План саморазвития "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством LEGO – конструирования»
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Устюжанина Оксана Леонидовна

Работа представлена для детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_sam_2022.docx41.85 КБ

Предварительный просмотр:

         

 Программа саморазвития

                                        2022 -2023уч.г.

                                                                                   

  Устюжаниной О.Л.

         Тема     «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством LEGO – конструирования»

 

Цель работы: формирование и развитие творческих способностей у детей      дошкольного возраста в процессе LEGO-конструирования

 Задачи: 

Познавательные: способствовать развитию познавательного интереса к LEGO-конструированию

Образовательные: формировать умения и навыки LEGO-конструирования, содействовать приобретению первоначального опыта по решению конструкторских задач. Знакомить дошкольников с техническими аспектами робототехники.

 Развивающие: развивать и совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач, развивать творческую активность, воображение, желание творить и изобретать, инициативу и самостоятельность в принятии оптимальных решений в разнообразных ситуациях. Совершенствовать мелкую моторику рук. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, оперативную память, ориентировку в пространстве. Воспитательные: воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения, дисциплину, чувство ответственности, усидчивость, желание включаться в творческую активность. Задачи для воспитателя:

- повысить свой теоретический, методический и профессиональный уровень путем использования LEGO-конструктора в процесс обучения и воспитания; - создать комплексную систему работы с детьми, направленной на развитие интереса у детей к LEGO-конструктору с учетом требований ФГОС;

- формировать у родителей и педагогов значимости конструирования;

- формировать интерес детей к занятиям, а также расширять творческий опыт у детей посредством овладения новыми конструктивными качествами на занятиях в свободной деятельности;

- разработать и составить конспекты занятий с использованием LEGO-конструктора;

 - разработать программу работы с детьми;

- создать условия для развития конструктивного мышления дошкольников;

- создать условия для формирования предпосылок творчества дошкольников; - создать условия для сотрудничества в совместной деятельности;  

Этапы реализации самообразования:

       Первый этап (организационно - теоритический: сентябрь – октябрь 2022г.) – изучение возможностей внедрения LEGO-конструирования в образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, знакомство и выбор приемлемой по техническому обеспечению программы по конструированию, повышение квалификации, организация начального материально-технического обеспечения LEGO – центра.

 Второй этап (накопительно - практический: ноябрь – май 2023г.) - практическое осуществление деятельности по конструированию: организация работы LEGO – центра, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO – центра в образовательном процессе с дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

    Третий этап (заключительный: май 2023г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.

    Основные вопросы: - изучение психолого-педагогической литературы по LEGO-конструированию (история возникновения LEGO-конструирования); - актуальность применения конструирования в образовательном процессе с дошкольниками; - цели и задачи LEGO-конструирования в обучении детей дошкольного возраста; - этапы работы по введению LEGO-конструирования в образовательную деятельность детей дошкольного возраста; - группы умений, формируемые конструированием; - особенности LEGO-конструирования для детей дошкольного возраста; - роль родителей в деятельности детей по конструированию; - практическая реализация программ по LEGO-конструированию; - изучение педагогический опыт других педагогов; - внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты: Для воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

 ✓ умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

 ✓ овладение инновационными педагогическими технологиями LEGO- конструирования и робототехники, как средствами развития технического творчества детей;

✓ умение активизировать творческие способности и умения;

✓ распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты;

✓ применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.

 У детей сформируется:

✓ творческие способности, коммуникативные навыки, умение конструировать по схеме и образцу, синтезировать полученные знания;

✓ социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт решения конструкторских задач посредством LEGO-конструирования и с элементами робототехники;

 ✓ повысится степень самостоятельности, инициативности, познавательной и творческой активности.

            Оснащение развивающей предметно-пространственной среды для работы с LEGO конструкторами:

-Игровое LEGO оборудование.

Учебный методический материал для сопровождения образовательного процесса LEGO-конструирования и робототехники в ДОУ.

 - литература по робототехнике и конструированию;

Участие в мини педсовете по теме: «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO конструирование.

Выступление по теме «Развитие технических способностей в мире технологий». План проведения мини педсовета, протокол, практический и методический материал, презентация.

 Разработка методических материалов для работы.

-Мастер-класс «Лего страна – наша игра!»

-Семинар-практикум для педагогов «Учусь, играя»

 -Консультация для родителей «Мы дети технологий»

-Практические занятия согласно планированию программы «lego - Конструирование и робототехника в доу – шаг к техническому творчеству» Повышение профессиональной компетенции через разные формы методической работы.

- Участие в творческих группах по созданию условий для оснащения рабочих зон по работе с LEGO конструкторами.

     Разработка плана взаимодействия с родителями, вовлечение их в образовательную деятельность через создание совместных работ.

 План, образовательные проекты, сценарии совместных мероприятий, фото- и видеоматериал. Проведение конкурсов.

- «Моя творческая мастерская» (видеопроекты создания построек с родителями), - «Фото - стенд моих построек». Положения конкурсов, приказы, грамоты, фотоматериал, сайт детского сада.

Разработка сценариев и проведение мероприятий с детьми по LEGO-конструированию и робототехнике.

 -Развлечение «В  гости к Lego мы идем!»

-Практические материалы, сценарии, фото и видео материал, оформление странички на сайте детского сада, размещение в сети интернет. Организация сетевого взаимодействия.

Мероприятия с детьми: - Образовательная деятельность с применением конструкторов LEGO.

Мероприятия с родителями:

- Семинар-практикум для родителей «Детское техническое творчество» -Презентация "Конструкторы нового поколения "

- Совместное занятие (дети и родители) «Мы сами с усами»

Мероприятия с педагогами:

 -Презентация «LEGO-конструирование».

 Мастер-класс «Недалекое будущее».

Нормативно-правовая база

 • 1. Конвенция о правах ребенка.

• 2. Закон «Об образовании в РФ».

• 3. Семейный кодекс РФ.

• 4. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

• 5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Актуальность темы самообразования:

      В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как Лего – конструирование. Этот вид деятельности способствует развитию умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира; формируется самостоятельность, мышление, творчество, художественный вкус; ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели); коммуникативные умения. Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;

учить конструированию с использованием Лего-карточек;

запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

Базовые идеи Лего-технологии:

от простого к сложному;

учёт возрастных и индивидуальных особенностей;

созидательность и результативность;

развитие творческих способностей;

комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

Особенности практического использования с учётом возраста детей:

С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.

Дидактическая игра. Пример упражнений, направленных на усвоение сенсорных и пространственных понятий с помощью Лего-технологии:

«Найди деталь, как у меня»;

«Построй с закрытыми глазами»;

«Найди такую же постройку, как на карточке»;

«Разложи по цвету»;

«Собери фигурку по памяти» (из 4–6 деталей).

Задание по образцу, сопровождаемое показом и пояснениями педагога. Пример: Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит лягушка, сконструированная из деталей набора Лего. Давайте внимательно рассмотрим и разберём, как она сделана. Глазки сделаны из зелёных кубиков, ротик — это красный кирпичик, лапки из зелёных кирпичиков.

Конструирование с использованием технологических карт и инструкций. Предложить детям работу по схемам можно в игровой форме, например, педагог сообщает детям, что сегодня им предстоит стать кораблестроителями. Конструкторы кораблестроительного завода прислали чертежи корабля, детям нужно по этим схемам построить модели кораблей. Чтобы попасть в конструкторское бюро, необходимо преодолеть небольшое испытание: найти в мешочке на ощупь деталь и сказать, как она называется.

Для достижения поставленных задач использовались такие формы организации обучения как:

1. «Конструирование по образцу» - заключается в том, что детям предлагаются образцы построек выполненных из деталей конструктора. Показаны способы их воспроизведения. Эта форма обучения обеспечивает прямую передачу знаний, способов действий основанных на подражании.

2. «Конструирование по замыслу» - обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления своей самостоятельности. Дети сами знают, что и как будут конструировать.

3. «Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам» - из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности объектов.

4. «Конструирование по модели» - из имеющегося строительного материала воспроизводят предъявленную модель.

     Занятия по ЛЕГО - конструированию помогают детям войти в мир социального опыта, у детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. Занятия конструированием способствуют разностороннему развитию дошкольников, позволяют стимулировать интерес и любознательность детей, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить словарный запас.

      В план занятий, включены такие темы, как «Овощи», «Транспорт», «Мой дом», «Лесные животные» и другие. В центре конструирования организуются выставки, в которых представлены работы детей.

В процессе конструкторской деятельности совершенствовались элементарные навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, посередине, внутри) используя схемы и чертежи; дети учились анализировать постройки, рисунки, выделяя основные части, функциональное назначение; учились создавать постройки по индивидуальному и совместному замыслу; обыгрывали их, придумывали различные игровые сюжеты.

      Дети с большим интересом используют полученные знания и умения на занятиях и в самостоятельной игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость.

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Здравствуй, детский сад!

«Конструирование по замыслу»

Закреплять навыки, полученные в младшей группе. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Познакомить с конструкторами: LEGO CLASSIK

«Башня»

Закреплять навыки, полученные в младшей группе и приемы построек снизу вверх. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору.

«Мостик»

Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, выкладывать их друг на друга.

Октябрь

«Красивые рыбки»

Уточнять и расширять представления о рыбах. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Учить строить морских обитателей.

«Конструирование по замыслу»

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее название. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Ноябрь

«Улитка»

Учить строить улитку. Воспитывать добрые отношения. Развивать память, внимание, мышление.

«Большие и маленькие пирамидки»

Учить строить разные пирамидки. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Учить бережному отношению  к конструктору.

День Матери «Я и моя мама» Моделирование фигур людей

Развивать творческое воображение, закреплять название деталей, способы их соединения».

Закреплять понятия «длинный – короткий».

Познакомить с конструктивными приемами построения модели человеческой фигуры с помощью конструктора «LEGO CLASSIK».

Воспитывать желание трудиться.

Декабрь

«Лесной домик»

Учить строить дом. Распределять детали лего-конструктора правильно. Развивать творческое воображение, навыки конструирования.

«Мебель»

Развивать способность выделять в реальных предметах на функциональные части. Учить анализировать образец.

«Русская печь»

Рассказать о русской печке. Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора.

Январь

«Загон для коров и лошадей»

Учить строить загоны по условиям. Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику рук.

«Грузовик»

Учить строить различные машины, используя детали лего-конструктора.

«Дом фермера»

Учить строить большой дом для фермера. Развивать воображение, фантазию. Учить доводить начатое дело до конца.

Февраль

«Знакомство со светофором»

Учить слушать сказку. Рассказать о светофоре. Закреплять навыки конструирования

«Робот»

Познакомить с игрушкой робот. Учить строить из лего-конструирования.

День защитников Отечества. «Самолет»

Рассказать о профессии летчика. Учить строить самолет, выделяя функциональные части. Развивать интерес и творчество.

Март

«Дом,  в котором мы живем..»

Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук. Формировать умение строить  крышу «лесенкой». Воспитывать умение работать в коллективе.

Мой город. «Мы едем в зоопарк»

Вспомнить основные виды городского транспорта. Формировать умение строить автобус. Воспитывать желание строить и обыграть постройку.

«Слон»

Учить строить слона. Знакомить с обитателями зоопарка

Апрель

День космонавтики. «Ракета, космонавты»

Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить строить ракету и космонавтов.

«Корабли»

Дать обобщенное представление о кораблях. Учить способам конструирования. Учить сочетать в постройке  детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение  построек.

«Конструирование по замыслу»

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее название. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Май

«Разные профессии»

Рассказать о некоторых профессиях ( фермер, доярка, повар, водитель)

«Любимые сказочные персонажи»

Развивать фантазию и воображение. Развивать умение планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев; передавать характерные черты.

«Творческое конструирование  по замыслу»

Развивать воображение , память и внимание. Закреплять конструктивные навыки. Закреплять умение обыгрывать постройку. Воспитывать умение работать в коллективе.

Лего-конструирование можно  назвать многофункциональным образовательным комплексом, который позволяет педагогу решить важнейшие задачи: обучить детей создавать детей что-то новое и полезное; развивать у дошкольников конструктивные способности; научить детей применять и преобразовывать модели и схемы; привить детям навыки совместной работы со сверстниками и взрослыми; научить детей добиваться конечного результата; развивать воображение и творческое мышление дошкольников.

Используемая литература 

1. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие. Фешина Е.В. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 144с.

2. Рабочая программа Власова Л. П. по «Легоконструированию»

3. Сайт http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/03/26/issledovatelskaya-rabota-konstruktor-lego.

4. Сайт http://www.maam.ru/detskijsad/lego-proekt-detskii-sad-buduschego-zaschita-lego-proekta-i-fototchet.html .

7. Сайт dohcolonoc.ru/. v. /9528-proekt-po-lego-konstruirovaniyu-terentij-teterev.html.

 8. Волкова, С. И. Конструирование С. И. Волкова – М.: Просвещение, 2009. – 206 с. 9. Комарова, Л. Г. Строим из LEGO Л. Г. Комарова. – М., 2001. – 88 с.

         

Конспект занятия по лего-конструированию с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Путешествие на цветочную поляну».

 Цель: Познакомить детей с разнообразием цветочного мира, обратить их внимание на части цветка.

Задачи: развивать у детей воображение, внимание, память; развивать у детей творчество; развивать у детей конструктивные навыки с помощью лего- конструктора; учить передавать особенности и своеобразие цветов через лего-конструирование; развивать умение располагать фигуру на плато; развивать умения работать индивидуально; учить получать радость от результатов работы.

Материал: лего-конструктор (кирпичики, кубики); плата; иллюстрации изображением цветов.

Ход занятия Дети под музыку входят в зал. Педагог: Ребята, мы сейчас с вами отправимся на прогулку. (звучит музыка М. Старакадомский – С.Михалков «Весёлые путешественники») Звучит музыка «Шумы – птицы в лесу».

Педагог: Ребята, посмотрите! Как красиво вокруг, мы с вами оказались на цветочной поляне. Здесь растут цветы удивительной красы. Ярко светит солнышко и всё вокруг переливается! (звучит классическая музыка, появляется Фея цветов)

Фея цветов: Здравствуйте, ребятки! Я – Фея цветов! Я очень рада на моей полянке видеть вас. А как вы здесь оказались?

Педагог: Мы с ребятками гуляли и заблудились. И теперь мы не знаем, Как выбраться из твоей прекрасной поляны.

Фея цветов: Выбраться? С моей поляны, сложно. Для этого вы должны выполнить задания.

Педагог: Какие задания Фея?

Фея цветов: Для начала вы должны угадать названия цветов. (фея достаёт из корзинки цветы, дети называют)

Педагог: Фея, мы же выполнили твои задания. А ребята ещё знают стихи про цветы. (дети читают стихи)

Фея: Молодцы, ребятки! Только слышала я, что в какой-то удивительной стране, цветы растут не на земле, их не надо поливать и в букеты собирать. Что же это за цветы? Не подскажите ли вы?

Педагог: Фея, мы тебе расскажем и цветы тебе покажем. Ребятки, ведь Фея говорит про страну ЛЕГО! Ребята, мы сделаем с вами для феи цветы?

Дети: Да!

Педагог: Для этого нам понадобится конструктор лего. (дети садятся за столы)

Педагог: Если б в поле расцветали только белые цветы. Любоваться бы устали ими скоро я и ты. Если б в поле расцветали только жёлтые цветы, мы б с тобой скучать бы стали от подобной красоты! Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки, Одуванчики и кашки, незабудки и жарки! У ромашки белый цвет, у гвоздики – красный. Цвет зелёный у листвы, это так прекрасно! Педагог: А у нас вами в лего-конструкторе разноцветные детали из которых мы с вами и сделаем цветы. Для этого нам понадобится (педагог показывает детали, а дети отвечают: кубики! кирпичики! А делать цветы мы будем на …. (плата!))

 Пальчиковую гимнастику:

Вырос высокий цветок на полянке, (ручки у детей вперёд поднимаем)

 Утром весенним раскрыл лепестки. (ладони раскрыли).

Всем лепесткам красоту и питание (шевелят пальчиками)

 Дружно дают под землёй корешки. (ручки опустили вниз и пошевелили пальчиками).

Педагог: Теперь ребята, приступаем к выполнению задания. Посмотрите, у нас есть образцы. (дети выбирают образцы) Педагог раздаёт детали. Дети приступают к работе (звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского). По окончанию работы дети называют какие цветы они сделали.

Педагог: Фея! Посмотрите, какие цветы сделали наши дети для тебя.

Фея: Так вот они какие чудесные цветы. Ребята, а как называется страна где растут эти цветы. (дети отвечают «ЛЕГО»). Спасибо, вам ребятки! Вот ваша тропинка, по которой надо идти!

Педагог: Ребятки, пришло наше время возвращаться в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»

Цели:1) ознакомление родителей со значением и возможностями ЛЕГО конструирования ; 2) привитие традиций ЛЕГО конструирования в семейной педагогике; 3) развитие практических навыков ЛЕГО конс...

Консультация для педагогов "Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования"

Консультация для педагогов в форме деловой игры "Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования"...

Консультация для педагогов “Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования.”

laquo;Игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». А.С....

Самообразование по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»

Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования (ФГОС ДО) задает новые ориентиры  развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений  в органи...

Консультация для педагогов “Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования.”

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного результата. Оно тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интер...

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования и моделирования»

Цель: создание условий для формирования творческих способностей  детей дошкольного возраста посредством конструирования и моделирования.  Задачи:- познакомить дошкольников  с элементами...

Практикум «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством LEGO конструирования»

Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работа...