Помощь ребёнку с нарушениями обработки сенсорной информации
презентация по коррекционной педагогике

Теорию сенсорной интеграций разработала Джин Айрес в 50-х годах прошлого века. Её суть в том, что у человека есть 7 систем восприятия: обоняние, вкус, зрение, слух, тактильная система, вестибулярный аппарат и ощущение собственного тела.

Когда мозг правильно обрабатывает сенсорную информацию от этих систем, организм реагирует соответственно окружению.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Помощь ребёнку с нарушениями обработки сенсорной информации Презентацию подготовила учитель – дефектолог Нищенкова Оксана Вениаминовна МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 67» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Слайд 2

Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях действительности.

Слайд 3

Обычно это происходит автоматически и без нашего контроля 1.На сенсорном входе мы получаем информацию от сенсорных систем; 2.Далее обрабатываем и оцениваем эту информацию, мозг подбирает вариант реакции; 3.Происходит моторный или поведенческий выход — мы выдаем реакцию на поступивший сигнал.

Слайд 4

Что включает в себя понятие сенсорного контроля — это неврологический процесс передачи в мозг сенсорных импульсов, является основой адаптации человека; - является бессознательным процессом, при котором в головном мозге на основании взаимодействия с окружающим миром происходит формирование понятий о предметах и явлениях;

Слайд 5

-в процессе сенсорной интеграции происходит формирование новых нейронных связей, формируется основа для социализации и будущих поведенческих реакций; -осуществляется гармоничное взаимодействие всех сенсорных систем, что позволяет адекватно реагировать на изменение обстановки, действовать по ситуации; Сенсорный контроль

Слайд 6

Если мозг обрабатывает сенсорную информацию неправильно, на одном из этапов, то происходит сбой в обработке информации может проявляться в виде: -гиперчувствительности (слишком высокий уровень возбуждения) – гипочувствительности (слишком низкий уровень возбудимости). - в нарушении смешанного типа.

Слайд 7

Гиперчувствительность к запахам и прикосновениям; боится резких звуков или чрезмерно реагирует на них; имеет ограниченный пищевой репертуар; ребенка укачивает в машине или при повторяющихся движениях;

Слайд 8

Гиперчувствительность демонстрирует чрезмерную реакцию на прикосновение других детей или случайные прикосновения с ними; становится возбужденным, когда вынужден стоять на близком расстоянии от других детей или когда находится в многолюдном месте;

Слайд 9

Гиперчувствительность не любит, или становится возбужденным во время гигиенических процедур; плохая зрительная интеграция – ребенок имеет трудности с ориентацией в пространстве; боится резких звуков или чрезмерно реагирует на них;

Слайд 10

На что следует обратить внимание, если у ребёнка сниженная реакция на входящий поток информации от рецепторов * пониженная чувствительность к болевым ощущениям, ребенок не обращает внимание на порезы и синяки; *ему требуется постоянно находиться в движении: прыгать, раскачиваться, качаться на качелях, кружиться вокруг своей оси, прыгать в течение всего дня;

Слайд 11

Гипочувствительность импульсивное и опасное поведение – может прыгнуть с высоты, не задумываясь о последствиях; трудности с обработкой звуков и сигналов направления (право – лево); задержка речевого развития с нарушением звукопроизношения, фокусирование на звуках фона, а не речи собеседника;

Слайд 12

Чувст Гипочувствительность вительность плохая координация во время выполнения визуальных задач; ребенок часто раскачивается на стуле; ему нравится издавать звуки; он предпочитает громкую музыку; часто неуместно реагирует на чувства других людей;

Слайд 13

У одного и того же ребёнка нередко проявляются нарушения смешанного типа * слишком сильно / слабо надавливает на карандаш во время рисования; *при общении с окружающими проявляет злость, страх или начинает расстраиваться; *стремится избегать общения с людьми; * ему сложно переходить от одного занятия к другому, а также выполнять задание до конца.

Слайд 14

Выделяют состояния, сопряженные с нарушением сенсорной интеграции задержка психического развития; трудности в обучении; аутизм; страхи, беспокойства, тревога; сложности социальной адаптации; неврозы, вестибулярные нарушения; одаренность; СДВГ.

Слайд 15

Нарушения обработки сенсорной информации (НОСИ) или сенсорная дезинтеграция считаются частым состоянием при аутизме и синдроме дефицита внимания; стойкая гипер- или гипореакция ребёнка на различные раздражители – не признак капризов, а физиологически обоснованный процесс.

Слайд 16

Индикаторы для специалиста: есть ли у ребёнка нарушения сенсорной интеграции? * часто расстраиваются и впадают в стресс при выполнении ежедневных задач; * трудности с обучением или в социальных ситуациях; * трудности с неожиданными изменениями; * трудности в построении отношений; * трудности с вниманием; * трудности в игре и навыках самообслуживания; * проблемы влияют на успехи в обучении.

Слайд 17

Чтобы получить результат во всех сферах жизни ребёнка – обучении, игре, повседневных навыках, – специалист использует знания сенсорной интеграции. Правильная работа сенсорных систем – основа для формирования высших психических функций – чтения, письма, мышления, внимания и т.п. Эти проблемы имеют один корень - некорректную работу вестибулярной и проприоцептивной систем.

Слайд 18

Специальные методы обучения Для дошкольников при серьезных нарушениях важно использовать медикаментозную поддержку!!!

Слайд 19

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИОННАЯ КОРРЕКЦИЯ

Слайд 21

Идеи для вестибулярной системы При низкой сенсорной чувствительности. поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошадки-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.

Слайд 22

Идеи для вестибулярной системы: При высокой сенсорной чувствительности. разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (например, цветной скотч) или поощрения.

Слайд 23

Идеи для проприоцептивной системы При низкой сенсорной чувствительности . размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать передвижение по комнате проще; обозначайте границы передвижения с помощью яркого скотча на полу; прививайте правило «вытянутой руки»; используйте вибромассажеры, вибрирующие игрушки, бинтование, утяжеленные одеяла.

Слайд 24

Идеи для проприоцептивной системы При высокой сенсорной чувствительности. Все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание.

Слайд 25

Идеи для обонятельной системы При низкой сенсорной чувствительности. * применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов * ароматерапия.

Слайд 26

Идеи для зрительной системы При высокой сенсорной чувствительности. избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы, солнцезащитные очки; создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам; используйте непроницаемые шторы.

Слайд 30

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение сформированности восприятия сенсорных эталонов для готовности к школьному обучению ребёнка с нарушением зрения.

В статье говорится об особенностях развития зрительного восприятия и формирования сенсорных  эталонов у детей с нарушением зрения....

Сенсорная интеграция в системе помощи детям с нарушениями развития

В нашем городе проходило обучение специалистами ЦЛП г. Москва, нейропсихологом Ермолаевым Д.В. и детским и семейным психологом Ратынской Т.М. по теме "Сенсорная интеграция в системе помощи детям с нар...

«Обработка графической информации. Графические редакторы»

Для работы с изображениями и текстами, представленными в компьютерах в электронной форме, используются графические редакторы.Графические редакторы – это инструменты компьютера для получения граф...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Программы Microsoft Word и Microsoft Excel. Обработка текстовой информации. Таблицы и рисунки»

Практичные, удобные, с огромным набором возможностей, выходящих далеко за рамки обычного текстового редактора, Microsoft и Word Microsoft Excel стали незаменим в любой сфере, от детского сад...

НАРУШЕНИЕ ОБРАБОТКИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В 2022/23 учебном году мы осуществляем проект  «СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА». В рамках этого проекта мы подготов...

Помощь ребёнку с нарушениями обработки сенсорной информации

Наше существование и успешное функционирование в окружающем мире напрямую зависит от входящего потока сигналов (информации от органов чувств), процесса обработки этой информации и формирования соответ...