Моя педагогическая находка - это использование LEGO в образовательной деятельности с дошкольниками.
статья по конструированию, ручному труду

Коврижко Наталья Викторовна

Моя педагогическая находка -это игры с лего которые я использую в работе с детьми дошкольного возраста во всех образовательных областях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka.docx73.25 КБ

Предварительный просмотр:

Первый этап конкурса «Воспитатель года Оренбуржья» 2022 года

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 183»

https://pbs.twimg.com/media/DMjrKE0XcAAte_6.jpg:large

Конспект конкурсного испытания

«Моя педагогическая находка»

«Использование Лего конструктора в работе с дошкольниками

во всех образовательных областях»

Подготовил:

воспитатель высшей

квалификационной категории

МДОАУ № 183

Коврижко Н В

г. Оренбург

Современная система образования требует от воспитателя не стоять на месте, искать новые пути и методы работы с детьми. Поэтому, я, придя в детский сад, стала активно заниматься самообразованием. Каждый день я что-то планирую, реализую, показываю, общаюсь, изучаю опыт своих коллег. Я стараюсь искать что – то новое, и не отставать от инновационных технологий в области дошкольного воспитания.

Моей педагогической находкой стал всем известный набор для конструирования LEGO, своей необычностью, возможностью развития интеллектуально-творческих способностей.

Почему именно LEGO? Да потому, что это самая любимая игра мальчишек и девчонок в моей группе; в группе ЛЕГО - огромный выбор, а родители постоянно пополняют коллекцию конструктора в развивающей среде. Кроме того, LEGO имеет, на мой взгляд, ряд преимуществ перед другими конструкторами: продумана цветовая гамма, что способствует эстетическому воспитанию детей; LEGO конструкторы- конструкторы для всех возрастных категорий детей. И, самое главное, данный конструктор развивает творческую фантазию, двигательные функции, речь ребенка.

Кроме того, LEGO-конструирование является значимым в свете реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, так как это великолепное средство для интеллектуального развития дошкольников: поддерживает инициативу детей, формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности.

Посредством использования LEGO можно эффективно решать образовательные задачи, реализуемой в детском саду Основной общеразвивающей программы.

Я расскажу вам о некоторых вариантах применения LEGO в различных областях.

Социально-коммуникативное развитие.

На мой взгляд, одна из основных целей – научить детей эффективно работать вместе. LEGO позволяет создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом. С помощью использования этой технологии формируются: умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Развиваются способность ставить цели, инициатива, способность доводить начатое дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широты интересов. Сегодня, с введением ФГОС, совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше.

Познавательное развитие.

С помощью LEGO можно развивать у дошкольников математические способности и сенсорные представления:  пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину, дети закрепляют понятия: «высокий» - «низкий», «широкий» - «узкий». Они знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентироваться в пространстве.

Приведу примеры игр, которые я использую для математического развития детей:

«Математический поезд»

На каждой платформе-вагончике приклеила числа от 1 до 10. Игровая ситуация: вагончики потерялись или перепутались и нужно поставить их на свое место. Ребенок учится считать, запоминать порядковый счет и развивать мелкую моторику. Можно варьировать игру, детям дается задание загрузить в каждый вагон столько кирпичиков, чтобы их количество соответствовало цифре на нем. Это поможет визуально определять, где больше кирпичиков, а где меньше. Одновременно в этой игре можно закрепить  и лексико-грамматический стой: изучать числительные и прилагательные (первый вагончик, второй, третий…), склонять их по падежам (нет пятого вагончика, дадим третьему вагончику кирпичик)

«Пространственное ориентирование»

Предлагаю ребенку (старшего возраста от 5-7 лет) плату  и набор деталей конструктора. Затем диктую ребенку, куда выставлять деталь определенного цвета.  Используются следующие ориентиры положения: «левый верхний угол», «левый нижний угол», «правый верхний угол»,  «центр платы», «середина правой стороны», Середина верхней стороны» и т.д.

«Числовая лесенка»

В игре закрепляется  знание цифр и цвет, умение решать сразу несколько задач: выстраивать кубики, соотнося количество и  цвет деталей.

Числовой квадрат.

Решает много задач: закрепление счета, цвета, умение визуально определять: больше,  меньше, самый большой и т.д. Развивает внимание, мышление.

Вариативность: квадрат поделен на клеточки 4х4. Клеточки верхнего ряда и левого столбика раскрашены в цвета кубиков LEGO. В клеточках второго, третьего и четвертого ряда ребенок должен поставить кубики, которые соответствуют цветам сверху и слева. Как показала практика это одно из самых сложных заданий.

«Собираем и считаем»

В игре закрепляется счет и состав числа в пределах 9; развивается внимание, мышление.

Дети называют число, изображенное в столбике. Считая кубики, собирают башенку из стольких кубиков, какое число изображено в данном столбике.

«Сосчитай и положи»

В игре закрепляется счет и начальные навыки сложения; развивается внимание, мышление.

С помощью данных карточек дети легко и с интересов складывают числа в пределах 10.

С помощью кубиков LEGO можно решать задачи на сравнение чисел.

«Продолжи ряд»

Показываю последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её. Постепенно количество элементов увеличивается и задание усложняется. В процессе игры развивается внимание и логическое мышление.

«Чудесный мешочек»

Предлагаю ребенку опустить руку в мешочек и  сосчитать, сколько деталей LEGO в нем лежит, достать их и проверить, правильно ли он сосчитал. Если сосчитал правильно можно предложить построить из этих кубиков что-нибудь. В игре развивается мелкая моторика рук, упражнение в счете в пределах 10.

Вариативность: Ребенок ищет деталь конструктора и на ощупь  определяет количество кнопочек на детали.

С младшими детьми можно поиграть в игры «Собери картинку», «Найди пару».

Со старшими – «Собери по схеме», «Собери по замыслу».

Приводить примеры можно достаточно долго. Дидактические пособия к играм легко можно сделать своими руками и дети с удовольствием в них играют.

Речевое развитие

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, следовательно, и на развитие речи. Приведу пример применения LEGO в процессе подготовки к обучению грамоте.

Игра «Путешествие в Звукоград».

Построение из LEGO звуковых схем слов (красный кубик - гласный звук, синий кубик - твердый согласный звук, зеленый кубик - мягкий согласный звук). Выложи столько кирпичиков LEGO, сколько слышишь слов в данном предложении и т.д.

Игра «Веселый алфавит».

Конструирование букв азбуки из LEGO.

Художественно-эстетическое развитие.

При помощи деталей LEGO можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственных постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.

Примеры игр: «Цветные гаражи» (домики, заборчики и т.д.)

Строим из кубиков несколько гаражей (домиков, заборчиков и т.д.) разных по цвету.

Подбираем предметы разных цветов.

Инструкция №1. Ребенку предлагается красную машину привезти к желтому гаражу, поселить лошадку в синюю конюшню.

Инструкция №2. Ребенку предлагается у зеленого дома расположить только зеленые предметы, а у красного только красные.

Задания можно упрощать и усложнять с учетом возрастных особенностей детей.

Физическое развитие.

Помимо мелкой моторики обеих рук LEGO также способствует развитию крупной моторики.

LEGO можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре:

● ходьба/бег змейкой между деталями

● челночный бег

● удержание равновесия

● упражнения на развитие координации движений

● упражнения на развитие гибкости, быстроты и ловкости.

Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия можно использовать коврики из кубиков LEGO. Данные коврики будут массировать стопы ног за счет выпуклой формы деталей, а также будут привлекать детей своей яркостью за счет разнообразной цветовой гаммы.

Это лишь малая часть вариантов использования LEGO в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ. Таким образом, традиционные средства конструирования при интегративном подходе в обучении дают возможность развивать разносторонние интеллектуальные и личные качества дошкольников.

ЛЕГО это мир фантазий!

Мир идей, разнообразий.

И скажу про ЛЕГО я

Это лучшая игра!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию ИКТ в образовательном процессе дошкольников

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным о...

Научно-практическая статья «Инновационная педагогическая технология «Сторителлинг». Использование сторителлинга в работе с дошкольниками».

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важно, чтобы педагогическая технология определя...

«Методические рекомендации по использованию ЭОР в образовательном процессе дошкольника»

В настоящее время в нашей стране реализуется стратегия развития информационного общества. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образовани...

Использование ИКТ в образовательной деятельности дошкольников. Презентация "История Деда Мороза"

Презентация для проведения занятия по теме "Краткий рассказ о Деде Морозе"...

Педагогическая находка для педагогов на тему: «Эйдетика для дошкольников как путь развития логического мышления»

Педагогическая находка для педагогов на тему:«Эйдетика для дошкольников как путь развития логического мышления»                      ...