Дополнительная общеразвивающая программа "Цветные палочки"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа "Цветные палочки" с использованием палочек Кюизенера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_tsvetnye_palochki.docx | 66.43 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Малыш» г. Данилова Ярославской области
Принята на Утверждаю:
педагогическом совете Заведующий Т.Ю. Крымова
МБДОУ «Малыш» Приказ № от
Протокол № от
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ»
Возраст воспитанников: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Направленность: естественнонаучная
Автор-составитель: Дмитриева Ксения Вячеславовна, воспитатель
г. Данилов
2022
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………3
Учебный план……………………………………………………………….9
Содержание дополнительной образовательной программы………...14
Ожидаемы результаты…………………………………………………...27
Контрольно-измерительные материалы………………………………28
Список использованной литературы…………………………………...30
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы. Дополнительная общеобразовательная программа по естественно-научной направленности по освоению детьми старшего дошкольного возраста палочек Кюинезера. Предполагаемая программа для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр.
Форма реализации программы – групповая.
Программа разработана в соответствии с требования основных нормативных документов:
- Федеральный Закон «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012 273-ФЗ;
- Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 гг;
- Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- СанПиН 3.3686-21 Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Новизна. В современно обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет.
Развивающие игры являются мощным средством умственного развития ребенка. Эти игры очень важны и интересны детям, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми действия с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении.
В основе этих игр – интерес, познание, творчество становятся максимально действенными, так как игра обращается к ребенку добром, самобытным языком, сказкой, забавными персонажами.
В игре ребенок добивается предметного результата. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность. Развивающие игры создают условие для творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Необходимо лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные формы игровой деятельности.
Данная программа предусматривает использование развивающих игр, доступных для детей старшего дошкольного возраста: Цветные палочки Кюизенера.
Цель программы: развитие познавательной активности через использование Цветных палочек Кюизенера».
Задачи программы:
Образовательные:
- Научить использовать игры с палочками Кюизенера в совместной и самостоятельной деятельности;
- Содействовать освоению ключевых средств познания – сенсорных эталонов (эталоны цвета, размера), таких способов познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте);
- Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
- Формировать навык самоконтроля.
- Закреплять правила обращения с палочками.
Развивающие:
- Развивать элементарные математические представления – о числе на основе счета и измерения;
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские отношения сотрудничества;
- Воспитывать усидчивость, внимание, выдержку.
Актуальность. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Игра – это прекрасный метод развивающего обучения, это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к тому, чего еще не умеет.
Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте активно используют развивающие игры с Цветными палочками Кюизенера. Не смотря на обилие методических пособий по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр, мало программ, активно использующих альбомы игр и заданий издают для данных игр.
Программа «Цветные палочки» разработана для развития познавательных способностей детей 5-7 лет посредством развивающих игр с использованием альбомов и заданий.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается в идее использования развивающих игр, как эффективного средства умственного, речевого, творческого и психологического развития.
Использования развивающих игр в обучении позволяет сформировать предпосылки для дальнейшего умственного развития детей, благотворно влияет на развитие личности ребенка.
Игры и игровые упражнения позволяют проводить время с детьми живо и интересно. Все игры направлены на решение многих задач, к ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный или просто поиграть.
Развивающие игры оказывают психологическое воздействие, развивают психологические процессы, способности ребенка, волевые и нравственные качества личности, а также формируют начальные формы самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников.
Занятия по программе «Цветные палочки» способствуют воспитанию у дошкольников интереса к математике, умению преодолеть трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
Отличительные особенности. Использование на занятиях специального набора «Цветные счетные палочки», схем, альбомов, соответствующих для работы с данным набором, комплексы заданий, направленных на развитие когнитивных функций ребенка. Занятия по программе «Цветные палочки» построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами. Дошкольники знакомятся с новыми для них развивающими играми, выполняют упрощенные задания. Постепенно в играх задания усложняются, дошкольники создают сюжеты, картины из палочек, составляют рассказы по картинкам. Содержание занятий закрепляется дидактическими играми.
Организационно-педагогические условия. Занятия по программе «Цветные палочки» проводятся в групповом помещении, оборудованном в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На каждого ребенка имеется комплект, используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним.
Принципы реализации программы:
- Наглядный принцип;
- Здоровьесберегающий принцип;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип эффективности.
Приемы и методы обучения.
Аналитический метод | Практический метод | Наглядный метод | Словесный метод |
Наблюдение Сравнения Самоанализ | Упражнения Задания в игровой форме | Демонстрация | Объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, поощрение |
Автор-составитель: Дмитриева Ксения Вячеславовна, воспитатель, студент ЯГПУ им. К.Д. Ушинского заочного дефектологического отделения.
Информационные условия реализации программы: учебный план, КТП, методические материалы и разработки, расписание занятий и занятия.
Материально-технические условия реализации программы. Перечень оборудования, технических средств, инструментов для проведения занятий: набор «Палочки Кюизенера»; ноутбук для педагога; дидактические материалы к «Палочкам Кюинезера».
Возраст детей: 5-7 лет.
Срок реализации: 2 учебных года.
Количество часов программы: 37 часов, 1 раз в неделю.
Формы и режим: ведущий формой организации является групповая, занятия проводится вечером, по понедельникам с 15:30-15:55.
Наполняемость: 13 воспитанников.
Длительность занятия составляет 25 минут для воспитанников 5-6 лет и 30 минут для воспитанников 6-7 лет.
Учебный план
Учебный план на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Модуль программы | Количество занятий за 1 год обучения | ||
Общее кол-во часов | Теория | Практика | ||
1. | «Что какого цвета?» | 15 | 5 | 10 |
2. | «Построение лестницы» | 2 | 0 | 2 |
3. | «Составление ковриков» | 5 | 1 | 4 |
4. | «Изучаем понятия «Высокий-низкий», «Широкий-узкий», «Длинный-короткий»» | 7 | 2 | 5 |
5. | «Развитие у детей количественных представлений» | 8 | 2 | 6 |
Итого по программе: | 37ч | 10ч | 27ч |
Учебный план на 2023-2024 учебный год
№ п/п | Модуль программы | Количество занятий за 1 год обучения | ||
Общее кол-во часов | Теория | Практика | ||
1. | «Повторение» | 8 | 0 | 8 |
2. | «Считаем ступеньки (состав числа)» | 12 | 3 | 9 |
3. | «Измерение с помощью палочек (полосок) Кюинезера» | 4 | 1 | 3 |
4. | «Математические действия с палочками (полосками) Кюинезера» | 7 | 2 | 5 |
5. | «Логические задачки с палочками (полосками) Кюизенера» | 6 | 1 | 5 |
Итого по программе: | 37ч | 10ч | 27ч |
Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения (5-6 лет)
Месяц | Этап занятий, № занятий | № упр. | Тема занятия | Литература |
Сентябрь | Что какого цвета? Занятия с 1-7 | 1-4 | «Что такое палочки Кюинезера» «Знакомимся с цветными палочками» «Мониторинг» «Строим дорожки» «Ленточки в подарок» «Подбираем ленточки к фартучкам» «Моделируем квадрат» | Л.Д. Комарова стр. 8-12 |
Октябрь | Что какого цвета? Занятия с 8-12 | 5-10 | «Моделируем прямоугольник» «Подбираем к домику крышу» «Дом и мебель для матрешки» «Собачка» и «Кошечка» «Рисуем цветными палочками» | Л.Д. Комарова стр. 12-18 |
Ноябрь | Что какого цвета? Занятия с 13-15 | 10 | «Рисуем цветными палочками» (человечек) «Рисуем цветными палочками» (самолет) «Рисуем цветными палочками» (по замыслу) | Л.Д. Комарова стр. 18 |
Декабрь | Построение лестницы Занятия с 16-17 | 11 | «Пирамидка и лесенка» А) «Пирамидка» Б) «Лесенка вертикальная» В) «Лесенка горизонтальная» | Л.Д. Комарова стр. 19-20 |
Январь | Составление ковриков Занятия с 18-21 | 12-15 | Составление ковриков «Белочка и ежик идут на день рождения» «Коврик для кошки» «Коврик для котенка» «Коврик для собачки» | Л.Д. Комарова стр. 21-23 |
Февраль | Составление ковриков Занятие 22 Изучаем понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий» Занятия с 23-25 | 16-19 | Составление ковриков «Разноцветные заборы» «Длинные и короткие ленточки для кукол» «Поезд» «Заборы низкие и высокие» | Л.Д. Комарова стр. 25-30 |
Март | Изучаем понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий» Занятия с 26-29 | 20-23 | «Лесенка высокая и лесенка низкая» «Лесенка широкая и лесенка узкая» «Мосты через реку» «Конструирование плотов на реке» | Л.Д. Комарова стр. 30-34 |
Апрель | Развитие у детей количественных представлений Занятия с 30-33 | 24-27 | «Цвет и число» «Число и цвет» «Путешествие на поезде» «Как разговаривают числа» | Л.Д. Комарова стр. 35-38 |
Май | Развитие у детей количественных представлений Занятия с 34-37 | 28 | «О чем говорят числа?» «Построй страну из цветных палочек» «Коллективное конструирование» «Мониторинг» | 38-39 |
Второй год обучения (6-7 лет)
Месяц | Этап занятий, № занятий | № упр. | Тема занятия | Литература |
Сентябрь | Повторение Занятия с 1-4 | 5, 11 | «Мониторинг 1» «Мониторинг 2» «Что какого цвета» «Построение лестницы» | Л.Д. Комарова стр. 12, 19 |
Октябрь | Повторение, Считаем ступеньки Занятия 5-9 | 13, 18 22, 25, 29 | «Составление ковриков» «Поезд» «Мосты через реку» «Число и цвет» «Какие лесенки умеет строить незнайка» | Л.Д. Комарова стр. 22, 28, 32, 36 40 |
Ноябрь | Считаем ступеньки Занятия с 10-13 | 30-32 | «Состав чисел из единиц» «Как растут дома из чисел» «Кто в домике живет?» «Конструирования на свободную тему» | Л.Д. Комарова стр. 42-45 |
Декабрь | Считаем ступеньки Занятия с 14-17 | 33-35 | «Как узнать номера домов на новой улице?» «Покажи, как растут числа» «Как белочка и Ежик играли с числами» «Сделай постройку к Новому году» | Л.Д. Комарова стр. 45-49 |
Январь | Считаем ступеньки Занятия с 18-20 | 36-37 | «Покажи, как провел зимние каникулы» «Сломанная лесенка» «Чет-нечет» | Л.Д. Комарова стр. 49-51 |
Февраль | Измерение с помощью палочек (полосок) Кюинезера Занятия с 21-24 | 38-40 | «Измерь дорожки шагами» «Узнай длину ленты» «Измеряем разными мерками» «Измеряем подручные предметы с помощью палочек» | Л.Д. Комарова стр. 52-55 |
Март | Математические действия с палочками (полосками) Кюизенера Занятия с 25-28 | 41-42 | «Палочки можно складывать» «Палочки можно вычитать» «Решаем с помощью палочек примеры сложения» «Решаем с помощью палочек примеры вычитания» | Л.Д. Комарова стр. 56-57 |
Апрель | Математические действия с палочками (полосками) Кюизенера Логические задачки с палочками (полосками) Кюизенера Занятия с 29-33 | 43-45 | «Палочки можно делить» «Палочки можно умножать» «Повторение примеров сложения и вычитания» «Логические задачи на цветовую последовательность» | Л.Д. Комарова стр. 58-60 |
Май | Логические задачки с палочками (полосками) Кюизенера Занятия с 34-37 | 46 | «Детская железная дорога – 1» «Детская железная дорога – 2» «Мониторинг» «Построй на свободную тему, что хочешь» | Л.Д. Комарова стр. 61-62 |
Содержание дополнительной образовательной программы
Алгоритм занятия
1 этап – Вводно - организационный, мотивационно - побудительный (проблемная ситуация, мотивация к деятельности);
2 этап – Основной (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность);
3 этап – Завершающий, рефлексивно – корригирующий (контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов);
Содержание занятий
Тема | Цель | Игры и игровые упражнения |
«Что какого цвета?» | Игры и упражнения, способствующие усвоение эталонов цвета. | 1. Игровое упражнение «Строим дорожки».
2. Игра «Ленточки в подарок».
3. Игровое упражнение «Подбираем ленточки к фартучкам».
4. Игровое упражнение «Моделируем квадрат».
5. Игровое упражнение «Моделируем прямоугольник».
6. Игровое упражнение «Подбираем к домику крышу».
7. Игра-конструирование «Дом и мебель для матрешки».
8. Игра-конструирование «Собачка».
9. Игра-конструирование «Кошечка».
10. Рисуем цветными палочками (полосками).
|
«Построение лестницы» | Строительство пирамидок и лестниц разных размеров сопровождается рассматриванием палочек (полосок) и изучением их особенностей. Так дети узнают, что элементы одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот. Строя пирамидку и лестницу, осваивают последовательную зависимость палочек (полосок) по длине. |
|
«Составление ковриков» | Дети составляют различные коврики, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии «столько же». Возможны различные варианты. | 1.Игровое упражнение «Белочка и Ежик идут на день рождения»
2.Игровое упражнение «Коврик для кошки»
3.Игровое упражнение «Коврик для котенка»
4.Игровое упражнение «Коврик для собачки»
5.Игра-конструнрование «Разноцветные заборы»
|
Изучаем понятия | Упражнения состоят в группировке палочек (полосок) по разным признакам. Сооружая постройки, дети знакомятся с понятиями «высокий - низкий», «широкий - узкий», «длинный - короткий». Дети осваивают состав комплекта, цвета, соотношение палочек (полосок) по размеру. | 1.Игровое упражнение «Длинные и короткие ленточки для кукол»
2.Игра конструирование «Поезд»
3.Игра-конструирование «Заборы низкие и высокие»
4.Игра-конструирование «Лесенка высокая и лесенка низкая»
5.Игра-конструирование «Лесенка широкая и лесенка узкая»
6.Игра-конструирование «Мосты через реку»
7.Игровое упражнение «Конструирование плотов на реке»
|
«Развитие у детей количественных представлений» | В каждом игровом упражнении педагог помогает детям закрепить названия цветов и числовое обозначение пилочек (полосок). Дети учатся соотносить цвет и число и, наоборот. число и цвет. | 1.Игровое упражнение «Цвет п число»
2.Игровое упражнение «Число и цвет»
3.Игра «Путешествие на поезде»
4.Игровое упражнение «Как разговаривают числа»
5.Игровое упражнение «О чем говорят числа?»
|
«Считаем ступеньки (состав числа)» | Данные игры помогут детям освоить количественные отношения и познакомят с составом чисел. | 1.Игровое упражнение «Какие лесенки умеет строить Незнайка»
2.Игровое упражнение «Состав чисел из единиц»
3.Игровое упражнение «Как еще растут дома из чисел?» (состав чисел из двух меньших чисел)
4.Игровое упражнение «Кто в домике живет?»
5.Игровое упражнение «Как узнать номера домов на новой улице?»
6.Игровое упражнение «Покажи, как растут числа»
7.Игровое упражнение «Как Белочка и Ежик играли числами»
8.Игровое упражнение «Сломанная лесенка»
9.Игровое упражнение «Чет-нечет» (чётные и нечетные числа)
|
«Измерение с помощью палочек (полосок) Кюинезера» | Игры, способствующие измерению длины объектов палочками (полосками) Кюизенера. | 1. Игровое упражнение «Измерь дорожки шагами»
2. Игровое упражнение «Узнай длину ленты»
3. Игровое упражнение «Измеряем разными мерками»
|
«Математические действия с помощью палочек (полосок) Кюизенера» | Данные игры и упражнения помогут детям закрепить названия цветов и числовое обозначение, умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет; научат пользоваться арифметическими знаками и составлять примеры на основе зрительно воспринимаемой информации. | Игровое упражнение «Палочки можно складывать»
Игровое упражнение «Палочки можно вычитать»
Игровое упражнение «Палочки можно делить»
Игровое упражнение «Палочки можно умножать»
|
«Логические задачи с палочками (полосками) Кюизенера | Данные игры научат детей решать логические задачи на основе, зрительно воспринимаемой информации. | Логические задачи на цветовую последовательность
Логические задачи «Детская железная дорога»
|
Ожидаемые результаты
Реализация программы «Цветные палочки» с помощью палочек Кюизенера, даст положительный результат:
- Дети усвоят эталоны цвета;
- Усвоят отношения по длине, высоте, массе, объему;
- Совершенствуются навыки количественного и порядкового счета, прямого и обратного счета;
- Свободно ориентируются по числовому ряду;
- Научатся называть предыдущее и последующее число, сравнивать числа, познакомятся с составом числа первого десятка;
- Научатся складывать и вычитать числа в пределах первого десятка;
- Научатся решать простые задачи на сложение и вычитание, логические задачи, познают действия умножения, деления;
- Совершенствуются представления о геометрических фигурах;
- Успешно научатся моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине;
- Повысится уровень знаний в области счета;
- Появится интерес к новым дидактическим играм, к математике.
Мониторинг знаний познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы
Критерии:
1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и обратном порядке;
2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 5 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну;
3. Умение узнавать цифры в пределах 9, составлять числа до 5 из единиц и двух меньших чисел;
4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10;
5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать от 5до 10 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире - уже, длиннее - короче и т.д.), пользовать условной меркой для сравнения 3 предметов;
6. Умение узнавать и называть: квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник;
7. Умение называть части суток, времен года, устанавливать их последовательность;
8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);
9. Умение делить целое на равные части; умение измерять с помощью условной мерки;
10 Умение ориентировать в окружающем пространстве, обозначать словами местоположение предметов в пространстве.
Оценка знаний:
1 балл - ребёнок не ответил;
2 балла - ребёнок ответил с помощью воспитателя;
3 балла - ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Подсчёт результатов:
9 -14 баллов - низкий уровень
15 - 20 - средний уровень
21 - 27 - высокий уровень
Результаты мониторинга фиксируются в специальном бланке на каждого воспитанника.
ФИО | № вопроса | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Горкуша Влад | ||||||||||
Киселева Карина | ||||||||||
Киселева Соня | ||||||||||
Климов Миша | ||||||||||
Козлова Ева | ||||||||||
Кожемяк Дана | ||||||||||
Малинин Матвей | ||||||||||
Пода Юля | ||||||||||
Сигуля Максим | ||||||||||
Смирнов Матвей | ||||||||||
Фаламеева Саша | ||||||||||
Широков Леша | ||||||||||
Шумикова Вика |
Используемая литература:
1.«Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет» Л.Д. Комарова. М., Издательство ГНОМ, 2012.
2.«Разноцветные полоски» сост. Л.М. Кларина, З.А. Михайлова.
3.«Дом с колокольчиком» автор Б.Б. Финкельштейн, Санкт-Петербург, ООО «Корвет», 2013.
4.«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет), авторы В.П. Новикова, Л.А. Тихонова, М, Издательство Мозаика-Синтез, 2012.
Дата проведения мониторинга _________
ФИО | № вопроса | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Горкуша Влад | ||||||||||
Киселева Карина | ||||||||||
Киселева Соня | ||||||||||
Климов Миша | ||||||||||
Козлова Ева | ||||||||||
Кожемяк Дана | ||||||||||
Малинин Матвей | ||||||||||
Пода Юля | ||||||||||
Сигуля Максим | ||||||||||
Смирнов Матвей | ||||||||||
Фаламеева Саша | ||||||||||
Широков Леша | ||||||||||
Шумикова Вика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная общеразвивающая программа логико- математической направленности на основе использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста развивающих технологий: палочек Дж.Кюизенера, блоков З.Дьенеша, игр В.В.Воскобовича
Данный материал представляет собой дополнительную программу по логико- математическому направлению к основной общеобразовательной программе, которую реализует ДОУ . Данная программа посторена на испол...
Дополнительная общеразвивающая программа логико - математической направленности для старших дошкольников, на основе использования развивающих технологий: палочек Кюизенера, блоков Дьенеша и игр Воскобовича.
Данный материал представляет вторую часть уже реализованоой дополнительной программы по логико - математическому направлению, на основе развивающих технологий. В данной публикации представлены м...
Дополнительная общеразвивающая программа «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ»
В настоящее время очень много разных методических пособий и технологий, с помощью которых педагоги и родители могут развивать детей и готовить к школе. Но как это сделать занимательно и интересн...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...
Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...