Рабочая программа оригами кружок "Бумажные фантазии"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Хатхва Елена Аркадьевна

Оригами - это искусство бумажной пластики. Оно появилось в Японии, хотя история его появления уходит в глубокую древность и связна с изготовлением самой бумаги. В то время бумагу делали ручным способом, и она была очень ценным материалом. Родина происхождения бумаги Китай, но первыми научились складывать из неё различные фигурки в Японии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Оригами43.36 КБ

Предварительный просмотр:


УТВЕРЖДАЮ:

заведующий МАДОУ

«Детский сад «Одуванчик»

__________________Р.Г. Хайруллина



Рабочая программа кружка оригами для старшей группы

«Бумажные фантазии»

на 2020 – 2021 учебный год

Подготовила:

воспитатель

Хатхва Е.А.

г. Нефтекамск

2020

Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

 «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образ но говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.  

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

  •  Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  •  Формировать умения следовать устным инструкциям.
  •  Обучать различным приемам работы с бумагой.
  •  Закреплять знания детей по основным геометрическими понятиям: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. - Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  •  Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  •  Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  •  Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. Воспитывать интерес к искусству оригами.
  •  Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  •  Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  •  Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Методы, используемые на занятиях кружка: беседа, рассказ, сказка; рассматривание иллюстраций; показ образца выполнения последовательности работы.

Методика работы с детьми строится на следующих принципах: отбор содержания доступного детям 5-6 лет; постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью, индивидуального подхода к детям.

Режим работы: занятия проводятся  один раз в неделю, с октября по  май, во второй половине дня.  Длительность занятий 25 минут.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы  –  составление альбома лучших работ, проведение выставок детских работ.

Оценка результативности: в качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.

Задачи I года работы кружка (старшая группа)

  1. Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и  кистей рук.
  2. Научить складывать квадратную форму листа пополам и по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба.
  3. Научить детей складывать базовые формы «книжка», «дверь»,  «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»
  4. Закреплять умение делать надрезы в определенном месте; добиваться конечного результата; украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации.
  5. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.
  6. Приучать к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами бумаги.
  7. Формирование самостоятельности, уверенности в себе, правильной самооценки.
  8. Помочь детям раскрыть свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, оформительские способности.

Ожидаемые результаты к концу I года обучения. Дети могут:

  • самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь»,  «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»;
  • по образцу изготавливать несложные поделки.
  • знать и называть геометрические фигуры;
  • ориентироваться на листе бумаги;
  •  уметь намечать линии;
  • тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
  • уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);
  • добиваться конечного результата;
  • самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников

2. Способы и направления поддержки детской инициативы

Поддержка индивидуальности и инициативы детей осуществляется через:

создание  условий  для свободного  выбора  детьми  деятельности,  участников

совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и

мыслей

недирективной помощи  детям,  поддержки  детской  инициативы  и самостоятельности в разных видах деятельности.

 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является

развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая цель —создание необходимых условий для формирования ответственных

взаимоотношений  с  семьями  воспитанников  и  развития  компетентности  родителей

(способности  разрешать  разные  типы  социальнo-педагогических ситуаций,  связанных  с

воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в

жизни детского сада.

Основные задачи взаимодействия с семьей:

-изучение отношения педагогов и родителей (законных представителей) к различным вопросам  воспитания,  обучения,  развития  детей,  условий  организации  разнообразной деятельности в детском саду и семье;

-знакомство педагогов и родителей (законных представителей) с лучшим опытом

воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и

общественном воспитании дошкольников;

-информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о

возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

-создание в детском саду  условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и

родителей с детьми;

-привлечение  семей  воспитанников  к  участию  в  совместных  с  педагогами

мероприятиях, организуемых в районе (городе, обла

сти);

-поощрение  родителей  (законных  представителей)  за  внимательное  отношение  к

разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их

удовлетворения в семье.

Формы  информационного  взаимодействия  с  родителями  (законными

представителями) по основным линиям развития ребенка.

Использование стендов, стеллажей для демонстрации работ оригами

последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности.

3. План занятий кружка на 2020-2021 учебный год

ОКТЯБРЬ

Тема

Задачи

Материал

Знакомство с искусством оригами

Познакомить детей с искусством оригами.

Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется)

Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон.

1.Иллюстрации с изображением различных фигурок, выполненных в технике оригами.

2.Цветная бумага различных цветов.

Превращения квадратика

Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру.

Развивать творческое воображение и фантазию.

1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

2.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)

«Дом»

Знакомство с основной базовой формой «книжка».

Повторить основные элементы складывания.

Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

Превращение квадратика в дом.

1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

2.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)

3.Готовый образец.

«Для чего нужна дверь?»

Познакомить с базовой формой «дверь».

Отработка основного элемента складывания – загнуть   край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам,

Складывания домика (занятие № 3), складывание двери, приклеивание двери на домик.

1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

2.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)

3.Клей, кисти, клеёнка, тряпочки.

4.Готовый образец.

НОЯБРЬ

Тема

Задачи

Материал

«Гриб»

Закрепление базовой формы «дверь», основных элементов складывания.

Складывание поделки «Гриб» на основе базовой формы «дверь».

1.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)

2.Готовый образец.

 

«Веер»

Складывание бумаги гармошкой

1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

2. Цветная бумага

«Кот»

Познакомить с базовой формой «треугольник». Рассказать о другом названии – «косынка».

Складывание мордочки кота на основе базовой формы «треугольник». Учить находить острый угол, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. «Оживление» поделки – приклеивание глаз, носа, рта.

1.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)

2.Готовый образец.

3.Карандаши, фломастеры.

«Стакан»

Отработка  складывания базовой формы «треугольник».

Беседа о посуде и ее назначении.

Складывание поделки «Стакан» на основе базовой формы «треугольник».

1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

2.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)

3.Готовый образец.

ДЕКАБРЬ

Тема

Задачи

Материал

«Письмо Дед Морозу»

Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат по диагонали. Сложить уголка квадрата к центру, создавая конверт. Складывая два угла к центру, получить форму «конфетки», положить её в конверт.

1.Бумага

2. Клей ПВА

«Елочная игрушка»

Складывать круг пополам, проглаживать линию сгиба, находить половину круга, которую нужно смазывать клеем и склеивать с половиной другого круга. Развивать чувство ритма. 

1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

2.Цветная бумага

3. Клей ПВА, кисти

«Новогодняя елочка»

Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчествоУкрашение ёлочки.

1.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15, 10х10 и 8х8)

2.Готовый образец.

3.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.

4. Готовые элементы для украшения (кружочки, звездочки)

«Дед Мороз»

Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое.

Дополнить деталями (глаза, нос, рот), придавая выразительность.

1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

2.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)

3.Готовый образец.

4. Карандаши, фломастеры.

ЯНВАРЬ

Тема

Задачи

Материал

«Лисичка-сестричка»

Самостоятельное изготовление базовой формы «воздушны змей»

Изготовление фигурки лисы, используя базовую форму «воздушный змей».

Дорисовать мордочку: глаза, нос.

1.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)

2.Готовый образец.

3.Карандаши, фломастеры.

 

«Домики для лисы и зайца»

Учить определять точку пересечения линий.

Изготовление домиков различного размера, используя основные элементы складывания:  складывание квадрата по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали, загнуть угол квадрата к центру.

Дополнение деталями (окна, двери), используя аппликацию.

1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

2.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15 и 10х10)

3.Готовый образец.

4.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.

«Собачки»

Самостоятельное изготовление базовой формы «треугольник».

Складывание мамы-собаки по показу воспитателя.

Самостоятельное изготовление щенка из квадрата меньшего размера.

Дорисовывание мордочек собаки и щенка фломастерами (глаза, нос и т.д.)

1.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15 и 10х10)

2.Готовый образец.

3.Карандаши, фломастеры.

 

ФЕВРАЛЬ

Тема

Задачи

Материал

«Зайка беленький»

1. Развивать моторику рук.

2.Воспитывать аккуратность и внимание.

3.Закрепить базовую форму воздушный змей.

4.Закрепить практическими действиями знание графических символов.

1.Цветной картон.

2.Белая бумага.

  3.Клей, кисти, клеёнки, тряпочки.

4.Карандаши, фломастеры.

5.Готовый образец.

«Поздравительная открытка к 23 февраля «ЛОДОЧКА»

Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх.

1.Цветная двусторонняя бумага. (Прямоугольные листы 20х15)

2.Цветной картон формата А4.

3.Готовый образец.

4.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.

«Гномик»

Учить детей изготавливать фигуру гномика, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище).

Закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно.

Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы.

1.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 10х10 и 8х8)

2.Готовый образец.

3.Карандаши, фломастеры.

«Самолет»

Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны

1. Белая бумага

МАРТ

Тема

Задачи

Материал

«Мамин праздник»

(поздравительная открытка к 8 Марта)

Учить складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы «воздушный змей» складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на другую, совмещая вершины углов и стороны деталей.

Оформить праздничную открытку, наклеив сложенный из бумаги цветок.

1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

2.Цветная двусторонняя бумага (квадраты 10х10)

3.Цветной картон формата А4.

4.Готовый образец.

5.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.

«Стул»

Отработка складывания базовой формы «блин».

Учить складывать стул из квадратного листа бумаги, используя базовую форму «блин».

1.Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15)

2.Готовый образец.

«Корона»

Познакомить с базовой формой «блин».

Используя новую базовую форму, учить изготавливать корону.

1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

2.Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15)

3.Готовый образец.

«Весна красна»

Учить составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из знакомой базовой формы «воздушный змей».

Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей.

Придать выразительность, используя аппликацию.

1.Цветная двусторонняя бумага (квадраты 10х10)

2.Готовый образец.

3.Цветной картон формата А4.

4.Готовый образец.

5.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.

АПРЕЛЬ

Тема

Задачи

Материал

«Ракета»

Учить складывать заготовки, используя разные, знакомые детям, базовые формы.

Продолжать учить соединять детали, накладывая друг на друга, совмещая углы и стороны.

1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

2.Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15)

3.Готовый образец.

«Сова»

Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей.

Придать выразительность, используя аппликацию.

1. Цветная двусторонняя бумага (квадраты 10х10)

3.Готовый образец.

4.Заготовки для глаз, клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.

«Серая шейка»

Учить складывать утку, используя базовую форму «воздушный змей».

Дорисовать глаза и клюв.

1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

2.Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15)

3.Готовый образец.

4.Карандаши, фломастеры.

«Жар птица»

Складывание утки с небольшими изменениями.

Превращение утки в жар-птицу, приклеив красивые перышки, изготовленные из 4 разноцветных квадратов, используя хорошо знакомую базовую форму.

1.Цветная двусторонняя бумага (квадраты15х15)

2.Готовый образец.

3.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки, цветная бумага для аппликативного украшения.

МАЙ

Тема

Задачи

Материал

«Рыбка»

Используя знакомые базовые формы изготовить рыбок. Первую по показу воспитателя, вторую – самостоятельно.

Дополнить рыбку деталями: сложить из базовой формы «треугольник» хвост, приклеить глаз.

1.Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15)

2.Готовый образец.

4.Заготовки глаз, клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.

«Космос»

Совершенствовать умения и навыки при выполнении базовой формы «двойной треугольник».

Вызвать у детей желание передать красоту космического пространства.

Упражнять детей в составлении изображения. Развивать конструктивные способности.

1.Картон синего цвета

2. Цветная двусторонняя бумага (квадраты 10х10)

3.Готовый образец.

4.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.

5.Набор готовых звёздочек.

Грачи прилетели

Продолжать учить детей мастерить подели из базовой формы « воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами.

1.Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15)

2.Готовый образец.

4.Заготовки глаз, клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.

Итоговое занятие

Оформление альбома лучших работ за период обучения.

Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.  Справедливая  оценка результатов своей работы и работы сверстников.

Альбом, поделки в технике оригами, клей.

4. Список литературы

1. Т.И. Тарабарина - Оригами и развитие ребенка.

      2. Сержантова Т. А. «365 моделей оригами»

3. Василенко М.Ю. Оригами и рисование для дошкольников: Дополнительные программы.-М.:ТЦ Сфера, 2018.-128 с.  

4. Рябкова И.А., Дюрлюкова О.А. Художественно-творческая

деятельность. Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет/ Волгоград, 2014.-95 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Цветная фантазия"

-  укрепить чувство уверенности в своих творческих способностях, преодолеть робость, чувство страха перед чистым листом бумаги; - совершенствование техники владения кистью в пределах традици...

Рабочая программа дополнительного образования "Фантазии из солёного теста"

Рабочая программа на 2015 - 2016 учебный год по художественно-эстетическому направлению...

Рабочая программа кружка "Пластилиновая фантазия"

Данная программа представлена совместно с перспективным планированием. Целью программы является раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых ...

Рабочая программа кружка "Цветная фантазия"

Цель кружка: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.Основные задачи:формирование умения пе...

рабочая программа кружка "Страна фантазии"

Рабочая программа кружковой деятельности (художественно-эстетическому развитию) "Страна фантазии"...

Рабочая программа кружка "Страна Фантазия"

Рабочая программа кружковой деятельности (художественно-эстетическому развитию) "Страна Фантазия"...

Рабочая программа кружка "Цветная фантазия". Средняя группа.

Дошкольный возраст - период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество з...