Конспект занятия по ручному труду для детей старшей группы : «Зайчик на пальчик».
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Мосиенко Ирина Петровна

Знакомство с тряпичной куклой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ручному труду для детей старшей группы : «Зайчик на пальчик».

Тип занятия :

Интеграция областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного

художественного творчества.

Задачи:

Образовательные:

-научить мастерить зайчика бесшовным способом.

-совершенствовать навыки работы с тканью и нитками : сворачивание , складывание ткани , наматывание ниток для закрепления детали.

- продолжать знакомить детей и их родителей с тряпичной, народной куклой.

-прививать первые навыки рукоделия.

Развивающие :

-развивать мелкую моторику пальцев .

-развивать у детей любознательность ,эмоциональную отзывчивость, воображение .

-развивать умение согласовывать движение с музыкой .

-развиваем творческие способности детей.

- развивать связную, грамматически правильную речь.

-приобщать детей к народной культуре, через совместное творчество с родителями и педагогами группы

Воспитательные :

-воспитывать эстетический и художественный вкус, чувство гармонии.

- воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.

-воспитывать любовь к народному творчеству.

Методы и приемы:

-практические: изготовление куклы.

-наглядные: просмотр видео фильма «Зайчик на пальчик»; рассматривание кукол.

-словесные: загадки, вопросы, ответы, игра-песня.

Материалы: Различные тряпичные куклы. Лоскутное одеяло. Клубок ниток . Карточки с загадками и пословицами. Различные предметы для проведения игр. Мягкая игрушка “Зайчик”. Оборудование для презентации. Комплект материалов для изготовления игровой куклы. Музыкальный проигрыватель и фонограмма песни “Приходите в гости к нам”, пооперационные карты-схемы изготовления зайки.

Предварительная работа.

Знакомство с русской тряпичной куклой.

Рассматривание картин, иллюстраций к русским народным сказкам.

Чтение художественной литературы про зайчиков: В.В. Бианки, К.Д. Ушинский, Е.И.Чарушин, Б.В. Заходер.

Разучивание песни, стихов, загадок, поговорок.

Игры с тряпичной куклой.

Ход занятия:

Звучит фонограмма , в зал входит воспитатель.
Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие! Проходите, ребята .

Я красиво нарядилась,

Вокруг себя оборотилась.

Вышла потрудиться,

Знаниями поделиться!

Вышла с вами поиграть
Себя людям показать!

Воспитатель:

Посмотрите  сколько у нас гостей, да с разных волостей! Пришли на вас посмотреть и себя показать! Поздороваемся с ними!

Дети : Здравствуйте.

- Мамы тоже сегодня у нас в гостях, поприветствуйте их.

Воспитатель :

За морями, за горами,

За дремучими лесами
На пригорке теремок,

На дверях висит замок.

А я ключик нашла,

В этот терем вошла,

И корзиночку взяла

Воспитатель: У меня в корзинке есть волшебный клубочек,с помощью которого мы сможем оказаться в Древней Руси. (Дети берутся за нить, клубочек в руках у
воспитателя)

Ты клубочек нас веди,

Старину нам покажи

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

( Воспитатель подводит детей к свернутому лоскутному одеялу.)

Воспитатель:

Смотрите деревенские ребятишки играли и забыли здесь одеяло.

Давайте сядем рядком, да поговорим
ладком, посмотрим, что же находится в одеяле, (садятся на импровизированное
бревно)

Кто загадку отгадает,

Одеяло раскрывает.

Загадка:

Платье носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно (кукла).

Кто отгадал открывает одеяло достает из одеяла куклу (раскрывает и находит тряпичную игровую куколку)

Воспитатель:Вы совершенно правильно отгадали загадку, а  как называют эту куколку?

Ответы детей: «Утешница»

Воспитатель: Верно! Почему ее так называют ?

Воспитатель : Посмотрите здесь есть еще одна куколка ,а что это за кукла ?

Дети : « Живуля» .

Воспитатель: Какие вы молодцы . Почему у нее такое интересное название?
Воспитатель: Скажите ребята , а к каким видам мы можем отнести всех этих кукол?
Ответы детей: К игровым.

Воспитатель: Молодцы, правильно ответили и на этот сложный вопрос.

Воспитатель: Про этих куколок вы вспомнили все, о чем мы с вами говорили. Они служили нашим предкам и являлись для них лучшей подругой, с которой можно поделиться своими тайнами, да и просто с ней поиграть.

У меня в корзинке кто-то спрятался. Отгадаете загадку, узнаете кто.

Загадка:

На гору бегом, а с горы кувырком.

Ответы детей: Зайка!

Воспитатель достает из корзинки плюшевого зайчика. Крутит его, рассматривает, восторгается им. Обращается к детям: Какой славный зайка!

По-моему наш зайчик напуган, нас здесь очень много давайте мы его развеселим.
Проводится музыкальная физкультминутка:

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

(Полуприседания с поворотами вправо-влево)

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Прыг вперед и прыг назад.- 2 раза
Лапки вверх и лапки вниз,

На носочках подтянись.

Влево, вправо поклонись,

Наклонись и поднимись

(Движения выполнять по содержанию текста)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(Приседание на корточки, потирание рук)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(Выполнение прыжков, стоя на месте)

Прыг да скок, прыг да скок -
Надо зайке поскакать,

Надо зайке поскакать.

Воспитатель: Дети, вот вам повезло. Вы можете пойти с родителями в магазин
игрушек, и они купят вам такого зайчика. А вот как бы поступили наши предки?

Ответы детей: Сделали бы сами из лоскутков.

Воспитатель: Да, правильно, они бы сделали своему ребенку замечательную игровую куколку, которая называется “Зайчик на пальчик”. А вы хотите научиться ее делать?

Ответы детей: Да!

Воспитатель : Для того чтобы сделать куколку нужно помогать друг другу . И Вам будут помогать ваши мамы. Пройдите к своим мама, присаживайтесь. Давайте посмотрим ,как сделать зайчика на пальчик.

Видео :

Воспитатель: А теперь пора приступить к работе. Схемы вам помогут вспомнить
последовательность изготовления зайчика.

“Изготовление куклы”.(Музыкальное сопровождение).

Воспитатель контролирует процесс. По окончанию работы .

Воспитатель: Молодцы ребята, спасибо мамам за помощь. Зайчики у вас получились замечательные.

Мамы помогите ребятам надеть зайчика на пальчик.

Выводит детей в середину зала

Воспитатель: А знают ли ваши зайки литературные произведения с участием
персонажа зайца.

Ответы детей: “Умный заяц”, “Зайкина избушка”, “Смелый зайка”, “Заяц и еж”, “Заяц и лягушка”, “Лиса и заяц”, “Заяц”, «Заяц - хваста» и т.д.

Воспитатель: Молодцы, вы так много знаете произведений . Мне кажется ,что и ваши  мамы не прочь подержать нашего зайчонка.

Родители: Да, да.

Воспитатель: Ну что ж, хорошо мы будем передавать зайку той маме , которая
назовет пословицу или поговорку про зайца.

Родители называют пословицы:

Зайца - ноги носят.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Заяц трус — и тот охотится любит.

Заяц скор, да есть не спор.

Зимой белый, летом серый.

Труслив как заяц.

Воспитатель: Умницы наши мамы , сколько прекрасных и замечательных пословиц и поговорок вы знаете.

Итог занятия: Наш зайка хочет узнать

Что вам понравилось больше всего на занятии?

Какую куклу мы научились делать сегодня?

А для чего она вам пригодится?

Воспитатель:

Наши куклы дороги и ярки

Примите их в подарки
Приходите в гости к нам
Рады мы всегда гостям,
(дарят)

Воспитатель обращается к детям:

- Милые мои дети, посмотрите, пожалуйста, здесь в корзинке  для вас сюрприз. Мне кажется, что это благодарность от зайчика за ваши знания и  умения  (петушки на палочках).

Воспитатель раздает угощение детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Рукодельница и Ленивица". Правила безопасной работы с иглой и ножницами.

В нашем детском саду разработана программа развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами народной игрушки ( на примере текстильной куклы) "Куклы из бабушкиного сундука...

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья яблоня, ель

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья  (яблоня, ель). Совершенствуем умение детей резать ножницами ткань. Мы...

конспект занятия по ручному труду с детьми старшей группы барельеф "Дракоша"

Изготовление барельефа "Дракоша" из слоёного теста на тарелке с украшением из бусин....

Конспект занятия по ручному труду для детей средней группы. Тема: "Лесовичёк"

Тема:  "Лесовичёк" Цель: учить детей делать из природного материала; закреплять навыки работы с пластилином; развивать мышление, фантазию; тренировать мелкую моторику рук; воспитывать у детей худ...

Конспект НОД по ручному труду для детей старшей группы "Тряпичная кукла в сарафане"

Занятие для детей старшей группы направлено на ознакомление с фольклором, поможет научить детей изготавливать игрушки из подручных материалов, способствует развитию мелкой моторики, внимания, речи, во...

Конспект занятия по ручному труду "Весенний ландыш" старшая группа (дети с нарушением слуха)

Конспект занятия по ручному труду "Весенний ландыш" старшая группа (дети с нарушением слуха)...