Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством творческого конструирования из бумаги в технике"квилинг"
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Караблинова Тамара Анатольевна

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Современный дошкольник большую часть своего сознательного времени проводит в детском саду, вместе с другими детьми и воспитателями.Задача педагогов заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых ребёнок стал бы успешным. Современные программы дошкольного воспитания направлены на формирование всесторонне развитой личности, в этих программах отмечается особо положительное влияние на развитие  ребёнка средствами продуктивной деятельности.

Действительно, продуктивная творческая деятельность направлена на развитие личностных качеств ребёнка, ведь творчество, в широком смысле этого слова, деятельность  направленная на получение чего-то нового, неповторимого.Творить своими руками, значит преобретать бесценный жизненный опыт.Говоря непосредственно о дошкольном возрасте, следует отметить, что именно развитие мелкой моторики способствует успешному становлению отдельных личностных и физиологических качеств ребёнка.

У многих детей пальцы малоподвижны, движение их отличаются неточностью и несогласованностью.Многие дети с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть – застегнуть пуговицы, завязать шнурки. Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать как можно раньше. Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев является конструирование из бумаги.

Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети при этом создают художественно-эстетический продукт.Сужествует множество видов работы с бумагой: сминание, разрезание, разрывание, сгибание, скручивание.Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием любой техники, является самым сложным видом этой деятельности.Оно предполагает у детей хорошо развитых пространственных представлений.

Одним из видов конструирования из бумаги является изготовление поделок в технике бумагокручения. На английском языке техника бумагокручения называется «quilling»- от слова «quill» или « птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 – начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению бумага – недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась до наших дней и очень популярна во многих странах.

Для работы в технике «квиллинг понадобится небольшой набор инструментов, найти который не составит особого труда:                               1.Стержень небольшого диаметра – используется для наматывания бумажной полосы, при этом необходимо контролировать усилие натяжеияия бумаги, для этого ручка инструмента должна быть удобной.                               2.Ножницы.Для максимально точной нарезки бахромы.                                   3.Пинцет. Кончики пинцета должны быть точно совмещенными, для выполнения работ высокой точности.Зазубринки на конце пинцета нежелательны, так как могут оставлять следы  на бумаге. Усилия при сжатии должны быть посильными для ребёнка, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.                                                                                 4.Клей. особых рекомендаций нет. Он должен быстро высыхать и не оставлять следов. Возможно ПВА.                                                    5.Простейшие чертёжные инструменты: линейка, карандаш.                              6. Бумага. Двухсторонняя цветная для аппликации, цветная офисная.  Её необходимо порезать на полоски шириной  03, или 0,5см .                                  7. Лекало с окружностями разных диаметров.С его помощью изготавливаются ролы одинаковых размеров.                                                             Всё это можно преобрести в специализированных магазинах или в отделах, торгующих канцелярскими товарами..

В чём же заключается техника «квиллинг»? Полоска бумаги свивается в плотную спираль. Начинать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты на кончик стержня. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента . так у ребёнка появляется возможность подушечками пальцев почувствовать однородно ли формируется рулон, и вовремя скорректировать усилия.В результате должна образоваться плотная спираль небольшого размера.Она будет основой дальнейшего многообразия форм. После этого бумажная спираль распускается до нужного  размера, азатем из неё формируется необходимая квиллинговая фигура, кончик бумаги прихватывается капелькой клея.Роллам можно придавать самые разнообразные формы, выполняя сжатия и вмятины. Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем. Дети всегда смогут придумать новые элементы для квиллинга.

Освоение техники бумагокручения надо начинать с накручивания роллов большого размера, чтобы продемонстрировать суть техники и способы приготовления деталей для будущих творений. Тренировка должна быть регулярной, но чтобы она не наскучила дошкольникам, необходимо играть с цветами и формами.Полоски могут быть длинными, склеенными из нескольких цветов, тогда ролл получается «радужным». Из полученных роллов можно складывать элементарные цветы:  один ролл – сердцевина, пять – лепестки.

После того как дети натренировали пальцы и стали крутиь плотные роллы, ширину полоски следует уменьшить, ролл из более тонких полосок требует от дошкольников большей сосредоточенности и концентрации внимания, а также очень тонких движений пальцев, происходит развитие мелкой моторики рук.

Далее следует приступить к изучению основных базовых элементов квиллинга.Перечислю основные из них: тугая спираль, свободная спираль, изогнутая капля, капля, глаз, ромб, лист, полукруг, полумесяц, конус, квадрат, птичья лапка, звезда. Изучение основных элементов квиллинговой техники необходимо производить по принципу- от простого к сложному, в последствии, комбинируя разные элементы. У детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок.

Общеевпечатление от поделки зависит не только от качества исполнения квиллинговых элементов, но и от правильного подбора фона и цветовой гаммы, поэтому необходимо проводить работу по цветовосприятию. Для лучшего эффекта можно предложить детям поработать с таблицами рекомендуемых цветовых сочетаний.

В основном применение техники квиллинг целесообразно  при изготовлении натюрмортов с цветами, роллы и получаемые из них формы способны точно передавать элементы цветковых растений. Но нет ограничений в использовании этой техники: мастера создают пейзажи, произведения анималистического жанра ( в основном это птицы) и другие композиции. Возможно даже создание объёмных фигур, которые, несомнено, будут отличаться своей оригинальностью.

Освоив основные элементы бумагокручения, дети смогут создавать свои оригинальные элементы по изученному принципу, тем самым развивая воображение, создавая завершённые композиции.

Таким образом, работа в технике « квиллинг» эффективна техника  для развития мелкой моторики рук дошкольников, опосредованно влияющая на общее развитие ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала

Все мы педагоги знаем закономерность, установленную ученными всего мира:если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норм...

«Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством использования доступного материала»

Сейчас  известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной...

Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством техники "Квиллинг"

Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством техники "Квиллинг", которая оказывает большую роль в этетическом воспитании ребенка, а также способствует развитию...

Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования из бумаги в технике «Квиллинг»/

Современный ребенок большую часть своего сознательного времени проводит в детском саду, вместе с детьми и воспитателями. Задача педагогов заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых ребе...

«Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования»

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления, памяти, внимании, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия. Установлено, что уровень развития речи...

Консультация для воспитателей всех возрастных групп: «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством работы с бумагой в технике «оригами»»

       Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логичес...