«Технология макетирования как средство формирования когнитивных функций у дошкольников с нарушением слуха». Самообразование.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Головина Татьяна Владимировна

Тема самообразования: «Технология макетирования как средство формирования когнитивных функций у дошкольников с нарушением слуха».

Цель самообразования

- повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального педагогического мастерства и компетентности;

- изучение проблемы формирования и развития основных когнитивных функций: речи, памяти, внимания, восприятия и мышления у детей дошкольного возраста с использованием технологий макетирования;

- применение технологии макетирования в процессе формирования когнитивных функций у дошкольников с нарушением слуха.

Задачи:

  • повысить собственную педагогическую компетентность в вопросе формирования и развития когнитивных функций у детей дошкольного возраста с ОВЗ;

  • изучить и применить современные педагогические технологии в работе с неслышащими детьми дошкольного возраста: технология макетирования;

  • разработать алгоритм использования технологий макетирования;

  • познакомить родителей с использованием макетирования для речевого и познавательного развития детей.

  • ориентировать родителей на создание в домашних условиях макетов как основы речевой и предметно – развивающей среды;

  • обосновать целесообразность использования технологии в коррекционно-образовательной деятельности в совместной деятельности взрослого и ребёнка;

  • подобрать диагностический материал и провести диагностику и мониторинг данных;

  • обобщить и представить педагогический опыт по теме самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 104»

«План по самообразованию педагога»

Головина Татьяна Владимировна

(Ф.И.О. педагога)

  26 лет                                                      б/к

Стаж работы                                                   кв.категория                            

   

Тема: «Технология  макетирования

как средство формирования когнитивных функций

 у дошкольников с нарушением слуха».

2022-2023 учебный год

                     

Сроки реализации: 2022 – 2023 уч.год.

Тема самообразования: «Технология  макетирования как средство формирования когнитивных функций у дошкольников с нарушением слуха».

Цель самообразования

- повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального педагогического мастерства и компетентности;

- изучение проблемы формирования и развития основных когнитивных функций: речи, памяти, внимания, восприятия и мышления у детей дошкольного возраста с использованием технологий        макетирования;

- применение технологии  макетирования в процессе формирования когнитивных функций у дошкольников с нарушением слуха.

Задачи:

  • повысить собственную педагогическую компетентность в вопросе формирования и  развития когнитивных функций у  детей дошкольного возраста с ОВЗ;
  • изучить и применить современные  педагогические технологии в работе с неслышащими  детьми дошкольного возраста: технология макетирования;
  • разработать алгоритм использования технологий макетирования;
  • познакомить родителей с использованием макетирования  для речевого и познавательного развития  детей.
  • ориентировать родителей на  создание в домашних условиях макетов как основы  речевой и предметно – развивающей среды;
  • обосновать целесообразность использования технологии  в коррекционно-образовательной деятельности в совместной деятельности взрослого и ребёнка;
  • подобрать диагностический материал и провести диагностику  и  мониторинг данных;
  • обобщить и представить педагогический опыт по теме самообразования.

Объект исследования: процесс формирования и  развития у детей дошкольного возраста с нарушением слуха основных когнитивных функций.

 Предмет исследования: когнитивные функции: речь, память, внимание, восприятие, мышление.

Актуальность темы: 

Для дошкольников с нарушением слуховой функции характерны такие проблемы в развитии, как:

  • несформированность когнитивных функций;
  • маленький словарный запас;
  • низкий уровень согласования слов в словосочетаниях и предложениях;
  • низкий уровень связной речи;
  • несовершенство различных видов мышления.

Поэтому перед сурдопедагогом  встаёт задача, совершенствовать применения инновационных педагогических технологий для формирования когнитивных функций у дошкольников. В частности применять   технологию макетирования  в коррекции когнитивных нарушений у детей с нарушением слуха дошкольного возраста.  Что позволяет тематически варьировать развивающую предметно-пространственную среду группы и делать образование доступным.

Одной из главных задач коррекционного образования является речевое развитие детей с нарушением слуховой функции. Если для обычного ребёнка процесс познания  - это  естественно, то применительно к неслышащему ребёнку - это сложный процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.

Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребенок с   опорой на образы памяти, на макеты устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое,    образуя единое целое.  Именно на формирование и развитие когнитивных функций направлены средства и  приёмы работы в коррекционно-образовательной деятельности.

Макетирование позволяет организовать развивающую среду в группе, способную заинтересовать любого ребенка, стать связующим звеном разных видов деятельности, создать платформу для партнерского взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Это одно из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника и стимулирования игровой деятельности в современном дошкольном коррекционно-развивающем процессе признается. Без сомнения, можно сказать, что макетирование в ДОУ является одной из наиболее перспективных форм организации образовательного пространства и стимулирования игровой деятельности детей. Игра с макетом для ребенка это увлекательное занятие, где он становится автором, создателем. 

Итак, макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального развивающего и  игрового пространства. Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Без этой технологии невозможно представить себе взаимосвязь жизненного опыта ребёнка и усвоение новых знаний.

Предполагаемый результат

У педагога:

- повышение уровень теоретических и практических знаний по теме;

- овладение технологией макетирования активизирует формирование и развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста с нарушением слуховой функции;

- совершенствование умения активизировать и применять полученные знания на практике.

У детей:

- формирование и  развитие у детей основных когнитивных функций;

- увеличение мотивации к познанию  и целостному восприятию окружающего мира;

- формирование окружающего мира в соответствии с возрастом;

- значительное увеличение словарного запаса.

У родителей:

- повышение уровня компетенции в области формирования развития у детей основных когнитивных функций;

- проявление родителями воспитанников  активного интереса к макетированию;

- тематическое использование совместного макетирования в домашних условиях.

У педагогов:

- повышение уровня теоретических и практических знаний по теме макетирования;

- овладение технологией тематического макетирования  по образовательным областям;

- совершенствование использование совместного практического макетирования с детьми с ОВЗ.

План работы

Этапы

Содержание работы

Сроки выполнения

I. Теоретический этап

1. Изучение методической литературы по данной проблеме:

1. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р.М. Боскис. – Санкт-Петербург: Речь, 2014. – 413 с. 2.

2. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие / Л. А. Головчиц. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 304 с.

3. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, - 2007.

4. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010.

5. Корсунская, Б.Д. Методика обучения словесной речи глухих дошкольников [Текст] / Б.Д. Корсунская - Москва: Просвещение, 2006. – 203 с.

 6. Носкова, Л.П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих [Текст] / Л.П. Носкова - Москва: 2000. - 259 с.

 7. Рау, Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей [Текст Ф.Ф. Рау– Москва: Педагогика, 2001. – 324 с.] /

В течение года

2. Изучение статей в журналах:

1. Грибова, О.Е. Воспитание и обучение с нарушениями слуха [Текст] / О.Е. Грибова // Дефектология. – 2015. – № 6. – С. 12-19.

2. Короткова Н.А., Кириллов И.Л. Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников // Дошкольное воспитание, - 1997. №7

3. Кобрина, Л.М. Организация коррекционной работы с глухими и слабослышащими детьми дошкольного возраста [Текст] / Л.М. Кобрина // Дефектология. – 2013. – 31. – С. 41-48.

В течение года

3. Анализ изученных источников.

В течение года

4. Подборка диагностических материалов.

Октябрь, январь, апрель

2. Практический этап

С детьми

1.Уровень мотивации  ребёнка к макетированию.

Диагностика.  Мониторинг.

В течение года

2.Использование тематических макетов для речевого развития ребёнка.

Сентябрь-апрель

3. Совместная работа детей и взрослого над созданием тематических макетов:

-Игрушки.

- Лес.

- Зима. Деревня.

- Город.

- Зимние забавы.

- Комната.

- Посуда.

- Дом.

- Весна.

- Растения.

- Птицы.

- Магазин.

-Парк.

- Школа. Портфель.

Октябрь-апрель

 4. Мастерская Деда Мороза.

 «Ёлочка росла»

Декабрь

5. Макетирование. Мастерская цвета. «Наше настроение» 

Февраль

6. Коллективные игры с элементами творчества.

 «Угадай-ка. Назови».

«Что это? Кто это?»

«Верно - неверно».

В течение года

7. ФЭМП

«Цифры», «Числовой ряд»

В течение года

С родителями

1. Анкетирование.

Информация для родителей. «Макет – это…».

Сентябрь

2. Памятки для родителей

«Изготовление макетов».

В течение года

3. КТД «Делаем вместе» Совместное изготовление макетов педагога и родителей.

Ноябрь - апрель

4. «Творческая мастерская дома».

Совместное макетирование ребёнка и родителей.

«Зима – ёлка ----»

Декабрь

5. Консультация для родителей

«Макеты и речевой материал»

Январь

6. Анкетирование  «Вопрос – ответ»

В течение года

7. Памятки для родителей «Изготовление макетов»

Январь

 8.Творческое задание для родителей  «Делаем макеты дома»

Февраль - апрель

 9.Выставка макетов «Мой мир»

 Рефлексия

Апрель

С педагогами

1.Изучение  организации ПРС в группах в ДОУ 

В течение года

2. Изучение опыта педагогов ДОУ. Обмен опытом по использованию технологии макетирования по образовательным областям.

В течение года

3. Изучение методик о технологии макетирования в интернете.

В течение года

4. Обмен опытом по теме «Актуальность макетирования в развитии дошкольников»

 Ноябрь, апрель

5. Презентация продукта по теме самообразования «Технология  макетирования как средство формирования когнитивных функций у дошкольников с нарушением слуха»

 Апрель

3. Заключительный  этап

1. Подготовка тематического дидактического материала.

Оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций.

В течение года

2 Самоанализ проделанной работы по теме самообразования .

Апрель

3. Проведение мастер-класса для анализа со стороны коллег.

Апрель

4. Отчёт о проделанной работе.

Май

5. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ.

Май

6. Планирование деятельности и перспектив развития.

Июнь - август

7. Самоанализ и самооценка НОД в своей группе.

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути и средства активизации речевого общения у дошкольников с нарушением слуха.

В статье освещается  теоретический и психологический аспекты коммуникативной системы обучения языку неслышащих детей.  Развитие всех видов речевой деятельности и правильное их сочетание...

«Влияние речевой ритмики на формирование произносительных навыков дошкольников имеющих нарушения слуха»

В дошкольный период особое место занимает использование речевой ритмики как одного из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи. Он основан на обучении детей подражанию крупн...

Совершенствование коррекционно-развивающей деятельности дошкольников с нарушениями слуха средствами «Семейной хореографии»

Публикация   статьи  в сборнике материалов Второй  Международной  заочной  научно-практической  конференции (Санкт-Петербург, 2014)...

"Применение фонетической (речевой) ритмики во время проведения режимных моментов как средства коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушениями слуха"

Данная статья освещает содержание, цель и задачи работы над произносительной стороной речи у дошкольников с нарушениями слуха с использованием мотода фонетичесой (речевой) ритмики во время проведения ...

Игра драматизация художественных произведений как эффективное средство социализации дошкольников с нарушением слуха после КИ.

Игра - драматизация для ребенка дошкольного возраста с нарушенным слухом имеет первостепенное значение наряду с сюжетно-ролевой игрой.В настоящее время, работая в соответствиями с требованиями ФГОС, в...

Консультация для педагогов "Экспериментирование как одно из средств развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха."

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать...

Пути развития и формирования сенсорных способностей дошкольников с нарушением слуха

Методические рекомендации по организации занятий с детьми с особыми образовательными потребностями по слуху Образовательная область "Познавательное развитие"...