Консультация для родителей «Конструирование из деталей настольного конструктора как средство развития мелкой моторики»
консультация по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Ольга Ивановна Титова

Конструирование из деталей настольного конструктора как средство развития мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Конструирование из деталей настольного конструктора как средство развития мелкой моторики»

Проблема развития мелкой моторики рук очень актуальна в современном мире. В настоящее время накоплено  большое количество теоретических и практических материалов  по диагностике и развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Однако проблема возможной эффективности комплексной психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей не теряет своей актуальности и сегодня. Причина проблемы является снижение уровня моторного развития кистей рук и общее отставание моторики. Еще несколько десятков лет назад детям с родителями вместе приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать и отжимать бельё, вышивать, вязать и т.д. Многие операции сейчас выполняют за человека машины. Теперь в современной жизни есть огромное количество бытовой техники. Производители товаров для детей облегчили детям процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки сменились удобными липучками, которые ребенок должен ежедневно то застегивать, то расстёгивать. Но за все приходится платить. Развитие мелкой моторики у детей пострадало, которое раньше происходило практически автоматически.

Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей и внутреннего мира ребенка.

Одно из разновидностей средств развития мелкой моторики является конструирование.

Любое конструирование, безусловно, является эффективным средством развития мелкой моторики рук. Также оно способствует развитию и совершенствованию различных познавательных процессов: восприятия, представления, внимания, мышления, логики, памяти, пространственной ориентировки.

Конструирование из деталей настольного конструктора является хорошей тренировкой глаз, т. к. его детали бывают разного цвета, разной формы и разного размера. Конструируя, ребёнок учится соотносить реальные предметы с элементами конструктора: например, он представляет себе, как можно построить стол (четыре ножки и столешница) и подбирает подходящие детали конструктора.

Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

  1. Конструирование по образцу. Разработано Ф. Фреблем. Его суть: постройка из деталей строительного материала и  конструкторов  воспроизводится на примере образца и способа изготовления.
  2. Конструирование по условиям, предложенное Н.Н. Поддьяковым,  носит иной характер: без образца, рисунков и способов возведения дети должны создать конструкции по заданным условиям, подчеркивающие её практическое назначение. 
  3. Конструирование по замыслу в сравнении с конструированием по образцу творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность.

У каждого ребёнка есть возможность постоянно повышать уровень развития, играя с набором конструктора. Ощущать себя настоящими конструкторами и думать, что они первые кто это создал. Перебирая детали конструктора, они разделяют предметы и различают их по цвету, формам и размерам. Нужно проявлять выдержку, терпение, научиться усидчивости и стараться всё доводить до конца. Такая работа дисциплинирует и делает детей ответственными и приучает к порядку, потому что после игры конструктор убирают на место. Конструкторы положительно влияют на эмоциональное развитие у ребёнка. Заинтересованный ребёнок спокойно на всё реагирует. Всегда находится в хорошем настроении, он развивает и мелкую моторику, и учится правильно говорить, проговаривая свои действия. Конструирование отлично учит и пространственному мышлению: ребёнок фантазирует, отрабатывает навыки и приобретает новые качества, необходимые для его общего развития.

Мотивом для создания сооружений из элементов конструктора является сюжет игры. Поэтому ребёнок, соорудив постройки, использует их для игры: заселяет в домик кукол и мишек, сажает на диванчик или стульчик зайчика. Игра формирует потребность в общении, которое требует собственной активной речи. А на основе речи начинают развиваться обобщение и символическая функция мышления.

Ребёнок, совершая действия с деталями конструктора, многократно их сравнивает, отбирает, примеряет, манипулирует, ошибается и исправляет ошибки. Через практическое экспериментирование получается результат. И чем больше ребёнок совершает пробующих действий, тем быстрее он начинает опираться на зрительное восприятие и обходиться без постоянных предварительных примеривающих действий, находит новые приёмы для достижения результата.

Таким образом, развивая у ребёнка интерес к конструированию, мы учим его не механическим способам действий, а осознанным, стимулируем поиск новых способов решения конструкторских задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование из деталей настольного конструктора как средство развития мелкой моторики

Конструируя, ребенок фантазирует. Он может сначала придумать, что будет строить, а потом воплотить фантазию в реальность....

Консультация для родителей. «Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»

Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и ее педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнит...

Консультация для родителей детей 4–5 лет «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей»

Одним из важных вопросов в формировании развития личности дошкольника является развитие мелкой моторики рук, ведь это напрямую взаимосвязано с развитием психических процессов ...

Консультация для педагогов "Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста"

О пальчиковых играх можно говорить как об универсальном, дидактическом и развивающем материале. Метод и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка, и мозгов...