ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Карпова Галина Викторовна

Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации.

Декоративно-прикладное творчество – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку.

Изучение декоративно-прикладного искусства в рамках дополнительного образования способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Программа предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

В дошкольном возрасте у детей замечается отставание в развитии общей и ручной моторики. Особенно заметно несовершенство тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук, в связи с этим затруднено формирование навыков письма и выполнение действий требующих точности, уверенности и синхронности движений (что-то брать, вставлять, завязывать, складывать и т. д.). Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Работа по развитию мелкой моторики, должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Если еще в дошкольном детстве уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, можно решить сразу две задачи: во-первых, косвенным образом повлиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, подготовить ребенка к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали, например, бисероплетение.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Исследованиями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. И, наоборот, у детей с нарушениями речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.

Среди многообразия видов декоративно-прикладной творческой деятельности занимает бисероплетение. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В бисероплетении проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.

Бисероплетение - это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивает мелкую моторику рук и пальчиков. Во-вторых, разглядывая цветные мелкие детали, ребенок учится тонко различать оттенки и тренирует зрение. В-третьих, создавая фигурки из бисера, ребенок развивает свои творческие способности, фантазию и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук. 

Известный исследователь детской речи М.И. Кольцов пишет: «… Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевой реакции состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Поэтому для детей тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к рисованию, а в дальнейшем – к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми  строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

Бисероплетение достаточно новый вид прикладного искусства: способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат; стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания; активизирует мыслительные процессы.

В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов плетения, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы); совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда; имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса. развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу. Занятия бисероплетения с точки зрения психологии получаются эмоционально- разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся. Кроме того, занятия бисероплетением развивают коммуникативные навыки.

 Фигурки, картины , панно - все можно сделать из бисера. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки

Новизна Программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop_kratko.docx70.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 17 «ЛАДУШКИ»

Принята:

На педагогическом совете №

Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ ДС № 17 «Ладушки»

__________Я.В.Полятыкина

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ

«Бисероплетение»

Составитель: Карпова Г. В.

Нижневартовск, 2020 г.

 

  1. Паспорт программы

Наименование услуги

Обучение детей основам декоративно – прикладного искусства

Основания для разработки

  • Устав дошкольного образовательного учреждения
  • Приказ МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 17 «Ладушки» № 300 от 05.05.20 г. «Об утверждении тарифов на дополнительные платные услуги»

Заказчик программы

Администрация МАДОУ ДС № 17 «Ладушки», родители ДОУ № 17 «Ладушки»

Организация исполнитель программы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение город Нижневартовск детский сад №17 «Ладушки»

Целевая группа

Старший дошкольный возраст

Составитель программы  

Педагог Карпова Г.В.

Сроки реализации программы

1 год

  1. Пояснительная записка

Актуальность.

Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации.

Декоративно-прикладное творчество – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку.

Изучение декоративно-прикладного искусства в рамках дополнительного образования способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Программа предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

В дошкольном возрасте у детей замечается отставание в развитии общей и ручной моторики. Особенно заметно несовершенство тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук, в связи с этим затруднено формирование навыков письма и выполнение действий требующих точности, уверенности и синхронности движений (что-то брать, вставлять, завязывать, складывать и т. д.). Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Работа по развитию мелкой моторики, должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Если еще в дошкольном детстве уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, можно решить сразу две задачи: во-первых, косвенным образом повлиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, подготовить ребенка к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали, например, бисероплетение.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Исследованиями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. И, наоборот, у детей с нарушениями речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.

Среди многообразия видов декоративно-прикладной творческой деятельности занимает бисероплетение. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В бисероплетении проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.

Бисероплетение - это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивает мелкую моторику рук и пальчиков. Во-вторых, разглядывая цветные мелкие детали, ребенок учится тонко различать оттенки и тренирует зрение. В-третьих, создавая фигурки из бисера, ребенок развивает свои творческие способности, фантазию и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук. 

Известный исследователь детской речи М.И. Кольцов пишет: «… Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевой реакции состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Поэтому для детей тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к рисованию, а в дальнейшем – к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми  строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

Бисероплетение достаточно новый вид прикладного искусства: способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат; стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания; активизирует мыслительные процессы.

В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов плетения, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы); совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда; имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса. развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу. Занятия бисероплетения с точки зрения психологии получаются эмоционально- разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся. Кроме того, занятия бисероплетением развивают коммуникативные навыки.

 Фигурки, картины , панно - все можно сделать из бисера. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки

Новизна Программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

  1. Возрастные и индивидуальные особенности детей старшего возраста

Детям старшего возраста характерны:

-неустойчивость внимания,

-плохая слуховая и зрительная память,

-слабость мотивации и контроля,

-трудности при ориентировке в пространстве,

-недостаточное развитие познавательной деятельности,

-нечёткая дифференцированность словаря,

-нарушения грамматического строя речи,

-несформированность целенаправленной деятельности, - незрелость эмоционально-волевой сферы.

Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость; детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности.

Зрительная  неполноценность порождает неуверенность в своих силах, замкнутость, раздражительность, обидчивость, вызывает усиление негативизма в общении, особенно со сверстниками.

Все эти факторы необходимо учитывать при проведении занятий по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Цель и задачи Программы

Цель Программы: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство взаимосвязи с бисероплетением. 

Задачи: 

  • Расширять представления о многообразии декоративно - прикладного искусства.
  • Совершенствовать технические умения и навыки рисования элементов  декоративно - прикладного искусства, осваивать техники бисероплетения.
  •  углублять и расширять знания об истории и развитии бисероплетения;
  • формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения при создание образов.
  • ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение  ценить, уважать  достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество
  • формировать умение работать со схемой;
  • учить детей простым приемам плетения из бисера;
  • познакомить детей с техникой безопасности в работе с бисером, бусинами, проволокой, ножницами; Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями
  • Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и  воображение.
  • Обогащать словарный запас детей.

В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения дети пользуются знаниями, полученными в непосредственно – организованной деятельности  образовательной  области «Коммуникация. Речевое развитие».  При выполнении изделий по готовым схемам, работе над композицией применяются знания из областей «Художественное творчество. Рисование», «Познание. Математическое развитие».

Занимаясь  бисероплетением,  дети получают знания, умения и навыки в данной области, знакомятся с красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами и проволокой, нитками, иголкой. Изложение материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере деятельности. 

Программа разработана с учётом тематического плана основной программы детского сада, в результате чего у детей совершенствуются и закрепляются знания, полученные на занятиях в группе.

Отличительные особенности программы:

  • темы программы расположены в определенной системе:  связаны с лексическими темами основной образовательной программы ДОУ.  
  • предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности;
  •  в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз.  
  • данная программа интегрируется с образовательными областями («Познание. Конструирование. Математическое развитие», «Коммуникация. Речевое развитие», «Художественное творчество. Аппликация», «Безопасность», «Социализация», «Здоровье») основной образовательной программы ДОУ.

Методическое обеспечение программы.

Процесс обучения построен на принципах: «от простого к сложному»,  учёта возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это все виды объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, художественное слово, объяснение, демонстрация наглядных пособий). На этом этапе дети выполняют поделки точно по образцу и объяснению. Затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя технику бисероплетения, подключается методы продуктивного обучения, такие как, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод. Все задания кроме формирования навыков и знаний по бисероплетению направлены на общее развитие ребёнка.

 Программа составлена на основе авторских разработок С.Г. Овчинниковой и И.Г. Титовой.

Материалы и инструменты

* Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера: круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском

* Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с отверстием внутри.  

* Бусины, разнообразные материалов: плодов, семян, ракушек.

 * Леска и резинка для плетения браслетов

*Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре. 

* кусачки для отрезания проволоки;

  1. Планируемые результаты

К концу 1 года обучения:

 

По окончании   обучения дети умеют:

  • организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
  • подбирать детали для работы.
  • Дети освоят элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения -параллельный, дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, создавать сюжетные работы. Повысится уровень творческих способностей детей в декоративно – прикладном искусстве.
  • Повысится уровень моторных навыков.
  • Повысятся представления детей о многообразии  декоративно - прикладного искусства.
  • Приобретут практические умения по работе с бисероплетением, различными изобразительными материалами;
  • Дети  знают название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока), ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы),.
  • Дети самостоятельно создают объемные фигур  из бисера с помощью специальных средств;
  • У детей появится интерес к истории и культуре нашего народа;
  • Развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество;
  • Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.
  • соблюдать правила безопасной работы инструментами;
  •  под руководством воспитателя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;

.ОБЪЁМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

Программа «Бисероплетение» рассчитана на 1 год обучения детей старшего дошкольного возраста.

Формирование групп осуществляется через заключение договора с родителями (законными представителями) воспитанников об оказании дополнительных платных образовательных услуг на основе учета индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут.

 Занятия проводятся с октября по май месяц включительно.

Продолжительность 1 занятия в 30 минут, в месяц – 8 занятий – 240 минут – 4 часа. В середине занятий проводят физкультминутки, во время которых необходимо проветрить помещение, проводить гимнастику для глаз, мышц шеи, спины, рук в форме игры.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ «ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА»

1. Целевой компонент Программы 1.1 Пояснительная запискаДошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, с...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования «Азбука безопасности»

Одним из основных направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования является создание условий развития ребенка, открываю...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования художественно-эстетической направленности для детей 5-7 лет «Умелые ручки»

Старший дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для организации продуктивной деятельности, так как именно в это время дети становятся организованными, учатся планировать деятельность...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по оказанию дополнительных платных услуг по развитию интеллектуально - творческих способностей у детей от 5 до 6 лет "ТИКО - мастера"

Программа «ТИКО-мастера» разработана с целью развития логического мышления детей дошкольного возраста посредством активизации их творческой деятельности ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КРУЖКА «МЫ – МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» для детей от 4-5 лет группа «Солнышко»

Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно ...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования пооказанию дополнительных платных образовательных услуг «Золотая рыбка»

Цель программы:Оздоровление подрастающего поколения; создание условий для укрепления здоровья детей посредством водной среды; улучшение деятельности сердечно – сосудистой  и дыхательн...