Конспект занятия по ручному труду для детей 6-7 лет "Кукла "Пеленашка""
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду

Стенчина Зинаида Владимировна

Конспект занятия по ручному труду для детей 6-7 лет "Кукла "Пеленашка""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ruchnoy_trud.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ручному труду для детей 6-7 лет.

Тема: Кукла «Пеленашка».

Цель: ознакомление и изготовление народной куклы.

Задачи:     

        Образовательные: закрепить умение пользоваться технологической картой при изготовлении поделки; способствовать развитию математических способностей; активизировать словарный запас («безликие», «рванки», оберег).

   Развивающие: способствовать развитию творческого начала, воображения и фантазии на основе ознакомления с традициями и культурой своего народа; развивать мыслительные операции, умение делать выводы; развивать ручную умелость.

    Воспитательные: воспитывать чувство любви к народной культуре и традициям.

Оборудование и материалы:  презентация коллекции кукол (из соломы, ткани, ниток), один квадратный лоскуток размером 80*35 см: одна белая ткань (бязь, ситец, сатин) и набивная ткань яркой расцветки, нитки для перетяжки, обрезки ткани, ленточка, ножницы, инструкционные карты для выполнения практической работы.

Предварительная работа: Прослушивание русских народных песен, разучивание скороговорок, приговорок, чтение художественной литературы о народных промыслах, рассматривание альбомов с русскими народными костюмами.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Ребята, как вы думайте, какое у нас сейчас будет занятие? (Ручной труд).

- Правильно, а как вы догадались?

(Догадались, по материалам и инструментам, которые лежат на наших рабочих местах)

- Посмотрите внимательно и скажите, что нам  сегодня понадобится для работы?

(Для работы нам сегодня понадобится: разноцветные лоскутки ткани, разного размера; нитки; вата; ленточка; ножницы)

- Ребята, вы внимательные и все верно назвали.

- Сегодня вы в группе увидите, что-то очень интересное и сказочно – волшебное. Ребята, повернитесь, посмотрите вокруг. Куда мы с вами попали?  волшебную страну  кукол). Конечно, это волшебная страна!                                                                  

II. Основная часть.

- Вот куклы, в которые вы играете каждый день и дома и в садике. Эти куклы красивые! Нравятся вам? (да, нравятся!)                                                                

 - Куклы бывают разные и во все эти куклы играют. Скажите ребята, а как вы играете с куклами? (Играем в детский сад, в школу. Куклам придумываем имена, причесываем их, купаем, кормим, укладываем спать, шьем для них одежду)

 Воспитатель показывает народную куклу - оберег.

- Какая красивая кукла! Эта кукла старинная, в нее играли ваши бабушки и бабушки ваших бабушек. Такие куклы девочки делали своими руками. И сегодня мы поговорим об этих куклах. Ребята, вы хотите узнать их историю? (Да, хотим).

- Эти куклы обрядовые, это обереги. Оберег – от слова «оберегать». Таких кукол делала мама для своих детей, а потом дети подрастали и сами учились мастерить различные игрушки. По игрушке можно было судить о возрасте и мастерстве ее хозяйки. Поэтому девочки, мамы и бабушки старались подобрать красивые лоскутки для одежды кукол. Для изготовления лица брали белую или светлую ткань. В старину лицо кукле не рисовали, и поэтому их называли «безликими», то есть без лица. По народным поверьям безликая кукла являлась одновременно оберегом для детей.

- Как вы думаете почему? (эти куклы заботились о ребенке, охраняли его сон). Все верно кукла оберегала от всех бед и болезней она должна была принести ребенку благополучие, здоровье, радость. И еще интересно, как правило, самыми охраняемые были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли - "рванки").

Рассказ воспитателя с показом слайдов коллекции кукол.

 -Это куклы «свадебные». Они держаться за руки, будто помогают друг другу. Таких кукол дарили на свадьбу жениху и невесте, их хранили всю жизнь.

Это «Многоруковая»  кукла «Десятиручка», предназначена молодой девушки, недавно вышедшей замуж. Эту куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она все успевала. Эту куклу вешали на самое видное место в комнате, где женщина проводит время в работе.

- А  это кукла «Кубышка - травница», оберег на здоровье. Если у человека что- то болит (живот, голова), то его нужно было приложить к больному месту и боль вскоре утихнет. При первом внесении куклы в дом семьи, где она будет находиться, ее необходимо помять в руках, пошевелить.

 - Кукла «бессонница», когда малыш не засыпал, мама брала лоскуток и делала вот такую куклу и давала малышу. Он зажимал куколку в руке и засыпал. Иногда куколку эту клали малышу под подушку, чтобы ребенок мог рассказать ей сказку или секрет.

- «Капустка» – обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Делала эту куклу девушка, когда находила охоту и силу выходить замуж и рожать детей. Ставила ее на окошко и парни знали – можно звать сватов.

- Еще до рождения ребенка делали куклу «Пеленашку», и подкладывали в пустую  колыбельку вместо ребенка, чтобы она обжилась там, а так же, обмануть злых духов, которые могли обидеть ребенка. После рождения  укладывали ее рядом с малышом, приговаривая «Сонница - бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!». Такая кукла служила и оберегом от сглаза. Гости смотрели на ребенка и на куклу и говорили, обращаясь к кукле, - «Ой, до чего кукленок - то хорош!», чтобы не сглазить ребенка.  Когда ребенок подрастал, с этой куклой он не расставался, а  продолжал с ней играть. Ребенок мог схватить ее, подержать, бросить. Эта кукла была одной из самых любимых и долго хранящихся кукол.

- Хотели бы вы поиграть с такими куклами? (Да, хотели). А сделать своими руками? (Да).                                                                            

После   воспитатель   предлагает   детям   на   выбор   сделать   простую куклу «Пеленашку»  или  «Бессоницу».  Дети  сами  выбирают  куклу,  в которую хотели бы  поиграть  и  сделать  своими  руками. Воспитатель подробно рассказывает и показывает, как надо сделать такую куклу.                                                                

- Ребята, посмотрите внимательно на технологическую карту и скажите, что нам понадобиться? (Для того чтобы сделать такую куклу понадобится: для туловища большой лоскуток ткани белого цвета, пеленка – квадратный лоскуток яркой расцветки, нитки, платок и ленточка)

- Да, ребята. Все верно, для ее изготовления нам понадобится разные лоскутки ткани. Для «пеленки» возьмем кусочки хлопчатобумажной ткани спокойных тонов. А для туловища куклы возьмем плотный, самый большой из этих лоскутков. Квадратный лоскуток ткани для платка и ленточка. 

- Ребята, прежде чем начать работу, нам необходимо вспомнить технику безопасности.

- Изготовление куклы «Пеленашки».

- Из плотной ткани делаем каркас –  складываем пополам и скручиваем валиком, в плотную трубочку, вот поэтому кукла так и называлась – «закрутка». Каркас перевязываем в двух местах на уровне талии и шеи. А дальше - закручиваем в цветные лоскутки и перевязываем ленточкой. Вот и все!  

III. Заключительная часть.

- Что мы сегодня сделали? (куклу «закрутку и куклу «бессонницу»); 

- Что было самым интересным? (изготавливать куклу, узнать историю отдельной куклы).

- В чём заключались трудности? (завязывать кукле узелки на ручках). Ребята, вы сегодня молодцы, очень хорошо справились с заданием, преодолевали все  трудности. Вы теперь можете дома вашим сестричкам и братикам рассказывать истории этих кукол, и  даже научить их изготавливать.

Дети с воспитателем оформляют выставку, делятся впечатлением. После окончания выставки, дарят свои   куклы малышам, чтобы она их оберегала и дарила радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Рукодельница и Ленивица". Правила безопасной работы с иглой и ножницами.

В нашем детском саду разработана программа развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами народной игрушки ( на примере текстильной куклы) "Куклы из бабушкиного сундука...

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья яблоня, ель

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья  (яблоня, ель). Совершенствуем умение детей резать ножницами ткань. Мы...

Конспект занятия по ручному труду для детей средней группы. Тема: "Лесовичёк"

Тема:  "Лесовичёк" Цель: учить детей делать из природного материала; закреплять навыки работы с пластилином; развивать мышление, фантазию; тренировать мелкую моторику рук; воспитывать у детей худ...

Конспект занятия по ручному труду для детей среднего возраста " Игрушки для казачат"

дети знакомятся с традициями воспитания детей в казачьих семьях, учатся изготавливать поделки для младших товарищей...