Использование Лего-конструирования как пропедевтики основ информационной культуры дошкольника
презентация к уроку по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Нестерова Дарья Николаевна

Дополнительное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Как раз для этого в домах творчества должно быть обеспечено изучение технологий, которые пригодятся в будущем,  овладение  разными компонентами культуры. В данном случае, использование лего-технологии как пропедевтики информационных навыков дошкольников (пропедевтика - это  краткий круг знаний об ИКТ  или введение ребенка младшего дошкольного возраста в информационное поле через деятельность  с лего-конструкторами). В настоящее время, решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор, обработка и применение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование Лего-конструирования как пропедевтики

основ информационной культуры дошкольника

Д.Н. Нестерова,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДТ «Вектор», г. Новокузнецк

Всем известно, что период детства у дошкольников является самым сензитивным  и самым благоприятным для формирования всей последующей базы развития. Также известно, что формируемые нами компетенции закладываются у ребенка в возрасте 5-6 лет. А вот потом их можно только развивать, расширять и совершенствовать.

Главная черта  жизни современного общества – это нарастание темпа изменений. Все мы живем в таком мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились, еще и темп изменений продолжает нарастать.

Дошкольники сегодня должны будут в будущем:

  • решать задачи, о которых мы даже не догадываемся;
  • работать по профессиям, которых еще нет;
  • использовать технологии, которые пока не созданы.

   Вообще, дополнительное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Как раз для этого в домах творчества должно быть обеспечено изучение технологий, которые пригодятся в будущем,  овладение  разными компонентами культуры. В данном случае, использование лего-технологии как пропедевтики информационных навыков дошкольников (пропедевтика - это  краткий круг знаний об ИКТ  или введение ребенка младшего дошкольного возраста в информационное поле через деятельность  с лего-конструкторами). В настоящее время, решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор, обработка и применение.

Актуальность состоит в  попытке выявить оптимальные механизмы формирования информационной культуры дошкольника, помочь ребенку не потеряться в информационном мире, быть успешным в своей информационной деятельности.  

Творческое объединение «Лего-студия» работает с 2014 года и работает по дополнительной общеобразовательной программе со сроком на 2 года. Первый год обучения учащиеся овладевали навыками конструирования. Во втором году обучения учащиеся уже сами искали в сети Интернет схемы, либо сами рисовали на компьютерах несложные схемы. Также в конце второго года обучения был создан лего-фильм «Рыцарь безопасности», в котором принимали участие и учащиеся из творческого объединения «В мире информационных технологий» под руководством педагога доп. образования Ростемберской О.А.

Планируется ввести и третий год обучения, который будет являться пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению Лего-роботов с применением компьютерного программирования. То есть, это говорит о том, что конструктор Lego является  проводником для дошкольников в мир информационной культуры.

Цель программы:

 Саморазвитие и развитие личности ребёнка в процессе освоения мира через лего-конструирование.

Задачи программы:

  • Ознакомление с основными принципами архитектурного строительства;
  • Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
  • Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических: текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
  • Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений в проектной деятельности;
  • Развитие коммуникативной компетентности на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)
  • Развитие индивидуальных способностей ребенка;
  • Развитие речи детей.

На сегодняшний день  в дошкольных группах  требования к овладению навыками работы с конструктором Lego не очень сложные. Учащиеся учатся правильно создавать конструкции с опорой на схемы, по образцу, по замыслу. Это и позволяет развивать в учащихся не только навыки конструирования, но и решать другие образовательные области, предусмотренные программой объединения.  Используя конструктор, перед учащимися ставятся простые, понятные и привлекательные для них задачи, при достижении которых они, сами того не замечая, обучаются.

Самостоятельная работа выполняется учащимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной и групповой. Выполнение проектов требует от учащихся широкого поиска, структурирования и анализа дополнительной информации по теме.

Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к новому, к творческому решению поставленных задач,  изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального.

Учащиеся первого года обучения знают, что  созданные детали можно «оживить» при помощи компьютера и системы программирования. Данный процесс они наблюдают на выставках учащихся второго года обучения.

Таким образом,  организованная пропевдевтическая работа с дошкольниками по формированию основ элементарной  информационной грамотности  создает базу для последующего участия ребенка в занятиях робототехникой и других компьютерных играх.

Итогом работы учащихся творческого объединения «Лего-студия» стали призовые места в конкурсах муниципального, Всероссийского и международного уровней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Использование лего - конструирования в организованной образовательной деятельности старших дошкольников"

Познавательное развитие является важной частью становления личности ребенка. Для того чтобы ознакомление с окружающим миром происходило в интересной познавательной форме, в своей работе я использую Ле...

Опыт работы использования Лего-конструирования в работе с дошкольниками с ОВЗ.

В данном материале представлена сущность опыта работы и обоснование использования LEGO-конструирования в работе с дошкольниками....

мастер-класс "Использование ЛЕГО – конструирования в образовательной работе с дошкольниками"

Данный мастер-класс информирует педагогов о системе работы по ЛЕГО-конструированию для детей дошкольного возраста,  формирует представления педагогов о возможностях работы с ЛЕГО-конструктором....

Использование Лего-конструирования и робототехники в работе с дошкольниками

Основная идея внедрения Лего-конструирования и робототехники заключается в реализации более широкого использования в образовательной деятельности конструкторов LEGO...