Консультация для педагогов на тему "Формирование познавательных интересов и предпосылок инженерного мышления у детей раннего возраста на основе развития конструктивных навыков"
презентация к уроку по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Дроботова Елена Борисовна

Консультация для педагогов "Формирование познавательных интересов и предпосылок инженерного мышления у детей раннего возраста на основе развития конструктивных навыков" подготовлена для педагогов с целью напомнить педагогам  о важности и необходимости развитии конструктивных навыков у детей раннего возраста,  их значимости для формирования опзнавательных интересов и предпосылок инженерного мышления у детей раннего возраста. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов на тему: «Формирование познавательных интересов и предпосылок инженерного мышления у детей раннего возраста на основе развития конструктивных навыков». Подготовила: воспитатель Дроботова Е.Б.

Слайд 2

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность », Лев Семёнович Выгодский

Слайд 3

В наш век высоких технологий робототехника стала одним из приоритетных направлений в сфере экономики, машиностроения, здравоохранения, военного дела и других направлений деятельности человека. Сегодня на современном рынке производственных отношений возникла потребность и необходимость в профессиях, требующих от сотрудников навыков работы на инновационных программирующих устройствах, которые поступают на производство, именно такие специалисты и востребованы на настоящий момент. Специалистам таких профессий необходимо обладать конструктивным мышлением и развитыми техническими и творческими способностями .

Слайд 4

Несомненно, начинать готовить будущих специалистом нужно не в высших учебных заведениях, а значительно раньше, уже в дошкольных учреждениях, когда у детей раннего и дошкольного возраста наиболее выражен интерес к техническому творчеству. У дошкольников необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности. Из этого следует, что именно перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача развития у детей навыков конструкторской, творческой деятельности . Необходимо воспитать человека творческого, с креативным мышление, способного ориентироваться в мире высоких технологий, высокой технической оснащенности и умеющего самостоятельно создавать новые технические формы.

Слайд 5

Именно поэтому работа по внедрению инновационных программ, в том числе, по развитию инженерного мышления, на современном этапе является актуальной и востребованной . Для детей раннего возраста характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что ребенок постигает и узнает самостоятельно и от взрослых . Что же такое инженерное мышление? Инженерное мышление – это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между частями. Под предпосылками инженерного мышления понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции.

Слайд 6

Главное в инженерном мышлении - решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата. Ранний возраст - это самое удачное время для развития предпосылок инженерного мышления, и работу в этом направлении с детьми раннего возраста педагогам стоит начинать с конструктивно-модельной деятельности. Несомненно, развитие предпосылок инженерного мышления тесно связано с формированием познавательных интересов у детей раннего возраста. Что же такое познавательный интерес ? И каковы его основные характеристики?

Слайд 7

Несомненно, ранний возраст играет особую, важную роль в интеллектуальном развитии ребенка. Именно в раннем возрасте формируется первичный образ мира, ребенок начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеческие качества ребенка, которые в будущем станут фундаментом его характера Интерес к познанию – отличительная особенность маленьких детей. Развитие познавательных способностей и познавательного интереса – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка раннего возраста. Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка-дошкольника. Это яркий, самобытный и неповторимый отрезок жизни ребенка. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения, эффективной образовательной деятельности и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Слайд 8

Познавательный интерес включает в себя все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую и воспитательную. Благодаря познавательному интересу и сами знания , и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру , проявляющийся в познавательной активности , в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности . В познавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы .

Слайд 9

Определим Задачи познавательного развития детей на этапе раннего возраста. Создание среды, располагающей к интеллектуальному развитию ребенка. Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим в нем событиям. 3. Развитие у ребенка раннего возраста способностей к активной творческой деятельности, различных операций с предметами. В распоряжении ребенка должны быть разнообразные материалы для конструирования и творчества. 4 . Расширение понятийного аппарата и представлений об окружающем мире. 5. Развитие понимания причинно-следственных связей и факторов, объясняющих происходящие вокруг события. 6. Создание условий, поощряющие в ребенке проявления самостоятельной активной деятельности.

Слайд 10

Важную роль в формировании творческой личности ребенка раннего возраста играет детское конструирование , которое соответствует интересам и потребностям ребенка. Под детским конструированием понимается создание конструкций и моделей из строительного материала и деталей различных конструкторов. Сооруженные детьми раннего возраста постройки активно используются деьми в игровой деятельности, где решаются конструктивные задачи, которые, в свою очередь, развивают у детей техническое и инженерное мышление.

Слайд 11

Конструирование - один из видов продуктивной деятельности ребенка раннего возраста, предполагающий построение предмета, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала . Конструктивно-модельная деятельность , несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка раннего возраста.

Слайд 12

В процессе конструктивно-модельной деятельности дети раннего возраста легко усваивают многие знания, умения и навыки : - развиваются пространственное мышление и конструктивно-модельные способности ребенка. Н а практике ребенок не только познает и усваивает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как можно создать тот или иной объект - развивается образное мышления : поскольку ребенок , создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что он делает из деталей, должен планировать свои действия для достижения желаемого результата. - развивается мелкая моторика, глазомер. - развивается речь ребенка, расширяется словарный запас, поскольку конструктивно-модельная деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных объектов, что важно для дальнейшего развития инженерного мышления. - формируются такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).

Слайд 13

Конструктивно-модельная деятельность и развивающиеся творческие способности предоставляют большие возможности для фантазии, воображения и позволяет дошкольнику чувствовать себя творцом. Формирование качеств личности ребенка, его физических и интеллектуальных способностей посредством направленного педагогического воздействия должно осуществляться последовательно и непрерывно. Дети , набираясь конструктивного опыта, реализуют свои технические решения, проявляют находчивость и изобретательность, экспериментируют, а затем совершенствуют свои постройки. Все это является задатками технического, а затем и инженерного мышления .

Слайд 14

Существуют следующие виды технического конструирования: - конструирование из строительного материала . Конструирование из строительного материала входит в жизнь ребенка с раннего возраста и тесно взаимосвязано с игрой. В обучении детей младшего дошкольного возраста используются образцы простейших конструкций, которые представлены в виде системы постепенно усложняющихся конструкций одной тематики. В процессе конструирования по образцам у детей формируются обобщенные способы анализа объектов и представления о них.

Слайд 15

-Конструирование из деталей конструкторов. Конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления. Такой вид конструирования оказывает положительное влияние на развитие воображения, демонстрирует интеллектуальную активность.

Слайд 16

Конструирование из крупногабаритных модулей. Конструирование из крупногабаритных модулей больше соответствует умственным и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста . Но и в нашей группе раннего возраста есть мягкие модули, дети с удовольствием сооружают из них постройки и обыгрывают их.

Слайд 17

Существует несколько форм организации обучения конструктивной деятельности - конструирование по образцу - это важный этап для обучения, где ребенок овладевает обобщенным способом анализа образцов (умеет определить основные части, выделить детали, установить пространственное расположение, обобщать представления об объектах и т д.). - конструирование по модели - эта форма способствует активизации мышления, формирует умение мысленно разбирать модель на составляющие её элементы для воспроизведения нужной конструкции с максимальным сходством . - конструирование по условиям - ребенок должен создать постройку без образца, но с определенными условиями и усвоить зависимость структуры конструкции от её практического назначения ; - конструирование по условию носит проблемный характер, поскольку не дает определенных способов решения. Дети должны уметь анализировать, обобщать представления об конструируемых объектах. - конструирование по замыслу -такая деятельность дает большие возможности для детского творчества и должна протекать как поисковый процесс. - конструирование по теме - такое конструирование ограничено определенной темой, но дает возможность выбрать для создания постройки способы выполнения и нужный строительный материал. Каждая из форм конструирования оказывает развивающее влияние на мышление ребенка и формирует условия к развитию технического, а затем и инженерного мышления.

Слайд 18

А сейчас подробнее остановимся на конструкторе типа « Lego ». Одна из первых игр, с которыми можно познакомить детей раннего возраста- «Башенки». С помощью этой игры можно закрепить с детьми понятия «высокий», «низкий», «широкий», «узкий». Постройте две разные башенки: низкую и высокую. Возьмите любимую игрушку малыша и попробуйте перепрыгнуть через преграду. Где это сделать проще? Построив широкую и узкую башни, можно попробовать сломать их. Какое из двух строений рушится легче? Можно привлечь к игре маленькие игрушки, поселив их в башни на разные этажи. Обязательно проговаривайте, кто живёт ниже, а кто выше, или кто правее, а кто левее.

Слайд 19

В первую очередь, перед знакомством с играми и началом конструктивно-модельной деятельности, ребенка необходимо познакомить с названием деталей конструктора, с такими понятиями , как «кубик», «кирпичик» и т.д., выделить их отличительные особенности.

Слайд 20

Игра «Что изменилось?» Ведущий раскладывает перед детьми 3-4 детали конструктора / Вместе с участниками они начинают обсуждать, каких цветов, форм и размеров лежат перед ними детали. Затем даётся время на то, чтобы ребята запомнили расположение всех деталей. После этого игроки отворачиваются. Ведущий переставляет некоторые детали местами или прячет их. Дети снова поворачиваются и говорят, что изменилось.

Слайд 21

Игра « Пазлы ». На каждую из двух деталей конструктора, одинаковых по цвету, наклейте половину картинки, разрезанной пополам, а затем отсоедините детали. Дети должны собрать картинки правильно. /

Слайд 22

Игра «Волшебный мешочек. Определи наощупь». В мешочке лежат разные детали конструктора. Ведущий просит ребёнка пустить туда руку и найти определенную деталь. Затем нужно достать кирпичик так далее. Можно попробовать нащупать нужные детали через мешочек. Игра “Определи наощупь” отлично тренирует мелкую моторику рук и упражняет в счёте (до трех).

Слайд 23

Игра «Найди лишнее». Выберите несколько кирпичиков конструктора. Все детали должен объединять один признак: цвет или размер. Одна из деталей должна отличаться от остальных. Задача ребёнка – догадаться, что же в ряду лишнее и почему. Например, перед ним 4 жёлтых кирпичика и 1 красный. Лишнее здесь красный кубик. Или в ряду 5 деталей 2х4, а одна деталь 2х2. Малыш называет лишней кубик 2х2.

Слайд 24

Игра «Кто быстрее». Участникам игры предлагаются «дорожки» основных цветов и детали конструктора. Дети должны подобрать к каждой дорожке соответствующие по цвету детали (можно обыграть «Поезд и вагончики», «Автомобили» на дорожке» и т.д.)

Слайд 25

Игра «Обезьянка». Такую игру предложил ещё педагог Борис Никитин в книге «Интеллектуальное развитие». Приготовьте 2-3 пары деталей конструктора. Один набор возьмите себе, другой положите перед ребёнком. Постройте любую композицию и предложите малышу повторить за вами. Можно меняться ролями. Теперь башню строит ребёнок, а вы по его образцу строите такую же из своих кубиков. Отсюда и название игры «Обезьянка» – вы по очереди повторяете друг за другом действия.

Слайд 26

Подготовительная ступень - это интеллектуально-творческое развитие ребенка раннего возраста рассматривается как важная предпосылка к формированию инженерного мышления ребенка-дошкольника. Дети , набираясь конструктивного опыта, реализуют свои технические решения, проявляют находчивость и изобретательность, экспериментируют, а затем совершенствуют свои постройки. Все это является задатками технического, а затем и инженерного мышления.

Слайд 28

Источники: Интернет-ресурсы https ://academy-of-curiosity.ru/tematicheskie-zadaniya/razvivayushhie-igry-s-lego-dlya-detej-2-7-let/

Слайд 29

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИЗИБОРДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Мастер-класс «Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста»

Опыт работы и демонстрация  кружковой деятельности по робототехнике....

Создание условий для формирования предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста.

Создание условий для формирования предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста....

Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2-3 лет

Образование, в том числе и дошкольное, должно строиться исходя из того будущего, в котором будут жить сегодняшние дети и к которому они должны быть готовы. Эксперты уверенно говорят, что это будет общ...

Родительское собрание на тему: Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста с применение программно-методического комплекта: «Мате:плюс»

Здравствуйте, уважаемые родители! Почему так важно научить ребенка мыслить?  В жизни ребенка наступят моменты, требующие умения мылить логично и правильно решать задачи. Чтобы чего-то добиться в ...

Доклад на тему: «Система работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством математических игр» подготовительная группа

Докладна тему: «Система работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством математических игр» Дошкольный возраст – важный пе...

Консультация для родителей «Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста»

С раннего возраста современный ребенок находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Инженерное мышление необходимо детям уже с малых лет, сооружая, играя с наглядными моделями, им легче ...