РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Конструктивно-модельная деятельность»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему
Настоящая программа описывает курс подготовки по конструированию детей младшей группы (3-4 года) и разработана на основе методического пособия Куцаковой Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду».
Реализация данной программы проводится в ходе организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kostruirovanie_ml._lopuhova.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В.А.Сухомлинский
В концепции непрерывного образовательного процесса дошкольный период рассматривается как важнейший, базовый период в развитии человека. «Это период первоначального фактического складывания личности» (А.М.Леонтьев). И если говорить о творческом потенциале ребенка, то именно в дошкольном периоде ребенок делает первые шаги в мир искусства. Именно в дошкольном детстве у ребенка развиваются первичные формы творчества, эмоционально-ценностное отношение к миру, ассоциативное мышление, художественно-образные представления об окружающем мире, фантазия и воображение.
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного материала и пр.
Основные цели и задачи:
Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в
соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы
будет выполнять.
Настоящая программа описывает курс подготовки по конструированию детей младшей группы (3-4 года) и разработана на основе методического пособия Куцаковой Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду».
Реализация данной программы проводится в ходе организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями детей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел | Программное содержание |
Конструирование | Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, прикладывание, приставление), использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке. Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно к друг другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами – кубики и др.) Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд). Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома – улица; стол, стул, диван – мебель для кукол. Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробку. |
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
младшая группа
№ | Тема | источник | Период | ||
1. | Безопасность на дорогах. | Конструирование: «Горка в детском саду» | Горка с двумя лесенками | Занятие № 1, стр. 37 | 01.09.15-04.09.15 |
Конструирование: «Дорожка моего города» | Закреплять знания о длине и цвете. | Занятие № 4, стр. 39 | 07.09.15-11.09.15 | ||
«Забор» | Воспитывать у детей и умение выполнять указание педагога; закреплять умение замыкать пространство, ритмично располагать кирпичики на плоскости их длинной узкой стороной. | З. В. Лиштван, 1989, стр. 40-41. | 14.09.2015-18.09.2015 | ||
2. | Осень. | «Ворота» | Учить детей распологать кирпичики вертикально; выполнять постройку в определенной последовательности, добиваясь точности в работе. | З. В. Лиштван, 1989, стр. 41-42. | 21.09.2015-25.09.2015 |
«Мебель для кукол (стул, стол, диван) | Закреплять у детей представления о знакомых предметах в окружающем, знать их назначение, видеть их особенности, выделять зрительно основные части ( у стола крышка и ножки, у стула сиденье, спинка, ножки и т.д.) | З. В. Лиштван, 1989, стр. 42-43. | 28.09.2015-02.10.2015 | ||
«Домик для куклы» | Формировать у детей обобщенные представление о домах; познакомить с новой деталей призмой. | З. В. Лиштван, 1989, стр. 43-44. | 05.10.2015-09.10.2015 | ||
«Башенка и лесенка» | Закреплять понятия высоты, цвета. Учить рассказывать, как будут строить, строить по образцу. | Куцакова Занятие № 5, стр. 39 | 12.10.2015-16.10.2015 | ||
3. | Овощи и фрукты. | Конструирование: «Горка в детском саду» | Горка с двумя лесенками | Занятие № 1, стр. 37 | 19.10.2015-23.10.2015 |
4. | Мой дом. | «Дорожки» | Учить изменять постройку, преобразования её в высоту, длину, ширину. Выделять части построек, рассказывать, из каких деталей состоит постройка | конспект | 26.10.2015-30.10.2015 |
Конструирование: « Дорожка в осенний лес» | Научить строить дорожки разной длины и ширины из крупного строительного материала (кирпичиков) . Закрепить название строительного материала, цвета, величины (широкая – узкая, длинная – короткая) . Обогащение словаря: узкая, длинная, короткая, широкая, разноцветная, одноцветная, задобрить. Закрепить понятие пространства: в лес, из леса, в сад, из сада. | Занятие № 2, стр. 38 | 02.11.2015-06.11.2015 | ||
«Горка» | Уметь самостоятельно строить горку Рассказ детей о том, как они ка- тались на горке, рассматривание картинок с изображением зимних забав, показ способа действий, игра «А мы с горочки скати- лись» | 09.11.2015-13.11.2015 | |||
5. | Игрушки. | Конструирование: «Осенняя река» | Учить изменять постройку, преобразования её в в длину, ширину. Выделять части построек, рассказывать, из каких деталей состоит постройка | Занятие № 3, стр. 38 | 16.11.2015-20.11.2015 |
6. | Мой город. | «Башенка и лесенка» | Закреплять понятия высоты, цвета. Учить рассказывать, как будут строить, строить по образцу. | конспект | 23.11.2015-27.11.2015 |
7. | Я и моя семья. | «Забор» | Воспитывать у детей и умение выполнять указание педагога; закреплять умение замыкать пространство, ритмично располагать кирпичики на плоскости их длинной узкой стороной | З. В. Лиштван, 1989, стр. 40-41. | 30.11.2015-04.12.2015 |
Конструирование: «Дорожка моего города» | Закреплять знания о длине и цвете. | Занятие № 4, стр. 39 | 07.12.2016-11.12.2015 | ||
8. | Новый год. | « Катя пришла в гости в детский сад» | Уметь строить стульчики Настольный (мелкий) строительный матери- ал: кубики, призмы, кирпичики, пластины. кукла «Катя» | конспект | 14.12.2016-18.12.2016 |
«Маша и Дружок гуляют по улице» | Уметь достраивать постройки в высоту и ширину | конспект | 21.12.2015-24.12.2015-25.12.2015 каникулы | ||
9. | Зима. | «Мебель для кукол (стул, стол, диван) | Закреплять у детей представления о знакомых предметах в окружающем, знать их назначение, видеть их особенности, выделять зрительно основные части ( у стола крышка и ножки, у стула сиденье, спинка, ножки и т.д.) | З. В. Лиштван, 1989, стр. 42-43. | 28.12.2015-31.12.2015 каникулы |
Конструирование: «Ворота для зверей» | уметь строить по готовому образцу (два варианта), называя детали, их цвет | Занятие № 8, стр. 40 | 11.01.2016-15.01.2016 | ||
10. | Дикие и домашние животные | «Заборчики для животных» | уметь строить по готовому образцу (два варианта), называя детали, их цвет | Занятие № 7, стр. 40 | 18.01.2016-22.01.2016 |
11. | Транспорт. | «Делаем самолетики» | уметь строить самолет по готовому образцу ( два варианта), называя детали, их цвет. | конспект | 25.01.2016-29.01.2016 |
12. | Профессии | «Машенька летит на самолете» | Уметь строить самолётик из разных дета- лей (пластины, кирпичики, кубики», различая их по форме, цвету, величине, | конспект | 01.02.2016-05.02.2015 |
«Мостик для машин» | Уметь строить по образцу, называя детали строительного материала, их цвет, подводить детей к пониманию функции создаваемой конструкции. | конспект | 08.02.2016-12.02.2016 | ||
13. | День защитника отечества | Конструирование: « Домик для всей семьи» | уметь строить по готовому образцу (два варианта), называя детали, их цвет. | Занятие № 10, стр. 41 | 15.02.2016-19.02.2016 |
14. | Мамин день. | Конструирование: «Праздничные ворота» | Повтор пройденного | Занятие № 9, стр. 41 | 24.02.2016-27.02.2016 |
Конструирование: «Новый забор» | Повтор пройденного | Занятие № 14, стр. 43 | 29.02.2016-05.03.2016 каникулы | ||
15. | Весна. | «Ворота» | Учить детей распологать кирпичики вертикально; выполнять постройку в определенной последовательности, добиваясь точности в работе. | З. В. Лиштван, 1989, стр. 41-42. | 09.03.2016-11.03.2016 |
«Мебель для кукол (стул, стол, диван) | Закреплять у детей представления о знакомых предметах в окружающем, знать их назначение, видеть их особенности, выделять зрительно основные части ( у стола крышка и ножки, у стула сиденье, спинка, ножки и т.д.) | З. В. Лиштван, 1989, стр. 42-43. | 14.03.2016-18.03.2016 | ||
«Домик для куклы» | Формировать у детей обобщенные представление о домах; познакомить с новой деталей призмой. | З. В. Лиштван, 1989, стр. 43-44. | 21.03.2016-25.03.2016 | ||
16. | Здоровье. | Конструирование: «Горка в детском саду» | Горка с двумя лесенками | Занятие № 1, стр. 37 | 28.03.2016-01.04.2016 |
Конструирование: «Дорожка моего города» | Закреплять знания о длине и цвете. | Занятие № 4, стр. 39 | 04.04.2016-08.04.2016 | ||
17. | Пожарная безопасность. | «Маша и Дружок гуляют по улице» | Уметь достраивать постройки в высоту и ширину | конспект | 11.04.2016-15.04.2016 |
«Мостик для машин» | Уметь строить по образцу, называя детали строительного материала, их цвет, подводить детей к пониманию функции создаваемой конструкции. | конспект | 18.04.2016-22.04.2016 | ||
18. | День победы. | Конструирование: «Новый забор» | Повтор пройденного | Занятие № 14, стр. 43 | 25.04.2016-29.04.2016 |
19. | Лето. | «Маша едет на дачу» | Уметь строить во вза- имодействии со взрослыми знакомые конструкции: поезд, скамеечку, остановку; уметь обыгрывать | конспект | 03.05.2016-06.05.2016 |
«Ворота» | Учить детей распологать кирпичики вертикально; выполнять постройку в определенной последовательности, добиваясь точности в работе. | З. В. Лиштван, 1989, стр. 41-42. | 10.05.2016- 13.05.2016 | ||
«Заборчики для животных» | уметь строить по готовому образцу (два варианта), называя детали, их цвет | Занятие № 7, стр. 40 | 16.05.2016-20.05.2016 | ||
«Мостик для машин» | Уметь строить по образцу, называя детали строительного материала, их цвет, подводить детей к пониманию функции создаваемой конструкции. | конспект | 23.05.16- 27.05.15 | ||
«Домик для куклы» | Формировать у детей обобщенные представление о домах; познакомить с новой деталей призмой. | З. В. Лиштван, 1989, стр. 43-44. | 30.05.15- 31.05.15 |
Оценка индивидуального развития воспитанников:
- Называть детали строительного материала.
- Сооружать разнообразные постройки по образцу и самостоятельно.
- Располагать кирпичик и пластины вертикально.
- Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
- Разворачивать игру вокруг собственной постройки.
Способы педагогической диагностики
Реализация Образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития;
- оптимизации работы с группой.
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная – в сентябре, итоговая – в мае). Основные показатели развития детей определяются содержанием Образовательной программы образовательной организации, разработанной на основе ФГОС ДО.
Инструментарий прилагается.
СПИСОК СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Строительный материал, игрушки по количеству детей, цветная бумага.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А.Н. Давидчук. М.: Просвещение, 1976.
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду / Л.В. Куцакова. М.: Просвещение, 1990.
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий / Л.В. Куцакова. М.: Сфера, 2005.
- Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду / З.В. Лиштван. М.: Просвещение, 1971.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" "Музыкальная деятельность"
Рабочая программа к примерной общеобразовательной программе дошкольного воспитания "От рождения до школы" (в соответствие с ФГОС).Возраст: младшая группа - подготовительная группа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность
Рабочая программа для младшей, средней, старшей группы по ИЗО...
Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к изобразительному искусству; изобразительная деятельность) детей 5-6 лет (старшая группа)
Рабочая программа разработана для работы с детьми старшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский детский сад «Сказка» в соответс...
Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к изобразительному искусству; изобразительная деятельность) детей 4-5 лет (средняя группа)
Рабочая программа разработана для работы с детьми средней группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский детский сад...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" Изобразительная деятельность. Рисование во II младшей группе.
Данная программа составлена на основании: примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения д...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (разделы: музыка, художественно-продуктивная деятельность) для подготовительной к школе группы «А»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» на 2020 – 2021 учебный год Составлена на основе парциальной программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольц
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»раздел «Музыкальная деятельность»на 2020 – 2021 учебный годСоставлена на основе парциальн...