Совместное образовательное мероприятие с детьми средней группы №9 «Утенок» и их родителями «Знакомство с народной тряпичной куклой» Образовательная область «Познавательное развитие»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Саковцева Ольга Николаевна

Цель мероприятия: создание условий для ознакомления с историей народной куклы, развития интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovmestnoe-meropriyatie-dlya-detey-i-roditeley.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Ирбинский детский сад №2 «Теремок» комбинированного вида

(МБДОУ Ирбинский д/с№2 «Теремок»)

🖂 662943, Красноярский край, Курагинский район, п.г.т. Большая Ирба, ул.

Ленина, 22. т. 8 (391 36) 6 34 99 e-mail сайт http://теремок#1082;урагино-обр.рф/

ОКПО 55929763 ОГРН 102240875045 ИНН/КПП 2423009079/242301001

Совместное образовательное мероприятие с детьми средней группы №9 «Утенок» и их родителями

«Знакомство с народной тряпичной куклой»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Автор-составитель:

Саковцева Ольга Николаевна, Воспитатель МБДОУ

Ирбинский д/с №2 «Теремок»

п.г.т. Большая Ирба

2019 г

Конспект совместного мероприятия педагога, детей и родителей Тема: «Знакомство с тряпичной куклой»

Цель: создание условий для ознакомления с историей народной куклы, развития интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

Обучающие

  • поощрять интерес детей к русскому народному творчеству;
  • обогащать и активизировать словарь детей, - формировать умение составлять описательный рассказ по игрушке;
  • дать представление о счете до 5 (на основе наглядности), соотносить числительное с предметом;

Развивающие

  • развивать связную, грамматически правильную речь;
  • развивать мелкую моторику рук (заматывание, завязывание узлов); Воспитательные:
  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к трудовой деятельности, изготовлению тряпичной куклы.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Результаты деятельности детей:

Созданы условия для поддержки и развития творческой инициативы, самостоятельности у детей в процессе продуктивной деятельности.

Дети проявляют интерес к народному творчеству;

Проявляют самостоятельность в выборе игрушек; Составляют небольшой описательный рассказ Умеют считать в пределах пяти.

Проявляются положительные эмоции у детей взрослых от совместной деятельности. Методы и приемы

Наглядные: демонстрация схемы изготовления куклы; использование плоскостных силуэтов матрешек в разных сарафанах для закрепления счета в пределах пяти и цвета спектра.

Словесные: вопросы, беседа, пояснение.

Практические: исследовательская деятельность (определение материала игрушек), игровые ситуации (выполнение заданий для открытия сундучка), продуктивная деятельность детей при изготовлении кукол. Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, исследовательская, двигательная, художественно-творческая.

Материалы и оборудование:

Русские народные костюмы: сарафаны и косынки для девочек, рубашки и кепки для мальчиков; сундук, ширма; куклы: обереговые, игровые, обрядовые;

Плоскостные матрешки разного цвета, фланелеграф;

Карточки со схемами изготовления кукол, белая и цветная ткань, ватные валики, пряжа.

Предварительная работа:

Беседа: «Какие бывают игрушки?»

Чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок. Рассматривание иллюстраций с изображением народных промыслов.

Ход мероприятия Организационный момент:

Педагог предлагает детям выбрать игрушки, изготовленные из разного материала (железная машинка, пластмассовый зайчик, резиновый мячик, деревянная матрешка и др.), сесть в круг и поиграть в игру «У кого что?»

Ребенок называет игрушку и, поворачиваясь к соседу-сверстнику, спрашивает, называя его по имени, что у него (У меня машинка, а у тебя,

Максим, что?)

Ход мероприятия

Звучит русская народная музыка, воспитатель выходит из-за ширмы в русском народном костюме.

  • Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! (Низко кланяется) Давайте знакомиться. Меня зовут Марья-Искусница. Посмотрите на мой наряд (кружится).
  • Вам нравится? А как вы думаете, сейчас носят такие наряды? (Ответы детей)
  • А вы хотели бы примерить такую одежду? (Ответы детей)
  • Тогда, я приглашаю вас в мою горницу. А пройти в нее может тот, кто в костюм народный одет, у кого на голове картуз или платок (Дети надевают, знакомятся с новыми словами: горница, картуз).
  • Что это у вас в руках? (Марья-Искусница обращает внимание на игрушки). Вот диво дивное! Что это за игрушки такие, из какого же материала они сделаны? Вы мне о них расскажите?

Основная часть:

Дидактическая игра «У кого что?» (с усложнением)

Каждый ребенок держит в руках игрушку, у Марьи-Искусницы в руках также предметы из разных материалов.

  • У меня в руках ложка, она деревянная. А у тебя Маша, что? (Спрашивает несколько детей)
  • А вот в наше время игрушки делали своими руками. Посмотрите на этот расписной сундучок, как вы думаете, что в нем? (ответы детей) Действительно, в нем много всего интересного. Но чтобы он открылся, нужно выполнить задание.

Игра «Сосчитай матрешек»

На фланелеграфе прикреплены матрешки в сарафанах разного цвета.

Марья-Искусница: как хорошо вы умеете считать, давайте попробуем открыть сундучок, нужно ласково его попросить:

«Сундучок мой, сундучок приоткрой нам свой бочок!»

Сундук открывается, дети достают старинные вещи. Тряпичные куклы, глиняные, деревянные игрушки, посуду и сувениры, расписанные художественными росписями (гжель, хохлома, дымка). Марья-Искусница обращает внимание детей на красочные деревянные ложки и рассказывает, что ими можно не только кушать, но и играть, как на настоящем музыкальном инструменте. Раздает всем детям по две ложки и показывает, как нужно их взять для того, чтобы получился характерный звук «музыка», затем переводит внимание детей на тряпичную куклу.

Марья-Искусница: Такую куклу не купишь в магазине, ее я сделала своими руками. А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками? (Ответы детей)

  • Прежде чем приступить к изготовлению куклы, мы немного разомнемся.

Физкультминутка:

Ходим, ходим хороводом перед всем честным народом. Сели, встали, сели, встали и себя всем показали, Попрыгали, потопали, в ладоши мы похлопали.

  • Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за столы.

Продуктивная деятельность:

Марья-Искусница: Дорогие гости, проходите, сделать кукол детям, помогите! (обращаясь к родителям, приглашает их помочь своим детям)

/У каждого на тарелочке находится: ватный валик, квадрат белой ткани 12*12, треугольник цветной ткани для косынки, прямоугольник цветной ткани, надрезанный посередине для платья, цветная пряжа/

  • Сначала сделаем куколке туловище. Для этого берем ватный валик и белую ткань. Какая это геометрическая фигура? /Квадрат/
  • В центр квадрата кладем ватный валик, складываем квадрат углом, зажимая пальцами, формируем голову нашей куколки. Далее обматываем нитками три раза, голова готова. Теперь делаем ручки, разводим углы квадрата в разные стороны и по краям обматываем нитками. Все, ручки готовы. Чтобы наша куколка получилась нарядная, нужно сделать ей сарафанчик. Для этого берем цветную ткань. На какую геометрическую фигуру она похоже?

/Прямоугольник/

  • На этом прямоугольнике есть надрез, в него мы продеваем голову куколки, обматываем посередине и получается сарафанчик. У нас остался один кусочек цветной ткани. Посмотрите, какой он формы? /Треугольной/ - Осталось повязать косыночку на голову.

Кладем куколку головой на серединку платочка. Укрываем ее одним уголком, затем другим. Наша куколка готова!

Марья-Искусница: Какие красивые куколки у вас получились! Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок.

Рефлексия:

  • Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой.

Понравилось ли вам у меня в гостях?

А что вам понравилось больше всего?

Я рада, вам понравилось делать кукол. Спасибо за работу вашу, за старание. По русскому обычаю, мне бы хотелось, вас угостить баранками.


Приложение.

Схема изготовления тряпичной куклы:

Литература:

  1. Сидоренко В.И. Игрушки своими руками. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 256 с.
  2. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательного мероприятия с детьми средней группы «Королевство зубной щетки»

Конспект образовательного мероприятия с детьми средней группы «Королевство зубной щетки»Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное разв...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Дымковская кукла» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие (Рисование)»)

laquo;Украсим платьице кукле»Создание условий для формирования у детей изобразительных умений и навыков, развитие творческих  способностей  ,фантазии ,воображения;Создание условий для...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Маленькие волшебники» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Задачи:Образовательные:-расширять представление детей о свойствах различных веществ и материалов (воды, бумаги, магнита, пластмассы, дерева, стекла, металла, резины);-знакомить с техникой проведения о...

Образовательное мероприятие с детьми средней группы «Путешествие в лес»

Цель: создать условия для формирования у детей представлений о безопасном поведении в лесу, способствовать повышению экологической грамотности....

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Буратино в гостях у детей» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Направленно на формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста, умение считать предметы и движения, сравнивать предметы по ширине, ориентироваться в простр...