониторинга по развитию творческого воображения у дошкольников (на начало и конец года)

23

Глава 3. Система планирования работы  по развитию творческого воображения на занятиях по конструированию из различных материалов

26

3.1.

Современные требования к организации образовательного процесса

26

3.2.

Этапы  проводимой работы

27

3.3.

Этапы работы с детьми по изготовлению поделки из различных материалов

28

3.4.

Работа с педагогическим коллективом

29

3.4.

Работа с родительской общественностью

31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

36

ПРИЛОЖЕНИЯ

38


Введение

Актуальность исследования. Одним из важнейших вопросов детской педагогики и психологии Л.С. Выготский считал «вопрос о творчестве детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для будущего развития и формирования ребенка».

Начало творчества закладывается в дошкольном возрасте, который в современной науке рассматривается как период «первоначального фактического складывания личности» (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Поэтому особое значение приобретает гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка, более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческих способностей.

В работах Т.С. Комаровой, В.С. Кузиной, Е.А. Флериной, Н.П. Саккулиной сам процесс создания нового объекта в различных видах деятельности определяется как творчество. А для того, чтобы «творить», необходимо развивать творческое воображение.

Психологические основы сущности и механизма творческого воображения в своих исследованиях раскрывают Л.С. Выготский, P.M. Грановский, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, А.Я. Дудецкий, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн и др. Творческое воображение детей старшего дошкольного возраста в данном исследовании понимается как процесс создания ребенком субъективно значимого нового продукта, придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по новому характеризующих создаваемый образ, придумывание ребенком различных вариантов изготовления поделки.

Творческое воображение, возможно, развивать в различных видах деятельности. С позиции А.В. Запорожца важную роль в развитии творческого воображения играет такой специфический вид детской деятельности, как конструирование из различных материалов.

Вопросы педагогического и психологического воздействия специально организованной художественно-конструкторской деятельности изучали Н.М. Конышева, Л.А. Парамонова, А.А. Мелик-Пашаев, Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская и др.

Однако, несмотря на значимость и актуальность проблемы исследования в отечественной психолого-педагогической и методической литературе недостаточно внимания уделяется возможностям развития творческого воображения дошкольников в процессе конструирования из различных материалов.

Решение этой проблемы определило выбор моей темы исследования:   «Развитие творческого воображения детей 7 – го года жизни  на занятиях по конструированию из различных материалов».

Цель: Создать условия для развития творческого воображения детей

            7 – го года жизни через конструирование из различных материалов.

Задачи:

  1. Определить место, роль и значение конструирования из различных

       материалов для развития творческого воображения дошкольников.

  1. Выявить уровень развития творческого воображения у дошкольников.
  2. Разработать перспективный план по художественно – эстетическому

       развитию дошкольников 7 – го года жизни с применением ИКТ.

  1. Выявить эффективность реализации занятий по конструированию из

       различных материалов, направленные на развитие творческого

       воображения детей старшего дошкольного возраста.

Методологическую основу моей работы составляют:

- система взглядов отечественных педагогов и психологов Л.С. Выготского, О.М. Дъяченко, Н.Н. Поддъякова, Н.П. Сакулиной, Н.А. Ветлугиной и др. на процесс развития творческого воображения дошкольников;

- положения, раскрывающие основы процесса конструирования из различных материалов  И. А. Лыковой

Практическая значимость моей работы заключается в том, что разработанные занятия по конструированию из различных материалов, направленные на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного могут найти применение в методической, практической работе воспитателей и других работников нашего дошкольного учреждений. Материалы исследования могут быть использованы при разработке различных программных проектов, направленных на творческое развитие ребенка в детском саду.

Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения  

      дошкольников 7 – го года жизни на занятиях по конструированию из

      различных материалов.

1.1. Анализ психолого – педагогических исследований по проблеме

       развития творческого воображения

В психолого-педагогической литературе имеются самые разные определения понятия воображения.

Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения.

«Воображение, – пишет С.Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».

Так Л.С. Выготский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».

Таким образом, анализируя мнения исследователей можно отметить, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.

Только развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества. В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л.С. Выготский, Э.В.Ильенков, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, В.Т.Кудрявцев и др.).

Процесс воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции (Е.Е.Кравцова), умение видеть «глазами другого человека» (Э.В.Ильенков) и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности (Н. Н. Палагина).

Анализ типов решения задач на воображение, проведенный О.М.Дьяченко в рамках теоретико-экспериментального изучения воображения у дошкольников, позволил ей выделить два способа действия при построении воображаемых образов: 1) «опредмечивание» (в некоторой незавершенной фигуре ребенок усматривает определенный объект и в соответствии с этим дорисовывает ее); 2) «включение» (когда ребенок превращает заданную на рисунке фигуру во второстепенный элемент образа, что и обеспечивает оригинальность и продуктивность решений, т.е. творческость).

Основная общеобразовательная программа «Развитие» Л.А.Венгер, по которой работает наше дошкольное учреждение, направлена на развитие творческого потенциала детей, в том числе и воображения. Методика этого автора – О.М. Дьяченко, составляет основу диагностических занятий по конструированию.

Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В.Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А.Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития. Удивительно созвучны этому и идеи Л. Малагуцци (основателя известной во всем мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия), который, говоря о детской креативности, не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого мышления. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения.

Начало решения проблемы ребенок воспринимает легко, не испытывая трудностей. Он с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских).

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности.

Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме. Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых.

Влияние должно обогащать и уточнять восприятие, и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе - новые.

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития, индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием. Отношение к среде, стимулирует и направляет процесс творчества. Рассмотрим природу детского творческого воображения.

1.2. Природа развития детского творческого воображения

Говоря о специфике механизмов детского воображения, Л.С. Выготский отмечал, что выполнение комбинаторных действий при создании образа происходит во внешнем плане. Психолог выделил два типа воображения: пластическое (объективное), где образы строятся из материалов внешних впечатлений, и эмоциональное (субъективное), т.е. из элементов взятых изнутри. В связи с этим интересы и важны для понимания детского творчества рассуждения Л.С. Выготского о динамике воображения. Он говорит, что воображение развивается у человека всю жизнь. Но в кризисные, переходные периоды, в частности в детстве, происходит «глубокое преобразование воображения» постепенно из субъективного оно превращается в объективное.

У детей творческое воображение начинает развиваться достаточно рано. Причем в дошкольном и младшем школьном возрастах фантазия проявляется очень сильно. Этот период является сензитивным для развития воображения. В эти годы у ребенка начинается активное открытие своего «Я», обращение внимания на собственный внутренний мир. Переполненный впечатлениями ребенок стремиться понять окружающий мир и себя, найти средства самовыражения. Таким средством самовыражения и является для них творческое воображение.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания – недостаток и достоинство детского воображения.

На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Если для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и старших – выполнение взятой на себя роли. Постепенно воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые. Так, старшие дошкольники в качестве игрового материала используют природный (листья, шишки, палки, камешки).

Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста. В качестве такой опоры выступает иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать описанные в сказке события. У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры. Для детей этого возраста важна иллюстрация, наглядно изображающая те действия и взаимоотношения героев, в которых ярче всего обнаруживаются их внутренние особенности и черты характера.

Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов.

Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. Затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. В первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных, продуктивных видах деятельности. Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности.

Воображение позволяет ребенку познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира. Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как справедливо подчеркивал Л.С. Выготский, «эти два процесса развиваются взаимосвязано». Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем становится творческим процессом.

Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов – это не умозрительный, а тесно связанный процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы (опираясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей действительности). Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может.

До 3-х лет у детей воображение существует внутри других процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план, предстоящих действий.

В 6-7 лет воображение ребенка носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Дошкольник, например, придумывает себе друга – маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребенок как будто переживает приключения.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и невыразительны. Постепенно продукты детской деятельности приобретают конкретную содержательность, например ребенок, конструирует фантастическое животное, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственную ему ситуацию). Содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У старших дошкольников образы в рисунках, поделках становятся более оригинальными.

Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом.

Принципиален вывод В.В.Давыдова о том, что формировать творчество у дошкольника необходимо такими средствами, которые способствуют, прежде всего, развитию его воображения.

Каждая система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна с необходимостью предполагать развитие у них мышления (особенно образного) и воображения, а также овладение произвольностью (умение ставить цель и добиваться ее), самостоятельностью и свободой поведения (выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определение собственной задачи и способов ее решения и т.п.).

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно - манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности. Одним из таких видов деятельности является конструирование из различных материалов.

1.3. Конструирование из различных материалов как один из продуктивных видов деятельности дошкольников.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста.

Л.А. Парамонова дает следующее определение термину «конструирование» - это создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Детское конструктивное творчество - это деятельность, в которой создается нечто новое для ребенка, это средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему.

Своеобразие конструирования из различных материалов состоит в том, что из нескольких разрозненных на первый взгляд не нужных предметов создаются объемные, интересные, яркие, необычные поделки. Самые простые игрушки можно сделать путем: сгибания, склеивания, надрезания  и комбинирования разнообразных материалов. Развитие творческого воображения и формирования конструктивных умений у детей невозможно без целенаправленной систематичной работы со стороны педагога.

Несмотря на всю привлекательность, конструирование из различных материалов является одним из самых сложных видов этой деятельности. Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений.

В конструировании из различных материалов выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Конструктивное творчество детей начинается с определения замысла, с так называемого умственного конструирования, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности - в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения. Всему этому необходимо учить детей. И ряд отечественных ученых (Д. Б. Эльконин, Н. И. Стрелянова, Ю.А.Полуянов, Л.А.Венгер и др.) считают, что только к старшему дошкольному возрасту ребенок может идти от замысла к его реализации. Однако другие исследования (Н.Н.Поддьяков, А.Н.Давидчук, Л.А.Парамонова и др.) показывают, что при целенаправленном обучении дети четырех лет уже оказываются способными в своей деятельности идти от замысла к исполнению.

Конструирование из различных материалов относится к художественному типу конструирования, так как дети в основном создают художественно-эстетический продукт: сказочные фигурки для игр (сюжетных, театрализованных), поделки для украшения интерьера и т.п. Это могут быть как литературные персонажи (Колобок, Баба Яга, Царевна-лягушка и т.п.), так и придуманные образы (солнечный человек, клякса-вакса, корзинка с волшебными цветами и т.п.). И даже когда дети воплощают в своих поделках реально существующие предметы (кроватка, стулья, веер и др.) и живые образы (лисичка, поросенок, мальчик, девочка и др.), они всегда стараются украсить их, сделать необычной формы ту или иную их часть, сохраняя при этом общую основную структуру, что приводит, по выражению А.В.Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».

Существует разная техника работы: сминание бумаги и фольги, разрывание ваты, бумаги и синтепона, разрезание ткани, сгибание бумаги и проволоки и т.д.. Последние две являются более сложными; сгибание бумаги более распространено в педагогической практике, и, начиная с пяти лет, дети успешно овладевают им. А такую технику конструирования, как сминание и разрывание бумаги, дают гораздо раньше - в три-четыре года. Однако дети с удовольствием используют эту технику и в дальнейшей более сложной деятельности, создавая отдельные элементы поделки - бантик у клоуна, куклы; цветы в корзине; опушка шубы у снежной королевы и т.п. Техника разрезания ткани, разрывания синтепона, фольги, сгибание проволоки используется редко или не используется совсем.

Но, именно эти технологии, по мнению И.А.Лыковой, позволяют ребенку не только познать в процессе экспериментирования многообразие свойств этого конструктивного материала, но и самостоятельно строить образы (на основе ассоциаций) и воплощать их с помощью взрослого. Поэтому использование различных материалов для обучения детей конструированию способствует инициативному освоению ими конструирования как средства самовыражения и создает основу для дальнейшего становления детской творческой деятельности.

Таким образом, главными условиями развития творческого конструирования из различных материалов являются:

1. Использование разной техники, начиная с более простых ее видов .

2. Формирование у детей обобщенных способов конструирования в

    процессе овладения более сложной.

В целях реализации последнего, прежде всего, необходимо помочь детям выделить способ конструирования из практического процесса создания конкретной поделки. Для этого с детьми сначала отрабатывают сам способ конструирования вне конкретной задачи, а затем демонстрируют этот способ как основу изготовления целого ряда разных поделок. Далее детям дают возможность самостоятельно применять усвоенные способы конструирования для получения новых поделок. Благодаря этому дети способны к самостоятельному творческому конструированию с использованием даже сложных видов техники.

По мере обогащения разных видов детской деятельности новыми способами и приемами у детей возникает способность к построению, выполнению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и самой детской деятельности, в том числе и творческом конструировании из различных материалов.

Условием развития творчества старших дошкольников является совместная со взрослым деятельность, в которой ребенок переходит от простейших способов конструирования к творчеству, на основании накапливаемого опыта. Еще одним непременным условием проявления творчества в конструировании является взаимообогащение практических и мыслительных действий. При этом практические действия должны выступать как широкое экспериментирование с материалом, связанное с выполнением замысла. Замысел, в свою очередь, может уточняться и изменяться в результате поисковых практических действий, что и станет положительным моментом для дальнейшего творческого конструирования .

Таким образом, можно сказать, что конструирование из различных материалов в дошкольном возрасте может быть подлинно творческим, развивающимся и развивающим. В творческом конструировании из различных материалов формируется универсальная способность ребенка к построению конструкции и наделению их индивидуальными смыслами.

1.4. Обзор основных программ по развитию творческого воображения на

       занятиях по конструированию из различных материалов у

       дошкольников.

Решению задач по развитию творческого воображения через конструирование посвящаются как отдельные разделы общих образовательных программ для дошкольников, так и парциальные программы полностью. Развитию творческого воображения в них уделяется внимание в разной степени.  Проанализировав содержание основной общеобразовательной программы «Развитие» Л.А.Венгер, мы видим, что

Программа «Развитие»

Авторы: Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова и др. [19]

Возрастная группа

Техническое конструирование

Художественное конструирование

Средняя группа.

Конструировать по мотивам сказок.

Пользоваться схемами.

Старшая группа.

Планировать конструктивные действия на основе графических моделей построек.

Развивать воображение.

Подготови-тельная группа.

Создавать эмоционально-выразительные конструкции предметов и персонажей.

Конструировать сюжетные изображения по отдельным признакам предметов.

Вывод: в данной программе нет обозначенных задач по работе с бумагой. Большое внимание уделяется развитию воображения в процессе конструирования из строительного материала.

В программе нет целенаправленной и системной работы по изучению данного направления.

        Таким образом, встает вопрос о создании перспективного плана, активизирующего развитие творческого воображения через конструирование

из различных материалов

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

Проанализировав психолого-педагогическую, методическую литературу по данной проблеме можно сделать следующие выводы:

1) Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение.

2) Особенностями развития творческого воображения старших дошкольников являются: развитие в процессе конструкторской деятельности; в начале развития образы воображения не устойчивы, легко изменяемы, являются результатом случайного соединения знакомых элементов; наблюдается не умение управлять своими идеями и подчинять их цели. С развитием произвольности и внутреннего плана действия воображение постепенно подчиняется сознательным намерениям, образы воображения становятся более полными.

3) Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития, индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

4) Конструирование из различных материалов относится к художественному типу конструирования и с использованием разной техники работы: сминание, разрывание, разрезание, сгибание является самым сложным видом этой деятельности.

5) Таким образом, главными условиями развития творческого конструирования из различных материалов являются:

1. Использование разной техники и разнообразных материалов;

2. Формирование у детей обобщенных способов конструирования из различных материалов.

6) В основной общеобразовательной программе ДОУ Л.А. Венгер «Развитие» нет целенаправленной и системной работы по развитию творческого воображения детей 5-6 лет в процессе конструирования из различных материалов.


Глава 2. Диагностика уровня развития творческого воображения у

                старших дошкольников

2.1. Организация работы по определению уровня развития творческого

       воображения у детей старшего дошкольного возраста

Для определения уровня развития воображения у детей 7 – го года жизни, мною была выбрана методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко). (приложение №1)

Цель диагностики на начальном этапе: определить исходный уровень развития творческого воображения, способность создавать оригинальные образы у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. определить первоначальный уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;
  2. разработать занятия по конструированию из различных материалов, направленные на развитие творческого воображения детей 7 –го года жизни.

На основе анализа психолого-педагогической литературы Е.П. Торренса, Г.А. Урунтаевой, М.Н. Ильиной были определены критерии и показатели развития творческого воображения старших дошкольников:

Оригинальность – способность выдвигать собственные идеи в рисунке, аппликации, отличающиеся от общепринятых; способность избегать легких, очевидных и неинтересных поделок, рисунков.

Беглость – фактор, характеризующий гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом данных ответов за определенное время.

Гибкость – определяется числом различных категорий ответов. Для определения категорий можно использовать названия аппликации, разнообразие идей, способность переходить от одного аспекта к другому.

Материал: комплект карточек, на каждой из которых нарисована одна фигура. В каждом наборе 10 карточек. Размер каждой карточки составляет четверть листа А 4.

Инструкция: перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Карточки с изображением фигур предъявляются по одной. Важно, чтобы ребенок давал название своим рисункам - это позволяет экспериментатору более точно оценить графический образ и избежать недопонимания.

Интерпритация методики: для оценки уровня выполнения задания подсчитывается количество неповторяющихся изображений у каждого ребенка. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение квадрата и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются.

Таким образом, подсчитывается показатель гибкости воображения и разработанность изображения, то есть степень его детализации

В норме: - 9-10 изображений для детей 6 лет (содержит 3-4 элемента);

      - 10 изображений для детей 7 лет (содержит 4-5 элементов).

Определяется оригинальность изображения, которая оценивается по количеству включений исходной фигуры в графический образ. Другими словами, исходная фигура должна играть роль несущественного компонента в сложном изображении.

Высоким  уровнем развития данного показателя считается наличие двух-трех включений (вне зависимости от возраста испытуемого).

2.2. Анализ результатов мониторинга на начало учебного года

По результатам исследования, проведенного в начале учебного года, я увидела, что не все дети адекватно выполнили поставленную задачу. Дети чаще всего рисовали способом «опредмечивание», когда в некоторой незавершенной фигуре ребенок усматривал определенный объект и в соответствии с этим дорисовывали ее.

Полученные детские рисунки представляли собой творческие продукты в узком смысле слова, то есть результаты решения творческой задачи.

На основе оценки творческих продуктов можно определить уровень развития и особенности творческих процессов. Я полагала, что количественная оценка творческих продуктов детей (их рисунков) позволит определить уровень развития их  творческого  воображения.

В качестве основного количественного показателя для оценки уровня успешности выполнения заданий мною был взят коэффициент оригинальности (Кор).

В Кор вошли «беглость» - количество различных правильных, соответствующих задаче ответов, «гибкость» - количество различных категорий ответов у одного ребенка и оригинальность наличие у одного ребенка большого количества оригинальных изображений, свидетельствующих о силе, пластичности его фантазии.

При подсчете показателей уровней оригинальности рисунков учитываются те работы, которые повторяются не более чем у двоих детей группы.

Каждый оригинальный рисунок оценивался в один балл. Коэффициент оригинальности (Кор) работ каждого ребенка равен общему числу созданных им оригинальных композиций.

Для проверки положения о том, что разработанная мною система планирования деятельности по конструированию из различных материалов данная методика и предложенный показатель успешности ее выполнения (Кор) отражают ее общий уровень развития воображения ребенка, я провела второй этап диагностики на определение типа выполнения заданий на воображение.

Согласно методики О.М. Дьяченко, в которой выделяется шесть типов выполнения заданий на воображение, мной были определены типы выполнения заданий на воображение у детей 7 – го года жизни и выявлены уровни развития воображения.

1 тип: работам свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей. Дети изображают единичные детали, предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур.

2 тип: характеризуется меньшей схематичностью изображения, появлением большего числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами. 

3 тип: характеризуется возникновением вокруг основного изображения «поля вещей», то есть предметной оформленности окружающей среды.

На этом уровне наблюдается также изменение масштабов изображения за счет использования заданной фигуры-эталона в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения. Вместе с тем выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение.

4 тип: в работах широко развернутая предметная среда. Дети, превратив фигуру-эталон в какой-либо рисунок, добавляют к работе все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.

5 тип: для работ характерно многократное использование фигуры при построении единой смысловой композиции. Фигуры-эталоны получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменение пространственного положения, усложнение композиции. Возможность многократного использования фигуры-эталона, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельство о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операционных компонентов.

6 тип: качественное отличие данного уровня от предшествующих в характере использования фигуры-эталона, которая уже не выступает как основная часть композиции, а включается в ее сложную целостную структуру в качестве мелкой второстепенной детали. На этом уровне отмечается наибольшая свобода использования внешних данных лишь как «материал», толчка к воображению и творчеству. 

Сопоставив Кор каждого ребенка с типом решения задач на воображения, мы увидели, что они совпали. Таким образом, мы выявили уровни воображения старших дошкольников:

Процентное распределение полученных результатов на начальном этапе работы по уровню развития творческого воображения отражено в гистограмме.

Процентное распределение детей по уровням развития

   творческого воображения на начало учебного года

Поученные результаты:

- выявлены уровни развития творческого воображения:

  Высокий -0%,   средний - 35%,  низкий - 65%;

Т.о. мы видим, что основная масса детей имеет низкий уровень развития  творческого воображения. Дети не могут создать новый образ без готового описания изготовления поделки, образы задуманного не устойчивы, легко изменяемы, являются результатом случайного соединения знакомых элементов. Детьми не используются нетрадиционные материалы, они не владеют различной техникой работы с материалами. 

2.3. Сравнительный анализ  мониторинга по развитию творческого воображения у дошкольников (на начало и конец года)

            Чтобы оценить уровень выполнения каждого ребенка, мы повторно подсчитывали коэффициент оригинальности – Кор, то есть количество неповторяющихся изображений. Результаты исследования также заносились в специальный протокол обработки полученных результатов (Приложение 2).

После выведения среднего коэффициента оригинальности были повторно определены уровни развития творческого воображения каждого ребенка.

Процентное распределение детей по уровням развития

творческого воображения на конец учебного года

Результаты диагностики на конец учебного года показали, что высоким уровнем развития творческого воображения обладают – 41 % детей, средним

уровнем – 42 % детей, низким уровнем –17% детей.

Сравнительные результаты уровня развития творческого воображения на начало и конец учебного года

При сравнении результатов диагностики можно судить о том, что большинство детей достигли более высокого уровня развития творческого воображения. Качественное отличие данного уровня от предшествующего в характере использования оригинальных решений. Работы отличаются большей продуктивностью в сочетании с оригинальностью, гибкостью и эмоциональной насыщенностью образов.

Результаты диагностики свидетельствуют о том, что полученные положительные изменения уровня развития творческого воображения детей обусловлены применением занятий по конструированию из различных материалов.

Таким образом, систематическое использование конструирования из различных материалов в педагогическом процессе ведет к возрастанию оригинальности решений, гибкости и эмоциональной насыщенности образов и как следствие, повышению уровня развития творческого воображения.

Глава 3. Система планирования работы  по развитию творческого воображения на занятиях по конструированию из различных материалов.

3.1. Современные требования к организации образовательного процесса. 

      Согласно образовательной инициативе «Наша новая школа», все образовательные учреждения должны ориентировать свою работу на ключевые направления развития общего образования:

- реализация программы внедрения кружковой работы в рамках ДОУ;

- создание условий выполнения и поддержки талантливых детей;

- создание условий для интересной и увлекательной жизни внутри

  образовательного учреждения;

- Становления личностных характеристик выпускника, владение им основами умения учиться, способности к организации собственной деятельности, т.е. овладение универсальными учебными навыками…

Работа по развитию творческого воображения строилась с учетом того, что процесс воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции (Е.Е.Кравцова), умение видеть «глазами другого человека» (Э.В. Ильенков) и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности (Н. Н. Палагина).

Старший дошкольный возраст – это время, когда дети активно воссоздают творческие образы, которые выступают в различных ситуациях.

Для реализации задуманных образов, дети начинают активно развивать и использовать универсальные учебные навыки, а благодатным временем для их развития является именно 7 – ой год жизни ребенка периода дошкольного детства.

Моей задачей на в это период детства создать максимально комфортные условия в работе с детьми для закрепления универсальных учебных навыков через работу по конструированию из различных материалов.

Разрабатывая систему работы по данному направлению, я опиралась на ведущие виды деятельности для дошкольников:

- игровую;

- художественно – продуктивную.

3.2. Этапы  проводимой работы.

Организация работы по конструированию из различных материалов, направленная на развитие творческого воображения детей включала несколько этапов:

  1. знакомство и изучение педагогической литературы по данной теме;
  2. изучение содержания программ художественно – эстетического цикла;
  3. выделение целевых программ художественно – эстетического цикла;
  4. изучение программы И.А.Лыковой «Цветные ладошки»;
  5. проведение анализа содержания занятий;
  6. адаптация к программе «Развитие» Л.А.венгер;
  7. отбор занятий по изготовлению поделок, которые можно использовать в других видах деятельности;
  8. составление перспективного плана работы по теме;
  9. обогащение предметно – развивающей среды, с привлечением родителей;
  10.  выбор диагностики для проведения мониторинга развития творческого воображения О.М.Дьяченко «Дорисовывание фигур»;
  11.  ознакомление родителей с планом работы по данному направлению;
  12.  распределение программного материала с учетом индивидуальных особенностей детей;
  13.  определение режима работы кружка в соответствии с требованиями нормативных документов;
  14.  реализация плана кружковой работы в течение учебного года.

Принципы отбора материала:

  1. выбирались темы не вошедшие в содержание специально организованной деятельности (дизайн);
  2. использовались современные технологии и материалы для изготовления поделок (скотч, аракал, тесьма, самоклеящаяся бумага);
  3. отбирались  занятия по тематике, способствующие познавательной активности детей («Африка», «Подводный мир», «Космос» и.д.);
  4. возможности готовых изделий в играх, в театрализованной и специально организованной деятельности, в быту;
  5. использования бросового материала, не представляющего ценности  и эстетичности для окружающих;
  6. бережного отношения к природе через повторное применение использованных материалов;
  7. учета возрастных особенностей детей;
  8. учета современных требований, используя ИКТ в работе по организации конструирования.

3.3. Этапы работы с детьми по изготовлению поделки из различных

       материалов.

  1. Проведение предварительной работы:

- специально организованная деятельность;

- проведение наблюдений;

- беседы,

- рассматривание иллюстраций;

- знакомство произведениями народных промыслов;

- рассматривание альбомов насмотренности;

- совместная  деятельность детей и родителей.

  1. Использование навыков и умений, полученных ранее:

- знакомство с техникой безопасности при работе с опасными

   инструментами;

- использование в работе колющих и режущих инструментов (опасных);

- соблюдение техники безопасности в ходе работы.

  1. Определение этапов определения выполнения работы:

- отбор материала;

- подготовка рабочего места;

- выбор инструментов;

- определение первого – подготовительного этапа изготовления поделки (фон, заготовки, способ оформления, выбор партнеров для изготовления поделки, сроки выполнения поделки).

3.4. Работа с педагогическим коллективом

Одной из составляющих системы планирования работы по художественно – эстетическому воспитанию является разработанный мной  и апробированный проект  «Приобщение дошкольников к искусству средствами художественной галереи». (см. Приложение)        

        Данная работа способствует созданию соответствующих педагогических условий, является гарантией активного влияния на развитие детского творчества. Особое значение придается здесь усвоению детьми художественно – творческого опыта, обучению их приемам художественно – творческих действий.

Проект позволяет реализовать следующие задачи:

  1. развитие эстетического восприятия художественных образов, как эстетических объектов;
  2. создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
  3. освоение универсального «языка» искусства – средствами художественной выразительности ;
  4. обогащение индивидуального художественно – эстетического опыта;
  5. развитие творческих способностей в продуктивных видах деятельности;
  6. воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;
  7. создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в освоении окружающего мира;
  8. формирование эстетической картины мира.

Систему работы по проекту «Приобщение дошкольников к искусству средствами художественной галереи» я представила в виде комплекса экспозиций по произведениям искусства,  тематику которых соотнесла с тематикой занятий по специально организованной деятельности по разделу «Изобразительное искусство» программы «Развитие» Л.А. Венгер. Спланировала работу по организации выставок, конкурсов продуктов детской деятельности, в том числе и поделок из различного материала. В проекте охвачены все участники образовательного процесса.

Системная «паутина» по проекту

«Приобщение дошкольников к искусству средствами художественной галереи»

                

                

        

Подготовила для воспитателей детского сада подготовила глоссарий, консультации, памятки по данной тематике.

  1. Работа с родительской общественностью.

Параллельно работе с детьми, я проводила работу с родителями. Хочется обратить внимание на то, что необходим союз с родителями в задаче развития художественно – эстетического вкуса и творческого воображения у детей, т.к. именно с родителями дети проводят большее количество времени и только с ними они могут увидеть прекрасное в быту, обсудить увиденное, придумать, где применить использованный ранее материал,  реализовать свой замысел.

Следовательно, надо втягивать родителей в процесс реализации творческих задумок детей.

На первом этапе я провела анкетирование родителей с целью выявления уровня компетентности родителей в вопросах детского конструирования и использования различных материалов для изготовления поделок. Вопросы анкеты отражены в диаграмме.

 

Результаты опроса показали, что знания родителей по данному вопросу недостаточны, скудны, не имеют четкого представления о данном виде детской деятельности и возможности использования различных материалов в конструировании поделок. Для повышения уровня представления родителей о данном виде детской деятельности, мною были проведены следующие мероприятия:

- обучающий семинар «Конструируем вместе»;

- мастер – класс «Мастерилка»;

- открытое занятие «Как мы были маленькие»;

- выставка детских работ в группе.

Если сначала родители являлись пассивными наблюдателями  деятельности детей в детском саду, то постепенно начали принимать участие в создании и обогащении предметно – развивающей среды в группе по конструированию с применением различных материалов. Родители начали по другому относиться к бытовым отходам и сделали для своих детей небольшие копилки с различными материалами (перья, баночки различные, коробочки, камешки, бумага разного качества, проволока, вата, скотч, пластилин ит.д.), которыми дети могут пользоваться самостоятельно.

        Работу с родителями я строила на основах доверия и сотрудничества, родители с удовольствием приняли участие в таких мероприятиях как:

- фотовыставка «Мастерим дома»;

- мастер класс по изготовлению поделок к Новому году;

- конкур поделок «Подарок маме»;

- конкур поделок «Подарок папе»;

- домашние задания для развития творческих способностей.

Для уточнения представлений родителей о использовании различных материалов в конструировании мною была собрана «Библиотечка выходного дня». Родители с удовольствием пользовались этой литературой, совместные поделки  стали намного богаче, интересней, ярче по своему содержанию. Отпала проблема в индивидуальных консультациях по выбору материала и изготовлению поделок перед проведением различных выставок как внутри детского сада, так и внутри группы.

Итоги моей работы показали:

  1. изменился характер взаимоотношений между участниками образовательного процесса - мы все стали партнерами;
  2. изменилось отношение у родителей к конструкторской деятельности детей;
  3. повысился уровень педагогических знания в вопросах конструирования, в том числе и в вопросах использования различных материалов при конструировании;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной целью моей работы было - проверить влияние занятий по конструированию из различных материалов на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Результаты проведенной работы позволили сделать следующие выводы:

Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Основной задачей воображения является представление ожидаемого результата до его осуществления. Именно при помощи воображения у человека формируется образ никогда не существовавшего объекта, ситуации.

Творческое воображение детей старшего дошкольного возраста проявляется в  создании ребенком нового продукта, придумывании к известному новых, ранее не используемых деталей, по новому характеризующих создаваемый образ, придумывании ребенком различных вариантов изготовления поделки.

Уже в этом возрасте дети осознанно и самостоятельно создают новые образы, которые реализуются  в своих оригинальных продуктах деятельности. И соответственно происходит развитие творческого воображения, которое является одним из основных компонентов воспитания творческой личности.

Поэтому развитие творческого воображения у детей сначала происходит под влиянием воспитателя, который побуждают их произвольно создавать образы. Затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. В первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных, продуктивных видах деятельности. Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия.

Ведение целенаправленной работы оказало положительное влияние на развитие творческого воображения дошкольников, так как произошло изменение в повышении уровня развития творческого воображения детей 7 -  го года жизни. У воспитанников появилось стремление к творческим решениям, наличие и стойкость интереса к занятиям по конструированию различных материалов, способность использовать образы восприятия, памяти, продуктивность в сочетании с оригинальностью и гибкостью образов, эмоциональная насыщенность образов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ахунджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности.//Дошкольное воспитание – 1983 – 36 – с.34-36.
  2. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ Рон»» 2000. – 112с
  3. Булычева А. Решение познавательных задач: возможные формы занятий//Дошкольное воспитание, 1996 - № 4 – с.69-72.
  4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Развитие творческого воображения дошкольника//Дошкольное воспитание – 1979- 3 7 – с.20-37.
  5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 – 455/.
  6. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества – М., 2005.
  7. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 2007. № 6. с. 52 – 59.
  8. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51.
  9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. – М.:Просвещение, 2008-190с.
  10. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду обучение и творчество – М., 2006.
  11. Короткова Н. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание – 2001 – 311 – с.29-40
  12. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование, опыт, проблемы, стратегия развития//Дошкольное воспитание, 1996 – 3 10 – с.73
  13. Программа «Развитие» (основные положения). [Текст]/ М.: Новая школа, 2004.
  14. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный  жизненный  цикл  развития  человека. Учебное  пособие  для  студентов  высших  учебных  заведений. – М.:ТЦ  Сфера, 2005. – 146  с.
  15. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение:
  16. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование.- Москва, 2009.
  17. Поддьяков Н.Н. Мышление  дошкольника - М.: Педагогика, 1977
  18. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 2006. /Воображение 344– 360/.
  19. Трифонова Г.Е. О детском рисунке как форме игры//Дошкольное воспитание. – 1996 - № 2 – сю24-28
  20. Лысюк Л.Г. Эмпирическая картина становления продуктивного целеполагания у детей 2-4 лет.//Вопросы психологии; - 2008, - №1 – с.58-67
  21. Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта – М., 2001.
  22. Парамонова Л.А., Урадовских Г.В. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности (старший дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание – 1985 - № 7 – с.46-49
  23. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект. [Текст] / Поддьяков Н.Н.. – Волгоград, 1995.
  24. Поддъяков Н.Н. Развитие комбинаторных способностей//Дошкольное воспитание, 2001 – 310 – с.90-99.
  25. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/под редакцией Н.Н.Поддъякова, А.Ф.Говорковой – М: Педагогика – 2005 – 200с.
  26. Развитие: Программа нового поколения для дошкольников / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 2009.
  27. Синельников В. Формирование умственной активности дошкольников при решении конструктивных задач//Дошкольное воспитание. – 1996- №8 – с.93-100.
  28. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии – М.:Академия, 2008- 304с.
  29. Эльконин Д.Б Детская психология Развитие ребенка от до 7 лет учеб. пособ./ издательство министерства просвещения .М.,2008.

Приложение 1

Протокол обследования детей

по методике «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко)

Обследование детей в старшей группе (экспериментальная группа)

(констатирующий эксперимент)

имя ребенка

гибкость

разработанность

оригинальность

1

Катя Б.

с

с

с

2

Дима Г.

н

н

н

3

Алена Н.

н

н

н

4

Данил Ж.

н

н

н

5

Денис П.

с

с

с

6

Дамир К.

с

с

с

7

Андрей К.

н

н

н

8

Яна К.

н

н

н

9

Дима М.

н

н

н

10

Алсу Н.

с

н

с

11

Данил С.

н

н

н

12

Ваня Ю.

н

н

н

Высокий уровень

0%

Средний уровень

35%

Низкий уровень

65%

Протокол обследования детей

по методике «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко)

Обследование детей в старшей группе (экспериментальная группа)

(контрольный эксперимент)

имя ребенка

гибкость

разработанность

оригинальность

1

Катя Б.

в

в

в

2

Дима Г.

с

с

с

3

Алена Н.

с

с

с

4

Данил Ж.

в

в

в

5

Денис П.

н

н

н

6

Дамир К.

в

в

в

7

Андрей К.

с

с

с

8

Яна К.

с

с

с

9

Дима М.

в

в

в

10

Алсу Н.

н

н

н

11

Данил С.

в

в

в

12

Ваня Ю.

с

с

с

Высокий уровень

25%

Средний уровень

42%

Низкий уровень

33%

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 1 Теоретические основы развития творческой деятельности детей.

Тема 1 - Теории творчества в психолого-педагогическом наследииТема 2 - Виды творчества детей.Тема 3 - Музыкальное творчество дошкольниковПрактическое задание...

Роль занятий по конструированию из различных материалов в развитии воображения у дошкольников

Детское конструктивное творчество - это деятельность, в которой создается нечто новое для ребенка, это средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему. Под детским конс...

Конструирование из природного материала как средство развития творческого воображения дошкольников .

Конструирование из природного материала как средство развития творческого воображения старших дошкольников 6-7 лет в ДОУ...

Презентация "Развитие творческого воображения дошкольников через освоение различных изотехник"

нетрадиционная изобразительная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...

Теоретические основы изучения творческого воображения и его роли в воспитании старших дошкольников

В статье рассмотрены теоретические основы изучения творческого воображения старших дошкольников  и роль творческого воображения в воспитании личности детей на современном этапе....

Теоретические основы развития словаря слабовидящих детей четвертого года жизни

Материал статьи раскрывает вопросы развития словаря слабовидящих детей четвёртого года жизни....