Родительское собрание "Влияние конструктивной деятельности на развитие старших дошкольников"
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Чиркова Светлана Николаевна

Материал будет полезен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

"Влияние конструктивной деятельности на развитие старших дошкольников"

Цель: педагогическое просвещение родителей.

Задачи:

1.Раскрыть значение конструктивной деятельности для всестороннего развития детей.
2.Познакомить родителей с видами конструктивной деятельности, которые осваивают дети на старшего дошкольного возраста.
3.Дать практические рекомендации родителям по приобретению материалов для конструирования.

Участники: воспитатели группы, родители, дети.

Оборудование: компьютер, конструктор(4набора), образцы построек.

Повестка собрания: 

1.Выступление воспитателя «Значение конструктивной деятельности для всестороннего развития детей».

2.Конструирование с родителями по предложенному образцу в подгруппах.  

3.Рефлексия «Значимость конструирования».

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем родительском собрании.

«Желтые кубики – это песок,
Кубик зеленый – весенний лесок,
Синие кубики – это река.
Кубиков много – река широка.
Кубик на кубик – растут этажи:
Учатся строить дома малыши».

1.Значение конструирования для всестороннего развития детей.

Ребенок постоянно играет. Ведь как известно игра  для  ребенка это основной способ восприятия информации, окружающей реальности, моделей поведения. Через игру ребенок понимает, как все должно быть устроено.

В детском саду все обучение происходит через игру, как на занятиях так и в свободной деятельности.

Одним из вариантов увлекательной, обучающей и развивающей игры является конструирование.  

Восп.: Что же такое на ваш взгляд конструирование? Дайте пожалуйста определение конструированию?

Ответы родителей.

Восп.: Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для малыша. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка.

Конструирование (от латинского слова CONSTRUERE) — означает приведение в определенное взаимодействие различных предметов, частей и элементов.

Восп.: Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала. Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность? (ответы родителей)

Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.   Пользу любого детского конструктора трудно переоценить. Как вы считаете какую роль конструктивная деятельность играет в развитии ребенка?

Ответы родителей.

Восп.:Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка.

1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.

2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.

3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.

 4. Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.

 5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).

6. А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом. Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам.

Восп.: -Существует несколько видов  конструирования. Попробуйте их назвать.  

Ответы родителей.

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают следующие виды конструирования: 

— Конструирование из строительных материалов
— Конструирование из бумаги и картона
— Конструирование из природных материалов
— Конструирование из вторичных (бросовых) материалов
— Работа с текстильными материалами

Восп.: как вы поняли  видов конструирования много, но к сожалению регламент нашего собрания не позволяет познакомить с каждым из них, поэтому сегодня мы познакомим вас с конструированием из строительных материалов.  Итак перейдем к технологии использования ее в семье.

  Вы купили строитель.

Сначала научите ребенка складывать все детали в коробку в соответствии с образцом.

 Затем, познакомьте ребенка со строителем. Первое знакомство длиться не более 10 минут. Короткая встреча вызовет у ребенка желание еще раз поиграть, чтобы, как ему кажется, наиграться вдоволь.

 Вторая встреча длиться тоже не более 10-15 минут. Задача последующих встреч - содействовать тому, чтобы ребенок, открыв законы красоты, прочности, устойчивости, замещения и сочетания форм между собой, сумел играть без вашего участия в течение длительного времени, решая творческие задачи конструирования и обыгрывания построек.

Вопросы родителям:

 - Знаете ли вы основные законы архитектуры?

- О чем нужно говорить во время строительства?

 Итак, основные законы архитектуры - это полезность, прочность, красота. Поговорим о каждом из них в отдельности.

 Полезность. Постройки могут быть разного назначения для человека (жилые дома, дворцы, служебные здания, гаражи, мосты, парки) и для животных (ферма, птичник и т.д.)

Прочность. Конструкция будет прочной, если строить ее, соблюдая следующие правила:

  все детали надо укладывать ровно, плотно прижимая друг к другу;

  основание конструкции (фундамент, 1-й этаж, опоры), нужно делать прочным;

  все вертикально стоящие детали надо укрепить с обеих сторон другими деталями (кубиками, призмами, кирпичиками и др.);

 пластину (перекрытие, потолок) нужно выбрать чуть большего размера, чем расстояние между деталями, и придавит ее сверху какими-нибудь деталями;

 второй ряд деталей укладывается, как на ступеньках лесенки - поперек;

 недостающие детали можно заменить другими формами из другого конструктора.

Надо показать способы замещения деталей. Красота. Постройка должна быть гармоничной по формам и цвету.

 Покажите ребенку, как можно украсить постройку цветом, строительными деталями, каждый раз варьируйте и объясняйте, почему такая комбинация деталей и цвета вам кажется красивой.

Хорошо, если вы и ребенок проговариваете процесс и результат строительства.

О замысле. Что решили с тобой построить? Для кого? Зачем ему это надо?

О материале. Из чего будем строить?

Средство деятельности. Чем будем строить? (руками)

О последовательности возведения конструкции. Что сначала положим, что потом?

 О результате. Доволен ли ты нашей постройкой?

 Почему? Получилась ли она прочной, удобной, красивой?

После постройки дайте ребенку поиграть в нее еще минут 10 и предложите убрать.

Ребенок должен разобрать конструкцию сверху, не уронив ни одной детали.

Устраивайте соревнование: кто быстрее и аккуратнее сложит детали в коробку.

Наконец, наступит день, когда Вы спросите: "Можешь ли ты сам без моей помощи сложить материал в том же порядке?".

 Хорошо, если у ребенка есть стол, на котором он может сохранять конструкцию несколько дней и обыгрывать ее. Но, как только она разрушилась, нужно тут же убрать ее. Убирается постройка и тогда, когда вам пришла идея усложнить задачу конструирования.

Главное - теперь ребенок может самостоятельно подолгу заниматься строителем.

Вопросы родителям: -Как сохранить интерес к строительству?

Предлагайте усложнять задачи:

 увеличить или уменьшить образец постройки в соответствии с размерами персонажа или условиями его жизни: "Можешь ли построить дом с двумя подъездами, гараж для двух машин, дом с чердаком, мост для пешеходов и машин?";

 изменить пространственные условия: "Можешь ли построить так, чтобы окна выходили на эту дорожку?";  выполнить постройки на основе чертежа-схемы, фотографии и по представлению;

 поощрять творчество, проявление индивидуального стиля конструирования, который проявляется в том, что ребенок решает построить такой дом, который еще не строил.

Постепенно ребенок научится ставить перед собой конструктивные задачи, а вам нужно будет знакомить его с архитектурными сооружениями и сохранять интерес к его деятельности. Ребенок  же будет доказывать, рассуждать, задавать вопросы, и у вас появиться в семье общая тема для обсуждения. Вы научитесь лучше понимать друг друга!

Хочется еще остановиться на всем известном и популярном в наши дни конструкторе лего.

Родиной Лего является Дания (lego (в переводе с датского)- «играть увлеченно»).

Конструкторы Lego представляют собой разнообразные тематически серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков lego. Кроме того, Лего непростая игрушка, она обучает и развивает ребенка. Собрал одну игрушку – надоела, включи фантазию и собери новую, используя только свой собственный ум и изобретательность!

Обучаясь игре с «Лего», дети проходят путь от простого к сложному.

Важными принципами при обучении игре с «Лего» являются последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, доступность и наглядность.

В процессе игры дети обследуют предметы, выделяя их цвет, величину, форму.  Знакомятся с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. При этом происходит развитие речи, что важно в этом возрасте.

Во-первых, конструируя, у ребенка развивается мелкая моторика рук, которая положительно сказывается на функционировании речевых зон головного мозга.

Во-вторых Продукт собственной деятельности и деятельности других детей вызывает эмоциональный отклик, желание высказаться, обсудить, поделиться впечатлениями побуждает детей к оценке деятельности, стимулирует к практическому использованию-обыгрыванию, в результате чего активизируется и пополняется словарный запас.

В нашем группе используются разные конструкторы лего.

 Давайте наглядно рассмотрим некоторые из них.

Предлагаю Вам окунуться в мир Лего и увидеть, как это происходит на практике.
Практическая часть.
Игра «Чья команда быстрее построит?» 
Для всех команд я подготовила образец постройки. Что это? (Цифры). Назовите (1,2,3). Командам нужно будет как можно быстрее собрать из конструктора Лего – цифры по образцу. Работать будете в парах. Сначала нужно договориться, кто какую цифру будет собирать. На что следует обратить внимание, чтобы у вас получились такие же цифры, как на образце? (Нужно взять столько же деталей и такого же цвета, как на образце). 
Какие образовательные области интегрируют с Лего-конструированием в этой игре? Как?
 Игра «Построй и расскажи». 
Возьмите по 6 деталей конструктора, назовите их. Необходимо построить из всех деталей одну постройку и придумать, что построили. Когда построите, один из команды расскажет, что построили.
 Игра «Самая высокая и устойчивая башня». 
Башня – инженерное сооружение, отличающееся значительным преобладанием высоты над стороной или диаметром основания. Какие бывают башни? Башни бывают разные: смотровые башни, маяки, колокольни, оборонительные башни, водонапорные, телебашни и т.д. 
За ограниченное количество времени каждой группе нужно построить самую высокую и устойчивую башню. При строительстве башни нужно обязательно учитывать, что она не должна быть слишком узкая, иначе, она может упасть. Слишком широкую башню тоже строить не следует, вы потратите много времени на её строительство и не успеете ее построить. Башня может быть полая внутри.
Расскажите о своей башне. Сравним башни. 
 Игра «Составь узор». 
Вам нужно самостоятельно составить симметричные узоры - можно изображать бабочек, цветы и т. д. 
Итак, мы поиграли с вами в игры с использованием конструктора Лего, которые мы используем в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста. В заключение нашей встречи предлагаю построить пирамиду эмоций.
Кирпичик красного цвета означает, что вам понравился данный мастер-класс, зеленого – то, что мастер-класс понравился, но вы еще что-то хотели бы увидеть, ну, а кирпичик желтого цвета покажет, что вам ничего не понравилось.
Родители строят пирамиду своих эмоций из деталей Лего трех цветов.
Спасибо всем за участие в мастер-классе!
Воспитатель раздает родителям памятки.

Рекомендации

по развитию конструктивной деятельности детей.

При обучении детей конструктивной деятельности используются строительный материал, конструкторы, бумага, бросовые и природные материалы.

Дети, создавая предметы окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью — домик для зайчика, мост для транспорта и пешеходов и т. д. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей.
Например, летом собирают траву одинаковой длины, которая плетется в косы; солому, связанную пучками; шишки сосны, ели, ольхи, лиственницы, пихты, кедра, обработанные затем  клеем (для того чтобы они зимой при высыхании не раскрывались). Косточки от фруктов (слив, абрикосов, персиков), тщательно промытые и просушенные, собираются в любое время, а вот семена ясеня, клена — только зимой.

Каждый вид материала хранится в отдельной коробке или пакете. При создании поделок используются дополнительные материалы: бумага, картон, пластилин, проволока, спички; клей, инструменты-ножницы. Все знают такой вид конструирования из бумаги- оригами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Влияние конструктивной деятельности на развитие старших дошкольников"

Родительское собрание на тему "Влияние конструктивной деятельности на развитие старших дошкольников"...

Родительское собрание на тему: «Влияние конструктивной деятельности на развитие старших дошкольников».

Цель: формирование компетентности родителей по вопросу развития у детей конструктивных умений и навыков....

Презентация Родительское собрание «Влияние конструктивной деятельности на развитие старших дошкольников»

Цель: формирование компетентности родителей по вопросу развития у детей конструктивных умений и навыков....

Выступление на родительском собрании "Влияние конструктивной деятельности на развитие старших дошкольников"

Целью такого собрания было повысить компетентность родителей по вопросу развития конструктивных возможностей у детей старшего дошкольного возраста. В последние годы выбор игрушек в магазине радует раз...

Конспект родительского собрания «Влияние конструктивной деятельности на развитие старших дошкольников»

О повышении педагогической грамотности родителей  в вопросах развития детей старшего дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности...