Методическая разработка занятия с использованием игровой технологии "Разноцветный кубик" для детей 5-6 лет
статья по конструированию, ручному труду

Гусарова Татьяна Анатольевна

В методической разработке занятия приведено описание использования игровой технологии. Занятие создано в рамках образовательной программы "Развивающие игры". Возраст детей 5-6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Методическая разработка учебного занятия с использованием игровой технологии

Тема занятия

«Разноцветный кубик»

педагога дополнительного образования

отдела предшкольного образования

Гусаровой Татьяны Анатольевны

Санкт-Петербург

2019

Конспект занятия по образовательной программе «Развивающие игры»

с использованием игровой технологии

Тема занятия:

«Разноцветный кубик»

Возраст учащихся: 5-6 лет, третий год обучения по образовательной программе «Развивающие игры».

 Раздел программы: Игры, упражнения и задания на развитие познавательных процессов

 Цель занятия: развитие познавательных процессов детей с помощью различных игр и заданий.

Задачи:

Обучающие:

-повторить знания детей о симметричных и несимметричных фигурах;

-повторить знания о словах-антонимах;

-формировать графический навык.

Развивающие:

-развивать воображение, память, внимание;

-развивать мыслительные операции анализа и синтеза;

Воспитательные:

-воспитывать доброжелательность;

-воспитывать умение слушать друг друга;

-способствовать обогащению детей формулами словесной вежливости.

Результатом реализации задач и приёмов игровой технологии является:

  • овладение новым материалом за счёт включения детей в игровую ситуацию;
  • творческое решение дидактической цели;
  • проявление самостоятельности, индивидуальности;
  • проявление детьми творческой активности;
  • доступность материала для обучающихся данного возраста;
  • активизация собственного жизненного опыта за счёт выполнения игровых задач;
  • проявление двигательной активности.

Материально-техническое оснащение занятия:

  • карточки с загадками
  • игра «Четвёртый лишний»
  • игра «Аналогии»
  • кубик с разноцветными сторонами

Тип занятия: познавательно-репродуктивный

Форма занятия: комбинированная (занятие-игра)

Продолжительность занятия: 30 минут

Ход занятия

Этап занятия

Время

Ход и содержание занятия.

Речь педагога

Деятельность учащихся. Предполагаемые ответы детей

1.

Оргмомент

1 мин.

Приветствие

Дети занимают свои места, здороваются.

2.

Цель занятия

1 мин.

Мы сегодня поиграем в известные вам игры и познакомимся с новыми. Нам будет помогать разноцветный кубик.

Дети настраиваются на работу, сосредотачиваются, рассматривают разноцветный кубик.

3.

Основная часть

25 мин.

У кубика 6 разноцветных сторон. У каждого цвета своё задание. Вы по очереди будете бросать кубик и смотреть какая сторона сверху.

Зелёный цвет.

 Если кубик упадёт зелёной стороной кверху, то мы будем выполнять задания в тетрадях.

 Синий цвет.

Мы играем в «Аналогии».

Розовый цвет.

Кто-то из вас (по желанию) рассказывает стихотворение.

Жёлтый цвет.

Играем с мячом в игру «Наоборот».

(Приложение №1)

Красный цвет.

Вам нужно будет отгадать загадку Генриха Сапгира.

Фиолетовый цвет.

Мы играем в игру «Четвёртый лишний».

Дети работают в тетрадях в крупную клетку.

Работа по карточкам.

Дети читают стихи.

Дети ловят мяч и называют антонимы.

Дети отгадывают загадки.

Работа по карточкам.

4

Подведение итогов

2 мин.

Вам понравилось сегодняшнее занятие? Вам было интересно играть с кубиком?

Наше занятие подходит к концу. В заключение я прочитаю стихотворение Джона Чиарди «Прощальная игра». Прошу вас добавлять слова в рифму.

(Приложение №2)

До свидания!

Дети отвечают на вопросы.

Дети вспоминают и добавляют слова-антонимы в стихотворение.

Дети прощаются.

Использованная литература

1. Потому что весело. Полезная книга для весёлого досуга. М., «Махаон», 2008.

2. Сапгир Г.В. Азбука. М., «Астрель», 2003.

Приложение №1

Игра «Наоборот»

БОЛЬШОЙ

ТЯЖЁЛЫЙ

ХОРОШИЙ

ШИРОКИЙ

МЯГКИЙ

ТИХИЙ

ГРОМКИЙ

ГРЯЗНЫЙ

ВЕСЁЛЫЙ

СИЛЬНЫЙ

БЫСТРЫЙ

ТРУС

ВЫСОКО

ДАЛЕКО

ПОТЕРЯЛ

НАЧАЛО

Приложение №2

Джон Чиарди

Прощальная игра

А вот прощальная игра…                  

Нам книгу

Закрывать пора;

Мы все надеемся,

Что с ней

Ты стал

Немножечко умней,

Узнал ты много

Слов смешных

И много

Всяких всячин,

И, если ты

Запомнил их,

Не зря

Твой день потрачен.

И нам с тобой

Пришёл черёд

Сыграть в игру

«Наоборот».

Скажу я слово

ВЫСОКО,

А ты ответишь:

НИЗКО.

Скажу я слово

ДАЛЕКО,

А ты ответишь: …

Скажу я слово

ПОТОЛОК,

А ты ответишь: …

Скажу я слово

ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты: …!

Скажу тебе я слово

ТРУС,

Ответишь ты:

ХРАБРЕЦ.

Теперь НАЧАЛО я скажу, -

Ну, отвечай: … КОНЕЦ!



Предварительный просмотр:

Гусарова Т.А.

педагог доп. образования ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

Игры и задания с кубиками Art-blocks в работе с детьми дошкольного возраста.

Кубики Art-blocks современное многофункциональное пособие, которое может быть использовано в работе с детьми дошкольного возраста. Мы в отделе предшкольного образования ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» даём эти кубики детям, начиная с трёхлетнего возраста. Какие же педагогические задачи помогает решить работа с этим пособием?

Кубики Art-blocks:

  • Развивают художественны вкус;
  • Способствуют формированию креативности мышления;
  • Влияют на развитие математических способностей;
  • Прекрасно развивают моторные навыки.

Всё это делает работу с кубиками Art-blocks значимой и интересной для детей, родителей и педагогов. Это пособие неизменно вызывает у дошколят положительный эмоциональный отклик, что влияет на эффективность решения поставленных задач.

Задачи, решаемые при работе с кубиками Art-blocks:

  • Обучение принятию учебной задачи;
  • Обучение чтению схем;
  • Развитие пространственных представлений;
  • Развитие мышления, воображения и внимания;
  • Развитие творческих способностей;
  • Воспитание дружеских отношений в детской группе, развитие коммуникативных навыков.

В нашей работе с кубиками мы выделяем несколько этапов:

  1. Работа с двумя кубиками
  2. Работа с четырьмя кубиками
  3. Составление рассказа по картинкам
  4. Творческий этап
  5. Работа по группам

Остановимся подробнее на каждом из этих этапов, основываясь на уже многолетнем опыте нашей работы с кубиками Art-blocks.

  1. Работа с двумя кубиками

Жёлто-синие кубики Fun with Curves («Веселье с кривыми») мы предлагаем детям 3-х лет для первоначального знакомства с кубиками и для обучения чтению простых схем. Даём по два кубика каждому ребёнку. Предлагаем сделать круг, колечко, корзинку, горку (см. Приложение 1). Детям по очереди предъявляются фотографии вышеперечисленных предметов. Они собирают картинку, ещё раз повторяют её название. С каждым разом работа выполняется быстрее. Если трудно ребёнку найти нужную грань кубика, то помогает шуточная присказка: «Кручу, верчу, найти хочу!»

  1. Работа с четырьмя кубиками

В работе с четырьмя кубиками отчасти повторяются приёмы предыдущего этапа, но каждый ребёнок работает с большим количеством кубиков. Это естественным образом осложняет решение задачи, что и  способствует развитию детей. На этом этапе могут быть использованы как кубики Fun with Curves («Веселье с кривыми»), так и кубики других видов: Ocean («Океан»), Patten Cubes («Кубики с диагоналями»), Forest («Лес») (см. Приложение 2)

 

  1. Составление рассказа по картинкам

Набор блоков Ocean («Океан») объединяет цвета неба, морской воды и облаков в простые геометрические узоры треугольника и квадрата. Эти блоки дают детям представление о плоскостях и углах. Для развития воображения используем приём составления рассказа с помощью картинок-схем. Вот, например, рассказ «Подарок». Его можно включить в занятие с детьми 4-5 лет.

- На опушке леса в маленьком домике жил зайчик. Детям показываем игрушечного зайчика. Дети анализируют схему «Домик» и выкладывают картинку.

- Зайчонок любил играть на коврике в своём домике. Дети анализируют схему «Коврик» и выкладывают эту картинку.

- У домика росла ёлка. Дети аналогично работают над составлением «Ёлки».

- Однажды под ёлочкой зайчик нашёл подарок. Дети делают из кубиков изображение «Подарка».

- Зайчишка очень обрадовался, когда открыл коробку и нашёл в ней красивую и вкусную конфетку. Дети анализируют последнюю схему и выкладывают «Конфету». (См. Приложение 3)


  1. Творческий этап

Творческий этап почти всегда присутствует в работе детей, когда они выполняют задания с четырьмя кубиками. Суть этого этапа в том, что дети сами придумывают свои картинки и дают им названия. Детям предлагается создать свой образ, свой рисунок, пофантазировать. Наиболее удачные работы пополняют нашу коллекцию. Так детьми была придумана «Рыбка» (См. Приложение 4).

  1. Работа по группам

В нашем отделе предшкольного образования имеется четыре вида кубиков. Ещё раз повторю их названия: Fun with Curves («Веселье с кривыми»), Ocean («Океан»), Patten Cubes («Кубики с диагоналями»), Forest («Лес»).  В одной коробке 16 кубиков. Мы располагаем тремя коробками каждого вида. Нетрудно сосчитать, что одновременно с четырьмя кубиками одного вида может работать группа, в которой максимум 12 детей.  Иногда детям 5-7 лет мы предлагаем разделиться по группам. Каждой группе даётся 1 коробка кубиков и схема из прилагаемых к пособию печатных материалов. Дети работают коллективно над составлением рисунка. При этом помимо прочего решаются коммуникативные задачи, дети учатся работать сообща.

Заключение

К вышесказанному хочется добавить, что с помощью кубиков Art-blocks возможно создание трёхмерных моделей (См. Приложение 5). Работа с данным пособием вызывает очень много положительных эмоций как у детей, так и у взрослых. Кубики яркие, красивые и достаточно прочные. Хочется пожелать всем интересных идей в работе с этим пособием и новых творческих успехов. (См. Приложение 6)


 Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия с использованием современных технологий «Упражнения для игры квартами на примере гитарных партий рок- группы «Deep Purple»

Зафиксировать  в практическом применении учащимися понятия  игра квартами  и создать условия для закрепления материала на доступных примерах известных  песен рок-групп «Deep Purple...

Методическая разработка. Занятие с использованием дидактического материала Монтессори «Кукла Маша»

Занятие для детей раннего возраста . Может использоваться психологом, дефектологом в Доме ребенка. Проводится в условиях Монтессори комнаты  и с использованием дидактического материала . В связи ...

Методическая разработка НОД с использованием игровых и интерактивных технологий MIMIO «Прогулка с Феей этикета». Подготовительная группа.

Методическая разработка НОД с использованием игровых и интерактивных технологий MIMIO «Прогулка с Феей этикета». Подготовительная группа....

Методическая разработка занятия с использованием правил безопасности дорожного движения

Методическая разработка занятия в средней группе с использованием правил безопасности дорожного движения...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Использование игровых приёмов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми раннего возраста

Использование игровых приёмов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми раннего возрастаРанний возраст – особенный возраст, он во многом определяет, каким будет ребёнок – здоровы...

Методические разработки на тему: Использование игровой терапии в психокоррекционном процессе.

Значение игры.  Игра имеет исключительное значение для психического развития ребёнка и является ведущей деятельностью.  Игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением...