Консультация для воспитателей всех возрастных групп: «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством работы с бумагой в технике «оригами»»
консультация

         Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ РАЗВИЛКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Консультация для воспитателей всех возрастных групп:

«Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством работы с бумагой в технике «оригами»»

Подготовила воспитатель:

Карпова Ю. А.

п. Развилка, 2023

         Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц.

Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев много, это и пальчиковые игры, и специальные игрушки, и занятие рукоделием. Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является оригами – японское искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.

Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.

Цель – развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики, оригами; развитие у детей тонких, координированных движений руки и слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

          Задачи:

- учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля при работе с бумагой;

- развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, мышцы кистей рук, мелкую моторику, творческую активность;

-  формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Оригами:

•        Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

•        Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей, происходит развитие глазомера.

•        Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

•        Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

•        Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

•        Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

•        Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

         •        Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

В процессе занятий по оригами используются различные формы: 

- традиционные;

- комбинированные и практические занятия;

- игры.

         Методы, используемые на занятиях по оригами:

•        словесный - устное изложение, беседа, рассказ, сказка;

•        наглядный - иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;

•        практический - выполнение работ по инструкционным картам, схемам, в основе которых лежит уровень деятельности детей;

•        объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

•        репродуктивный - дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афонькин С. Ю. Оригами и педагогика: книга - сборник. /- М.: Аким, 2019
  2. Крутецкий В. А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ. - М.: Просвещение, 2018
  3. Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: Детство-Пресс,2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством техники "Квиллинг"

Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством техники "Квиллинг", которая оказывает большую роль в этетическом воспитании ребенка, а также способствует развитию...

Развитие мелкой моторики старших дошкольников при работе с бумагой

Данная работа посвещена значению развития мелкой моторики для старших дошкольников, влиянию развития двигательных функций руки на развитие речи, умственной способности ребенка, улучшению памяти, устра...

Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...

Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."

Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."...

«Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования»

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления, памяти, внимании, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия. Установлено, что уровень развития речи...

Консультация для воспитателей: «Тестопластика как средство развития мелкой моторики у дошкольников»

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистя...