доплнительная образовательная общеразвивающая программа "Умелые руки не знают скуки"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Пояснительная записка к  программе «Умелые руки, не знают скуки»

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве  приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода реализации заданий, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

 Направленность дополнительной образовательной программы.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании воспитанников, способствует развитию художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью.

Программа является модифицированной, по уровню усвоения – общекультурной, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности модульной. Рассчитана на 2 года обучения.

В связи с тем, что длительность занятий утомляет обучающихся воспитанников, теоретические и практические части занятий будут комбинироваться в зависимости от изучаемой темы. В целях поддержания устойчивого внимания и активизации воспитанников в ходе объяснения теоретического материала необходимо сочетать устные объяснения материала с применением  наглядных пособий, увязывать изучаемый материал с жизнью, практикой, опытом обучающихся.

Материал более доходчиво воспринимается детьми,  когда руководитель творческого объединения не просто рассказывает его сущность, а вовлекает обучающихся в свои рассуждения, побуждает их мыслить. При усвоении новой технологии у ребенка возникает противоречие между стремлением получить желаемый результат и нехваткой знаний или различных умений, приводящих к достижению данного результата. Необходимо сделать практику экспериментирования, самостоятельного «открытия» нового знания опытным путем важной составной частью занятия.

Программа предусматривает различные варианты выполнения работ при освоении различных техник. Вариативность достигается путем упрощения или усложнения задания; допускается также выполнение работы по собственному замыслу учащихся.

Цели и задачи дополнительной образовательной программы.

Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цели программы:

•        раскрыть перед воспитанниками социальную роль изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;

•        сформировать у них  устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в  процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.

•         познакомить воспитанников с возможностью использования результатов своего труда в быту, на радость окружающим.

Задачи программы:

Обучающие:

•        формировать умения следовать устным инструкциям;

•        обучать различным приемам работы с бумагой и другими материалами.

Развивающие:

•        развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;

•        развивать мелкую моторику рук и глазомер;

•        развивать художественный  вкус, творческие способности и фантазию детей;

•        развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;

•        развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

•        формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

•        способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;

•        совершенствовать трудовые  навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;

•        ценить результат своего и чужого труда.

Принципы, лежащие в основе программы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным способностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств  принимает  участие в восприятии какого-нибудь  впечатления или группы  впечатлений, тем прочнее  ложатся эти  впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются  ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);

• последовательности

• систематичности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnoe_kazyonnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc374 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое образовательное учреждение

для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей

«Детский дом» города Троицка

Челябинской области

Согласовано:

Педагогическим советом

от 29 мая 2015 года

Утверждаю:

Директор МКОУ «Детский дом»

Н.А. Еремеева ___________

                                                                                                                     

                                                                                               

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

Художественной направленности «Умелые руки, не знают скуки»

на 2015 – 2017г. 

Возраст детей: 9 до 16 лет  

Срок реализации: 3 года      

Автор-составитель:

Савостина Елена Владимировна

                                                                               

Троицк, 2015

Содержание:

1. Целевой раздел.                                                                                                    

  1. .Информационно-аналитические данные об образовательном учреждении.
  2. . Организация учебно-воспитательного процесса в МКОУ «Детский дом».

2. Пояснительная записка.                                                                              

2.1. Направленность дополнительной образовательной программы.

2.2. Цели и задачи дополнительной образовательной программы.

2.3. Педагогическая целесообразность программы.

        

3. Организационно-методическое обеспечение программы         

3.1. Возраст детей, участвующих в реализации программы.

3.2. Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).

3.3. Формы и методы занятий.

3.4. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.        

4. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы.

4.1. Учебно-тематический план первого блока «Волшебный квиллинг».

4.2. Содержание первого этапа «Волшебный квиллинг».

4.3.Учебно-тематический план второго блока «Кофейные напевы. Топиарий».

4.4. Содержание второго этапа «Кофейные напевы. Топиарий».

4.5. Учебно-тематический план третьего блока «Обереги».

4.6. Содержание третьего блока «Обереги».

4.7. Учебно-тематический план четвертого блока «Думочки».

4.8. Содержание четвертого блока «Думочки».

5. Методическое обеспечение программы.

6. Материально-техническое обеспечение программы.

7. Список использованной литературы.                                

8. Приложение.                                        

Свой идеал я вижу в том, чтобы буквально

Каждый ребенок увидел прекрасное,

Остановился перед ним в изумлении,

сделал прекрасное частицей своей души…

                                                                                                                               В.А.Сухомлинский

  1. Целевой раздел

1.1. Информационно-аналитические данные об образовательном учреждении.

Муниципальное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом» города Троицка Челябинской области был открыт в 2001 году.

Юридический адрес: 457100, Челябинская область, г.Троицк, ул.Пионерская, д.8.

Телефоны: 8(351 63) 21748; 8(351 63) 26592;

Лицензия: серия А № 0002468, регистрационный № 9447 от 07.03.2012 года на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам.

Аккредитация: серия ОП №005491, регистрационный № 317 от 29.04.2010 года.

Деятельность МКОУ «Детский дом» ориентирована на социализацию всех своих воспитанников в общество, обучение, воспитание и развитие всех и каждого воспитанника с учетом индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и др.) особенностей. Приоритетом является организация свободного досуга воспитанника путем организации его деятельности по интересам и самореализации как личности воспитанника в процессе совместной деятельности ребенка и педагога.

МКОУ «Детский дом» имеет достаточное кадровое обеспечение. Общее число воспитателей и младших воспитателей – 22 человека на 40 детей. Средний возраст педагогов 48 лет, профессиональный стаж 19 лет. Воспитателям предоставлено право на творческое самовыражение, выбор форм и методов обучения и воспитания в пределах образовательных программ.

1.2. Организация учебно-воспитательного процесса в МКОУ «Детский дом».

Учебно-воспитательный процесс детского дома регламентируется режимом дня, Санпин 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Продолжительность каникул – 30 календарных дней в течение года. Летние каникулы с 01.06. по 31.08.2015 года.

Режим работы МКОУ «Детский дом» круглосуточный. Комплектование по группам гендерно-возрастное.

2. Пояснительная записка к  программе «Умелые руки, не знают скуки»

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве  приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода реализации заданий, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

 2.1. Направленность дополнительной образовательной программы.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании воспитанников, способствует развитию художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью.

Программа является модифицированной, по уровню усвоения – общекультурной, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности модульной. Рассчитана на 2 года обучения.

В связи с тем, что длительность занятий утомляет обучающихся воспитанников, теоретические и практические части занятий будут комбинироваться в зависимости от изучаемой темы. В целях поддержания устойчивого внимания и активизации воспитанников в ходе объяснения теоретического материала необходимо сочетать устные объяснения материала с применением  наглядных пособий, увязывать изучаемый материал с жизнью, практикой, опытом обучающихся.

Материал более доходчиво воспринимается детьми,  когда руководитель творческого объединения не просто рассказывает его сущность, а вовлекает обучающихся в свои рассуждения, побуждает их мыслить. При усвоении новой технологии у ребенка возникает противоречие между стремлением получить желаемый результат и нехваткой знаний или различных умений, приводящих к достижению данного результата. Необходимо сделать практику экспериментирования, самостоятельного «открытия» нового знания опытным путем важной составной частью занятия.

Программа предусматривает различные варианты выполнения работ при освоении различных техник. Вариативность достигается путем упрощения или усложнения задания; допускается также выполнение работы по собственному замыслу учащихся.

2.2. Цели и задачи дополнительной образовательной программы.

Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цели программы:

  • раскрыть перед воспитанниками социальную роль изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
  • сформировать у них  устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в  процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.
  • познакомить воспитанников с возможностью использования результатов своего труда в быту, на радость окружающим.

Задачи программы:

Обучающие:

  • формировать умения следовать устным инструкциям;
  • обучать различным приемам работы с бумагой и другими материалами.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
  • развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  • развивать художественный  вкус, творческие способности и фантазию детей;
  • развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
  • развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
  • способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
  • совершенствовать трудовые  навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
  • ценить результат своего и чужого труда.

Принципы, лежащие в основе программы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным способностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств  принимает  участие в восприятии какого-нибудь  впечатления или группы  впечатлений, тем прочнее  ложатся эти  впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются  ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);

• последовательности

• систематичности.

2.3. Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы.

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет воспитанникам использовать сразу сложную конструкцию, менее подготовленным воспитанникам предлагается работа проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В результате реализации  Программы воспитанники могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, что значительно облегчит их адаптацию в социум при выпуске из детского дома. Тесно взаимодействуя  и занимаясь коллективной  творческой деятельностью,  формируются коммуникативные навыки, эмоциональное восприятие. Возможность работы с проектами и самостоятельные задания развивают творчество, ответственность, создают условия для личностного и профессионального самоопределения  будущих выпускников.

Программа разработана в соответствии с требованиями личностно-деятельностного подхода к полученным знаниям, умениям, навыкам.

Новизна программы заключается в поэтапном освоение различных техник, материалов, методик, которые  позволяют  использовать  полученные знания и умения  для создания совершенно новой работы с использованием разных технологий.   Ориентирована на активное приобщение воспитанников к декаративно-прикладному творчеству и умение использовать результаты своего труда в повседневной жизни.

Актуальность программы в том, что она способствует снятию психоэмоционального  напряжения, как составляющий элемент Арт-терапии.  Значительно обогащает имеющиеся знания, позволяя не только расширить кругозор детей, но и раскрыть индивидуальные способности каждого воспитанника, что, безусловно, формирует умения в области проектно-технологической деятельности, оказывает благотворное влияние на дальнейшее обучение и  способствует  осознанному выбору профессии.

В процессе реализации программы «Умелые руки, не знают скуки» осуществляется развитие бытового мышления, творческих способностей, формируются навыки экономического мировоззрения и делового общения. Это в значительной мере активизирует и систематизирует благоприятную адаптацию воспитанников детского дома  в социуме.

3. Организационно-методическое обеспечение программы.

3.1. Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Программа охватывает возрастные группы от 9 до 16 лет,  набор детей свободный, переменный. Определяет основные направления воспитания: доброжелательность, самостоятельность, гражданственность, коллективизм, ответственность. Позволяет готовить воспитанников к самостоятельной жизни и является прекрасным методом профилактики асоциального поведения.

3.2.  Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).

Занятия проводятся два раза в неделю. Программа рассчитана на три  года. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка составляет не менее 6 человек. Годовой курс программы рассчитан на 78 часов.

Организация деятельности кружкового направления позволяет создать атмосферу сотрудничества и увлеченности совместной творческой деятельностью  воспитанников детского дома и педагога:

• деятельность организована на добровольных началах;

• дети занимаются в свободное и удобное для них время;

• атмосфера организации деятельности носит неформальный, комфортный  характер, не регламентируется обязательствами и стандартами;

• учитываются возрастные психологические закономерности;

• доступность программного материала и его вариативность.

Этапы:

Программа данного кружка состоит из трех блочно-модульных этапов:

• «Волшебный квиллинг»;

• «Кофейные напевы», «Топиарий»;

• «Думочки для отдыха».

3.3. Формы и методы занятий:

• традиционные, комбинированные и практические занятия, лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам, по образцу и др.).

 

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

• исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит  форма организации деятельности воспитанников на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

• индивидуально-фронтальный  – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

• групповой – организация работы в группах;

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.

3.4. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

В результате обучения по данной программе воспитанники:

• научаться различным приемам работы с бумагой, кофейными зёрнами, тканью и другими подручными материалами;

• научаться следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, создавать изделия, выполненные в разной технике;

• разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;

• овладеют навыками культуры труда;

• улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • составление выставок лучших работ;
  • проведение выставок работ воспитанников: в группе, в детском доме;
  • участие воспитанников детского дома в выставках декоративно - прикладного творчества разных уровней (городских, областных);

Задачи:

• привить интерес к работе и побудить желание совершенствования в различных  направлениях декоративно-прикладного творчества;

• развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам;

• воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника, реализовывать   креативность.

Программа способствует:

• повышению внутренней мотивации ребенка;

• появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий;

• желанию  добиваться  планируемого результата;

• приобретению  навыков самостоятельной работы;

• развитию мелкой моторики;

• созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;

     

      Программа составлена с учетом требований современной педагогики, на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей  младшего, среднего и старшего школьного возраста.  Работа с воспитанниками строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.

       Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка.

4. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Умелые руки, не знают скуки» 

 

4.1. Первый блок «Волшебный квиллинг»  (34ч.)

Месяц 

Содержание

Количество часов

Всего

теория

Практика

сентябрь

1

Организационный сбор. Введение в программу. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

1

1

-

2

Организация рабочего места. Обязанности дежурных.

Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения–квиллинга.

1

1

-

3

Правила техники безопасности при работе с различными инструментами. Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

Планирование. Подбор необходимых иллюстраций, сюжетов, композиций. Ознакомление с основными приёмами, формами работы.

4

1

3

4

Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Конструирование из основных форм квиллинга.

4

1

3

октябрь

1,2

Основные формы. «Завитки». Конструирование из основных форм квиллинга.

4

1

3

3,4

Основные формы. «Спирали в виде стружки». Конструирование из основных форм квиллинга.

4

1

3

ноябрь

1,2

Коллективная работа.

Изготовление цветов в технике квиллинга.

4

1

3

3,4

Коллективная работа.

Изготовление цветов в технике квиллинга.

4

1

3

5

Коллективная работа.

Изготовление бахромчатых цветов.

2

1

1

декабрь

1,2

Коллективная работа.

Изготовление бахромчатых цветов.

2

-

2

3

Знакомство со схемами, чертежами, таблицами, эскизами. Коллективная работа. Композиция из цветов.

2

1

1

4

Подготовка и проведение итоговой выставки.

2

1

1

        Всего

34

11

23

4.2. Содержание первого  этапа «Волшебный квиллинг».

       В настоящее время  искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

      Бумага  – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ёще и тем, что данный материал дает большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное  – безграничное творческим  человеком. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат – она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и  многое, многое другое, что интересует ребенка.

     Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего  внутреннего мира.  Обычный материал  -   бумага  – приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги,  распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг». «Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

      Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).

      Этап «Волшебный квиллинг» предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное  мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовиться стать созидателем доброго мира.

      Цель данного этапа – всесторонне интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

 Задачи этапа:

• знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;

• обучать различным приемам работы с бумагой;

• знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

• создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

      В процессе работы в технике квиллинга, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др. Квиллинг открывает путь к творчеству, развивает фантазию и художественные возможности.  

1. Организационный сбор. Введение в программу. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

Цели и задачи: начало установления контакта с каждым ребенком; создание эмоционально благоприятной атмосферы в творческом объединении; раскрыть цели и задачи курса, организацию и содержание занятий; напомнить правила культуры труда; провести инструктаж по технике безопасности.

Практика: игра-знакомство «Снежный ком», «Знакомство в парах».

2. Организация рабочего места. Обязанности дежурных. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Волшебные свойства бумаги.

Цели и задачи: показать красоту окружающего мира; история происхождения бумаги; история возникновения технологии бумагокручения–квиллинга; пробудить эстетические чувства и интерес к художественно-прикладной деятельности.

Практика: систематизация полученного материала.

3. Правила техники безопасности при работе с различными инструментами. Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. Планирование. Подбор необходимых иллюстраций, сюжетов, композиций. Ознакомление с основными приёмами, формами работы.

Цели и задачи: провести инструктаж по технике безопасности при работе с различными видами клея, ножом для резания бумаги; привлечь внимание детей к разнообразию цветов и оттенков бумаги, умению подбирать фактуру и цвет в зависимости от планируемой композиции.

Практика: соблюдение техники безопасности при работе с ножом;  Изготовление бумажных полосок; гофрирование бумажных полосок.     

      4. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Конструирование из основных форм квиллинга.

Цели и задачи: конструирование заготовок; изучение техники выполнения элементов; дать понятие о композиции; изучение способов конструирования модели из заготовок; планирование объема работы на одно занятие.

Практика: изучение и отработка приемов изготовления закрытых и открытых форм «капли», «треугольника», «дольки», «квадрата», «прямоугольника».

      5. Основные формы. «Завитки». Конструирование из основных форм квиллинга.

Цели и задачи: конструирование заготовок; изучение техники выполнения элементов; дать понятие о плоскостной композиции; изучение способов конструирования  из заготовок по картинке; планирование объема работы на одно занятие.

Практика: изучение и отработка приемов изготовления основной формы «завиток», расположение композиции.

     6. Основные формы «Спирали в виде стружки». Конструирование из основных форм квиллинга.

Цели и задачи: освоение основных форм квиллинга «тугая спираль», «спирали виде стружки»; конструирование из основных форм квиллинга; применение форм в композициях.

Практика: изучение и отработка приемов изготовления основной формы «спираль», расположение завитка в композиции.

     7. Коллективная работа. Изготовление цветов в технике квиллинга.

Цели и задачи: конструирование из основных форм квиллинга; технология изготовления.

Практика: применение формы в композициях.

     8. Коллективная работа. Изготовление бахромчатых цветов.

Цели и задачи: ознакомление с новыми приемами изготовления более сложных цветов – бахромчатых; подбор цветовой гаммы; изготовление листиков с продольными жилками.

Практика: изготовление простого цветка с листиками, изготовление махрового цветка с сердцевиной, изготовление махрового цветка  без сердцевины, на конусе

     9. Знакомство со схемами, чертежами, таблицами, эскизами. Коллективная работа. Композиция из цветов.

Цели и задачи: составление композиции из готовых форм; знакомство с основным понятием «композиция» (линия, форма, симметрия, асимметрия); способы и правила её составления.

Практика: коллективное составление композиции по выбранной тематике; использование всех техник квиллинга в одной композиции.

    10. Подготовка и проведение итоговой выставки.

Цели и задачи: сформировать атмосферу для совместного отдыха детей, показа своих достижений.

Практика:  выставка работ; подведение итогов работы за полугодие.

     

4.3. Учебно-тематический план «Кофейные напевы. Топиарий» (44ч.)

Месяц 

Содержание

Количество часов

всего

теория

Практика

январь

1

Введение в программу. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности при работе с клеевым пистолетом и другими инструментами. Основные правила работы

1

1

2

Организация рабочего места. Планирование. Подбор необходимых иллюстраций, сюжетов, композиций. Ознакомление с основными приёмами, формами работы.

2

1

1

3,4

Изготовление панно из кофейных зерен «Чашка кофе».

4

1

3

5

Изготовление панно из кофейных зерен «Кофейный аромат».

3

1

2

февраль

1,2

Основные формы работы с кофейными зернами.  Знакомство с искусством создания декоративных деревьев «Топиарий». История «Топиарий».

4

1

3

3,4

Коллективная работа. Создание дерева из подручных материалов (бумага, кофе). Изготовление подарков к празднику.

4

1

3

март

1,2

Создание кофейного дерева «Топиарий».

4

1

3

3,4

Создание кофейных композиций «Топиарий» (с бумажными цветами).

5

1

4

апрель

1,2

Создание кофейных композиций «Сердце».

4

1

3

3,4

Создание кофейных композиций «Чашка с блюдцем».

4

1

3

май

1,2

Изготовление композиций  из кофейных зерен и других подручных материалов «Кофейные сувениры».

3

1

2

3,4

Изготовление композиций  из кофейных зерен и других подручных материалов по запросу детей.

3

1

2

5

Подготовка и проведение итоговой выставки.

3

1

2

        Всего

44

13

31

4.4. Содержание второго этапа «Кофейные напевы. Топиарий».

      Главной задачей этого этапа является формирование устойчивой потребности детей к саморазвитию в постоянном творческом общении с людьми, в тяге к искусству, культуре. Всякое обучение имеет воспитывающий характер. Обучая  – воспитываем, воспитывая  – обучаем, поэтому в работе с детьми уделяется большое внимание воспитательной работе.

Задачи этапа:

• знакомить детей с основными понятиями об «топиарий»;

• обучать различным приемам работы в данном направлении;

• знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

• создавать композиции с изделиями, выполненными в технике искусства топиарий.

Методика работы:

      Образовательная программа  этапа «Топиарий» составлена с учетом требований современной педагогики и будет корректироваться в процессе работы в соответствии с интересами воспитанников. Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей, их представлений об окружающем мире.  В кружке совместно со сверстниками и педагогом, под его чутким руководством, дети осваивают понятия об удобстве, полезности и значимости, красоте и безвкусице.  Индивидуальный подход к каждому ребенку создает благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарования, дает раскрыться и утвердится.        

Формы занятий разнообразны: вводное, традиционное, практическое, занятие ознакомление, усвоение, применения на практике,  повторения, обобщения и контроля полученных знаний.

Работа кружка построена на доверии и общении с педагогами. На занятиях воспитанники получают  знания, умения и навыки в данной области, красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из различных материалов, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с горячим клеем, ножницами, проволокой, нитками, иголкой. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к самоутверждению  в коллективе и жизни в целом; популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения.

       По результатам первого года обучения воспитанникам присваивается звание «Мастер». Обучаемые получают элементарные навыки работы с кофейными зернами, рисом, горячим клеем, бисером,  и  др. Познакомив детей с увлекательным искусством «Топиарий», дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе в мир фантазии, пробуждает желание совершенствоваться.

        1. Введение в программу. Подготовка к работе.  Организация рабочего места. Техника безопасности при  работе с материалом и инструментами.

Цели и задачи:  познакомить с правилами техники безопасности при работе с термопистолетом и другими колющими и режущими предметами; основными правилами работы. Способы соединения материала.

Практика: организация рабочего места; изготовление изделий с применением природного материала; выполнение работ по образцу; соединение частей с помощью термопистолета. 

        2. Организация рабочего места. Планирование. Подбор необходимых иллюстраций, сюжетов, композиций. Ознакомление с основными приёмами, формами работы.

Цели и задачи: знакомство с правилами организации рабочего места; формирование умения подбирать необходимый сюжет, иллюстрацию для своей композиции, панно; ознакомление с основными правилами работы; способами соединения материала.

Практика: организация рабочего места; изготовление изделий с применением кофейных зерен; выполнение работ по образцу; соединение частей с помощью термопистолета. 

  1. Изготовление панно из кофейных зерен «Чашка кофе».

Цели и задачи: познакомить с особенностями работы, порядком выполнения, правилами наклеивания кофейных зерен; применение дополнительных аксессуаров и материалов, необходимых для пано.
Практика: выбор композиции; подготовка основы и фона; подбор необходимого материала; наклеивание элементов.

        4. Изготовление панно из кофейных зерен «Кофейный аромат».

Цели и задачи: познакомить с особенностями работы, порядком выполнения, правилами наклеивания кофейных зерен.

Практика: выбор стиля коллажа и  композиции; подготовка основы и фона; подбор необходимого материала; наклеивание элементов.

        5. Основные формы работы с кофейными зернами.  Знакомство с искусством создания декоративных деревьев «Топиарий». История «Топиарий».

Цели и задачи: познакомить детей с увлекательным видом «Топиарий», дать начальные знания предмета, привить интерес к созданию различных декоративных деревьев, побудить желание далее совершенствоваться в этом направлении декоративно-прикладного творчества, расширить свой кругозор.

Практика: формирование газетных шаров, обмотка их нитями; оклеивание шаров кофейными зернами в один ряд, в два ряда; оформление топиария.

        6. Коллективная работа. Создание дерева из подручных материалов (бумага, кофе). Изготовление подарков к празднику.

Цели и задачи: продолжить знакомство с видами «топиария»; прививать интерес к созданию различных декоративных деревьев, расширять свой кругозор.

Практика: формирование газетных шаров, обмотка их нитями; оклеивание шаров кофейными зернами в один ряд, в два ряда; оформление топиария с использованием квиллинга, травы и других подручных материалов.

        7. Создание кофейного дерева «Топиарий».

Цели и задачи: продолжить знакомство с видами «топиария»; прививать интерес к созданию различных декоративных деревьев, побуждать желание совершенствоваться в направлении декоративно-прикладного творчества, расширять свой кругозор.

Практика: формирование шаров; оклеивание шаров кофейными зернами в один ряд, в два ряда; оформление «топиария» с использованием декоративных цветов, травы, шишек и других подручных материалов.

        8. Создание кофейных композиций «Сердце».

Цели и задачи: продолжить знакомство с видами «топиария»; побуждать желание совершенствоваться в направлении декоративно-прикладного творчества; учить работать с подручными материалами (поролоном, пенопластом); техника безопасности с режущими предметами.

Практика: использование поролона, пенопласта; оклеивание кофейными зернами в один ряд, в два ряда, ребром; оформление «топиария» с использованием декора (цветов, шелковых и кружевных лент).

       9. Создание кофейных композиций «Чашка с блюдцем».

Цели и задачи: продолжить знакомство с видами работ из кофе; побуждать желание совершенствоваться в направлении декоративно-прикладного творчества; учить работать с подручными материалами (проволока, мелкие монеты, палочки корица); техника безопасности с колющими предметами.

Практика: использование проволоки в виде опоры, оклеивание кофейными зернами «гущи» и кофейного ручейка; оформление «топиария» с использованием декора (искусственных цветов, атласных лент, монет).

        10. Изготовление композиций  из кофейных зерен и других подручных материалов «Кофейные сувениры».

Цели и задачи: прививать интерес к дальнейшей работе в мире кофейной фантазии, пробуждать желание совершенствоваться, творить самостоятельно.

Практика: использование поручных материалов; оформление своей работы.

        11. Изготовление композиций  из кофейных зерен и других подручных материалов по запросу детей.

Цели и задачи: формировать эстетический вкус, умение работать с различными материалами, пробуждать желание совершенствоваться, творить самостоятельно.

Практика: использование поручных материалов; эстетическое оформление работы.

        12. Подготовка и проведение итоговой выставки.

Цели и задачи: оформление готовых изделий для выставки; формирование доброжелательной атмосферы для показа своих достижений.

Практика:  выставка работ; подведение итогов работы за второе полугодие.

4.5. Учебно-тематический план «Обереги» (34ч.)

Месяц 

Содержание

Количество часов

всего

теория

Практика

сентябрь

1

Введение в программу. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности при работе с термопистолетом и другими инструментами.

2

1

1

2

Организация рабочего места. Планирование. Подбор необходимых материалов. Ознакомление с основными приёмами, формами работы.

2

1

1

3,4

Знакомство с историей возникновения народной русской куклы. Знакомство с куклой Кувадкой. Изготовление куклы.

3

1

3

 октябрь

1,2

Знакомство с куклой Кувадка среднерусская. Изготовление куклы.

4

1

3

3,4

Знакомство с куклой Кувадка тульская. Изготовление куклы.

4

1

3

ноябрь

1,2

Знакомство с куклой – оберегом «Зерновушка». Изготовление куклы - оберег «Зерновушка.

3

1

2

3,4

Изготовление куклы - оберег «Зерновушка.

3

1

2

5

Знакомство с игрушкой – сплюшкой.

Подбор материалов, подбор иллюстраций,  раскрой

4

1

3

декабрь

1,2

Изготовление игрушки – сплюшки с гречневой крупой.

2

1

2

3

Изготовление игрушки – сплюшки с пшеном.

3

1

2

4

Подготовка и проведение итоговой выставки.

2

1

1

         Всего

34

11

23

4.6. Содержание третьего этапа «Обереги» (34ч.)

Традиционная народная кукла, почти не изменилась с тех давних пор, как придумали ее наши предки. На Руси кукол делали и для игры, и для совершения разных обрядов. Причем обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы ни в коем случае нельзя было использовать при обряде. Почему так? Потому что обрядовые куклы делались без использования ножниц, иголок, вообще любых колющих и режущих инструментов. В русской деревне больше всего любили тряпичную куклу. Она была в каждом крестьянском доме, и крутили кукол и стар, и млад.

Крутить кукол дети начинали из 2—3 лоскутков, без ножниц и иголок. Первых кукол малыши делали с мамой или старшими сестрами, а потом и самостоятельно. Кукол делали из старой изношенной ткани, т.к. ее легко можно было разорвать руками, что важно в обережных куклах. Считалось, что сама по себе ношеная одежда уже является обережной, так как хранит тепло души человека, который ее носил. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее недобрых сил, А значит, и безвредной для ребенка. Такая кукла была и игрушкой, и оберегом.

        Целью программы является создание условий для формирования эмоционально-эстетического отношения к народной культуре через знакомство с традиционным народным рукоделием, промыслами, ремѐслами.

       Задачи решаемые при реализации программы следующие:

Обучающие:

• учить обучающихся создавать обереги, игрушки, художественные поделки

на основе народных традиций,

• учить символике оберегов.

Развивающие:

• развивать художественно-творческие способности детей,

• развивать умение составлять  декоративные композиции из растительных

элементов, семян растений.

Воспитательные:

• воспитывать организованность, коллективизм, умение и желание  объединяться для совместного  труда,

• доброжелательно оценивать деятельность сверстников.

            Формы занятий разнообразны: вводное, традиционное, практическое, занятие ознакомление, усвоение, применения на практике,  повторения, обобщения и контроля полученных знаний.

1. Введение в программу. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности при работе с  инструментами.

Цели и задачи: познакомить с инструктажом по правилам работы и поведения в детском объединении и по пожарной безопасности; санитарно-гигиенические требования; беседа о необходимости соблюдения традиций, семейных праздников и значение в создании праздничного настроения сувениров, выполненных собственными руками.

Практика: организация рабочего места; изготовление изделий с применением различных видов ткани; выполнение работ по образцу; соединение частей с помощью нитей, лоскутков. 

2. Организация рабочего места. Планирование. Подбор необходимых материалов. Ознакомление с основными приёмами, формами работы.

Цели и задачи: познакомить с правилами организации рабочего места; правилами организации работы – планирования; учить подбирать материал, необходимый для работы; беседа о народных приметах и поверьях; понятие «оберега» и его разновидности; история появления оберегов; правила создания оберегов; материалы и инструменты при создании оберегов.

Практика: организация рабочего места; изготовление изделий с применением различных видов ткани; выполнение работ по образцу; соединение частей с помощью нитей, лоскутков. 

3. Знакомство с историей возникновения народной русской куклы. Знакомство с куклой Кувадкой. Изготовление куклы.

Цели и задачи: познакомить с историей возникновения куклы; подбор лоскутков яркой разноцветной ткани и надерганные из них нити. Число кувадок в связке должно быть обязательно нечетным. В старину считали, что тогда куколки будут оберегать ребенка.

Практика: перед началом практической работы напомнить воспитанникам правила техники безопасности при работе с ножницами, булавками. обучающиеся выполняют работу индивидуально; контроль за ходом работы осуществляется постоянно, напоминается методика работы.

4. Знакомство с куклой Кувадка среднерусская. Изготовление куклы.

Цели и задачи: познакомить с историей возникновения куклы; подбор лоскутков яркой разноцветной ткани, отработка техники сворачивания ткани.

Практика: прямоугольный лоскут ткани с двух сторон сворачиваем к середине, получившуюся скатку перегибаем пополам и перевязываем, выделяя голову (нить не обрезаем, с ее помощью делаем крест на груди и пояс). Чтобы сделать руки, сворачиваем другой лоскут из квадратного кусочка ткани размером поменьше, перевязываем края - получаются ладошки. Вставляем руки между передним и задним лоскутами тела куклы, ниткой делаем крест на груди, перевязываем но поясе.

5. Знакомство с куклой Кувадка тульская. Изготовление куклы.

Цели и задачи: познакомить с историей возникновения куклы; подбор лоскутков яркой разноцветной ткани, отработка техники сворачивания ткани

Практика: прямоугольный лоскут ткани скручиваем несколько раз. Из скрученной части складываем кольцо - головку куклы, перевязываем на шее, а нитку не обрезаем. Свободные концы лоскута - это тело куклы; для рук прямоугольный лоскут поменьше перетягиваем нитью в центре и по краям (формируя ладошки), расправляем складки. Вставляем руки между лоскутами ткани, перетягиваем нитью крест на груди, завязываем на поясе. Кувадка готова! К голове кувадки привязывают нити, чтобы за них куклу можно было подвесить.

6. Знакомство с куклой – оберегом «Зерновушка». Изготовление куклы - оберег «Зерновушка.

Цели и задачи: познакомить с историей возникновения куклы, которая имеет

несколько названий: Зернушка, Зерновушка, Крупеничка, и может выглядеть по-разному, в зависимости от местности, где её делают. Основа у неё общая - внутри куклы зерно. Зерновушку бережно хранили на видном месте в красном углу избы рядом с иконами. Она - знак сытой жизни и достатка в семье, хранит зерно до нового урожая, оберегает от мышей, гнили, воров. 

Значения круп в Зерновушке: Гречиха - сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном. Рис - самое дорогое зерно, на праздник. Перловка - на сытость. Овес - на силу. Можно  положить все крупы вместе. На дно куклы кладут монетку.

Практика: напомнить учащимся правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами, булавками; контроль за ходом работы осуществляется постоянно, напоминается методика работы.

7. Знакомство с игрушкой – сплюшкой. Подбор материалов, подбор иллюстраций,  раскрой. 

Цели и задачи: объяснить для чего нужна игрушка-сплюшка; подбор лекал; научить складывать лист бумаги пополам и прорисовывать контуры выбранной игрушки; вырезать игрушку из бумаги, затем перенести ее на ткань.

Практика: соблюдение техники безопасности при работе со швейными иглами, ножницами, сшивания двух частей игрушки лицом внутрь, оставляя небольшое отверстие для «начинки»; выворот игрушки; использование воронки для засыпки крупы.

8. Изготовление игрушки–сплюшки с гречневой крупой.

Цели и задачи: подбор лекал; раскрой будущей игрушки, воспитание художественного вкуса при подборе материала.

Практика: соблюдение техники безопасности при работе со швейными иглами, ножницами, сшивания двух частей игрушки лицом внутрь, оставляя небольшое отверстие для «начинки»; выворот игрушки; использование воронки для засыпки гречневой крупы.

9. Изготовление игрушки – сплюшки с пшеном.

Цели и задачи: подбор лекал; раскрой будущей игрушки, воспитание художественного вкуса при подборе материала.

Практика: соблюдение техники безопасности при работе со швейными иглами, ножницами, сшивания двух частей игрушки лицом внутрь, оставляя небольшое отверстие для «начинки»; выворот игрушки; использование воронки для засыпки пшена.

10. Подготовка и проведение итоговой выставки.

Цели и задачи: оформление готовых изделий для выставки; формирование доброжелательной атмосферы для показа своих достижений.

Практика:  выставка работ; подведение итогов работы за первое полугодие.

4.7. Учебно-тематический план «Думочки» (44ч.)

Месяц 

Содержание

Количество часов

всего

теория

Практика

январь

1

Введение в программу. Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

1

1

2

Организация рабочего места. Планирование. Подбор необходимых иллюстраций. Ознакомление с основными приёмами, формами работы. Многообразие материалов и область их применения.

2

1

1

3,4

Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов. Декоративное оформление изделий

3

1

2

5

Изготовление игрушки-подушки «Совенок»

3

1

2

февраль

1,2

Оформление игрушки-подушки «Совенок»

4

1

3

3,4

Изготовление игрушки-подушки «Кот»

4

1

3

март

1,2

Оформление игрушки-подушки «Кот»

4

1

3

3,4

Изготовление игрушки-подушки «Конфетка»

5

1

4

апрель

1,2

Изготовление игрушки-подушки «Веселый кот»

4

1

3

3,4

Оформление игрушки-подушки «Веселый кот»

4

1

3

май

1,2

Изготовление игрушки-подушки «Заяц»

4

1

3

3,4

Оформление игрушки-подушки «Заяц»

3

1

2

5

Подготовка и проведение итоговой выставки.

3

1

2

        Всего

44

13

31

4.8. Содержание четвертого блока «Думочки» (44ч.)

Назначение мягкой игрушки-подушки. Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Лексическое значение слов «деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз». Ознокомление с порядком расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего места. Правила посадки воспитанников при работе. Правила работы с острыми, режущими и колющими предметами (ножницы, нож, шило, игла, циркуль), их хранение, передача другому лицу. Правила поведения во время занятий.

Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «петельного» и «потайного». Правила выполнения эскиза игрушки. Технология конструирования симметричных выкроек. Технология увеличения или уменьшения выкройки. Правила кроя игрушки. Принцип зеркальной симметрии. Правила хранения выкроек. Технология изготовления головки, лапок, мордочки, носика. Материалы для глаз. Разные способы изготовления глаз. Правила расположения глаз относительно носа. Правила заполнения игрушки набивочным материалом. Разные способы украшения игрушек. Украшения из ленты и кружева, меха, ткани и пряжи. 

Цель: создание возможностей для творческого развития детей, приобщение детей к культурным ценностям, освоение ребенком элементарных трудовых навыков при работе с тканью.

Задачи:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность;

- развивать активность и самостоятельность;

- воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе.

Материалы и инструменты: Вязальные крючки, ножницы, иголка с длинным ушком (штопальная), булавки,  нитки вязальные и швейные, ножницы, наполнитель (синтепон или вата), клей «Момент», плотный картон, природные материалы (крупы, сухофрукты, сухоцветы), альбом, блокнот, авторучка, цветные карандаши, линейка, угольник.

1. Введение в программу. Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

Цели и задачи: инструктаж по правилам работы и поведения в детском объединении, пожарной безопасности; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Практика: организация рабочего места; изготовление изделий с применением различных видов ткани; выполнение работ по образцу. 

2. Организация рабочего места. Планирование. Подбор необходимых иллюстраций. Ознакомление с основными приёмами, формами работы. Многообразие материалов и область их применения.

Цели и задачи: «Думка» - это декоративная маленькая подушка, которой можно украсить диван, кресло или каким-то иным образом вписать ее в интерьер; показать красоту, эстетику оформления комнаты, интерьера; пробудить эстетические чувства и интерес к художественно-прикладной деятельности.

Практика: систематизация полученного материала; изготовление выкройки на бумажной основе.

3. Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов. Декоративное оформление изделий.

Цели и задачи: дать понятие ткани, видах ткани, предназначение ткани для пошива изделий; дать понятие экономии материала, долевых и поперечных нитей; формировать навык ручного труда; обучение основам кройки и шитья.

Практика: систематизация полученного материала; изготовление выкройки на материале; подбор декора.

4. Изготовление игрушки-подушки «Совенок».

Цели и задачи: создать условия для развития творческого потенциала воспитанника, выявить его способности, закрепить интерес к данному виду прикладного творчества.

Практика: распределение выкройки на ткани, аккуратное вырезывание, шов петельный, подбор ниток в цвет ткани.

5. Оформление игрушки-подушки «Совенок».

Цели и задачи: привлечь внимание воспитанников к разнообразию фактуры тканей, развитие творческого потенциала воспитанников, выявление их способностей, закрепить интерес к данному виду прикладного творчества.

Практика: подбор фактурных тканей, набивки, при набивке изделия использовать потайной шов, оформление по собственному вкусу.

6. Изготовление игрушки-подушки «Кот».

Цели и задачи: дать понятие линии, формы, композиции, развитие творческого потенциала воспитанников; гармонии цветового решения, пропорциям.

Практика: составление простейшей композиции, используя полученные знания; анализ работы.

7. Оформление игрушки-подушки «Кот».

Цели и задачи: закрепить понятие линии, формы, композиции, развитие творческого потенциала воспитанников; гармонии цветового решения, пропорций.

Практика: составление простейшей композиции, используя полученные знания; оформление мордочки в соответствии с требованиями педагога и предложенного эскиза; анализ работы.

8. Изготовление игрушки-подушки «Конфетка».

Цели и задачи: закрепить понятие формы (круг, овал); развитие творческого потенциала воспитанников; гармонии цветового решения.

Практика: самостоятельный раскрой изделия, используя полученные знания; анализ работы.

9. Изготовление игрушки-подушки «Веселый кот».

Цели и задачи: закрепить понятие формы, композиции, развитие творческого потенциала воспитанников; гармонии цветового решения, пропорций.

Практика: подбор материала, раскрой изделия, петельный шов, выверт изделия на лицевую сторону, набивка изделия.

10. Оформление игрушки-подушки «Веселый кот».

Цели и задачи: закрепить понятие линии, формы, композиции, развитие творческого потенциала воспитанников; гармонии цветового решения, пропорций.

Практика: оформление изделия, используя полученные знания; оформление мордочки в соответствии с требованиями педагога и предложенного эскиза; анализ работы.

11. Изготовление игрушки-подушки «Заяц».

Цели и задачи: закрепить понятие формы, композиции, развитие творческого потенциала воспитанников; гармонии цветового решения, пропорций.

Практика: подбор материала, раскрой изделия, петельный шов, выверт изделия на лицевую сторону, набивка изделия.

12. Оформление игрушки-подушки «Заяц».

Цели и задачи: закрепить понятие линии, формы, композиции, развитие творческого потенциала воспитанников; гармонии цветового решения, пропорций.

Практика: оформление изделия, используя полученные знания; оформление мордочки в соответствии с требованиями педагога и предложенного эскиза; анализ работы.

13. Подготовка и проведение итоговой выставки.

Цели и задачи: оформление готовых изделий для выставки; формирование доброжелательной атмосферы для показа своих достижений.

Практика:  выставка работ; подведение итогов работы за первое полугодие.

5. Методическое обеспечение программы

Раздел, тема

Форма занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Форма подведения итогов

1

«Волшебный квиллинг»

индивидуально-групповая, обсуждение, практическое занятие, студийная работа, мастер – класс,

вербальный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

схемы, эскизы, рисунки, образец готовой работы

столы, стулья, бумага, клей, карандаш, ластик, резец, линейка, ноутбук, проектор, лекало

самостоятельная работа, творческая выставка

2

«Кофейные напевы.

Топиарий»

комбинированная групповая, обсуждение, практическое занятие

студийная работа, мастер – класс,

словесный, наблюдение, исследовательский,

проектно-конструкторский, исследовательский

журналы, эскизы моделей, презентация готовых работ

столы, стулья, газета, прочные нитки, клей, термопистолет, кофе, цветочные горшочки, элементы декора

самостоятельная работа, творческая выставка

3

«Обереги»

комбинированная групповая; обсуждение, практическое занятие

студийная работа, мастер – класс,

объяснительно-иллюстративный, проектно-конструкторский, исследовательский

журналы, детали выкроек, эскизы моделей, презентация мастеров народного творчества

столы, стулья, ткань разной текстуры, ножницы, декор, термопистолет, различные наполнители (крупы,  сборы трав)

ноутбук, проектор

самостоятельная работа, творческая выставка

4

«Думочки»

индивидуально-групповая, обсуждение, практическое занятие

студийная работа, мастер – класс,

объяснительно-иллюстративный, проектно-конструкторский,

словесный, наблюдение, исследовательский.

журналы, детали выкроек, эскизы моделей, фотовыставка работ

столы, стулья, бумага, карандаш, ластик, чертежи выкроек, лекало, булавки, ткань, нити, иглы, пуговицы, элементы декора, наполнители

самостоятельная работа, творческая выставка

6. Материально-техническое обеспечение программы

• помещение для занятий - светлый и просторный учебный кабинет – 16 кв.м,

• оборудование - классная доска, 2 рабочих стола, стулья по количеству обучающихся воспитанников, 2 шкафа и стеллаж для хранения детских работ,

• технические средства обучение - экран, ноутбук и проектор для просмотра презентаций,

• технические инструменты: термопистолеты 2 шт., мебельный степлер,  набор для выжигания, лобзик по дереву, швейные машинки, ручная вязальная машина;

• перечень материалов: офисная двусторонняя бумага для квиллинга, картон, цветочные горшочки, разделочные доски 2 шт.;

кофе в зернах, поролон, пенопласт, проволока, искусственные цветы, элементы декора (ленты, деньги, бисер, шишки, сборы трав, пуговицы);

холщовые мешочки, нитки разноцветные, шитьё, кружево, тесьма, ножницы, чертежи выкроек, лекало, булавки, ткань разной текстуры, иглы, наполнители.

7. Список литературы

Литература для педагога:

1. Андреева Н.А. «Рукоделие» - полная энциклопедия — Москва, 1992.

2. Астраханцева С. В., Рукавица В. Ю., Шушпанова А. В. Методические

основы преподавания декоративно-прикладного творчества. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.

3. Букина С. Квиллинг: волшебство бумажных завитков / С. Букина, М.

4. Букин. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 271 с.: ил. – (Город мастеров).

5. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.

6. Берстенева Е, Догаева Н. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками - Белый город, 2010.

7. Быстрицкая А. «Бумажная филигрань» - Внимание дети! – Москва, 2000.-128с.

8. Власова А.А. «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996.

9. Гибсон Р. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996г

10. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала. М., 1999

11. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.

12. Евсеев Г.А. Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.

13. Ененко Е.И.Талисманы, амулеты, обереги Е.И.Ененко.-М.:Эксмо, 2005.-128с.

14. Зайцева А. «Квиллинг: новые идеи для творчества» - Санкт - Петербург, 1996.-96с.

15. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.

16. Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы.- М.: Белый город, 2007.

17. Моргунова К. «Цветы в технике квиллинг».

18. Народные художественные промыслы Под общ. ред. О. С. Поповой. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

19. Прошельцева С.В. Обереги для вашего хозяйства, С.В.Прошельцева Обереги. - 2009. №2. - С. 6-19

20. Семёнова А.Н. Магия родного дома. – СПб: Невский проспект, 2000.

21. Сокольников Н.И. Основы рисунка, композиции. Обнинск,       1996.

22. Соловьева Л.Н. Игрушка. Русский сувенир.- М.: Интербук-бизнес , 2002.

23. Фенхель А. Кукольные тайны // Маруся 2012 №6, с.56-58.

24. Энциклопедия самоделок. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2009. – 352 с.: ил. – (Сделай своими руками).

25.Чудина Ю.Ю. «Квиллинг для всей семьи: от простого к сложному». М., 2001

26. Шептуля А.Э. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. М.: Эксмо, 2007, с 5-8, 17-18, 43-45, 61.

Литература для обучающихся:

1. Агаева И. Кукла «Ангелочек» // Народное творчество. № 4, 2002.

2. Блондель А. Игрушки своими руками. М.: ООО «ТД «Издательство

Мир книги», 2006г.

3. Ененко Е.И. Талисманы, амулеты, обереги  / Е.И.Ененко.-М.: Эксмо, 2005.-128 с.

4. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла/И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

5. Панкеев И. «Энциклопедия быта русского народа». Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 1998г.

6. Прошельцева С.В. Обереги для вашего хозяйства /С.В.Прошельцева //

Обереги. - 2009. №2. - С. 6-19

7. Русские суеверия, привороты, заговоры: Энциклопедия школьника/Сост. М. Забылин. – М.: Белый город; Бизнессофт, 2007.

8. Семёнова А.Н. Магия родного дома. – СПб.:Невский проспект, 2000.

9. Твердохлеб И. Мягкая игрушка своими руками. –Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2009г.

10. Шептуля А.Э.Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. М.:Эксмо, 2007, с 5-8, 17-18, 43-45, 61.

8. Приложение

Упражнения для отдыха:

1. Локти на столе. Движение кистей рук в стороны под счет 4-5 раз.

2. Повороты кистями рук.

3. Игра на пианино. Поочередно поднимать по одному пальцу, отрывая его от стола, начинать от мизинца.

4. Пальцы обеих рук соединяют в замок. Ритмичное поднимание и опускание пальцев.

5. Кисти рук имитируют движения крыльев птицы.

6. Сгибание и разгибание пальцев: пальцы сложены как для письма, правая рука протянута вперед, поднимание и опускание указательного пальца под счет 1,2,3; вращение трех пальцев вправо под счет 1,2,3 и влево с обратным отсчетом.

7. Сгибание и разгибание пальцев, держащих ручку, раз – сгибаем, два – разгибаем 5-6 раз.

Санитарно-гигиенические требования

1. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.

2. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость.

3. Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы работа не пачкалась.

Инструкция

по технике безопасности при практической работе в объединении

Общие требования безопасности:

1. К занятиям допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по ТБ.

2. Опасность возникновения травм:

- при работе с острыми и режущими инструментами;

- при работе с конторским клеем;

- при нарушении инструкции по ТБ.

3. В кабинете должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

Требования безопасности перед началом занятий:

1. Приготовить необходимые материалы и инструменты.

2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы.

3. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.

4. При слабом зрении надеть очки.

Требования безопасности во время занятий:

1. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцами вперед, с сомкнутыми лезвиями.

2. Не пользоваться ржавыми иглами, булавками – они могут порвать изделие, сломаться. Иглу и булавки хранить в коробочке с крышкой.

3. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.

4. При работе швейной иглой надеть напёрсток.

5. Осторожно пользоваться  клеем, термописталетом.

6. Не покидать рабочее место без разрешения.

Требования безопасности в аварийных ситуация:

1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом педагогу.

2. При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия, по команде  педагога организованно, без паники покинуть помещение.

3. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся педагогу.

Требования безопасности по окончании занятий:

1. По окончании работы все инструменты надо обязательно убирать в специальную рабочую коробку.

2. После окончания работы произведите уборку своего места.

3. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите педагогу.


Мониторинг результатов обучения

ребенка по дополнительной общеобразовательной программе

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

1

2

3

4

5

I. Теоретическая подготовка:

1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка  программным требованиям

минимальный уровень:

ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

средний уровень:

объем усвоенных знаний составляет более ½;

максимальный уровень: ребенок освоил практически вес объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период.

1

5

10

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

1.2.

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

минимальный уровень: ребенок, как правило, избегает употреблять специальную терминологию;

средний уровень: ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой;

максимальный уровень: специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

1

5

10

Собеседование

II. Практическая подготовка ребенка:

2.1. Практическое умение и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

минимальный уровень:

ребенок овладел менее чем  ½ предусмотренных умений и навыков;

средний уровень:

объем усвоенных умений и навыков составляет более ½;

максимальный уровень:

ребенок овладел практически всеми  умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.

1

5

10

Контрольное задание

2.2. Творческие навыки.

Креативность в выполнении практических заданий.

начальный: ребенок выполняет лишь простейшие практические задания;

репродуктивный уровень:

выполняет в основном задания на основе образца;

творческий уровень:

выполняет практические задания с элементами творчества.

1

5

10

Контрольное задание

III. Общеучебные умения и навыки ребенка:

3.1. Умение слушать и слышать педагога.

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

минимальный уровень умений: обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;

средний уровень: работает с литературой с помощью педагога или родителей;

максимальный уровень: работает с литературой самостоятельно, не испытывает затруднений.

1

5

10

Исследовательская работа

3.2. Умение организовать  свое рабочее место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его за собой

уровни – по аналогии с п. 3.1.

3.3. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

минимальный уровень:

ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой;

средний уровень:

объем усвоенных правил составляет белее, чем ½;

максимальный уровень: ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период.

1

5

10

3.4. Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе.

Удовлетворительно, хорошо, отлично.


Индивидуальная карточка учета результатов

обучения по дополнительной общеобразовательной программе

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________

Возраст ______________________________________

Вид и название детского объединения ____________________________________________

Ф.И.О. педагога _______________________________________________________________

Дата начала наблюдения _______________________

Сроки диагностики

Показатели

1 год

I

полугодие

II

полугодие

I. Теоретическая подготовка ребенка:

1.1. Теоретические знания:

а)

б) и т.д.

1.2. Владение специальной терминологией

II. Практическая подготовка ребенка:

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой:

а)

б) и т.д.

2.2. Творческие навыки.

III. Общенаучные умения  и навыки ребенка:

3.1. Умение слушать и слышать педагога.

3.2. Умение организовать свое рабочее место.

3.3. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности.

3.4. Умение аккуратно выполнять работу.

IV. Предметные достижения обучающегося:

- на уровне детского объединения;

- на уровне учреждения дополнительного образования;

- на уровне города, района;

- на региональном уровне;

- на всероссийском уровне;

- на международном уровне.

Мониторинг личностного развития воспитанников

в процессе освоения ими общеобразовательной дополнительной программы

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Баллы

Методы диагностики

I. Организационно-волевые качества:

1.1. Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности.

- терпения хватает менее чем на ½ занятия;

- терпения хватает больше чем на ½ занятия;

- терпения хватает на все занятие.

1

5

10

Наблюдение

1.2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

- волевые усилия ребенка побуждаются извне;

- иногда – самим ребенком;

- всегда – самим ребенком.

1

5

10

Наблюдение

1.3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия).

- ребенок постоянно находится под воздействием контроля извне;

- периодически  контролирует себя сам;

- постоянно контролирует себя сам.

1

5

10

Наблюдение

II. Ориентационные качества:

2.1. Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.

- завышенная;

- заниженная;

- нормальная.

1

5

10

Анкетирование

2.2. Интерес к  занятиям детского объединения

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы.

- интерес к занятиям продиктован ребенку извне;

- интерес поддерживается   периодически самим ребенком;

- интерес постоянно поддерживается самим ребенком.

1

5

10

Анкетирование

III. Поведенческие качества:

3.1. Конфликтность (отношение ребенка к спору в процессе взаимодействия)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации.

- периодически провоцирует конфликты;

- сам в конфликтах не участвует, старается их избежать;

- пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты.

0

5

10

Метод незаконченного предложения.

3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам объединения).

Участие воспринимать общие дела, как свои собственные.

- избегает участия в общих делах;

- участие при побуждении извне;

- инициативен в общих делах.

0

5

10

Наблюдение


Индивидуальная карточка учета результатов

обучения по дополнительной общеобразовательной программе

(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

Фамилия, имя ребенка ________________________________________________

Возраст ____________

Вид и название детского объединения __________________________________

Ф.И.О. педагога _____________________________________________________

Дата начала наблюдения _______________

Сроки диагностики

Показатели

1 год

начало учебного года

конец учебного года

I. Организационно-волевые качества:

1.1. Терпение

1.2. Воля

1.3. Самоконтроль

II. Ориентационные качества:

2.1. Самооценка

2.2. Интерес к занятиям

III. Поведенческие качества:

3.1. Конфликтность

3.2. Темп сотрудничества

IV. Личностные достижения учащегося


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наши руки не знают скуки" (из опыта работы по созданию пособий с использованием ковролина)

Презентацию практической деятельности  «Наши руки не знают скуки» я представляла на семинаре-практикуме" ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРУКТУРЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГ...

Перспективный план кружка "Наши руки не знают скуки"

Конструирование - одно из важных средств познания и отражения окружающего мира. Оно тесно связано с разными видами детской деятельности: игровой, театрализованной, речевой, изобразительной. По м...

Методическое пособие «Наши руки не знают скуки»

"Развитие речи с помощью развития рук"...

Непосредственно-образовательная деятельность «Наши руки не знают скуки» в подготовительной группе «Малышок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Ромодановский детский сад комбинированного вида»   Непосредственно-образовательная деятельность«Наши руки не знают скуки»в ...

доплнительная образовательная общеразвивающая программа "Умелые руки не знают скуки"

Пояснительная записка к  программе «Умелые руки, не знают скуки»В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модерн...

Дополнительная образовательная программа с детьми 6-7 лет кружка по тестопластике «Умелые руки,не знают скуки». в соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОЫВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дополнительная образовательная программа с детьми 6-7 лет кружка по тестопластике «Умелые руки,не знают скуки».в соответствии сФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОЫВАТЕЛЬНЫМ СТАНДА...