Дополнительная общеразвивающая программа "Цветные палочки"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Дмитриева Ксения Вячеславовна

Дополнительная общеразвивающая программа "Цветные палочки" с использованием палочек Кюизенера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_tsvetnye_palochki.docx66.43 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Малыш» г. Данилова Ярославской области

Принята на                                                    Утверждаю:

педагогическом совете                                Заведующий               Т.Ю. Крымова          

МБДОУ «Малыш»                                       Приказ №      от

Протокол №      от  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ»

Возраст воспитанников: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Направленность: естественнонаучная

Автор-составитель: Дмитриева Ксения Вячеславовна, воспитатель

г. Данилов

2022


Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………3

Учебный план……………………………………………………………….9

Содержание дополнительной образовательной программы………...14

Ожидаемы результаты…………………………………………………...27

Контрольно-измерительные материалы………………………………28

Список использованной литературы…………………………………...30


Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы. Дополнительная общеобразовательная программа по естественно-научной направленности по освоению детьми старшего дошкольного возраста палочек Кюинезера. Предполагаемая программа для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр.

Форма реализации программы – групповая.

Программа разработана в соответствии с требования основных нормативных документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012 273-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 гг;
  • Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
  • СанПиН 3.3686-21 Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Новизна. В современно обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет.

Развивающие игры являются мощным средством умственного развития ребенка. Эти игры очень важны и интересны детям, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми действия с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении.

В основе этих игр – интерес, познание, творчество становятся максимально действенными, так как игра обращается к ребенку добром, самобытным языком, сказкой, забавными персонажами.

В игре ребенок добивается предметного результата. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность. Развивающие игры создают условие для творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Необходимо лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные формы игровой деятельности.

Данная программа предусматривает использование развивающих игр, доступных для детей старшего дошкольного возраста: Цветные палочки Кюизенера.

Цель программы: развитие познавательной активности через использование Цветных палочек Кюизенера».

Задачи программы:

Образовательные:

  • Научить использовать игры с палочками Кюизенера в совместной и самостоятельной деятельности;
  • Содействовать освоению ключевых средств познания – сенсорных эталонов (эталоны цвета, размера), таких способов познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте);
  • Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • Формировать навык самоконтроля.
  • Закреплять правила обращения с палочками.

Развивающие:

  • Развивать элементарные математические представления – о числе на основе счета и измерения;

Воспитательные:

  • Воспитывать дружеские отношения сотрудничества;
  • Воспитывать усидчивость, внимание, выдержку.

Актуальность. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Игра – это прекрасный метод развивающего обучения, это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к тому, чего еще не умеет.

Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте активно используют развивающие игры с Цветными палочками Кюизенера. Не смотря на обилие методических пособий по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр, мало программ, активно использующих альбомы игр и заданий издают для данных игр.

Программа «Цветные палочки» разработана для развития познавательных способностей детей 5-7 лет посредством развивающих игр с использованием альбомов и заданий.

Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается в идее использования развивающих игр, как эффективного средства умственного, речевого, творческого и психологического развития.

Использования развивающих игр в обучении позволяет сформировать предпосылки для дальнейшего умственного развития детей, благотворно влияет на развитие личности ребенка.

Игры и игровые упражнения позволяют проводить время с детьми живо и интересно. Все игры направлены на решение многих задач, к ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный или просто поиграть.

Развивающие игры оказывают психологическое воздействие, развивают психологические процессы, способности ребенка, волевые и нравственные качества личности, а также формируют начальные формы самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников.

 Занятия по программе «Цветные палочки» способствуют воспитанию у дошкольников интереса к математике, умению преодолеть трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

Отличительные особенности. Использование на занятиях специального набора «Цветные счетные палочки», схем, альбомов, соответствующих для работы с данным набором, комплексы заданий, направленных на развитие когнитивных функций ребенка. Занятия по программе «Цветные палочки» построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами. Дошкольники знакомятся с новыми для них развивающими играми, выполняют упрощенные задания. Постепенно в играх задания усложняются, дошкольники создают сюжеты, картины из палочек, составляют рассказы по картинкам. Содержание занятий закрепляется дидактическими играми.

Организационно-педагогические условия. Занятия по программе «Цветные палочки» проводятся в групповом помещении, оборудованном в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На каждого ребенка имеется комплект, используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним.

Принципы реализации программы:

  • Наглядный принцип;
  • Здоровьесберегающий принцип;
  • Принцип систематичности и последовательности;
  • Принцип эффективности.

Приемы и методы обучения.

Аналитический метод

Практический

метод

Наглядный

метод

Словесный

метод

Наблюдение

Сравнения

Самоанализ

Упражнения

Задания в игровой форме

Демонстрация

Объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж,

поощрение

Автор-составитель: Дмитриева Ксения Вячеславовна, воспитатель, студент ЯГПУ им. К.Д. Ушинского заочного дефектологического отделения.

Информационные условия реализации программы: учебный план, КТП, методические материалы и разработки, расписание занятий и занятия.

Материально-технические условия реализации программы. Перечень оборудования, технических средств, инструментов для проведения занятий: набор «Палочки Кюизенера»; ноутбук для педагога; дидактические материалы к «Палочкам Кюинезера».

Возраст детей: 5-7 лет.

Срок реализации: 2 учебных года.

Количество часов программы: 37 часов, 1 раз в неделю.

Формы и режим: ведущий формой организации является групповая, занятия проводится вечером, по понедельникам с 15:30-15:55.

Наполняемость: 13 воспитанников.

Длительность занятия составляет 25 минут для воспитанников 5-6 лет и 30 минут для воспитанников 6-7 лет.


Учебный план

Учебный план на 2022-2023 учебный год

№ п/п

Модуль программы

Количество занятий за 1 год обучения

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.

«Что какого цвета?»

15

5

10

2.

«Построение лестницы»

2

0

2

3.

«Составление ковриков»

5

1

4

4.

«Изучаем понятия «Высокий-низкий», «Широкий-узкий», «Длинный-короткий»»

7

2

5

5.

«Развитие у детей количественных представлений»

8

2

6

Итого по программе:

37ч

10ч

27ч

Учебный план на 2023-2024 учебный год

№ п/п

Модуль программы

Количество занятий за 1 год обучения

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.

«Повторение»

8

0

8

2.

«Считаем ступеньки (состав числа)»

12

3

9

3.

«Измерение с помощью палочек (полосок) Кюинезера»

4

1

3

4.

«Математические действия с палочками (полосками) Кюинезера»

7

2

5

5.

«Логические задачки с палочками (полосками) Кюизенера»

6

1

5

Итого по программе:

37ч

10ч

27ч

Календарно-тематическое планирование

Первый год обучения (5-6 лет)

Месяц

Этап занятий, № занятий

№ упр.

Тема занятия

Литература

Сентябрь

Что какого цвета?

Занятия с 1-7

1-4

«Что такое палочки Кюинезера»

«Знакомимся с цветными палочками»

«Мониторинг»

«Строим дорожки»

«Ленточки в подарок»

«Подбираем ленточки к фартучкам»

«Моделируем квадрат»

Л.Д.

Комарова стр.  8-12

Октябрь

Что какого цвета?

Занятия с 8-12

5-10

«Моделируем прямоугольник»

«Подбираем к домику крышу»

«Дом и мебель для матрешки»

«Собачка» и «Кошечка»

«Рисуем цветными палочками»

Л.Д.

Комарова стр.  

12-18

Ноябрь

Что какого цвета?

Занятия с 13-15

10

«Рисуем цветными палочками» (человечек)

«Рисуем цветными палочками» (самолет)

«Рисуем цветными палочками» (по замыслу)

Л.Д.

Комарова стр.  

18

Декабрь

Построение лестницы

Занятия с 16-17

11

«Пирамидка и лесенка»

А) «Пирамидка»

Б) «Лесенка вертикальная»

В) «Лесенка горизонтальная»

Л.Д.

Комарова стр. 19-20

Январь

Составление ковриков

Занятия с 18-21

12-15

Составление ковриков

«Белочка и ежик идут на день рождения»

«Коврик для кошки»

«Коврик для котенка»

«Коврик для собачки»

Л.Д.

Комарова стр. 21-23

Февраль

Составление ковриков

Занятие 22

Изучаем понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий»

Занятия с 23-25

16-19

Составление ковриков

«Разноцветные заборы»

«Длинные и короткие ленточки для кукол»

«Поезд»

«Заборы низкие и высокие»

Л.Д.

Комарова стр. 25-30

Март

Изучаем понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий»

Занятия с 26-29

20-23

«Лесенка высокая и лесенка низкая»

«Лесенка широкая и лесенка узкая»

«Мосты через реку»

«Конструирование плотов на реке»

Л.Д.

Комарова стр. 30-34

Апрель

Развитие у детей количественных представлений Занятия с 30-33

24-27

«Цвет и число»

«Число и цвет»

«Путешествие на поезде»

«Как разговаривают числа»

Л.Д.

Комарова стр. 35-38

Май

Развитие у детей количественных представлений Занятия с 34-37

28

«О чем говорят числа?»

«Построй страну из цветных палочек»

«Коллективное конструирование»

«Мониторинг»

38-39

Второй год обучения (6-7 лет)

Месяц

Этап занятий, № занятий

№ упр.

Тема занятия

Литература

Сентябрь

Повторение

Занятия с 1-4

5, 11

«Мониторинг 1»

«Мониторинг 2»

«Что какого цвета»

«Построение лестницы»

Л.Д.

Комарова стр.

12, 19

Октябрь

Повторение,

Считаем ступеньки

Занятия 5-9

13, 18

22, 25, 29

«Составление ковриков»

«Поезд»

«Мосты через реку»

«Число и цвет»

«Какие лесенки умеет строить незнайка»

Л.Д.

Комарова стр.

22, 28, 32, 36

40

Ноябрь

Считаем ступеньки

Занятия с 10-13

30-32

«Состав чисел из единиц»

«Как растут дома из чисел»

«Кто в домике живет?»

«Конструирования на свободную тему»

Л.Д.

Комарова стр.

42-45

Декабрь

Считаем ступеньки

Занятия с 14-17

33-35

«Как узнать номера домов на новой улице?»

«Покажи, как растут числа»

«Как белочка и Ежик играли с числами»

«Сделай постройку к Новому году»

Л.Д.

Комарова стр.

45-49

Январь

Считаем ступеньки

Занятия с 18-20

36-37

«Покажи, как провел зимние каникулы»

«Сломанная лесенка» «Чет-нечет»

Л.Д.

Комарова стр.

49-51

Февраль

Измерение с помощью палочек (полосок) Кюинезера

Занятия с 21-24

38-40

«Измерь дорожки шагами»

«Узнай длину ленты»

«Измеряем разными мерками»

«Измеряем подручные предметы с помощью палочек»

Л.Д.

Комарова стр.

52-55

Март

Математические действия с палочками (полосками) Кюизенера

Занятия с 25-28

41-42

«Палочки можно складывать»

«Палочки можно вычитать»

«Решаем с помощью палочек примеры сложения»

«Решаем с помощью палочек примеры вычитания»

Л.Д.

Комарова стр.

56-57

Апрель

Математические действия с палочками (полосками) Кюизенера

Логические задачки с палочками (полосками) Кюизенера

Занятия с 29-33

43-45

«Палочки можно делить»

«Палочки можно умножать»

«Повторение примеров сложения и вычитания»

«Логические задачи на цветовую последовательность»

Л.Д.

Комарова стр.

58-60

Май

Логические задачки с палочками (полосками) Кюизенера

Занятия с 34-37

46

«Детская железная дорога – 1»

«Детская железная дорога – 2»

«Мониторинг»

«Построй на свободную тему, что хочешь»

Л.Д.

Комарова стр.

61-62


Содержание дополнительной образовательной программы

Алгоритм занятия

1 этап – Вводно - организационный, мотивационно - побудительный (проблемная ситуация, мотивация к деятельности);

2 этап – Основной (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность);

3 этап – Завершающий, рефлексивно – корригирующий (контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов);

Содержание занятий

Тема

Цель

Игры и игровые упражнения

«Что какого цвета?»

Игры и упражнения, способствующие усвоение эталонов цвета.

1. Игровое упражнение «Строим дорожки».

  • учить детей различать и группировать палочки (полоски) по цвету;
  • осваивать эталоны цвета и их названия;
  • использовать в речи слова: такая же, одинаковые, тоже красная и т.д;
  • развивать зрительный глазомер.

2. Игра «Ленточки в подарок».

  • учить детей различать и группировать палочки (полоски) по цвету;
  • осваивать эталоны цвета и их названия;
  • использовать в речи слова: такая же, одинаковые, тоже красная, одинаковые по цвету и по длине и т.д.;
  • развивать зрительный глазомер;
  • учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.
  • Учить детей организовывать игру самостоятельно, учить «вхождению» в роль, разыгрыванию действий при помощи персонажей игры.

3. Игровое упражнение «Подбираем ленточки к фартучкам».

  • учить детей различать палочки (полоски) по цвету;
  • осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и по длине и т.д.;
  • развивать зрительный глазомер;
  • учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.
  • Учить детей организовывать игру самостоятельно, «входить» в роль, разыгрывать действия при помощи персонажей игры.

4. Игровое упражнение «Моделируем квадрат».

  • учить детей различать палочки (полоски) по цвету;
  • осваивать эталоны цвета и их названия;
  • использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и по длине и т.д.;
  • развивать представления о квадрате;
  • развивать зрительный глазомер;
  • учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

5. Игровое упражнение «Моделируем прямоугольник».

  • учить детей осваивать эталоны цвета и их названия;
  • использовать в речи слова: такая же, тоже розовая, одинаковые по цвету и по длине и т.д.; развивать представления о прямоугольнике;
  • развивать зрительный глазомер;
  • учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

6. Игровое упражнение «Подбираем к домику крышу».

  • учить детей различать полоски по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия;
  • развивать зрительный глазомер;
  • учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

7. Игра-конструирование «Дом и мебель для матрешки».

  • учить детей выбирать палочки (полоски) по словесному указанию взрослого;
  • учить детей устанавливать соответствие между цветом и числом;
  • развивать воображение, зрительный глазомер;
  • учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки. Игровые задачи:
  • Обыгрывание построек, сделанных детьми (использование при этом дополнительных материалов: плоскостных изображений деревьев, кустов, цветов, животных и т. д. — их могут предварительно нарисовать и вырезать дети).

8. Игра-конструирование «Собачка».

  • учить детей отбирать палочки (полоски) нужного цвета и
  • числового значения по словесному указанию взрослого; распределять палочки (полоски) в пространстве с целью получения заданного образа;
  • развивать воображение;
  • развивать зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

9. Игра-конструирование «Кошечка».

  • учить детей отбирать палочки (полоски) нужного цвета и
  • числового значения по словесному указанию взрослого;
  • распределять палочки (полоски) в пространстве с целью получения заданного образа;
  • развивать воображение, зрительный глазомер;
  • учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

10. Рисуем цветными палочками (полосками).

  • развивать художественные способности детей (умение воплощать свой замысел в рисунке, выбирать средства, необходимые для этого);
  • учить детей отбирать палочки (полоски) нужного цвета и
  • числового значения, соответствующие размеру картины; распределять их в пространстве с целью получения нужного образа;
  • развивать ориентировку детей в пространстве («слева», «справа», «вверху», «внизу»), воображение, зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

«Построение лестницы»

Строительство пирамидок и лестниц разных размеров сопровождается рассматриванием палочек (полосок) и изучением их особенностей. Так дети узнают, что элементы одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот. Строя пирамидку и лестницу, осваивают последовательную зависимость палочек (полосок) по длине.

  1. Игра-конструирование «Пирамидка и лесенка»
  • развивать у детей:
  • представления о цвете;
  • представления о длине («длинный*, «короткий* и т.д.);
  • умение сравнивать полоски по длине («длиннее короче* и т.д.);
  • зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. Материалы: комплект палочек (полосок): белого, розового,
  • голубого, красного и желтого цвета (детям постарше можно выдать комплект из 10 палочек (полосок)).

«Составление ковриков»

Дети составляют различные коврики, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии «столько же». Возможны различные варианты.

1.Игровое упражнение «Белочка и Ежик идут на день рождения»

  • учить детей выбирать палочки (полоски) указанного цвета;
  • учить детей составлять из палочек (полосок) изображения
  • предметов простой формы;
  • развивать зрительный глазомер детей;
  • учить детой понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.
  • Учить детей самостоятельно организовывать игру, «входить» в роль и разыгрывать действия персонажей игры. 

2.Игровое упражнение «Коврик для кошки»

  • учить детей различать полоски по цвету и длине: учить детей составлять квадрат из палочек (полосок);
  • развивать зрительный глазомер детей;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.
  • Сделать коврик для кошки;

3.Игровое упражнение «Коврик для котенка»

  • учить детей сопоставлять два квадрата по размеру;
  • помогать детям освоить понятия «больше», «меньше»;
  • развивать у детей зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. 

4.Игровое упражнение «Коврик для собачки»

  • учить детей составлять из палочек (полосок) прямоугольники и сравнивать их с квадратами;
  • развивать у детей зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать со самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. 

5.Игра-конструнрование «Разноцветные заборы»   

  •  развивать у детей: представления о цвете, умение называть цвета; представления о высоте («высокий», «низкий* и т.д.); представления о длине;
  • умение сравнивать предметы по высоте и длине;
  • зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

Изучаем понятия
«Высокий- низкий», «Широкий -
узкий», «Длинный - короткий»

Упражнения состоят в группировке палочек (полосок) по разным признакам. Сооружая постройки, дети знакомятся с понятиями «высокий - низкий», «широкий - узкий», «длинный - короткий». Дети осваивают состав комплекта, цвета, соотношение палочек (полосок) по размеру.

1.Игровое упражнение «Длинные и короткие ленточки для кукол»

  •  развивать у детей ориентировку в пространстве (понятия «над», «под», «верхняя», «нижняя»), количественные представления;
  • учить детей сопоставлять полоски по длине двумя способами: а) путем наложения; б) путем приложения.

2.Игра конструирование «Поезд»

  • развивать у детей: представления о цвете, умение называть цвета; представления о длине («длинный - короткий*); умение сравнивать полоски по длине («длиннее - короче*);
  • зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. Игровые задачи:
  • Учить детей самостоятельно организовывать игру.

3.Игра-конструирование «Заборы низкие и высокие»

  • развивать у детей:
  • представления о цвете, умение называть цвета; представления о высоте («высокий», «низкий» и т.д.);
  • представления о длине;
  • умение сравнивать предметы по высоте и длине;
  • зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки

4.Игра-конструирование «Лесенка высокая и лесенка низкая»

  • развивать у детей:
  • представления о цвете, умение называть цвета;
  • представления о высоте («высокая*, «низкая» и т.д.);
  • умение сравнивать предметы по высоте и длине; зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. 

5.Игра-конструирование «Лесенка широкая и лесенка узкая»        

  • развивать у детей:
  • представления о цвете, умение называть цвета;
  • представления о ширине («широкая», «узкая»);
  • представления о толщине («толстый», «худой», «тонкий»);
  • зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. 

6.Игра-конструирование «Мосты через реку»

  • развивать у детей:
  • представления об эталонах цвета;
  • представления о ширине («широкий», «узкий» и т.д.), длине;
  • умение сравнивать предметы по ширине и длине;
  • зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.
  • Учить детей организовать коллективную сюжетно-ролевую или индивидуальную игру «Переправляемся через реку».

7.Игровое упражнение «Конструирование плотов

на реке»    

  • развивать у детей:
  • представления об эталонах цвета;
  • представления о ширине («широкий», «узкий» и т.д.);
  • умение сравнивать предметы по ширине;
  • умение подбирать плоты по размеру;
  • зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. 

«Развитие у детей количественных представлений»

В каждом игровом упражнении педагог помогает детям закрепить названия цветов и числовое обозначение пилочек (полосок). Дети учатся соотносить цвет и число и, наоборот. число и цвет.

1.Игровое упражнение «Цвет п число»

  • учить детой отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого;
  • подвести детей к выводу, что у палочки (полоски) каждого цвета есть свое число;
  • развивать у детей:
  • представления о ширине («широкий», «узкий» и т.д.);
  • умение сравнивать предметы по ширине;
  • умение подбирать палочки (полоски) по размеру;
  • зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать се самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. Материалы: набор цветных палочек (полосок); силуэт паровозика (см. приложение).

2.Игровое упражнение «Число и цвет»

  • учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого;
  • подвести детей к выводу, что у каждого числа есть свой цвет.

3.Игра «Путешествие на поезде»

  • учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового
  • значения по словесному указанию взрослого;
  • развивать у детей зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки;
  • закреплять у детей понятие «который по счету»;
  • учить детей ориентироваться в пространстве (оперировать
  • понятиями «левый», «правый», «между»).

4.Игровое упражнение «Как разговаривают числа»

  • учить детей оперировать числовыми значениями цветных
  • полосок;
  • на практике познакомить детей с понятиями «больше», «меньше»;

5.Игровое упражнение «О чем говорят числа?»

  •  учить детей определять числовое значение цветных палочек (полосок);
  • на практике познакомить детей с понятиями «больше», «меньше».

«Считаем ступеньки (состав числа)»

Данные игры помогут детям освоить количественные отношения и познакомят с составом чисел.

1.Игровое упражнение «Какие лесенки умеет строить Незнайка»

  • учить детей определять числовое значение цветных палочек (полосок), состав чисел;
  • формировать у детей умение строить числовой ряд (до 5);
  • развивать у детей зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля п самооценки.

2.Игровое упражнение «Состав чисел из единиц»

  • учить детей составлять число из единиц; развивать у детей зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно:
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

3.Игровое упражнение «Как еще растут дома из чисел?»

(состав чисел из двух меньших чисел)

  • учить детей составлять число из двух меньших чисел;
  • развивать у детей зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать се самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. 

4.Игровое упражнение «Кто в домике живет?» 

  • учить детей составлять число из двух меньших чисел;
  • развивать у детей зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать со самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

5.Игровое упражнение «Как узнать номера домов на новой улице?»

  • учить детей составлять число из двух меньших чисел;
  • развивать у детей зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать се самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. 

6.Игровое упражнение «Покажи, как растут числа»

  • продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей* данного числа;
  • учить детей сравнивать смежные числа;
  • учить детей устанавливать логические связи и закономерности;
  • развивать у детей зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. 

7.Игровое упражнение «Как Белочка и Ежик

играли числами»

  • продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; учить называть «соседей» данного числа;
  • учить детей устанавливать логические связи и закономерности;
  • развивать у детей зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

8.Игровое упражнение «Сломанная лесенка»

  • продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; учить называть «соседей* данного числа;
  • учить детей устанавливать логические связи и закономерности;
  • развивать у детей зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

9.Игровое упражнение «Чет-нечет»

(чётные и нечетные числа)

  • продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в
  • пределах 10 на единицу; учить называть «соседей» данного числа;
  • познакомить детей с четными и нечетными числами;
  • учить детей устанавливать логические связи и закономерности;
  • развивать у детей зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

«Измерение с помощью палочек (полосок) Кюинезера»

Игры, способствующие измерению длины объектов палочками (полосками) Кюизенера.

1. Игровое упражнение «Измерь дорожки шагами»

  • учить детей устанавливать логические связи и закономерности;
  • развивать у детей зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

2. Игровое упражнение «Узнай длину ленты»

  • учить детей понимать количественные отношения между
  • числами первого десятка;
  • учить детей находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерения;
  • учить детей устанавливать логические связи и закономерности;
  • развивать у детей зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать се самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. 

3. Игровое упражнение «Измеряем разными мерками»

  • учить детей измерять с помощью двух условных мерок длину предмета;
  • учить детей находить зависимость между измеряемой величиной, меркой и результатом;
  • устанавливать логические связи и закономерности;
  • развивать у детей зрительный глазомер;
  • учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

«Математические действия с помощью палочек (полосок) Кюизенера»

Данные игры и упражнения помогут детям закрепить названия цветов и числовое обозначение, умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет; научат пользоваться арифметическими знаками и составлять примеры на основе зрительно воспринимаемой информации.

Игровое упражнение «Палочки можно складывать»

  • учить детей ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»);
  • развивать количественные представления детей; учить детей находить полоски, по сумме равные двум данным.

Игровое упражнение «Палочки можно вычитать»

  • учить детей ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»);
  • развивать количественные представления детей;
  • учить детей находить разность чисел.

Игровое упражнение «Палочки можно делить»

  • развивать количественные представления детей;
  • учить детей делить числа.

Игровое упражнение «Палочки можно умножать»

  • развивать количественные представления детей:
  • учить детей умножать числа.

«Логические задачи с палочками (полосками) Кюизенера

Данные игры научат детей решать логические задачи на основе, зрительно воспринимаемой информации.

Логические задачи на цветовую последовательность

  • учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации;
  • учить детей понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

Логические задачи «Детская железная дорога»

  • учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации;
  • понимать условие предложенной задачи и выполнять ее решение самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки. 


Ожидаемые результаты

Реализация программы «Цветные палочки» с помощью палочек Кюизенера, даст положительный результат:

  • Дети усвоят эталоны цвета;
  • Усвоят отношения по длине, высоте, массе, объему;
  • Совершенствуются навыки количественного и порядкового счета, прямого и обратного счета;
  • Свободно ориентируются по числовому ряду;
  • Научатся называть предыдущее и последующее число, сравнивать числа, познакомятся с составом числа первого десятка;
  • Научатся складывать и вычитать числа в пределах первого десятка;
  • Научатся решать простые задачи на сложение и вычитание, логические задачи, познают действия умножения, деления;
  • Совершенствуются представления о геометрических фигурах;
  • Успешно научатся моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине;
  • Повысится уровень знаний в области счета;
  • Появится интерес к новым дидактическим играм, к математике.


Мониторинг знаний познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы

Критерии:

1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и обратном порядке;

2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 5 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну;

3. Умение узнавать цифры в пределах 9, составлять числа до 5 из единиц и двух меньших чисел;

4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10;

5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать от 5до 10 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире - уже, длиннее - короче и т.д.), пользовать условной меркой для сравнения 3 предметов;

6. Умение узнавать и называть: квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник;

7. Умение называть части суток, времен года, устанавливать их последовательность;

8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);

9. Умение делить целое на равные части; умение измерять с помощью условной мерки;

10 Умение ориентировать в окружающем пространстве, обозначать словами местоположение предметов в пространстве.

Оценка знаний:

1 балл - ребёнок не ответил;

2 балла - ребёнок ответил с помощью воспитателя;

3 балла - ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

9 -14 баллов - низкий уровень

15 - 20 - средний уровень

21 - 27 - высокий уровень

Результаты мониторинга фиксируются в специальном бланке на каждого воспитанника.

ФИО

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Горкуша Влад

Киселева Карина

Киселева Соня

Климов Миша

Козлова Ева

Кожемяк Дана

Малинин Матвей

Пода Юля

Сигуля Максим

Смирнов Матвей

Фаламеева Саша

Широков Леша

Шумикова Вика

Используемая литература:

1.«Как работать с палочками Кюизенера?  Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет» Л.Д. Комарова. М., Издательство ГНОМ, 2012.

2.«Разноцветные полоски» сост. Л.М. Кларина, З.А. Михайлова.

3.«Дом с колокольчиком» автор Б.Б. Финкельштейн, Санкт-Петербург, ООО «Корвет», 2013.

4.«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет), авторы В.П. Новикова, Л.А. Тихонова, М, Издательство Мозаика-Синтез, 2012.

Дата проведения мониторинга _________

ФИО

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Горкуша Влад

Киселева Карина

Киселева Соня

Климов Миша

Козлова Ева

Кожемяк Дана

Малинин Матвей

Пода Юля

Сигуля Максим

Смирнов Матвей

Фаламеева Саша

Широков Леша

Шумикова Вика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа логико- математической направленности на основе использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста развивающих технологий: палочек Дж.Кюизенера, блоков З.Дьенеша, игр В.В.Воскобовича

Данный материал представляет собой дополнительную программу по логико- математическому направлению к основной общеобразовательной программе, которую реализует ДОУ . Данная программа посторена на испол...

Дополнительная общеразвивающая программа логико - математической направленности для старших дошкольников, на основе использования развивающих технологий: палочек Кюизенера, блоков Дьенеша и игр Воскобовича.

Данный материал представляет вторую часть уже реализованоой дополнительной программы  по логико - математическому направлению, на основе развивающих технологий. В данной публикации представлены м...

Дополнительная общеразвивающая программа «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ»

В настоящее время очень много разных методических пособий и технологий, с помощью которых педагоги и родители могут развивать  детей и готовить к школе. Но как это сделать занимательно и интересн...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...