Доклад из опыта работы «Использование лего-конструирования для развития познавательной активности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Ребёнок на опыте познаёт конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты.  Дети, увлекающиеся конструированием, отличаются богатой фантазией и воображением, активно стремятся к созидательной деятельности, желанию экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_iz_opyta_raboty.docx317.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида № 19 «Шустрик»»

633010, Россия, Новосибирская обл.,

 г.Бердск, ул. К.Маркса, 54

тел. (383-41) 2-26-83

Доклад из опыта работы

«Использование лего - конструирования

для развития познавательной активности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

        

                                                Подготовила воспитатель:

                                                              Субнишанян И.В.

Бердск, 2019г

XXI век – время прогресса и технологий. Время, выдвинувшее новые требования к тому, каким должен быть современный человек, не оставляя ему возможности стоять на месте. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Все эти качества необходимо развивать в дошкольном возрасте. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

В связи с введением ФГОС ДО и в соответствии с его целевыми ориентирами в настоящее время перед педагогами образовательных организаций стоят задачи, решение которых предполагает  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, а также формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. Вот почему проблема развития познавательной активности и творческих способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания.

Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали педагоги-психологи: С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Подьяков, А.Н. Подьяков, Л.А. Венгер, А.Р. Лурия. Они определили дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности, выделяя ее основные этапы формирования - любопытство, любознательность, познавательный интерес.

Но познавательная активность не может выступать отдельным компонентом для всестороннего развития личности. Полноценное развитие личности современного человека возможно только в том случае, если в дошкольном возрасте в равной мере формируется познавательная активность и творческие способности ребенка в процессе разнообразных видов деятельности.

Детское творчество, как один из способов познавательного развития ребёнка, имеет сложный механизм становления, делится на несколько этапов и оказывает существенное влияние на формирование личности ребёнка. Механизм творческого мышления детей зависит от множества факторов, влияющих на формирование «Я»: возраст, особенности умственного развития, индивидуальность ребёнка (коммуникации, самореализация, социальная оценка его деятельности, темперамент и характер), а также условия его воспитания и обучения. Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. Для ребёнка важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Детское творчество неразрывно связано с игрой и между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

С позиции теории амплификации (обогащения) А.В. Запорожца важную роль в развитии творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится конструирование. Детское конструирование, в силу его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям детей, при определённой организации носит подлинно творческий характер. Конструктивная деятельность ценна еще и тем, что в ней развивается умение тесно связывать приобретенные знания с их использованием, понимание того, что для успеха в деятельности знания просто необходимы. Дети убеждаются, что отсутствие необходимых знаний о предмете и конструктивных умений и навыков является причиной неудач в создании конструкции, а также  плохого качества результата работы.

 Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Ребёнок на опыте познаёт конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты.  Дети, увлекающиеся конструированием, отличаются богатой фантазией и воображением, активно стремятся к созидательной деятельности, желанию экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

В отечественной дошкольной  педагогике достаточно изучены все виды детского конструирования - из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. ( О.А. Сафонова, И.Ю. Пашилите, Г.В. Урадовских, Г.С. Виноградов, Т.Н. Ушанова, С.Н. Цейтлин, А.Г. Арушанова, Л.А. Парамонова, Е.В. Фешина, Л.В. Куцакова и др.).

Однако из всего многообразия конструкторов, которые я  использую в своей деятельности  решила остановиться на ЛЕГО конструкторе. Сначала он понравился мне тем, что это яркий, красочный, полифункциональный материал. Его элементы имеют разные размеры, разнообразны по форме, простые варианты скрепления с другими элементами. Вариантов скрепления ЛЕГО-элементов между собой очень много, что создает возможность создавать различные типы построек и игровые ситуации.

Прошла  курсы повышения квалификации по теме «Основы реализаций дополнительного образования детей в дошкольном образовательном учреждении: познавательное   развитие» и изучив методическую литературу («Страна из Лего» Л.Г. Комарова,  «Детское творческое конструирование» Л.А. Парамонова,  «Лего-конструирование в детском саду» Е.В Фешина, «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М.С. Ишмакова и др.), опыт работы педагогов по сети Интернет (Е.В. Фешиной, Е.И. Устиновой и др.),  я поняла, что лего можно использовать не только в конструктивной деятельности, но и в других видах деятельности (речевой, игровой, изобразительной).

      ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. Она, бесспорно, претендует называться интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную активность дошкольников.

Убедившись в том, Лего - технология отвечает требованиям, предъявляемые ФГОС ДОО, и позволяет повысить качество работы с детьми, в 2016 году я приступила к работе по использованию легоконструирования в развитии познавательной активности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

На первом этапе проанализировала развивающую предметно-пространственную среду в группе и пришла к выводу о том, что предметное пространство обогащено не достаточно. В 2016-2017 году вместе с детьми и их родителями мы приобрели большое количество лего-конструкторов:

 «Лего - Дупло», конструкторы с болтовыми соединениями, криволинейные конструкторы, строительные наборы, металлический конструктор, магнитный конструктор, радиоуправляемый конструктор, электронный конструктор, конструктор - трансформер, суставные конструкторы, решетчатый конструкторы, мягкие конструкторы, тематические наборы, развивающие конструкторы -  лабиринты, мини роботы Bee- Воt и другой дополнительный материал,  соответствующие возрасту детей.

    Создала:

  1. Картотеку схем по лего–конструированию для самостоятельной работы детей.
  2. Картотеку дидактических игр с использованием разных  конструкторов.
  3. Картотеку игр «Веселая лего–математика».
  4. фотоальбомы тематических построек: транспорт (воздушный, наземный, водный); животные (дикие, домашние и т.д.); архитектурные сооружения;

        

В работе с детьми я использую и бросовый материал, он дает большую возможность фантазировать, творить совместно с детьми и родителями, организовала выставку «Старт в будущее», где были представлены экспонаты роботов будущего. Выставка прошла в детском саду и городском конкурсе « Признание» в номинации «Золотые ручки»  заняли призовое место.

Разработала:

  • методические рекомендации по организации работы с детьми старшего                                     дошкольного  возраста;
  • перспективное  планирование  работ с детьми по ЛЕГО – конструированию;
  • конспекты занятий по ЛЕГО - конструированию;
  • диагностику конструктивной деятельности детей, в которой выделены уровни освоения и критерии обследования развития конструктивной деятельности детей с ЛЕГО;
  • консультации для родителей;
  • картотеки: развивающих и дидактических игр; образцов моделей.

Работу с детьми начинала с самых простых построек, учила правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции. После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.

Работу по Лего - конструированию я провожу как в непосредственной, так и в совместной образовательной деятельности с детьми. Использую четыре вида образовательной деятельности: работа по схеме, по образцу, по собственному замыслу, по карточкам с моделями.

В начале занятия включаю дидактические и развивающие игры с использованием Лего - конструктора, чтобы удовлетворить желание детей потрогать, пощупать детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно провожу пальчиковую гимнастику, физкультминутку подбираю с учетом темы занятия. На занятиях использую просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана. Большое внимание уделяю технике безопасности при работе с лего – конструктором.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания дети выполняют индивидуально, парами, коллективно. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Для  обучения детей лего - технологиям использовала разнообразные методы и приемы:

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование LEGO  деталей,  которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для  знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Игровой

Использование для обыгрывания дидактических сюжетных игр на удачи

Эвритический

Развитие находчивости и активности

Сотворический

Взаимодействие детей и педагогов в едином творческом процессе

Вместе с тем, необходимо отметить, для того чтобы избежать однообразия предпочтение отдаю различным игровым и проблемным. Наша совместная деятельность направлена, в первую очередь, на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала. Все занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Считаю, что такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Конструктор лего использую во всех видах детской деятельности: развитие речи, ФЭМП, продуктивных видах.

На занятиях по объемной аппликации кирпичики Лего использую как Лего - фон, Лего - секрет. Также Лего применяю как элемент пластической аппликации, лего -трафарет. Практикую сюжетно-тематическую аппликацию с использованием лего - образца.

На занятиях по лепке совместно с детьми создаем украшения для лего -героев, угощенья им. Придумываем дизайн для лего – домов .

Применение деталей лего - конструктора в нетрадиционных техниках позволяет развивать воображение, мышление, умение нестандартно мыслить и быстро реагировать в сложной ситуации.

        Значительное  внимание уделяю индивидуально -дифференцированному подходу к обучению детей. В центре моего  внимания личность ребенка, его индивидуальный уровень подготовки, желание и способность работать на занятии. Это позволяет организовать работу детей таким образом, чтобы каждый ребенок был приобщен к творчеству не только по желанию, но и с учетом собственных возможностей. Я убеждена, что развитию детей способствует как индивидуальная работа, так и доброжелательность, спокойный микроклимат, сотрудничество воспитателя и ребенка.

Сознавая значимость семейного воспитания в развитии познавательной активности и творческих способностей детей, стараюсь сделать родителей своими союзниками. Создаю атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной  взаимоподдержки . Помогают мне традиционные и новые формы работы: творческие гостиные,  дни встреч, игротеки, выставки, конкурсы, педагогические чтения и т.д.

Работу веду по двум блокам:

  1. Блок «Наше творчество». Он направлен на кураторскую деятельность при разработке семейных проектов с использованием конструктора Лего.
  2. Блок «Познаем вместе с детьми» направлен на методическое сопровождение родителей по лего - конструированию.

Для ознакомления родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития творческих способностей и популяризации познавательной активности ребенка, в раздевальной комнате оформлен информационный стенд  «Познавательная активность детей». Также в работе с родителями использую  лэпбук «Удивительный мир Лего».  

Это папка, на которую наклеены маленькие книжки (миникнижки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, стрелочек и т.д.), в которых размещается изучаемый материал. В лэпбуке  размещаю материал, который  стимулирует познавательную активность и развивает творческие способности детей. Это развивающие игры с кирпичиками лего, схемы для создания игрушек,  речевки и короткие четверостишья, сопровождающие игровые моменты.  

Работа в данном направлении представляется мне актуальной и важной в свете введения новых федеральных государственных требований и обновления образовательной системы. Развитие познавательной активности детей повышает мотивацию к самостоятельной деятельности детей, повышает интерес, активизирует познавательные способности,  является мотивационной основой способности делать выбор, ставить проблемы и находить нестандартные решения, быть субъектом своей жизни.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МИНИ - РОБОТОВ «Bee-bot»

В своей работе я представила методические рекомендации по обеспечению эффективных условий по развитию познавательной активности и пространственного мышления у старших дошкольников на основе использова...

Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (Парциальная программа Любознайка)

Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития(Парциальная программа Любознайка)...

Мастер-класс Тема: «Использование кинетического песка для развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

развитие мелкой моторики и творческих способностей детей через внедрение игр с кинетическим песком...

Развитие познавательной активности и компетентности у детей старшего дошкольного возраста в познавательно - исследовательской деятельности

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно расс...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Использование элементов ТРИЗ-технологии в развитии связной речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

АктуальностьВ современном образовании стоит задача, воспитания творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Одним из основных показателей уровня...