"Современные методы работы с детьми с нарушениями зрения"
статья по коррекционной педагогике по теме

Ильина Ольга Евгеньевна

Обучение и воспитание в детских садах для детей с нарушениями зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений, осуществлению лечебно-восстановительной работы по исправлению нарушений зрения, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. Таким образом, разработка и создание новых методов для активизации зрительной функции у детей с нарушенным зрением является одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы в детских садах с нарушением зрения, в связи, с чем избранная тема является актуальной. Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы. Использование компьютерных обучающих игр и программ является эффективным методом лечения, коррекции и профилактики зрительной патологии. Компьютерные игры, используемые педагогами, направлены, прежде всего, на обучение и развитие дошкольников. Выявлено, что посредством обучающих компьютерных программ у детей с нарушением зрения развиваются умения и навыки, необходимые для лечебно-профилактических мероприятий с применением офтальмологической аппаратуры. Игровые компьютерные программы, применяемые в процессе медико-педагогической реабилитации, имеют большое значение для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Развитие указанных навыков вызывают разнообразные перемещения изображений на экране компьютера, за которыми ребенок следит глазами. Правильность решения игровой задачи зависит от того, как быстро ребенок сможет научиться движениями нужной клавиши (щелчком нужной кнопки мыши) провести изображение на экране в нужном направлении. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация. Свою эффективность подтвердили программы, в которых при помощи курсора можно нарисовать любую фигуру или картинку. Такие компьютерные программы как «Relax!» и игровые стимуляторы «Тир», «Погоня», «Крестики» и «Паучок» развивают не только восприятие, но и воображение детей, а также совершенствуют зрительно-моторную координацию – система «Глаз – рука». Широкое распространение на практике получили специальные программы для развития ориентировки в пространстве (например, «Ну погоди», а так же игры по типу лабиринтов). Одним из инновационных методов ранней коррекции и компенсации вторичных отклонений у дошкольников со зрительной патологией является коллажная техника. Коллаж (приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д. Этот метод является одним из наиболее эффективных методов развития зрительного восприятия и навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушенным зрением и вызывает у них особый интерес. Также необходимо отметить такой метод коррекции зрительного восприятия у дошкольников с нарушенным зрением как конструирование. Конструирование как вид продуктивной деятельности дошкольников с нарушенным зрением способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (форма, цвет, размер), манипулирование материалом для конструирования в большей степени, чем другие виды деятельности, способствует становлению графо-моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений. Помимо традиционных методик конструирования используют и ЛЕГО-технологии. ЛЕГО-конструирование – это вид моделирующей, творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной игры. ЛЕГО используется также в процессе диагностики ребенка, так как свободная конструктивно-игровая деятельность детей с ЛЕГО позволяет быстрее установить контакт между педагогом и детьми и полнее раскрыть особенности ребенка, установить уровень его коммуникативности. Рассмотрим один из видов технического конструирования-стендовое моделирования. Стендовое моделирование – это создание масштабированных копий различных реальных предметов, причем подобная модель, в отличие от действующих моделей, максимально точно и во всех деталях копирует именно внешний вид предмета. Стендовое моделирование известно с древних времен. Еще задолго прежде чем построить здание делали его прототип в масштабе. Материалы применялись самые разнообразные. Широко применялись глина и дерево. Древние египтяне делали прототипы кораблей, которые потом изготавливали уже в реальных размерах. Моделирование имеет большое значение в развитии ребят. Во-первых, идет развитие тонкой моторики, во-вторых логических умственных цепочек, развитие эстетики и композиционных решений. Применяются такие материалы, как пластмасса, картон, металл и дерево. Таким образом, педагогическое изучение детей с нарушенным зрением, анализ состояния их знаний и практических умений, дает основание считать, что в процессе обучения и воспитания в зависимости от применения разнообразных методов лечения, коррекции и профилактики зрительной патологии недостатки развития компенсируются и корригируются.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

Обучение и воспитание в детских садах для детей с нарушениями зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений, осуществлению лечебно-восстановительной работы по исправлению нарушений зрения, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи.  Таким образом, разработка и создание новых методов для активизации зрительной функции у детей с нарушенным зрением является одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы в детских садах с нарушением зрения, в связи, с чем избранная тема является актуальной.

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.

В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

Использование компьютерных обучающих игр и программ является эффективным методом лечения, коррекции и профилактики зрительной патологии.

Компьютерные игры, используемые педагогами, направлены, прежде всего, на обучение и развитие дошкольников. Выявлено, что посредством обучающих компьютерных программ у детей с нарушением зрения развиваются умения и навыки, необходимые для лечебно-профилактических мероприятий с применением офтальмологической аппаратуры. Игровые компьютерные программы, применяемые в процессе медико-педагогической реабилитации, имеют большое значение для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Развитие указанных навыков вызывают разнообразные перемещения изображений на экране компьютера, за которыми ребенок следит глазами. Правильность решения игровой задачи зависит от того, как быстро ребенок сможет научиться движениями нужной клавиши (щелчком нужной кнопки мыши) провести изображение на экране в нужном направлении. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.

Свою эффективность подтвердили программы, в которых при помощи курсора можно нарисовать любую фигуру или картинку. Такие компьютерные программы как «Relax!» и игровые стимуляторы «Тир», «Погоня», «Крестики» и «Паучок» развивают не только восприятие, но и воображение детей, а также совершенствуют зрительно-моторную координацию – система «Глаз – рука».  Широкое распространение на практике получили специальные программы для развития ориентировки в пространстве (например, «Ну погоди», а так же игры по типу лабиринтов).

Одним из инновационных методов ранней коррекции и компенсации вторичных отклонений у дошкольников со зрительной патологией является коллажная техника.  Коллаж (приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.

Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.

Этот метод является одним из наиболее эффективных методов развития зрительного восприятия и навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушенным зрением и вызывает у них особый интерес.

Также необходимо отметить такой метод коррекции зрительного восприятия у дошкольников с нарушенным зрением как конструирование.

Конструирование как вид продуктивной деятельности дошкольников с нарушенным зрением способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (форма, цвет, размер), манипулирование материалом для конструирования в большей степени, чем другие виды деятельности, способствует становлению графо-моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.

Помимо традиционных методик конструирования используют и ЛЕГО-технологии. ЛЕГО-конструирование – это вид моделирующей, творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной игры. ЛЕГО используется также в процессе диагностики ребенка, так как свободная конструктивно-игровая деятельность детей с ЛЕГО позволяет быстрее установить контакт между педагогом и детьми и полнее раскрыть особенности ребенка, установить уровень его коммуникативности.

Рассмотрим один из видов технического конструирования-стендовое моделирования. Стендовое моделирование – это создание масштабированных копий различных реальных предметов, причем подобная модель, в отличие от действующих моделей, максимально точно и во всех деталях копирует именно внешний вид предмета.

Стендовое моделирование известно с древних времен. Еще задолго прежде чем построить здание делали его прототип в масштабе. Материалы применялись самые разнообразные. Широко применялись глина и дерево. Древние египтяне делали прототипы кораблей, которые потом изготавливали уже в реальных размерах. Моделирование имеет большое значение в развитии ребят. Во-первых, идет развитие тонкой моторики, во-вторых логических умственных цепочек, развитие эстетики и композиционных решений.

Применяются такие материалы, как пластмасса, картон, металл и дерево.

Таким образом, педагогическое изучение детей с нарушенным зрением, анализ состояния их знаний и практических умений, дает основание считать, что в процессе обучения и воспитания в зависимости от применения разнообразных методов лечения, коррекции и профилактики зрительной патологии недостатки развития компенсируются и корригируются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика для глаз - многофункциональный метод коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.

В статье представлен практический материал - тексты и комплексы гимнастик, а так же рекомендации: какие упражнения и с какой целью нужно включать в комплексы гимнастики для глаз.Статья будет интересна...

Гимнастика для глаз - многофункциональный метод коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.

гимнастики для глазВ настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества людей, страдающих нарушениями зрения. Всё чаще аномалии зрения встречаются у детей. У части из них данные нарушения –...

Мастер-класс «Методы и приёмы индивидуальной работы с детьми с нарушенным зрением»

Мастер-класс будет полезен педагогам, работающим с детьми, которые имеют нарушения зрения....

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Презентация "Современные образовательные технологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения в условиях комбинированных групп ДОУ"

Система образования усложняется, возрастают требования к развитию интеллектуальных, творческих способностей детей, а также к усовершенствованию коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер напра...

Консультация для воспитателей: «Организация прогулок посредством коррекционных приемов и методов работы с детьми с нарушениями зрения»

Организация прогулок имеет важное значение для всестороннего развития ребенка. В группах для детей с нарушениями зрения прогулка проводится с помощью специальных методов и приемов....