Консультация для воспитателей: «Организация прогулок посредством коррекционных приемов и методов работы с детьми с нарушениями зрения»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Организация прогулок имеет важное значение для всестороннего развития ребенка. В группах для детей с нарушениями зрения прогулка проводится с помощью специальных методов и приемов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ДЕТСКИЙ САД № 113

Консультация для воспитателей:

«Организация прогулок посредством коррекционных приемов и методов работы с детьми с нарушениями зрения»

                                                             

                                                                Буздырина Ольга Борисовна

                                                   Учитель-дефектолог

г. Калининград 2023 г.

      Прогулка имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка. Здесь детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития и коррекции, в полной мере удовлетворяются их потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками.

Известно, что при нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослабляются познавательные процессы, происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, мелкой моторики, ухудшается осанка.

Чтобы прогулка проходила с максимальной пользой для развития и коррекции, взрослый должен педагогически правильно руководить деятельностью детей.

Для детей с нарушениями зрения прогулки имеют свою специфику: наряду с наблюдениями экскурсиями, экспериментированием, организацией труда в природе, сюжетно-ролевых, подвижных игр и самостоятельной деятельности детей, проводится и большая индивидуальная коррекционная работа. Очень важна работа по развитию речи, т. к. у большинства детей с нарушениями зрения имеются и различные нарушения речи. В наблюдения мы обязательно включаем словарную работу, т. к. многие слова, фразы и речевые обороты могут быть детям непонятны.

Наблюдения и экскурсии.

Окружающая природа (неживая, животный и растительный мир) воздействует на эмоциональную и интеллектуальную сферы ребенка не только своеобразием и красотой явлений. Важной стороной в познавательном отношении является изменчивость природных объектов, закономерная смена явлений.

Кроме того, основы экологической культуры нужно закладывать у детей с раннего возраста. Познание ими сегодняшнего мира в значительной мере будет способствовать охране природы.

Дети рано начинают знакомиться с изменчивостью природных явлений. Смена дня и ночи, смена атмосферных явлений, разнообразные поведенческие реакции животных становятся предметом их наблюдений. На прогулке ребята с удовольствием следят за птицами, игрой собак, кошек, за быстро двигающимися облаками и т. д. Причина привлекательности – динамичность, мгновенная смена образов.

Наряду с быстротечными явлениями природа изобилует процессами, которые носят длительный и упорядоченный характер. К ним относятся сезонные изменения (явления) природы, рост и развитие растений и животных.

Коррекционная работа при наблюдении включает в себя:

• нахождение одинаковых объектов в окружающей природе;

• нахождение различий в растениях, животных, окружающих предметах;

• игры на классификацию (цвет, форма, величина);

• слежение за движущимся объектом (облака, листопад, снегопад, самолет, птицы и т. д.)

• рассматривание растений, насекомых, птиц (после чего необходимо перевести взгляд в бесконечность наших просторов – небо, деревья, другие удаленные предметы).

Детское экспериментирование.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Развитие поисково-познавательной деятельности детей 3 – 7 лет предполагает решение следующих задач:

• формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

• развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

• расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей;

• поддерживание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Существует три взаимосвязанных направления работы:

1. Живая природа

2. Неживая природа.

3. Человек.

Коррекционная работа при организации экспериментирования включает в себя развитие сохранных анализаторов.

1. Слух:

– учимся определять происхождение звука или шума;

– выявляем причину возникновения звука:

– передача звука на расстоянии, причины его ослабления и усиления.

2. Обоняние:

– определяем по запаху различные живые и неживые объекты:

– сравниваем качества запаха (резкий, нежный, приятный, неприятный и т. д.).

3. Осязание:

– горячий – холодный:

– сухой – мокрый:

– твердый – мягкий:

– тонкий – толстый и т. д.

Труд в природе.

Из всех видов трудовой деятельности, доступной ребенку – дошкольнику, наиболее ценной является работа в природе. Наряду с положительным влиянием солнца, свежего воздуха большое значение имеют и движения на воздухе и сама близость с природой, которая всегда возбуждает эмоции, обостряет и активизирует деятельность анализаторов. Благодаря всему этому повышается жизнедеятельность детского организма, укрепляется его здоровье.

Совместная, дружная и результативная работа способствует развитию коллективизма и чувства ответственности за общее дело, доставляет детям много удовольствия и радости. В труде они приобретают необходимые навыки и умения, учатся быть самостоятельными, ориентироваться в окружающей обстановке.

Задачи трудового обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте включают в себя формирование положительного отношения к труду взрослых, стремление оказать им посильную помощь, уважение и интерес к результатам труда.

Работая с детьми с нарушениями зрения, надо учить их быть организованными в труде, прививать им навыки планирования трудовых действий и умения действовать в соответствии с планом.

Основным методом коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения является поэтапный показ способов и последовательности действий с одновременным выполнением их детьми. Действия формируются по показу, образцу и на более поздних периодах – по словесному пояснению и инструкциям.

В процессе трудовых действий развиваются зрительные способности, формируются предметные образы и предметно-практические действия.

Сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра является наиболее ранним видом игровой деятельности дошкольников. На ее основе развиваются остальные виды игр. Наибольшее значение для развития ребенка с нарушением зрения приобретает игра, становясь основной формой не только развития, но и коррекция детской деятельности. Играя, дети учатся отображать жизнь взрослых, у них формируются такие умения, с помощью которых дети с нарушениями зрения самоутверждаются в среде сверстников. Велика роль игры в воспитании нравственных чувств и привычек, в развитии черт общности, формировании положительного отношения к труду людей, событиям общественно-трудовой жизни страны.

В игре имеется возможность влияния на черты характера ребенка. При этом важно обеспечить благоприятные условия для комфортного ощущения ребенка в игре: достаточную эмоциональную насыщенность, активность, разнообразное двигательное содержание, чередование игр большой активности с играми более спокойными.

Коррекционная работа:

• наблюдения за деятельностью взрослых;

• проигрывание отдельных ролевых ситуаций;

• объединение знакомых ситуаций в единый сюжет;

• слияние словесных представлений с конкретными действиями, признаками, свойствами и явлениями общественной окружающей жизни;

• отображение увиденного в игре;

• использование предметов-заместителей;

• преодоление недостатков развития личности.

Подвижная игра.

Красота природы, чистый свежий воздух, солнце – все это оказывает благотворное влияние на нервную систему детей, укрепляет их организм.

Подвижная игра одно из основных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплектность воздействия на организм и на все стороны личности: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Для детей с нарушениями зрения игра является важнейшей самостоятельной деятельностью и имеет большое значение не только для физического, но и психического развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.

Самостоятельная деятельность детей.

Для эффективного проведения прогулок необходимо создать условия и для самостоятельной деятельности детей. Помимо установленного оборудования участка, следует выносить дополнительный выносной материал, который будет служить целям закрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, а так же даст возможность тренировать наблюдательность детей, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Это различные наборы сказочных персонажей, знакомые игрушки, кукольная посуда, формочки, обручи, кегли, кольца и т. д. Прогулкиорганизованные в соответствии с вышеизложенными рекомендациями, способствуют не только решению разнообразных воспитательно-образовательных задач, но и являются эффективным средством коррекционно-восстановительной работы с детьми с нарушениями зрения в условиях специализированного детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика для глаз - многофункциональный метод коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.

В статье представлен практический материал - тексты и комплексы гимнастик, а так же рекомендации: какие упражнения и с какой целью нужно включать в комплексы гимнастики для глаз.Статья будет интересна...

Гимнастика для глаз - многофункциональный метод коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.

гимнастики для глазВ настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества людей, страдающих нарушениями зрения. Всё чаще аномалии зрения встречаются у детей. У части из них данные нарушения –...

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения. ХРЕСТОМАТИЯ

В хрестоматии представлены материалы, посвящённые вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями зрения. Сборник включает в себя три раздела: особенности развития детей с нарушениями зрения; метод...

"Современные методы работы с детьми с нарушениями зрения"

Обучение и воспитание в детских садах для детей с нарушениями зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений, осуществлению лечебно-восстановительной работы по исправлению на...

Мастер-класс: «Эффективные способы организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в дошкольной организации . Картотеки дидактических игр и упражнений»

В рамках Педагогического марафона "Основные содержательные линии воспитания и образования "От рождения до школы"...

Консультация для воспитателей "Игра и её коррекционно-развивающее значение для работы с детьми с ОВЗ"

Консультация предназначена для воспитателей, педагогов дополнительного образования и гувернеров...