Консультация для педагогов: "Использование здоровьесберегающих приёмов работы, направленных на формирование кинестетических движений пальцев рук детей с ОВЗ".
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Габдушева Елена Николаевна

Консультация для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих приёмов работы,

 направленных на формирование кинестетических движений пальцев рук детей с ОВЗ.

        Актуальность проблемы развития тонкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое и умственное развитие ребенка.

       Роль кинестетических ощущений в психической деятельности была выделена еще И.М. Сеченовым, который считал, что мышечное чувство является не только регулятором движения, но и психофизиологической основой пространственного видения, восприятия времени, предметных суждений и умозаключений, абстрактно-словесного мышления.

        Дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие двигательные нарушения, не умеют быстро и точно начать движение, поменять темп и ритм движений, испытывают затруднения при выполнении противоположных движений. Недоразвитие кинестетической чувствительности вызывает возрастание двигательной недостаточности при выполнении сложных движений, когда требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность, пространственно-временная организация движений, т. е. сенсомоторная координация. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Затруднено формирование графомоторных навыков.

       Лубовский В.И. в своих работах отмечал, что нарушение целенаправленности и произвольности движений и действий у детей с ОВЗ связано также с незрелостью регулирующей функции речи.

       Для детей с ОВЗ необходима регулярная работа по развитию и совершенствованию

тонкой моторики кистей и пальцев рук.

      В картотеку входят пальчиковые игры, которые условно можно разделить на три группы. Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованием различной наглядности и атрибутики.

     I группа упражнений – пальчиковые игры без предметов;

     II – пальчиковые игры с использованием атрибутики;

     III – пальчиковые игры с предметами.

     I группа упражнений – пальчиковые игры без предметов.

 

      В игровых упражнениях данной группы важное значение имеет игровая мотивация, т.к. только она и является тем привлекательным моментом, побуждающим ребёнка действовать своими пальчиками. Здесь педагог рассказывает детям маленькие сказочки; сопровождая свои действия стихами, содержание которых содержит указания, что надо делать детям. Все пальчиковые упражнения выполняются при непосредственном участии педагогов (взрослых). Движения кистями рук выполняются по образцу, производятся сначала одной, другой и, наконец, двумя руками одновременно. .(Игры и упражнения смотрите в приложении)

     II – пальчиковые игры с использованием атрибутики.

      Для повышения интереса к пальчиковым играм второй группы педагогам рекомендуется использовать в своей работе перчатки (лучше детские). На каждом пальчике вышиваются глазки, носик, ротик. Наряду с перчатками можно использовать пробки от флаконов с приклеенными или нарисованными лицами, мордочками животных. .(Игры и упражнения смотрите в приложении)

III – пальчиковые игры с предметами.

      Пальчиковые игры с предметами привлекательны для детей именно самими  

предметами. Пальчиковые игры с предметами отличаются от пальчиковых игр с атрибутами тем, что предметы в первых играх – необходимы, без них невозможно провести игру или упражнения. Атрибутика во вторых играх – желательный компонент, но не обязательный, эти игры вполне можно провести и без атрибутики. .(Игры и упражнения смотрите в приложении)

      Самомассаж кистей и пальцев рук

      Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомлённой мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль всех систем и органов. (Упражнения для самомассажа смотрите в приложении)

   Игры и упражнения по развитию тактильных ощущений.

      Работа по развитию тактильных ощущений является составной частью развития тонкой моторики. Активное развитие тактильных ощущений происходит не только в специально организованных играх детей, но и в других видах деятельности.               Под тактильным восприятием подразумевают – получение информации благодаря ощупыванию руками и пальцами.  С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. (Упражнения для самомассажа смотрите в приложении)

Использование крупы (манная, гречневая, рис, пшено). Широко известны такие приемы, как рисование на подносе и изготовление панно. Проводя пальчиком по крупе, могут получиться разные линии. Параллельно отрабатываются «слова-наоборот». Прямая линия - кривая, широкая - узкая, короткая - длинная и т.д. Рисовать можно все, что угодно: буквы, формы, цифры». После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной.

        В заключение хочется отметить, что опыт проведения этих игр оказался весьма положительным. Упражнения по развитию тонкой моторики руки у детей с ОВЗ -  активизируют познавательный интерес, развивают мышление, внимание, память, положительно влияют на речевое развитие воспитанников, тем самым повышается эффективность коррекционной работы, а самое главное – способствуют сохранению физического и психического здоровья ребенка. 

       Представленный практический материал может быть использован учителями-логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями и родителями групп для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста.

Приложение.

Картотека игр и упражнений по развитию кинестетических движений

 пальцев рук детей с ОВЗ.

I группа упражнений – пальчиковые игры без предметов.

Движения кистями рук  выполняются по образцу, производятся сначала одной, другой и, наконец, двумя руками одновременно.

1. «Весёлые маляры». Локти опираются на стол, пальцы вытянуты и прижаты друг к другу, производятся движения кистями по направлению вверх – вниз.

2. «Трусливый зайка». Локти опираются на стол, указательный и средний пальцы вытянуты и раздвинуты, остальные плотно прижаты к ладони, производятся движения кистями вверх – вниз.

3. «Курочка пьёт воду». Локти опираются на стол, все пальцы вытянуты и собраны в «клювик», производятся движения кистями по направлению вверх – вниз.

4. «Гусь». Локти опираются на стол, большой и указательный пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, остальные прижаты к ладони, производятся движения кистями по направлению вверх – вниз.

5. «Петушок». Локти опираются на стол, большой и указательный пальцы образуют «клювик», остальные уложены на указательный палец, производятся движения кистями по направлению вверх – вниз.

6. «Погладим котёнка». Локти опираются на стол, пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, производятся движения кистями по направлению влево – вправо.

7. «Коза бодается». Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец вытянуты и раздвинуты, остальные плотно прижаты к ладони, производятся движения кистями по направлению влево – вправо.

8. «Хорошо – плохо». Локти опираются на стол, пальцы плотно прижаты к ладони, кроме большого пальца, который оттопырен и направлен вверх – «хорошо», затем вниз – «плохо».

9. «Осы». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные пальцы плотно прижаты друг к ладони, производятся движения кистями по кругу.

10. Пластические этюды «Листья падают», «Снег кружится», «Сосулька плачет». «Бегут ручьи».

Движения пальцами рук:

1. «Кошка». Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец вытянуты и  слегка согнуты, средний и безымянный пальцы плотно прижаты большим к ладони, движения производятся вытянутыми пальцами – «ушки шевелятся».

2 «Лягушка». Указательный палец и мизинец согнуты и оттянуты назад, средний и безымянный пальцы плотно прижаты к ладони, большой палец приложен к ним горизонтально. Движения производятся указательным и мизинцем – «лягушка спит – проснулась».

3. «Жук». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся указательным пальцем по кругу – «жук летит». Аналогично упражнение проводится с другими пальцами.

4. «Змея». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся указательным пальцем, имитируя движения змеи. Аналогично упражнение проводится с другими пальцами.

5. «Зайчик». Локти опираются на стол, указательный и средний пальцы вытянуты и направлены вверх, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся вытянутыми пальцами – «зайчик шевелит ушками».

6. «Коза». Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец вытянуты и направлены вперёд от себя, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся вытянутыми пальцами – «коза бодается».

7. «Улитка». Положить руки на стол, поднять указательный и средний пальцы, остальные плотно прижаты к столу. Поднятые пальцы двигаются – «улитка шевелит рожками».

Упражнения, выполняемые двумя руками вместе:

1. «Ковшик». Обе ладони соединены рёбрами на столе, кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются, большие пальцы прижаты к указательным пальцам.

2. «Пароход». Обе ладони соединены рёбрами на столе, кончики левой и правой рук соприкасаются, большие пальцы оттопырены вверх – труба парохода.

3. «Гнездо с яйцами». Обе руки соединены в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но большие пальцы опущены внутрь.

4. «Крыша дома». Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук плотно прижаты и соприкасаются подушечками, кисти максимально раздвинуты.

5. «Скворечник». Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук немного согнуты и соприкасаются подушечками, большие пальцы загнуты внутрь ладоней.

6. «Очки». Локти опираются на стол, пальцы обеих рук собраны в кольцо и соединены.

7. «Ворота». Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, подушечки среднего и безымянного пальцев обеих рук соединены, указательный палец и мизинец выпрямлены, большие пальцы плотно прижаты к указательным.

8. «Мостик». Локти опираются на стол, средний, безымянный пальцы и мизинец обеих рук плотно прижаты и соединяются горизонтально подушечками, указательные пальцы вытянуты вверх, большие пальцы прижаты к ним.

     II – пальчиковые игры с использованием атрибутики.

1. Игра «Пальчики знакомятся».

Ц е л ь. Развивать ловкость пальцев рук.

В этой игре дети знакомятся с названиями пальцев. В процессе игры дети надевают на пальчики разноцветные колпачки, сделанные из цветной бумаги (сшитые из ткани, связанные из разноцветных ниток). Каждый цвет соответствует определенному названию пальца. Например: красный колпачок надевается на большой палец, синий - на указательный, желтый - на средний, зеленый - на безымянный, белый - на мизинец.

Начиная игру, педагог показывает детям палец, называет его и после этого надевает на него колпачок.

Педагог говорит: «Давайте познакомимся с удивительным народцем - пальчиками. Пальчики есть у всех: у вас, у меня. У всех пальчиков есть свои имена. Давайте с ними знакомиться.

Это - Большой палец (педагог показывает свой палец). Найдите у себя свои большие пальцы: на одной и на другой руке. Это - Указательный палец» и т. д.

Так педагог знакомит детей со всеми пальцами и их названиями.

Затем он рассказывает: «Все пальчики любят наряжаться. У каждого есть свой колпачок: у Большого пальчика - красный колпачок (педагог и дети надевают красные колпачки на свои большие пальцы; причем сначала можно предложить детям нарядить пальчики только на одной (ведущей) руке); у Указательного пальчика - синий колпачок» и т. д.

Нарядив пальчики в колпачки, педагог может предложить детям разные игровые упражнения, с помощью которых закрепляются названия пальчиков и, конечно, развивается мелкая моторика:

а) «Пальчики ложились спать и снимали свои колпачки: Большой палец снял свой красный колпачок, Указательный палец снял свой синий колпачок» и т. д. (Пальчики другой  руки не помогают.)

Дети снимают по словесному указанию педагога колпачки и выставляют их перед собой на столе. Когда последний колпачок снят, педагог предлагает детям уложить пальчики в кроватку - в кулачок (большой палец сверху).

Педагог продолжает: «Утром пальчики проснулись, потянулись (кулачок раскрывается, пальчики растопыриваются) и стали делать зарядку: раз-два, раз-два... (на раз - пальчики собираются в кулачок; на два - кулачок раскрывается). Сделав зарядку, стали пальчики наряжаться в свои колпачки. Большой пальчик надел... (педагог делает паузу, предоставляя возможность ответить детям) красный колпачок. Указательный пальчик надел... синий колпачок» и т. д.

б) «Пальчики были очень вежливым народцем. Как завидят кого, обязательно поздороваются и раскланяются. Вот так здоровался Большой палец, так здоровался Указательный палец» и т. д. (Педагог сгибает каждый палец в отдельности.) Дети повторяют за педагогом.

Примечание. Во всех вариантах упражнения сначала работает правая рука, затем - левая, а потом - обе руки.

2. Игра «Физкультурник».

Ц е л ь. Развивать ловкость и дифференцированность движений рук.

На основания среднего и безымянного пальцев (3-я фаланга) надевают головку (фигурку) человечка на резинке. Средний и безымянный пальцы - это ножки, указательный палец и мизинец - руки. Большой прижат к ладони.

Педагог выразительно читает стихотворение Л. Тимощук, а дети в соответствии с текстом выполняют движения.

Физкультурник на дорожке          Пальчики-ножки шагают по столу.

Тренирует свои ножки.

Высоко их поднимает,

Бодро, весело шагает.

Руки в стороны развел                   Человечек остановился, развел руки

И тихонечко пошел.                       и тихонечко пошел по столу.

Руки вниз, затем вперед.                Руки — указательный палец и

Прыгнул, сделал поворот.             мизинец — ребенок старается поднять

Физкультурой заниматься             вперед.

Любит маленький народ.              Человечек снова шагает по столу.

III – пальчиковые игры с предметами.

Существует много игр и упражнений с предметами:

•Упражнения со счётными палочками, с бусами, с чётками, с прищепками, с эспандерами, игры - шнуровки;

• Катание мяча (теннисного) по наклонной плоскости;

• Сжимание резиновых игрушек;

• «Комканье платка»;

• «Колодец» из спичек;

• «Горох и фасоль»;

• Упражнение с мячом – ёжиком     Я мячом круги катаю,

             Взад – вперёд его гоняю.

          Им поглажу я ладошку,

          Будто я сметаю крошку.

           И сожму его немножко.

             Как сжимает лапу кошка.

                      Каждым пальцем мяч прижму

         И другой рукой начну.

              А теперь последний трюк:

        Мяч летает между рук.                                                                          

Упражнения для самомассажа:

1. «Пунктиры». Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад – вперёд («пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.

2. «Пила». Левая рука (кисть и предплечье) лежат на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движения пилы по всей поверхности левой ладони.

3. «Утюжок». Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую.

4. «Каток». Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх – вниз по левой ладони, разминая её.

5. «Буравчик». Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу «буравчика» на левой ладони.

6. «Краб». Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой.

7. «Согреем ладошки». Сильно потираем руки.

8. «Спиральки». Каждый палец левой руки поочерёдно, начиная с мизинца, кладется на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения от основания к подушечке.

Игры и упражнения по развитию тактильных ощущений:

1. «Горячо – тепло – холодно». Ребёнок должен на ощупь сравнить и определить степень нагрева предметов (грелка – лёд – мягкая игрушка – металлическая ложка).

2. «Найди, из чего сделано». Ребёнок вначале ощупывает 3-5 игрушек с различной фактурой поверхности, затем кусочки материалов, из которых сделаны игрушки. Необходимо соотносить на ощупь игрушку и материал, из которого она сделана.

3. «Бассейн для пальчиков». В коробку насыпать горох и поместить предметы. Ребёнок опускает руки в «бассейн», находит предмет, ощупывает и называет.

4. «Чудесный мешочек»

1-й вариант. Ребёнок должен на ощупь угадать, что находится в мешочке:

   а) бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо);

   б) мелкие игрушки;

   в) геометрические фигуры различной величины и фактуры (наждачная, бархатная  

       бумага, плотная фольга);

   г) буквы и цифры, различные по размеру и фактуре (для детей, знакомых с ними).

2-й вариант. Ребёнку предлагается ощупать предмет одной рукой, затем:

   а) рассмотреть рисунки предметов и выбрать из них такой же;

   б) нарисовать такой же предмет;

   в) выбрать среди других такой же предмет одной, затем другой рукой.

5. «Узнай по весу»

Приготовьте несколько предметов, примерно одинаковых по размеру, но разных по весу.
Можно склеить кубики, треугольники, прямоугольники из бумаги и взять подобные, но цельные фигуры из лото, строительного набора и т.д.
Предложите малышу подобрать пару похожих, но разных по весу предметов. Начать можно с распределения всех предметов на две группы – «легкие» и «тяжелые». Обсудите эти признаки с ребенком.

6 «Тактильное домино». Правила игры те же, что и в обычном домино, но игральные «кости» особые: например, справа — наждачная бумага, слева — глянцевая поверхность; справа — бархатная бумага, слева — мех; справа — ребристая поверхность «в клеточку», слева — гладкая и т.п. Варианты усложнения заданий:

- сначала правила игры усваиваются с открытыми глазами;

- затем отыскивание игральных «костей» происходит с закрытыми глазами;

- произвольно, только правой или левой рукой.;

- фактура поверхностей должна отличаться незначительно.

Хорошо, если материал для игры вы сделаете вместе с ребенком

 7.«Рисунки и буквы на спине и на ладонях». «Нарисуйте» пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, «рисуя» на обеих сторонах кисти.

При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно «написание» букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов " Использование физкультминуток здоровьесберегающих технологий у дошкольников."

онсультация для педагогов " Использование физкультминуток здоровьесберегающих технологий у дошкольников."...

Консультация для педагогов: «Использование коррекционных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

Забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. Не секрет, что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества, отражающим не только истинную ситуацию, н...

Консультация для педагогов "Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста"

О пальчиковых играх можно говорить как об универсальном, дидактическом и развивающем материале. Метод и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка, и мозгов...

Консультация для педагогов "Использование нестандартного оборудования для закрепления у дошкольников основных видов движений"

Консультация для педагогов "Использование нестандартного оборудования для закрепления у дошкольников основных видов движений"...

консультация для педагогов "Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство , развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возроста"

laquo;Рука – это инструмент всех инструментов»Аристотель.«Рука – это своего рода внешний мозг»Кант.«Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»В. А. Сухом...