Консультация Бумажная пластика- как вид детской творческой деятельности
консультация по конструированию, ручному труду на тему

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumazhnaya_plastika.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Бумажная пластика – как вид детской творческой деятельности

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский

            Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Как писали выдающиеся педагоги Я.А. Коменский, Ф. Фребель и И.Г. Песталоцци, занятия творчеством создают основу для содержательного и полноценного общения детей и взрослых, отвлекают ребенка от грустных и негативных мыслей, убирают нервное напряжение, помогают забывать страхи. То есть выполняют оздоровительную функцию, настраивают ребенка на позитивность и хорошее настроение. Через творчество ребенок может выразить себя, показать свой духовный мир, то есть найти способ быть понятым окружающим миром. Богатейшее поле для развития  творческих способностей детей представляет бумажная пластика.

                «Пластика - от греческого слова лепить. Но лепить можно только из послушных материалов (глина, пластилин и др.). Можно ли в качестве такого материала использовать бумагу? Да, бумажная пластика – это особый вид творческой деятельности, направленной на конструирование и создание работы из бумажного материала. А изделия из разноцветной и разнофактурной бумаги получаются яркими, интересными, выразительными.

                 Систематически занимаясь бумажной пластикой, можно улучшить многие важные качества, так как пространственное мышление, образное представление, логику, глаза, острое ощущение цвета. Это в дальнейшем поможет ребенку не только в творчестве, но и в любой другой сфере работы. Известный педагог И.Я. Лернер в творческой деятельности детей выделяет следующие черты: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; видение новой функции предмета (объекта); видение проблемы в стандартной ситуации; видение структуры объекта; способность к альтернативным решениям; комбинирование ранее известных способов деятельности с новым.

                 Работа с бумагой расширяет представления младших дошкольников о различных видах материалов, используемых в изобразительной деятельности. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Знакомство с техникой бумажная пластика начинается с некого отхождения от правильности действий:

· поручается ребенку порвать бумагу;

· скатать из нее комочки - смятие бумаги (сжимание бумаги в кулачке, придавливание ладонями, зажимание пальцами, раскатывание бумажного комочка между ладонями (лист бумаги превращается в комочек, которому пальцы придают нужную форму));

· окунать комочек в клей (бумажный комочек опускают одной стороной в клей);

· прикладывать к основе;

· прижимать пальчиком.

Способы и приёмы работы с разнофактурной бумагой.

Формообразования в бумажной пластике доступнее всего начинать с простых, разной величины форм – это округлые комочки, жгуты.

Скатывание между ладонями круговыми движениями шаровидных комочков.

Скручивание жгутов между ладонями продольными движениями.

Маленькие комочки, шарики, жгутики выполняются пальчиками.

Перекручивание. Сжать бумагу при помощи пальцев и перекрутить (бантик, крылышки).

Форма капельки. Оттянуть от комочка и перекрутить. Перекручивание используется для фиксации оттянутой части.

После того, как дети освоили округлые формы и жгуты, можно приступить к более сложным – прямоугольной и треугольной формам. Прямоугольник получается путём складывания его из плотной бумаги (коробочка).

Складывание из бумаги – как приём, часто используется в бумажной пластике (складывание пополам, гармошкой и т.д.).

Чтобы получить треугольную форму, лист бумаги (тонкой) любой формы взять за серединку пальчиками и приподнять с поверхности стола, ладошкой другой руки обхватить и прогладить опущенные края бумаги.

Способ «ёлочка» (волна, гора и т.д.) выполняется так же, как и треугольная форма.

Способ «Колокол». Свернуть маленький кулёчек, при помощи пальчика, карандаша; кончик перекрутить, отрезать (цветы, форма которых напоминает форму колокола: колокольчики, ландыши, каллы). Для цветов в середину кулёчка можно вставить тонкий жгутик, оформить края зубчиками.

Способ «Ёжик». Тонкие жгутики из небольших кусочков салфетки прикрепить на каплю клея ПВА (ёжик, перья птицы, цветы).

Способ «Роза». Хорошо смотрится из гофрированной бумаги. Приготовить ленту гофрированной бумаги (для небольшой розы 25х1,5-2 см). Взять ленту левой рукой, правой накрутить ленту на карандаш вращательными движениями (рисуем в воздухе карандашом круги). Держать ленту левой рукой нужно свободно и не мешать ей перекручиваться – имитация лепестков розы. Не снимая с карандаша, намазать клеем и наклеить; параллельно листу бумаги – бутон, перпендикулярно – распустившийся цветок розы. Вынуть карандаш.

«Листик». Сложить квадрат из салфетки или гофрированной бумаги, три угла квадрата собрать вместе и перекрутить.

Общение с бумагой незаметно влияет на общее развитие ребенка:

· укрепляются его пальчики (развивается как мелкая, так и крупная моторика рук);

· обогащаются сенсорные впечатления (на уровне ощущений он познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

· укрепляются связи между мыслительной деятельностью и восприятием окружающего мира (даются знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, а также знания о природе и человеке);

· развиваются память и речь (расширение активного и пассивного словаря детей);

· развивается умение общаться, договариваться между собой, действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату;

· развиваются аккуратность и усидчивость.

Занятия бумажной пластикой позволяют совместить полезное с приятным: развивать мелкую моторику рук, отражать свои впечатления в графо - пластической форме приносить радость себе и близким плодами своего творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бумажная пластика как средство формирования творческих способностей и образного мышления у детей дошкольного возраста. (из опыта работы)

Бумажная пластика как средство формирования творческих способностей и образного мышления у детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Аппликация как вид творческой деятельности дошкольника"

В консультации раскрыто понятие "аппликация", её виды, технические приёмы и др....

Бумажная пластика как средство формирования творческих способностей и образного мышления у детей дошкольного возраста. (из опыта работы)

Проблема развития творческого воображения и образного мышления детей актуальна тем, что этот процесс является важным компонентом льбой формы творческой деятельности ребенка.Хорошо развитое образное мы...

Консультация для воспитателей: " Рисование как вид творческой деятельности детей дошкольного возраста"

Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и р...