консультации для педагогов "Методика руководства трудовой деятельностью старших дошкольников"
консультация по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Айгуль Расулевна Абунагимова

Практика работы дошкольных образовательных учреждений показала, что дети старшего дошкольного возраста  по-разному относятся к разным видам труда. Причиной его является расхождение между другими компонентами (между знаниями детей об отношении к труду и поведением в труде).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_trudov_vospit.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методика  руководства трудовой деятельностью старших дошкольников

Практика работы дошкольных образовательных учреждений показала, что дети старшего дошкольного возраста  по-разному относятся к разным видам труда. Причиной его является расхождение между другими компонентами (между знаниями детей об отношении к труду и поведением в труде).

В хозяйственно-бытовом труде в помощь взрослым по их просьбе,  дети участвуют более охотно, но большинство  детей не замечают повседневных дел взрослых, не проявляют своей инициативы, готовности помочь им; у большинства детей 6-ого года жизни есть навыки самообслуживания, но многие из них выполняют эту работу чаще всего лишь с постоянным напоминанием со стороны взрослого, а некоторые – неохотно, вяло, медленно, ждут помощи взрослого там, где легко могут справиться сами и охотно принимают ее. Это говорит о том, что у детей нет направленности на самостоятельные действия. Чтобы избежать этого, в руководстве со стороны педагога трудовой деятельностью детей необходимо:

  • Учитывать специфику различных видов труда при определении условий и методов воспитания положительного отношения к труду;
  • Создать условий для проявления трудового усилия, для систематического применения получаемых умений в повседневной жизни;
  • Уделять должного внимания формированию внутренних побуждений к трудовой деятельности. Все это приводит к несоответствию между желаниями и возможностями детей.

В старших группах особое значение придается коллективному характеру труда дошкольников.

Воспитатель,   руководя   коллективным  трудом  детей,   одновременно решает две основные задачи. Он направляет усилия каждого ребенка на достижение общей цели, обращает внимание на затруднения, на своевременное окончание работы, т. е. руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности. В то же время педагог формирует положительные взаимоотношения между детьми, организует взаимопомощь и т.д.

В организации коллективного труда детей (общего или совместного) выделяются три последовательных этапа:

  1. подготовка к труду: разъяснение содержания общего задания для детей группы, его значимости; распределение между звеньями отдельных заданий, входящих в общее; формирование представлений о проявлении справедливости, об отношении к сверстнику, как к партнеру; помощь детям в распределении работы между собой внутри каждого звена
  2. Руководство процессом труда: регуляция продуктивных действий детей; формирование способов проявления ответственности, заботы о результате общего дела, об отношении к партнерам, о правилах регулирующих поведение в сообществе сверстников
  3. Обсуждение результата: оценка его значимости, положительная оценка слаженных действий детей в звеньях; постановка задач на будущее

Каждый из этих этапов  требует своеобразных методов руководства.

Внимание со стороны воспитателя требует организация совместного труда детей.

При его организации важно предусмотреть:

  • отбор содержания, целесообразного для деления на ряд последовательных операций, каждая из которых заканчивается получением «промежуточного» результата, к которому могут предъявлены требования к качеству и темпу выполнения;
  • учет особенностей организации: включение в труд участников происходит  не одновременно (пока первый моет игрушки, второй ждет и т.д.), окончание работы тоже неодновременное, поэтому следует продумать дополнительные задания, связанные с основным заданием, а также включения детей, закончивших свою работу в деятельность других участников.

В процессе руководства совместным трудом детям сообщаются знания о способах проявлении доброжелательности к партнерам,  акцентируя внимание на ситуации распределения задания, передачи «промежуточного» продукта от одного участника следующему (становясь контролером деятельности предыдущего участника, ребенок может предъявлять претензии к качеству работы первого). Учить детей в таких ситуациях выражать претензии в доброжелательном тоне, используя советы к улучшению работы, предлагать помощь, доказывать справедливость своих предложений. Способствовать формированию у детей осознания себя как участника общего дела, ответственного за общий результат.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской воды). Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.

 Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства.

У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.

Старшие дошкольники должны приобрести некоторые навыки охраны природы: собирать семена деревьев, кустарников, дикорастущих трав и подкармливать ими птиц, в жаркое время ставить для птиц поилки на участке детского сада.

В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Одновременно дежурят 2-4 человека. Важно подбирать группы таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими хорошие навыки, дежурили и дети с недостаточно сформированными навыками.

Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке рекомендуется привлекать всех детей. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений. При оценке следует отметить и отрицательные проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения).

В старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается устойчивый интерес к ручному труду.

Организуя ручной труд  детей, воспитатель должен побуждать их создавать поделки, длительное время обустраивая жизнь игровых и вымышленных персонажей (сделать для гномов  дом, слепить для них мебель, посуду и т. п.), показывать детям способы получения обобщенного продукта, который они могут по своему желанию “превращать” в разные предметы или использовать в качестве средства украшения. Педагог может помогать детям украшать их изделия, используя широкий ассортимент средств выразительности, создавать ситуации совместной продуктивной деятельности по конструированию и рукоделию, позволяющей получать интересный для детей коллективный продукт.

Для  ручного труда необходимо создать условия, которые способствую творческому развитию детей:

  • обеспечение возможности для свободного и доступного пользования материалами;
  • наличие образцов различных поделок и конструкций.

С детьми этого возраста возможны многие виды работ: бумажная пластика, изготовление игрушек, моделирование конструкций, работа с природным материалом, составление букетов, макраме.

Таким образом,  в организации различных видов труда ведущая роль принадлежит педагогу. Он продумывает организацию педагогического процесса, обеспечивающего условия, стимулирующие проявление и закрепление формируемого качества. Стиль руководства трудовой деятельностью детей должен строиться не на основе «директивного» предложения, которое является внешним для детей, а на основе формирования внутренних побуждений к трудовой деятельности, искреннего интереса к труду детей, доброжелательности и доверия. Воспитатель учит принимать цель или ставить ее самостоятельно, выдвигая общественно-значимый мотив, преодолевая трудности, достигать результата, работать совместно, помогая товарищам, воспитывает стремление выполнить работу как можно лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация проекта по трудовой деятельности старших дошкольников "Покормите птиц зимой"

Ручной труд по изготовлению поделок – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитие их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышле...

Конспект трудовой деятельности старших дошкольников

Представленный конспект отражает способы решения  задач в области трудового и экологического воспитания  старших дошкольников....

«Развитие опыта трудовой деятельности старших дошкольников в условиях Дошкольной образовательной организации».

Актуальность темыТруд − основное средство удовлетворения человеческих потребностей, без него невозможна сама жизнь. Трудом человека созданы материальные и духовные ценности на Земле. Однако форм...

Особенности организации трудовой деятельности старшего дошкольника посредством проектной деятельности.

Организация трудовой деятельности в ДОУ: формы, виды, содержание. Особенности проектной деятельности в ДОУ,...

Трудовая деятельность старших дошкольников

Значение трудовой деятельностив образовательном процессе.методы приобщния детей к трудовой деятельности.Игры для формирования и развития трудовой деятельности дошкольников....

Проект на тему: "Нравственное воспитание в процессе трудовой деятельности старших дошкольников"

Приобщение ребёнка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребёнка, его гуманистической напр...