Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Лего-техник»
рабочая программа по конструированию, ручному труду

Пиксаева Наталья Валентиновна

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lego_2022-2023.docx82.4 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

Решением  педагогического совета

МКДОУ  «Д/с  №30»

Протокол №

от

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МКДОУ «Д/с  №30»

                               Романченко И.А.

Приказ №

от

Дополнительная  общеразвивающая программа

технической направленности «Лего-техник»

Возраст детей: 5-6 лет

Уровень усвоения программы: базовый

Срок реализации программы: один год

Разработчик

Пиксаева Наталья Валентиновна

Коркино, 2022г.

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Актуальность программы

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Новизна программы

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки использования простых механизмов.

Отличительные особенности программы

Процесс обучения максимально наглядный, доступный, эмоционально- насыщенный, интересный и желанный. Занятия увлекают ребенка. Ведущая деятельностью дошкольников является игра, а действие – способ познания ребенком окружающего мира. Образовательные конструкторы являются не только универсальным средством для интеллектуального развития детей, но и обеспечивают интеграцию различных видов деятельности. В процессе конструирования дети развивают свои индивидуальные творческие способности, преодолевают творческие проблемы, получают важные фундаментальные и технические знания. Важнейшей отличительной особенностью является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие ребенка в режиме игры.

Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Цель программы: приобщение детей к техническому творчеству, научить их технически мыслить, добывать знания самостоятельно, искать и находить пути рационального решения возникающих перед ними конструкторских и технических задач, и тем самым готовить их к творческому труду на производстве.

Задачи

Образовательные:

  • формировать у детей знания и умения работы с разными материалами, инструментами при изготовлении технических изделий, конструировании объемных макетов транспортных средств, зданий;
  • формировать умения использовать и самостоятельно работать с опорными схемами, технологическими картами, эскизами;
  • обучить навыкам организации и планирования работы;

Развивающие:

  • развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе;
  • предоставлять        возможность        выражать        свои        творческие        замыслы        в практической деятельности;
  • развивать навык нахождения применения выполненного изделия в игровой деятельности;
  • развивать способности организатора, лидера, руководителя.

Воспитательные:

*Формировать коммуникативные качества через коллективную творческую деятельность, реализацию коллективных проектов.

*Формировать адекватную самооценку через проявление себя в выставках, конкурсах, мероприятиях, подведении итогов деятельности.

*Формировать устойчивый интерес к выбранному виду деятельности

Адресат обучающихся

Программа ориентирована на работу с обучающимися 5 – 6 лет и рассчитана на один год обучения.

Определяет выбор дифференцированного подхода на занятиях и использование не только групповой, но и мелкогрупповой работы, различных форм индивидуального сопровождения и взаимообучения. При такой организации учебно-воспитательного процесса новый материал всем учащимся дается на одну тему, которая предполагает разный характер заданий для каждого возраста и уровня учащихся. Рекомендуемый состав группы – 10 человек. При наборе принимаются все желающие. При приеме детей в объединение необходимо получить от родителей (законных представителей) заявление с просьбой об их зачислении.

Логика построения программы:

Процесс обучения строится на обще-дидактических принципах:

  1. Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному») обучения.
  2. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников.
  3. Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи.
  4. Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей).

Объём и срок освоения программы

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному учебному часу (30 минут). Общее количество часов в год на одну группу составляет 36 часов. Режим занятий: занятия проводятся во второй половине дня, после сна, по расписанию, утверждённому заведующим МКДОУ «Д/с № 30».

Формы организации образовательного процесса: групповая и мелкогрупповая.

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися

  • Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
  • Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части,  устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
  • Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Дети будут иметь представления:

  • о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
  • об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
  • о разновидностях простых механизмов.

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов

освоения ДОП

Ожидаемые результаты освоения программы

Способы проверки ожидаемых результатов: наблюдение в процессе обучения.

Формы подведения итогов реализации программы: опрос, выставка.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы

  • Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка.
  • Мониторинг детского развития проводится два раза в год: входной - в сентябре, итоговый – в мае.
  • Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Фешиной Е.В., Комаровой Л.Г., Старцевой О.Ю.

Задание №1

Цель: выявить умение называть детали конструктора Оценка:

3 балла – ребенок самостоятельно называет

2 балла – ребенок        называет с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;

1        балл        –        ребенок        не        может        самостоятельно        выполнить        задание        или отказывается от его выполнения

Задание №2

Цель: выявить умение в создании различных конструкции предмета в соответствии с его назначением

Оценка:

3 балла – ребенок самостоятельно создает различные конструкции

2 балла – ребенок создает различные конструкции с помощью педагога;

1        балл        –        ребенок        не        может        самостоятельно        выполнить        задание        или отказывается от его выполнения

Задание № 3

Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры

(квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).

Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;

2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры;

1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.

Задание № 4

Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).

Педагог показывает ребенку квадрат согнутый пополам и предлагает назвать     или показать углы, (стороны, линию сгиба).

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические понятия;

2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрических понятия;

1 балл – ребенок не выполняет задание.

Задание № 5

Цель: выявить умение детей правильно держать ножницы и резать ими по прямой.

Педагог предлагает ребенку ножницы и бумагу, просит нарезать билеты в кассу.

Оценка:

3 балла – ребенок правильно держит ножницы и самостоятельно режет по прямой;

2 балла – ребенок испытывает затруднения, требуется помощь взрослого;

1 балл – ребенок не умеет правильно держать ножницы и пользоваться ими.

Задание №6

Цель: Умение проектировать по образцу Оценка:

3 балла –        Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.

2 балла – Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

1        балл        –        Не        видит        ошибок        при        проектировании        по        образцу,        может проектировать по образцу только под контролем педагога.

Задание № 7

Цель: Умение конструировать по пошаговой схеме

3 бала - Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.

2 бала - Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

1 бал - Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.

 

Протокол обследования умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в конструировании

Критерии

Видит конструкцию предмета и анализирует ее с учетом практического назначения

Создает различные конструкции предмета в соответствии с его назначением

Называет все детали конструкторов

Строит более сложные постройки

Работает в команде

Знает виды простых механизмов, может назвать, в чем их отличие

Планирует этапы создания собственной постройки, находит конструктивное решение

Общее количество баллов

Уровень

Фамилия, Имя ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокий уровень: (17-24 баллов)

Средний уровень: (8-16 баллов)

Низкий уровень: (ниже 8 баллов)

2. Содержательный раздел

Содержание программы

В начале деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием Лего-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.

В наборах Лего-конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. Лего- кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.

На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приемам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперед в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.

В совместной деятельности по Лего-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.

Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции. После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Тема

Теория

Практика

Октябрь

1.Ознакомительное

Знакомство с деталями, способом крепления, Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Ознакомить с правилами безопасности.

Отработка умения скреплять детали конструктора.

2.Избушка на курьих ножках

Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу.

Использование

строительных кирпичей в зависимости от их размеров.

3.Разные домики

Учить строить домики разной

величины и длины.

Строительство домов разной высоты.

4.        Конструирование  

по замыслу

Закреплять навыки, полученные ранее. Учить работать в коллективе дружно,

помогая друг другу.

Использование

строительных кирпичей в зависимости от их размеров.

Ноябрь

5.        Знакомство        с конструктором

«Простые механизмы»

Познакомить детей с конструктором «Простые механизмы». Знакомство с деталями конструктора, способами крепления. Безопасность при работе.

Отработка умения скреплять детали конструктора.

6. Вертушка

Знакомство с понятиями: энергия; сила; трение; вращение. Анализ схемы.

Изучение свойств материалов и возможностей их сочетания; формирование навыка сборки деталей;     развитие      умения оценивать полученные результаты.

Выработка навыка различия деталей, классификация и их использование

7. Волчок

Закрепление понятия энергия. Введение        понятия чистый эксперимент;        знакомство        с методами измерения; изучение вращения; изучение возможностей сочетания материалов; знакомство с передаточными механизмами; развитие умения оценивать полученные результаты; развитие способности придумывать игры.

Работа по технологическим картам, создание волчка.

8.Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать содержание постройки, называть ее тему, давать общее описание.        Развивать

творческую инициативу и самостоятельность.

Самостоятельное строительство объектов из        конструктора

Декабрь

9.        Перекидные качели

Введение понятий: равновесие; точка опоры. Закрепление понятия энергия; изучение рычагов; знакомство с методами нестандартных измерений; формирование навыка сборки деталей; развитие умения оценивать полученные        результаты; развитие способности придумывать игры.

Работа по технологическим картам. Моделируем перекидные качели

10. Плот

Закрепление        понятия

равновесие; введение понятий: выталкивающая сила; тяга и толчок; энергия ветра.

Изучение свойств материалов и возможностей их сочетания; тренировка навыка сборки деталей; развитие умения оценивать        полученные

результаты.

Работа по технологическим картам. Строительство  плота.

11.        Пусковая установка для машин

Закрепление понятий: энергия; трение; тяга и толчок. Изучение работы колеса; тренировка навыка измерять расстояния; тренировка навыка сборки деталей; развитие умения оценивать результат; развитие        способности

использовать механизмы в конкретных ситуациях.

Работа по технологическим картам, моделируем пусковую установку для машин.

12.Конструирование по замыслу

Закреплять и анализировать полученные навыки. Учить обдумывать        содержание постройки, называть ее тему, давать       общее описание. Развивать творческую      

инициативу                и самостоятельность.

Самостоятельное

строительство объектов

из       конструктора.

Январь

13.        Измерительная машина

Закрепление понятий: энергия; сила; трение. Изучение методов стандартных и нестандартных измерений; тренировка навыка сборки деталей; развитие умения оценивать        полученные

результаты;        развитие способности использовать механизмы      в      конкретных

ситуациях.

Работа по технологическим      картам, строим      

измерительную машину.

14. Хоккеист

Закрепление понятий: энергия; сила; знакомство с основами законов движения механизмов; изучение методов стандартных и нестандартных измерений; тренировка навыка сборки деталей; развитие умения оценивать полученные результаты; развитие способности придумывать игры.

Работа по технологическим  картам.

15. Конструирование по замыслу

Закреплять        полученные навыки. Учить обдумывать содержание постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Самостоятельное

строительство объектов

из       конструктора.

Февраль

16.        Знакомство        с конструктором

«Лего»

Познакомить детей с конструктором «Лего».  Знакомство        с        деталями

конструктора,        способами крепления. Безопасность        при работе.

Отработка умения скреплять детали конструктора. Строим объёмные и плоские фигуры.

17. Деревья

Способствовать формированию знаний о счёте, симметрии, понятии части и

целого.

Работа по технологическим картам, сооружаем объёмные деревья.

18. Осьминог

Сформировать        умение трудится, выполнять задание в соответствии с инструкцией и

поставленной целью, доводить начатое дело до конца.

Работа по технологическим картам, строим плоскую фигуру.

19. Конструирование по замыслу

Закреплять        полученные навыки. Учить обдумывать содержание постройки, называть ее тему, давать общее описание.                        Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Самостоятельное

строительство объектов

из       конструктора.

Март

20. Жираф

Научить        детей        воплощать

свои        идеи        на        практике        при помощи конструктора Лего.

Работа по технологическим картам, строим        объёмную фигуру.

21. Башня

Развить        познавательный интерес к конструктивной деятельности,                развить

способности к моделированию.

Работа по технологическим картам, строим плоскую фигуру.

22.        Ракета.

Космонавты

Рассказать детям о космосе. Учить строить ракету и космонавтов из мелких

деталей.

Работа по технологическим картам, строим объёмную фигуру.

23. Дом

Закрепление                понятия фундамент, стены, патолог, крыша; тренировка навыка сборки деталей; развитие умения оценивать полученные результаты;        развитие способности конструировать  

игрушки.

Работа по технологическим картам, строим плоскую фигуру.

24. Конструирование по замыслу

Закреплять        полученные навыки. Учить обдумывать содержание постройки, называть ее тему, давать общее описание.                        Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Самостоятельное

строительство объектов

из       конструктора.

Апрель

25. Замок

Научиться        применять        на

практике        знания        и навыки, касающиеся: особенностей конструкций; вопросов прочности; методов измерений;        обеспечения чистоты эксперимента и безопасности изделия.

Работа по технологическим картам, строим объёмную фигуру.

26. Пароход

Закрепить и расширить знания о различных видах судов, о том, что их строение зависит от функционального назначения.                Научиться применять на практике знания и навыки, полученные при конструировании из лего.

Работа по технологическим картам, строим плоскую фигуру.

27. Краб

Закрепить представление о строительных деталях, их свойствах, уточнить и расширить представления детей об морских обитателей. Направить        детей                на самостоятельный        поиск способов конструирования.

Работа по технологическим картам, строим объёмную фигуру.

28. Конструирование по замыслу

Закреплять        полученные навыки. Учить обдумывать содержание постройки, называть ее тему, давать общее описание.                        Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Самостоятельное

строительство объектов

из       конструктора.

Май

29. Русалка

Освоить        основы ориентирования на плоскости; закреплять знания на соотношение числа, цвета и количества, умения построения предмета по образцу, по схеме. Воспитывать    терпение    при

выполнении заданий.

Работа по технологическим картам, строим плоскую фигуру.

30.        Итоговая творческая работа

Закреплять        полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу        и самостоятельность.

Работа по технологическим картам. Выставка работ, представление        своих проектов.

Наименование  тем

Формы занятий

Приемы, методы, технологии

организации учебно- воспитательного процесса

Формы подведения итогов

Вводное занятие. Знакомство        с «LEGO - конструктор».

Беседа, объяснение нового материала, комбинированные и тренировочные занятие

Словесный метод,

использование        

ИКТ технологий, использование технологий игрового   обучения.

Проведение игр: «Волшебный мешочек», «Самая прочная конструкция» и др.

Что        такое простые механизмы. Виды механизмов.

Беседа, объяснение нового материала,

комбинированные и тренировочные занятие

Словесный метод,

Использование ИКТ технологий, использование технологий игрового

обучения, проектных технологий.

Создание моделей из

лего-конструктора        с различными механизмами.

Создание творческих

проектов.

Беседа, тренировочные  занятие

Словесный метод, с

использование игровых и проектных технологий.

Создание лего-театра

Подведение итогов.

Беседа.

Словесный метод.

Анкетирование.

3. Организационный раздел

3.1 Учебный план

№ п/п

Название тем

Теория (мин.)

Практика (мин.)

Всего (мин.)

Формы контроля

1

Ознакомительное

0,5

0,25

0,3

Беседа, опрос,

тестирование

2

Избушка на курьих ножках

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

3

Разные домики

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

4

Конструирование по

замыслу

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

5

Знакомство с конструктором «Простые

механизмы»

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

6

Вертушка

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

7

Волчок

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

8

Конструирование        по

замыслу

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

9

Перекидные качели

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

10

Плот

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

11

Пусковая        установка        для

машин

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

12

Конструирование по

замыслу

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

13

Измерительная машина

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

14

Хоккеист

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

15

Конструирование        по

замыслу

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

16

Знакомство        с

конструктором «Лего»

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

17

Деревья

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

18

Осьминог

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

19

Конструирование        по

замыслу

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

20

Жираф

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

21

Башня

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

22

Ракета. Космонавты

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

23

Дом

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

24

Конструирование        по

замыслу

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

25

Замок

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

26

Пароход

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

27

Краб

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

28

Конструирование        по

замыслу

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

29

Русалка

0,5

0,25

0,3

Пооперационный

30

Итоговая        творческая

работа

0,5

0,25

0,3

Конкурс работ

Итого

1,5

7,5

9,0

3.2 Календарный учебный график

Месяц

Календарные сроки

Время пров. зан.

Кол. час

Тема занятия

Формы организации зан.

Формы контроля

Место проведения

Октябрь

03.10.-

17.30-

1

Ознакомительное

Коллективная

Пооперационный

Группа

07.10

18.00

Индивидуальная

№ 3

10.10.-

17.30-

1

Избушка на

Коллективная

Пооперационный

Группа

14.10.

18.00

курьих ножках

Индивидуальная

№ 3

17.10.-

17.30-

1

Разные домики

Коллективная

Пооперационный

Группа

21.10

18.00

Индивидуальная

№ 3

24.10-

17.30-

1

Конструирование

Коллективная

Пооперационный

Группа

28.10

18.00

по замыслу

Индивидуальная

№ 3

Ноябрь

31.11.-

17.30-

1

Знакомство с

Коллективная

Пооперационный

Группа

04.11.

18.00

конструктором

Индивидуальная

№ 3

«Простые

механизмы»

07.11.-

17.30-

1

Вертушка

Коллективная

Пооперационный

Группа

11.11.

18.00

Индивидуальная

№ 3

14.11.-

17.30-

1

Волчок

Коллективная

Пооперационный

Группа

18.11.

18.00

Индивидуальная

№ 3

21.11.-

17.30-

1

Конструирование

Коллективная

Пооперационный

Группа

25.11.

18.00

по замыслу

Индивидуальная

№ 3

Декабрь

28.11.-

02.12.

17.30-

18.00

1

Перекидные

качели

Коллективная

Индивидуальная

Пооперационный

Группа

№ 3

05.12.-

09.12.

17.30-

18.00

1

Плот

Коллективная

Индивидуальная

Пооперационный

Группа

№ 3

12.12.-

16.12.

17.30-

18.00

1

Пусковая установка для

машин 

Коллективная

Индивидуальная

Пооперационный

Группа

№ 3

19.12.-

23.12.

17.30-

18.00

1

Конструирование

по замыслу

Коллективная Индивидуальная

Пооперационный

Группа

№ 3

26.12. – 06 .01.2022г. Каникулы

Январь

09.01.-

13.01.

17.30-

18.00

1

Измерительная

машина

Коллективная

Индивидуальная

Пооперационный

Группа

№ 3

16.01.-

20.01.

17.30-

18.00

1

Хоккеист

Коллективная

Индивидуальная

Пооперационный

Группа

№ 3

23.01.-

27.01.

17.30-

18.00

1

Конструирование

по замыслу

Коллективная

Индивидуальная

Пооперационный

Группа

№ 3

Февраль

30.01.-

03.02.

17.30-

18.00

1

Знакомство        с конструктором

«Лего»

Коллективная Индивидуальная

Пооперационный

Группа

№ 3

06.02.-

10.02.

17.30-

18.00

1

Деревья

Коллективная

Индивидуальная

Пооперационный

Группа

№ 3

13.02.-

17.02.

17.30-

18.00

1

Осьминог

Коллективная

Индивидуальная

Пооперационный

Группа №3

20.02.-

24.02.

17.30-

18.00

1

Конструирование

по замыслу

Коллективная

Индивидуальная

Пооперационный

Группа

№ 3

Март

27.02.-

03.03

17.30-

18.00

1

Жираф

Коллективная

Индивидуальная

Пооперационный

Группа

№ 3

06.03.-

10.03.

17.30-

18.00

1

Башня

Коллективная

Индивидуальная

Пооперационный

Группа

№ 3

13.03.-

17.03.

17.30-

18.00

1

Ракета.

Космонавты

Коллективная

Индивидуальная

Пооперационный

Группа

№ 3

20.03.-

24.03.

17.30-

18.00

1

Дом

Коллективная

Индивидуальная

Пооперационный

Группа

№ 3

27.03.-

31.04.

17.30-

18.00

1

Конструирование

по замыслу

Коллективная

Индивидуальная

Пооперационный

Группа

№ 3

Апрель

03.04.-

07.04.

17.30-

18.00

1

Замок

Коллективная

Индивидуальная

Пооперационный

Группа

№ 3

10.04.-

14.04.

17.30-

18.00

1

Пароход

Коллективная

Индивидуальная

Пооперационный

Группа

№ 3

17.04.-

21.04.

17.30-

18.00

1

Краб

Коллективная

Индивидуальная

Пооперационный

Группа

№ 3

24.04.-

28.04.

17.30-

18.00

1

Конструирование

по замыслу

Коллективная

Индивидуальная

Пооперационный

Группа №

3

Май

01.05.-

05.05.

17.30-

18.00

1

Русалка

Коллективная

Индивидуальная

Пооперационный

Группа

№ 3

08.05.-

12.05.

17.30-

18.00

1

Итоговая

творческая   работа

Коллективная

Индивидуальная

Пооперационный

Группа

№ 3

3.3. Система условий реализации программы

Требования к материально-техническим условиям

Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.

Для занятий необходимо:

Информационно-коммуникационные средства

  • Персональный компьютер (рабочее место педагога)
  • Принтер
  • Мультимедиа-проектор
  • Экран
  • Магнитно – маркерная доска

Мебель

  • Столы и стулья для детей
  • Стол и стул для педагога

Методическое обеспечение

Для реализации        программы        используются следующие методические материалы:

  • учебно-тематический план;
  • конспекты занятий;
  • методическая литература для педагогов дополнительного образования; ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий;
  • пальчиковые игры;
  • схемы пошагового конструирования;
  • иллюстрации, фотографии, презентации, видео, стихи, загадки по темам занятий.

Техническое оснащение занятий

  • Лего конструкторы «Простые механизмы»
  • Мультимедийное оборудование
  • Компьютер.

Набор конструктора ―Bauer‖ (50 деталей) 12

Набор конструктора ―Bauermechanic‖ (65 деталей) 2 Набор конструктора «Железная дорога» (200 деталей) 2 Набор конструктора «BauerKosmos» (479 деталей) 2

Набор конструктора «Bauer Автодорога» (160деталей) 2 Набор конструктора ―BauerAvia‖ (200 деталей)

Условия реализации программы:

1. Систематическое проведение занятий.

2. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4. Сотрудничество педагога с семьей.

Требования к кадровому составу

К реализации программы допускаются лица, соответствующие профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утверждённый приказом Министерство труда и социальной защиты Российской        Федерации        от        05.05.2018г.        №298н        «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Организатором образовательного процесса по данной программе является учитель - логопед, имеющий высшее образование, систематически повышающий свою профессиональную квалификацию, владеющий методиками преподавания предметной деятельности данного курса.

Требования к программно-методическим условиям

Форма обучения: очная.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий: подгрупповые – для всей группы, при изучении общих и теоретических вопросов, индивидуально - групповые на практических занятиях.

Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей.

На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

При реализации        программы активно используются следующие методы и приемы работы с детьми:

Основные методы и технологии:

  • Наглядный метод - рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
  • Информационно-рецептивный метод - обследование Лего-деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа)
  • Совместная деятельность педагога и ребенка
  • Репродуктивный метод - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
  • Практический метод - использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
  • Словесный метод - краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
  • Проблемный метод - постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
  • Игровой метод - использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
  • Частично-поисковый метод - решение проблемных задач с помощью педагог.

Классификация методов основывается на характере познавательной деятельности обучающихся:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • проблемно-поисковый.

Методы воспитания: поощрение, стимулирование.

Игровые технологии: используются на занятиях для создания мотивации к занятию; использование дидактических игр облегчает процесс звукового анализа слов.

Здоровьесберегающие технологии: предупреждения нагрузок на детский организм, для укрепления здоровья детей, для профилактики зрения, детской осанки.

Основные методические приемы обучения конструированию:

  • Показ приёмов изготовления
  • Объяснение задачи с определением условий
  • Показ отдельных приёмов конструирования
  • Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции

Информационные ресурсы

  1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
  2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
  4. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
  5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
  6. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
  7. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 5-7лет.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию твор...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»

Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...

Программа дополнительного образования для детей 5-7, проявляющих способности к техническому творчеству "Лего-Техник"

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, которые проявляют способности к техническому творчеству и образовательной робототехнике....

Рабочая программа (модуль) дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Роботенок» для детей от 5 до 7 лет

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли...

«Применение игровых технологий, направленных на формирование алгоритмической грамотности в рамках подготовки к реализации программы технической направленности «ПиктоМир»

        ВведениеНа  сегодняшний день цифровые технологии играют важную роль в повышении качества дошкольного образования.Основной вид деятельности дошкольника – и...

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Робостарт»

Рабочая программа направлена на обучение детей 6-7 лет робототехнике (работа с конструкторами LEGO WeDo 2.0 и  LEGO Spike start)....