Рабочая программа кружковой деятельности в старшей группе "Умелые ручки"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Батуева Наталья Александровна

Данная развивающая программа «Умелые ручки» является программой художественно-эстетической направленности для детей старшей группы, созданной на основе методических пособий. И разработана в соответствии с годовыми задачами детского сада, в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Кружок "Умелые ручки"101 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Росинка»

Принято

на педагогическом совете №__1_____

от __27.08.2020_ г.

Согласовано

 со старшим воспитателем

«____»_________2020 г.

____________________

     _________Э.Б. Цырендоржиева

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

д/с «Росинка»

«___»________2020 г.

_________М.Н.Цыренова

Рабочая программа кружка

«Умелые ручки»

Старшая группа «Брусничка»

Воспитатель Батуева Н. А.

с. Сужа

2020 г.

Содержание.

  1. Целевой раздел -------------------------------------------------------------------3-7
  2. Содержательный раздел---------------------------------------------------------8-15
  3. Список используемой литературы--------------------------------------------16

1.Целевой раздел.

Пояснительная записка.

        Данная развивающая программа дополнительного образования «Умелые ручки» является программой художественно-эстетической направленности для детей старшей группы, созданной на основе методических пособий. И разработана в соответствии с годовыми задачами детского сада, в соответствии с ФГОС ДО.

Конструирование, как один из видов детского творчества обладает широкими возможностями для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам и потребностям детей дошкольного возраста, способствует формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. На занятиях конструированием у детей воспитывается воля, сдержанность, умение выслушивать объяснения педагога и работать в соответствии с его указаниями, в совместной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.

В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребёнка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаз. У детей улучшается согласованная работа отдельных мышц, развивается художественный вкус, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей.

Занятия по конструированию способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.     Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, конструкций, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения предмета.

У детей вырабатывается умение самостоятельно рассматривать предметы, знать порядок пользования ими без помощи воспитателя. Они должны уметь выделять основные этапы создания конструкций и самостоятельно планировать их изготовление, объективно оценивать качество своей работы и работы товарищей, находить причины неудач.

В старшей группе конструирование по образцу уже не является основным обучающим приёмом. Если образец и даётся то примерный, чтобы показать основные части конструкции. Детям предлагается больше заданий на преобразование образцов, особое внимание уделяется созданию ребятами своих замыслов, поскольку это способствует развитию умений самостоятельно намечать тему постройки, подбирать нужный материал, устанавливать порядок действий, ориентироваться на плоскости, намечать очертания будущей конструкции и пр. Начинают уделять особое внимание совместному конструированию, которое предполагает умение планировать общую деятельность, договариваться, добиваться общей цели.

Особенностью конструктивного мышления у старших дошкольников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов. В дошкольном возрасте детям доступна деятельность, в которой ребёнок идёт от замысла к действию. Под влиянием педагогического руководства дети начинают действовать в соответствии с замыслом. В конструктивном замысле отражается не только конечный результат деятельности, но и способы создания. Конструктивный замысел формируется в процессе конструирования.

         Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное. В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а так же придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. В художественном конструировании дети, создавая образы, не столько отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму.

          К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги, бросового и природного материала. Занятия с бросовым и природным материалом позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы, а также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

           Так как материал для работы относится к категории бросового, то к нему предъявляются определенные требования. Поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергии); тщательно промытыми и высушенными; доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться).

   

 Цели и задачи работы по конструированию из бросового, природного материалов в старшей группе детского сада.

Цели: 

-   способствовать созданию положительного эмоционального настроя у детей;

- способствовать развитию мелкой моторики рук, воображения,  творческого мышления;

     -    способствовать развитию навыков самостоятельной  и коллективной работы; 

     -   создание  развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные  идеи данной программы.          

Задачи:

1. Научить детей самостоятельности в организации процесса конструирования, а именно:

а)  сформировать представление детей о структуре конструирования как деятельности (цель- предмет- материал- средства- операция- результат);

б) учить самостоятельно, организовывать собственную деятельность (постепенное увеличение степени самостоятельности при изготовлении поделки, постановка разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение).

            2.  Учить создавать образ предмета.

3. Познакомить с возможностями бросового материала, бумаги и природного материала.

4. Познакомить со способами изготовления моделей игрушек из бросового, природного материала и бумаги.

5.   Учить детей работать коллективно.

            6.   Учить изготавливать игрушки достаточно сложной конструкции, придавая  выразительные черты образа.

            7.  Учить изготавливать  атрибуты  для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций,  также использовать поделки для оформления интерьера дошкольного учреждения.

   

Методы и приемы обучения:

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, анализ, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки)

Ожидаемый результат:

1.Дети улучшат навыки работы с ножницами и клеем.

2.Научатся некоторым приемам преобразования материалов.

3.Научатся видеть необычное в обычных предметах.

4.Развитие мелкой моторики пальцев рук, активизация речи детей.

5.Научатся выделять основные части и характерные детали конструкций, заменять одни детали на другие.

6.Научатся анализировать сделанные поделки, на основе анализа находить         конструктивные решения и планировать создание собственной поделки.  

7.Освоят умение строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый материал.

8.Продолжат развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять. Выполняя задание коллективно, ребята учатся согласованно и дружно работать.

         Программа содержит два блока, это работа из бросового материала и работа с природным материалом.

        На занятиях кружка осуществляется индивидуальный подход,  построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости, индивидуальных интересов, склонностей и способностей каждого ребёнка на предложенное задание.

    Занятия проводятся во вторую половину дня, один раз в неделю. Время занятий соответствует возрастной группе — 25 минут.

Название темы

Количество занятий в месяц

1.  

Работа с природным материалом

2

2.  

Работа с бросовым материалом

2

 

Итого в год (с сентября по май)

34

Используемые  материалы:

- пластилин, клей, краски;

- крышки от бутылок, пластиковые бутылочки;

- яйца  «Киндер - сюрприз»;

- сухие листья, веточки, шишки;

- семена растений, крупа;

- скорлупа яиц, скорлупа орехов;

- перья;

- галька, камушки, ракушки;

 -шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветные  мулине для вышивания;

-кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, вата, проволока, спичечные         коробочки.

 Инструменты и приспособления:

- ножницы,

- карандаш,

- линейка,

- набор стеков и доска для лепки,

- клеёнка для  аппликации,

- баночки, кисточки для клея и красок.

2.Содержательный раздел

Перспективный план работы кружка «Умелые ручки».

Сентябрь

Мероприятие

Цель

Материал

1 неделя

« Ягодки для птичек»

Учить от салфетки отрывать маленькие кусочки, скатывать из них шарик и наклеивать на веточки из пластилина, выполнять работу аккуратно и с фантазией.

 Салфетки, клей, гуашь, пластилин. Изображения плодовых деревьев и птиц.

    2 -я неделя

 «Угощение для медведей»

Учить детей делать поделку используя  крупу. Развивать умение наносить клей кистью только на отведенное место. Развивать мелкую моторику, творчество.

  Пшено, клей, заготовки с нарисованными тремя мисками для медведей.

         3-я неделя

« Полярная сова»

Учить детей делать поделку используя природный  материал-перья.  Воспитывать волю, настойчивость, уверенность в своих возможностях.

Пластилин, вата, перья, семечки, клей.

4-я неделя

«Осенние деревья»

Учить детей раскатывать и расплющивать детали из пластилина на картоне. Развивать усидчивость, учить доводить начатое дело до конца.

Пластилин, арбузные семечки, гуашь.

                                                               Октябрь

1-я неделя

«Фигурные рыбки»

(Оформление коллективной поделки аквариум)

Учить детей выбирать фигуры по подобию, соединять их и наклеивать. Развивать мышление, мелкую моторику и аккуратность.

Картон, цветная бумага, клей, карандаши, листья .

 

2-я неделя

«Осенние листочки»  

Учить обводить контур свечой, нанося изображение, воспитывать аккуратность и желание доводить начатое дело до конца.

Свеча, акварельные краски и заготовки с наметкой листьев.

3-я неделя

«Мишка-

лакомка»

Учить детей аккуратно наносить клей на определенную площадь, аккуратно насыпать на него крупу. Воспитывать усидчивость и аккуратность.

 

Гречка, пшено, клей, заготовка фигуры медведя.

4-я неделя

«Ваза с листьями» или «Бабочка» (на выбор ребенка)

Учить выбирать набор материала из предложенных для изготовления поделки. Учить аккуратно обращаться с листьями в виду их хрупкости. Учить пользоваться клеим. Развивать фантазию.

 Листья деревьев, цветная бумага и клей.

Ноябрь

1-я неделя

« Гусеница»

 Продолжать  учить делать простые поделки из природного материала- скорлупы орехов.  Воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

  Скорлупа орехов, пластилин.

2-я неделя

«Ветка ели»  

 Учить рисовать иголки ели и создавать имитацию снега с помощью манки.

 Гуашь, манка, кисть.

3-я неделя

«Солнышко»

 

Учить в поделке применять макаронные изделия.

 Пластилин, гуашь, заготовки солнца и макаронные изделия - «перья».

4-я неделя

«Ежики»

Учить из шишек делать простые поделки. Воспитывать усидчивость, развивать мелкую моторику. Учиться делать подарки друг другу.

   Шишки ели, пластилин.

Декабрь

1-я неделя

«Зимняя ночь»

Учить детей обводить готовый контур свечой, использовать в рисунке холодные цвета красок.

 Свеча, акварельные краски, кисть.

2-я неделя

«Рыбка»

Продолжать учить делать поделки из шишек - рыбку. Учить красить природный материал, дополнять его деталями добиваясь сходства с образцом. Применение поделки в игре «Поймай рыбку».

Шишки сосны, пластилин, цветная бумага.

3-я неделя

«Дед Мороз»

Учить детей дополнять поделку ватой, аккуратно намазывать клеем определенное пространство. Воспитывать аккуратность.

Вата, клей, готовый шаблон с изображением Деда Мороза.

4-я неделя

«Елочка».

Учить делать елочку отпечатками ладошек, дополнять деталями. Воспитывать аккуратность в работе, развивать мелкую моторику.

Гуашь, пластилин.

Январь

3-я неделя

«Утенок Гоша»

Учить детей применять в поделках перья. Аккуратно намазывать клеем определенную площадь.  

 Перья из старой подушки, клей.

4-я неделя

«Цветик - семицветик»

Учить аккуратно пользоваться ножницами, наклеивать, использовать в поделке новый материал - ватные диски.

Гуашь, ватные диски, ножницы, кисть, клей.

Февраль

1-я неделя

«Панно из ракушек»

Коллективная работа.

Учить в поделках применять новый материал - ракушки и камни. Упражнять работать для коллективной поделки.

 Ракушки морские, камушки морские, пластилин, гуашь.

2-я неделя

«Разноцветная тарелка»

Учить работать с салфетками - отрывать маленькие кусочки, делать из них шарики и наклеивать на заготовки, учить чередовать цвета. Подарок «Волшебное панно».

Салфетки двух цветов, клей.

3-я неделя

«Домашние животные»

Учить делать поделки из яиц  «Киндер — сюрприз». Создание игры «Помоги животному найти свой домик».

Яйца от «Киндер — сюрприз», пластилин.

4-я неделя

«Машина для папы»

Учить делать поделки из спичечных коробок, дополняя ее деталями. Развивать аккуратность и мелкую моторику.

Коробка, фото папы, пуговицы.

Март

1-я неделя

«Букет для мамы»

Учить детей делать цветы из салфеток — отрывать от салфетки небольшой кусочек и скатывать шар, наклеивать его на определенное место картины. Развивать усидчивость, мелкую моторику.

Салфетки разных размеров, клей, шаблон нарисованного букета.

2-я неделя

«Клубничка»

Учить работать с природным материалом, развивать фантазию, воображение.

Ракушки морские, пластилин, гуашь.

3-я неделя

«Динозаврики»

Продолжать учить детей работать с природным материалом — шишками. Развивать мелкую моторику, воображение.

Шишки сосновые, пластилин.

4-я неделя

«Медвежья избушка»

Учить аккуратно пользоваться клеем, упражнять наносить крупу на нужную поверхность.

Гречка, чечевица, клей.

Апрель

1-я неделя

«Мышки»

Продолжать учить детей работать с природным материалом — скорлупой грецкого ореха. Развивать воображение. Игра с поделками «Помоги двум мышатам встретиться».

Скорлупа грецкого ореха, пластилин.

2-я неделя

«Полет в космос»

(Коллективная работа ко Дню космонавтики)

Развивать воображение, умение работать в коллективе, выполняя аккуратно порученную работу.

Цветная бумага, фото детей.

3 и 4-я недели

«Цветы»

Развивать воображение, мелкую моторику рук, учить делать цветы из ватных дисков и ватных палочек.

Гуашь, ватные диски, ватные палочки.

Май

1-я неделя

«Петушок»

Учить детей дополнять отпечаток своей ладони деталями, добиваясь сходства с реальным животным.

Гуашь, кисточка.

2-я неделя

 «Кактус»

Учить размазывать пластилин на основе, дополнять аппликацию деталями (семечки — колючки, цветы — салфетки) добиваясь сходства с образцом.

Пластилин зеленого цвета, салфетка красного или розового цвета, семечки подсолнечника.

3-я неделя

««Птичье гнездо»»

Учить детей аккуратной работе с клеем, делать аппликацию с природным материалом — веточками.

Веточки, клей.

4-я неделя

«Барашек»

Учить детей делать барашка из бросового материала - одноразового стакана, ваты, ватных палочек.

Одноразовый стакан, вата, клей, ватные палочки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М. Просвещение, 2010г.
  2. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала. Вып. 2. - Москва,  2011г.
  3. Дронова Т. Н. Художественное творчество детей 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей. -  М. Просвещение, 2011г.
  4. Ерофеева, Е.М. Конструирование для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М. ТЦ Сфера, 2011г. 
  5. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. -  М. ТЦ Сфера, 2010г.
  6. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Система работы в старшей группе детского сада. - М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2014г.
  7. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. - М. Издательский дом "КАРАПУЗ", 2010г.
  8. Сакулина  Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Учебное пособие. - М. Просвещение, 2011г.
  9. Парамонова Л.А. Творческое художественное конструирование. Дошкольное воспитание. – 2011г.
  10. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...

Рабочая программа кружковой деятельности художественно-эстетической направленности «Лоскутная мозаика» старшего дошкольного возраста.

Цель программы: создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации через освоение техники «Кинусайга» Задачи програм...

Рабочая программа кружковой деятельности в старшей группе

Программа кружковой деятельности в старшей группе....

Рабочая программа кружковой деятельности "Очумелые ручки"

Программа расчитана на детей дошкольного возраста (4-5 лет). Все задания в разработанной программе носят творческий характер. Развивает творческие способности, учат работать детей с разнообразными худ...