Создание условий для формирования предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Хабибуллина Лейсан Заудатовна

Создание условий

для формирования предпосылок инженерного мышления

у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_habibullina_l.z.docx90.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Создание условий

для формирования предпосылок инженерного мышления

у детей дошкольного возраста. 

                                                                 Воспитатель: Хабибуллина Л.З., воспитатель МАДОУ д/с №7

 

 

 «Качество инженерных кадров влияет на конкурентоспособность государства и является основой для технологической и экономической независимости. В современном мире инженер – высококвалифицированный специалист, не просто обеспечивающий работу сложного оборудования, а, по сути, формирующий окружающую нас действительность», – подчеркивает В. В. Путин.

(Слайд 2) Инженерно-техническая направленность весьма актуальна в условиях быстрого развития науки, техники и производственных технологий. Инженерное образование сегодня формирует экономический потен

циал страны, поэтому очень важно заложить основы инженерного мышления в детском саду.

Дошкольное образование тоже должно соответствовать целям развития инженерного мышления, изучения технологий, которые пригодятся в будущем. Следовательно, инженерное мышление дошкольников можно и нужно формировать на основе научно-технической деятельности, например, такой как конструирование.

В нашем детском саду особое внимание уделяем конструктивной деятельности воспитанников

(Слайд 3) Цели уголка конструирования:

- Повышение интереса детей к созданию конструкций и моделей; 

- Совершенствование конструкторских умений и навыков; 

- Развитие творческого потенциала детей; 

- Предоставление дошкольникам возможности посредством творческой деятельности выразить своё отношение к окружающему миру. 

 Система работы по развитию конструктивных навыков нацеливает нас, педагогов, воспитывать в каждом ребенке не исполнителя, а творца. Поэтому необходимо учитывать, что создание построек, конструкций, поделок не должно быть самоцелью. Прежде всего - это средство развития детских способностей (творческих, интеллектуальных, художественных).  

(Слайд 4) Основные задачи: 

- Приобщение к конструированию, знакомство с различными видами конструкторов. 

-  Воспитание умения работать коллективно.

 - Формирование у дошкольника познавательной и исследовательской деятельности, приобщение к миру технического и художественного изобретательства. 

- Развивать мелкую моторику пальцев

Для этого уголок конструирования должен быть оснащён всеми материалами, предусмотренными программой, а также отвечать требованиям, которые предъявляет Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) к зонам предметной развивающей среды детского сада:

  • (Слайд 5) Безопасность. Главная задача работы дошкольного учреждения в целом — укрепление здоровья воспитанников. Поэтому и развивающая среда должна быть полностью безопасной для малышей.
  • В младшем возрасте необходимо обратить внимание на размер деталей конструктора: мелкие, которые могут представлять потенциальную угрозу для здоровья, не используем вообще, отдавая предпочтение элементам со стороной 4–5 см и больше.
  • Кроме того, каждый новый конструктор, как пластиковый, так и деревянный, обследуем, потому что на деталях бывает производственный брак: заусеницы, сколы и тому подобное.
  • В средней группе вводится конструирование из природного материала. Для самостоятельного творчества малышам предлагают материалы, которые не представляют опасности: шишки, грецкие орехи, каштаны, листья, крылатки клёна. Поделки с использованием мелких материалов (желудей, ракушек, семян фасоли, подсолнечника и т. д.), а также веточек, палочек, хвои дети изготавливают под контролем педагога. Контроль необходим и в старшей группе, когда ребятишки изготавливают поделки с применением проволоки, винтиков, гаек.
  • С детьми средней и старшей группы проводят беседу о правилах пользования природным материалом, мелкими деталями конструктора, приучая их управлять своим поведением и заботиться о собственном здоровье, что очень пригодится им в школе.
  • Необходимо соблюдать правило: более тяжёлый и крупный строительный материла хранят ниже, чем маленький и лёгкий.
  • Хранят конструкторы в открытых ящиках (с колёсиками или без), в пластиковых контейнерах, куда дошкольники сами могут его сложить. Модули самого большого размера составляют в углу групповой комнаты или другом месте, где они не будут мешать выполнению режимных моментов.
  • .Для художественного конструирования (из бумаги, природного материала) оборудуют стол, на котором раскладывают заготовки и материалы, оставляя место для того, чтобы дети могли удобно за ним расположиться.
  •  (Слайд 10,11) Не используйте в оформлении уголка неизвестных детям персонажей.
  •  В младших группах будут уместны изображения любимцев детворы: зайчика, мишки, лисички. Интересны и понятны маленьким воспитанникам изображения ребятишек, занимающихся конструированием. Этих персонажей младшие дошкольники воспримут как друзей и захотят подражать им.
  • И старшие, и младшие воспитанники обожают Фиксиков из популярного развивающего мультфильма. Эти персонажи будут понятны и любимы в каждой группе.
  • Название уголка предназначено детям. Его пишут зачастую для взрослых, чтобы обозначить зону деятельности в группе. Но такой подход противоречит самой сути развивающей среды, каждый элемент которой должен быть направлен на развитие ребёнка. Надпись «Уголок конструирования» не даст информации маленькому любознайке, если ребёнок увидит её и поинтересуется, что здесь написано. Название уголка должно быть доступным пониманию детворы и служить развитию мышления.
  • В младших группах зону конструирования и моделирования можно назвать «Маленькие строители», «Весёлые кубики». Такие названия педагог сможет объяснить, опираясь на непосредственный опыт детей.
  • Старшие дошкольники почти все умеют читать, и название должно быть чётким, с крупными буквами, чтобы стимулировать потребность детей в чтении. «Страна фантазии», «Город мастеров», «Маленькие зодчие» — такие названия уголка и заинтересуют воспитанников, и послужат темой для увлекательной беседы о труде, мастерстве, искусстве зодчества.
  • Иногда можно обойтись без названия, расположив над уголком плакат или фотографии детей, занимающихся конструированием, и всем будет понятно, для чего он предназначен.

(Слайд 12,13) Мы так же работаем с родителями. Размещаем информацию о конструировании в уголке для родителей. Один папа сделал деревянный конструктор, состоящий из пластин и кирпичиков. Дети с удовольствием играют. Приобрели губки, для строительства обклеили спичечные коробки.  

Приобрели губки, сделали строительный материал из спичек.

(Слайд 14) Ребята старшей группы слепили нам кирпичики из соленого теста.

(Слайд 15) Учитывая возраст и все требования , уголок конструирования нами  наполнен следующими игровыми материалами: 

  • (Слайд 6) Соответствие возрасту детей.
  • Конструктор для младшего возраста содержит кубики, кирпичики, призмы, цилиндры и небольшие пластины. Детали в этих конструкторах прикладываются и накладываются друг на друга, не скрепляясь, и обыгрывание их представляет собой несложные действия (заведём машину в гараж, посадим собачку в будку, уложим пупса в кроватку) - об этом расскажет Насима Ямгутдиновна.

(Слайд 16) Строительный набор – это разновидность кубиков из пластмассы и дерева, мягкие. Они разного размера, в этот набор входят не только кубики, но и конусы, цилиндры, арки, бруски и другие элементы. Такой набор удобно использовать для строительства, как отдельных деталей, так и целого замка.  

(Слайд 18) Конструкторы-мозаики - предусмотрена сборка по образцу или личному эскизу. Элементы поочередно соединяются, и в итоге получается изображение, подобно мозаичному. Детали плоские с прорезями для креплений. Собранные фигуры получаются объемными.  

(Слайд 19) Вкладыши, пазлы, шнуровки, игры с прищепками - способствуют развитию у детей сенсомоторной координации пальцев рук и сенсорных представлений.   

(Слайд 20,21) Набор мелких игрушек, включающих в себя животных, человечков, транспорт, посуду. Такие фигурки оживят игру и вызовут желание детей придумывать новые ситуации, сюжеты. 

 В средней группе

мальчики с машинами

Учитывая это, уголок конструирования пополняют такими материалами:

  • Тематические конструкторы «Город», «Зоопарк», «Детская площадка» или подобные им.
  • Набор мелких игрушек, включающих в себя экзотических животных, изображение людей разных возрастов (прохожие, играющие дети, регулировщик движения). Поскольку подобрать такие фигурки не очень просто, да и стоят они дорого, можно найти в интернете и распечатать двухсторонние изображений персонажей, для прочности заламинировать плёнкой и прикрепить подставку из гофрокартона. Такие фигурки оживят игру и вызовут желание детей придумывать новые ситуации, сюжеты.
  • Бросовый материал, мелкий (тарелки и стаканчики одноразовые, катушки, коробочки из-под чая, продуктов) и крупный (коробки из-под обуви, ящики из-под конфет и печенья). Из мелкого материала дети мастерят поделки, а крупный используют для создания и обыгрывания построек наподобие корабля, самолёта, города для кукол. Большие коробки для более эстетичного вида обклеивают остатками обоев, цветной бумаги.
  • Наборы для бумаготворчества: прямоугольники и квадраты разных цветов, детали для декорирования. Дети могут самостоятельно изготовить открытку в подарок родным, украсив её букетом, орнаментом из фигур, изображением сказочного героя, выбрав из предложенного разнообразия декор по душе.
  • Всевозможный природный материал: каштаны, шишки, сухие листья, кора, ветки, ореховая скорлупа.
  • Бросовый материал: катушки, коробочки из-под соков, одноразовая посуда.
  • Пластилин для крепления деталей поделок, клей.
  • Простые схемы, рисунки поделок и построек, изображения зданий разного назначение (жилой дом, театр, детский сад, поликлиника).

Уголок конструирования для старших дошкольников

Уголок конструирования в старших группах ДОУ наиболее разнообразен и богато оснащён, поскольку к прежним видам конструкторов в нём прибавляются:

  • Металлические с креплениями на гайках и винтах. Пластиковые с креплениями-скобами. Деревянные, в которых детали крепятся при помощи штифтов. Мелкие конструкторы «Лего» тематической направленности, к примеру, «Домик для куклы (с мебелью)», «Кафе», «Больница», «Аэропорт», «Вокзал», «Замок», «Детский сад».
  • Кроме того, в уголке должны непременно быть в наличии схемы, рисунки и фото построек, городских и деревенских пейзажей, возможно даже поместить фотографии населённого пункта, где проживают дети.
  • Не следует забывать о наличии запаса бумаги разной текстуры и формы, природного и бросового материала, игрушек для обыгрывания или плоскостных изображений персонажей, транспорта, деревьев, клумб, оград.

(Слайд 28) Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в формировании предпосылок коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

В коррекционно – педагогической работе  с детьми необходимо развивать коммуникативную  компетентность....

Презентация (Роль педагога в формировании предпосылок коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста)

Презентация (Роль педагога  в формировании предпосылок коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста)...

Программа городской опорной площадки «Формирование предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста через использование возможностей образовательной среды»

Цель: создание условий для распространения и внедрения современных педагогических практик по формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста.Задачи:повышать профессиональную к...

"От развития конструкторских навыков- к формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - это значимый период всех психических функций- речи, мышления,эмоции механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга- это кора. Имен...

«Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (из опыта работы)

   На сегодняшний день дети дошкольного возраста живут в иных экономических условиях. Их повсюду окружает реклама, а в их словарь включается все больше слов финансовой среды. Дети ран...

Инновационный проект по развитию конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста «Конструируем – от замысла к воплощению»

Инновационный прект по развитию конструктивно - технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста "Конструируем  - от замысла к воплощению"...