Программа кружка «Умелые руки» Старшая группа
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Маргарита Карамышева

 

Содержание

  1.   Пояснительная записка.

          1.1  Концепция.

  1.   Актуальность.
  2.   Новизна.
  3.   Цель.
  4.   Задачи.
  5.   Возраст детей.
  6.   Продолжительность реализации программы.
  7.   Формы и режим занятий.
  8.   Ожидаемые результаты.
  9. Диагностика показателей умений и навыков детей (Приложение1).
  10. Формы подведения итогов реализации программы.
  1.  Учебно- тематический план (Приложение 2).
  2.  Краткое описание  тем ( Приложение 3).

          3.1 Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.

          3.2 Преемственность 

4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

4.1 Материалы и инструменты для работы.

5. Список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_umelye_ruchki_m.p.docx53.1 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка

 «Умелые руки»

Старшая группа

                                                                                    Руководитель кружка:

                                                                                    Воспитатель Карамышева М.П.

Режим работы кружка «Умелые руки»

День недели

Время работы

 кружка

Место проведения

Понедельник

15.30 – 15.55

Старшая группа

Содержание

  1.   Пояснительная записка.

          1.1  Концепция.

  1.   Актуальность.
  2.   Новизна.
  3.   Цель.
  4.   Задачи.
  5.   Возраст детей.
  6.   Продолжительность реализации программы.
  7.   Формы и режим занятий.
  8.   Ожидаемые результаты.
  9. Диагностика показателей умений и навыков детей (Приложение1).
  10. Формы подведения итогов реализации программы.
  1.  Учебно- тематический план (Приложение 2).
  2.  Краткое описание  тем ( Приложение 3).

          3.1 Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.

          3.2 Преемственность  

4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

4.1 Материалы и инструменты для работы.

5. Список литературы.

  1. Пояснительная записка.

1.1 Концепция.

      В процессе занятия художественным трудом формируются все психологические процессы, развиваются художественно – творческие способности и положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.

     Формирование трудовых навыков и умений происходит  в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

     Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду,  предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

1.2 Актуальность.

      Занятия в кружке «Поделки из природного и бросового  материала» позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

У детей формируются навыки общения с инструментами, необходимыми для работы.

1.3 Новизна

Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей старшего возраста, выявлено, что работу с природным и бросовым материалом можно найти в методической литературе. Особенно интересны пособия И.Лыкова. В них  предложеныо новые, творческие работы, которые заставляют детей задумываться, доводить работу до конца, проявлять свою задумку, добавляя свое. См. в разделе «Литература»

1.4 Цель программы

          Ознакомить старших дошкольников с доступным их возрасту видом           художественного труда «Поделки из природного и бросового материала»

1.5 Задачи

     Задачи программы кружка из природного и бросового материала, заключаются в формировании у детей дошкольного возраста практических навыков творческой активности в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружке открывают детям прекрасный мир искусств, который несет в себе многогранные представления о красоте и гармонии.

Все занятия кружковой работы имеют цели:

Дидактическую – учить правильно располагать детали поделок на листе бумаги  (или в объемной композиции), согласно образцу (или замыслу); закреплять детали поделок к основе. Закреплять приемы работы с пластилином, клеем и другими материалами; знакомить с новыми приемами работы в зависимости от  тематики занятий; обобщать и систематизировать знания, умения, навыки по созданию поделок из природного и бросового материалов.

Развивающую – формировать положительные мотивы умения; возбуждать и развивать интерес к данному виду творчества, развивать воображение, логическую память, внимательность при выполнении работы; навыки культурной речи, мелкой моторики рук.

Дети в старшей группе работают над созданием более многодетальных поделок и расширенных в сюжете композиций.

Воспитательную – формировать положительное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

1.6  Возраст детей.

     Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 5-6 лет. Это объясняется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, желанием проявлять свою индивидуальность и творческие способности.

1.7 Продолжительность реализации программы

     Продолжительность реализации программы – 1 год.

1.8 Формы и режим занятий

     При наполняемости группы 20 детей занятия кружка проводятся два раза в неделю по 10 человек в один день. В первый день занимаются две подгруппы по 5 детей и во второй – другие две по 5 детей. Каждый ребенок занимается в кружке один раз в неделю.

     Продолжительность занятий с каждой группой – 25 мин в старшей группе. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояния здоровья. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того листа, где закончил.

     В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия – физминутки.  Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток руководитель кружка подбирает  самостоятельно.

     Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказы руководителя кружка, беседа с детьми, рассказы детей, показ руководителя кружка способа действия, - так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ.

1.9 Ожидаемые результаты

     После проведения работы кружка предлагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов контроля.

     Дети владеют элементарными трудовыми способностями при работе с природным и бросовым материалом (ножницами, шилом). Учатся   выполнять правила безопасности.

     Дети умеют и знают как планировать работу. Важно рассказать об основных этапах воплощения замысла:

- соединять мелкие и крупные части

- срезать нужные детали

- стараются дополнять работу интересными мелкими деталями

- Аккуратно пользоваться шилом (острие не более 3 см.)

- бережно обращаются с ним.

Дети приучены соблюдать чистоту на местах.

- эпизодически включают ручной художественный труд в игровой сюжет

- используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявяя при этом творчество.

- стараются воплощать то, что запланировали

1.10 Диагностика показателей умений и навыков детей (приложение 1).

1.11 Формы проведения итогов реализации программы

- Выставка детских работ в детском саду

- Дни презентаций детских работ родителям (сотрудникам, малышам)

- Творческий отчет руководителя кружка на педсовете

- Систематизация работы руководителя кружка и обобщение опытом.

2. Учебно-тематический план

(Приложение – 2)

3.Краткое описание тем.

(Приложение – 3)

3.1 Преемственность

Программа кружка предполагает:

- сформировать у старших дошкольников специальные умения и навыки;

- развивать личностные качества;

- дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта трудовой  деятельности.

  1. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

              В работе кружка широко используются практические методы обучения:

  • упражнение (при освоении приемов работы с природным и бросовым материалом),
  • моделирование (пооперационные карты),
  • игровой метод.

              Из словесных методов применяются

  • рассказы воспитателя;
  • рассказы детей;
  • беседы.

               Из словесных приемов обучения необходимо использовать

  • объяснения;
  • пояснения;
  • педагогическую оценку.

               Применяются и наглядные методы и приемы:

  • наблюдение;
  • рассматривание готовых поделок на занятиях кружка;
  • показ образца.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.

4.1Материалы и инструменты для работы:

Ножницы с тупыми концами, шило с острием 3 см. (на каждого ребенка)

Карандаши простые

Клей, кисточки, листья, соломка, рябина, сухие цветы, колючки и т.д)

Сосновые и еловые шишки, кусочки бересты

Пластмасс – пенный материал

Различные емкости из под детского питания (киндер – сюрприз, пищевые сетки и трубочки и т.д)

Очищенные половинки орехов

Перья натуральные, искусственные

Дидактический материал

Образцы готовых поделок

Иллюстрации, картинки

5.Список  литературы

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой , Т.С.Комаровой.-М.:Просвещение.

2. «Игрушки из природного материала». В.Пудова, Л.Лежнева.

3. «Что можно сделать из природного материала» И.Я.Базик., (самолет стр.68, загадки стр.173).

4. «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В.Куцакова

5. Агапова И., .Давыдова М. «Игрушки из природных материалов».М., 2008

6. Лыкова И. «Уроки ручного труда». М., Карапуз,  2009.

7. Лыкова И. «Листик, листик – вот и я». М., Карапуз,  2004.

8. Лыкова И. «Старичок – лесовичок». М, Карапуз, 2005.

                                                                                                            Приложение 1

                                                                                                       к программе кружка

                                                                                                       «Умелые руки»

Диагностика показателей умений и навыков детей

Овладение детьми вышеуказанными умениями, навыками воспитатель фиксирует в таблице на начало и конец рабочего года по результатам наблюдения, анализу детских работ, бесед с детьми, с целью внесения корректив в дальнейшую работу, планирования индивидуальной поддержки детей.

Содержание деятельности

Количество детей, овладевших содержанием деятельности

Начало года

Конец года

1

Умеет правильно пользоваться ножницами, делать сгибы, резать по сгибам

12

17

2

Создавать плоские и объемные фигуры

13

16

3

Правильно пользоваться клеем, кистью, салфеткой

16

20

4

Умеет планировать работу, понятно рассказывать замыслы

11

18

5

Организует рабочее место, убирает после своей деятельности

16

20

6

Выбирает материалы и инструменты

15

18

7

Замысел, оригинальность поделки

14

17

8

Правильно пользоваться шилом (острие 3см)  и другим мелким подручным материалом

14

16

9

Создавать выразительность поделки

16

18

Количество детей в группе

20

Доля воспитанников, охваченных студийно – кружковой работой.

Всего – 20 человек.

Охвачено студийно – кружковой работой.

20 человек.

Заведующая МДОУ «Детский сад

Комбинированного вида №66»                         /Исаева О.А./ __________

Приложение 2

к программе кружка

«Умелые руки»

Учебно – тематический план

№ занятий

Перечень тем

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

Сентябрь

-

-

Выставка работ готовых поделок из природного и бросового материала, выполненных воспитателями, родителями, детьми подготовительной группы.

Октябрь

 «Рыбки» (объемно)

«Зверюшки» (объемно)

Ноябрь

 «Олень» (на плоскости)

 «Старичок – лесовичок» (объемно)

Декабрь

 «Елочка» (объемно)

«Снег идет» (на плоскости)

Январь

 «Праздник в лесу» (объемно) , коллективно

«Самолеты» (объемно), подарок папе

Февраль

«Матрешка» (объемно) подарок маме

«Матрешка» (объемно) подарок маме

«Сказочная птица» (объемно)

Март

«Домик в деревне» (объемно)

«Жираф» (объемно)

Апрель

«Пальма» (объемно)

«Бабочка» (на плоскости)

Май

«Паровозик» (объемно) коллективно

«Мои умелые ручки» (по замыслу)

День презентации детских работ родителями.

Общее количество занятий – 19.

Приложение 3

к программе кружка

«Умелые руки»

Краткое описание тем.

     Прежде всего рассмотреть поделки из природного и бросового материала. Заинтересовать детей новым видом  художественного труда. Вызвать желание работать с природным и бросовым материалом, любоваться красотой готовых изделий.

2 занятие «Рыбки» из бросового материала  - полистирол (одноразовые цветные подносы). Использовать зубочистки. Вначале нарисовать контур. Ножницами вырезать форму. При помощи колпачка от фломастера сделать неглубокий  рельеф. Аккуратно пользоваться ножницами. Игровая ситуация «Ловись рыбка большая и маленькая»

3 занятие «Зверюшки» - шишки, скорлупа орехов, желуди, пластилин. Продолжать учить детей самостоятельно вообразить зверя. Правильно располагать части туловища. Загадывание загадок о животных.

4 занятие «Олень» - из листьев. Просмотр иллюстраций про оленей. Прослушивание песни «Северный олень»

5 занятие «Старичок - лесовичок»  - используются шишки, желуди, пластилин для приклеивания. Мелкие детали выбирать самостоятельно. Просмотр мультфильма «Домовенок Кузя».

6 занятия «Елочка» - поделка из коктейлевых трубочек различного цвета. Аккуратно пользоваться ножницами, правильно располагать веточки. Чтение стихотворения «Елка Е. Трутнева»

7 занятие «Снег идет» - используется цветная бумага, малка или вата. Развивать усидчивость, интерес, придумывать интересный сюжет,  применяя гуашь, кисти. Знакомство с произведением « В зимнюю стужу» Г. Скребицкого.

8 занятие «Праздник в лесу» (коллективная работа) – Умение работать вместе, помогать друг другу. Использовать любимый материал. Создавать хорошее настроение.

9 занятия «Самолеты»  - из маленьких бутылочек от «актимеля», бумага тонкая серебристого цвета, клей. Аккуратно пользоваться ножницами.

10,11 занятия «Матрешка»  подарок маме – использовать трубочку из под туалетной бумаги, цветную бумагу, кусочки материи, гуашь, клей. Работу весе делать вспоминая потешки, песенки. Воспитывать у детей любовь к устному народному творчеству.

12 занятие «Сказочная птица» - учить выбирать красивые перья. Туловище делать из «Киндер сюрприза». Соединять части пластилином. Красиво, озорно передавать настроение птице. Рассматривание красочных иллюстраций

13 занятие «Домик в деревне» - самостоятельно использовать в работе нужный материал. Веточки уметь аккуратно подбирать. Пользоваться мелкими деталями.

14 занятие «Жираф» из «киндер сюрприза», шея -  из ложечки из под детского питания. Наносить краску или пластилин. Гордиться своей работой.

15 занятие «Пальма» - использовать в работе футляры от ручек – это пальма. Листья из бумаги. По пальме лазают обезьянки – из пластилина. Заинтересовать детей.

16 занятие «Бабочка» - используются ножницы,  цветная бумага, мелкий бисер. Воспитывается воображение. Придумывать разные стили.

17 занятие «Паровозик» (коллективная работа) – мелкие коробочки, емкости из – под киндер – сюрприза, пуговицы. Помогать друг другу. Чтение С. Михалкова

«Веселые друзья»

18 занятие «Мои умелые ручки» - по замыслу создавать композицию, чему научились за год. Подготовка к выставке. Расположение работ на демонстрационный стенд.  

Уровни освоения навыков и умений

Уровни

Результат

Низкий – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности результат не получен или репродуктивный характер деятельности при низкой самостоятельности необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

Средний – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера; качество результата высокое но без элементов новизны или близкий перенос недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы указания включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

Высокий – дальний перенос развитые комбинаторные умения использование пооперационных карт общественный способ конструирования; полная самостоятельность освоение позиции субъекта; результат высокого качества оригинален или с элементами новизны

Количество детей в группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет работы кружка "Умелые руки" старшей группы

Выполненная программа работы кружка "Умелые руки" с иллюстрациями....

Программа дополнительного образования кружка "Умелые ручки" в старшей группе.

Программа дополнительного образования кружка "Умелые ручки"расчитана на 1 год.Возраст детей 5-7 лет.Направлена развить эстетический вкус,конструкторские навыки и умения....

План кружка "Умелые ручки" в старшей группе

План работы кружка "Умелые ручки" по художественному труду...

Конспект занятия кружка "Умелые ручки" в старшей группе. Тема:"Рамка для фотографии".

Конспект открытого занятия кружка "Умелые ручки". Образовательная область "Художественное творчество". На данном занятии дети сделали своими руками рамку для фотографий, используя картон, цветную бума...

Программа кружка "Умелые пальчики"для средней группы.

Кружок "Умелые пальчики" для средней группы....

Программа кружка « Умелые руки» в подготовительной группе «Березка»

Пояснительная записка.Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с окружающим миром, миром природы, предметным миром...