Развитие речи у детей с РАС
консультация по коррекционной педагогике

Самсонова Ирина Владимировна

Патологии речи у детей с диагнозом РАС – очень распространенная проблема, с которой приходят к логопедам. Причем нарушения могут проявляться в различной степени и разных формах, а могут сочетаться между собой, создавая комплексное нарушение речи. Из типичных симптомов можно выделить трудности установления контакта и коммуникации, монотонность поведенческих факторов, ЗРР, алалия, эхолалия, штамповая речь и слабый невербальный функционал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ras_razvitie_rechi.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у детей с РАС

Консультация для родителей

Подготовила учитель-логопед Самсонова И. В.

 

Развитие речи у детей с РАС

Нарушение речи у детей с аутизмом – это неизбежное следствие, к которому приводит патология. Поэтому коррекционная работа по формированию речевых навыков должна начинаться с развития мозга, в особенности тех его участков, которые отвечают за коммуникативный навык и когнитивные функции.

Для запуска речи у детей с РАС коррекционные занятия должны быть направлены на:
Стимуляцию мозговой активности.
Облегчение восприятия новой информации.
Проявление интереса к окружающему миру.
Социализацию в обществе.
Нейтрализацию агрессии.
Развитие невербальной речи, речевого дыхания и артикуляционного аппарата.

В коррекционной работе с ребенком также важно создать эмоционально-положительный настрой, направленный на коммуникативное взаимодействие. Необходимо простроить работу таким образом, чтобы малыш регулярно переживал приятные эмоции, устанавливал эмоциональный контакт со взрослым, получал достаточное количество сенсорной информации и через игру познавал новые социальные смыслы.

Более того, и в коррекционной работе со специалистами, и в домашних условиях необходимо делать упор на развитие всех органов чувств. Для этого подбираются различные сенсорные игры (зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые). Подходят игры с красками, водой, звуками и ритмами, сыпучими и пластичными материалами, а также с продовольствием (для развития органа вкуса).

Таким образом, развитие речи ребенка с РАС должно иметь комплексное воздействие, направленное на работу всех мозговых функций.

 

Игры на развитие речи у детей с РАС

Формирование невербальной коммуникации (игры на изучение жестов) Родитель делает – малыш повторяет.
Например:
«На» (предложить что-то) – протяните раскрытую ладонь.
«Дай» (просить что-то) – несколько раз сожмите пальцы раскрытой ладони в кулак.
«Да» (согласиться с чем-то) – несколько раз кивните вверх-вниз.
«Нет» (отрицать что-то) – несколько раз помотайте головой влево-вправо.
«Там» (указать на что-то) – покажите указательным пальцем на предмет.
«Сюда» (подозвать к себе) – взмахните ладонью по направлению к себе.
И так далее.

Игры на развитие речевого дыхания
Например:
1. Предложите ребенку понюхать что-то. Для этого упражнения подойдет всё, что есть под рукой: кофейные зерна, цветы, фрукты, сладости и т.д. Предложите сделать глубокий вдох через нос и во время выхода произнести шёпотом «а-а-а».

2. Запотевшее зеркало. Предложите малышу сделать глубокий вдох, а затем выдохнуть ртом на зеркало, от чего оно запотеет.

3. Листики. Соберите немного березовых листьев, положите на ровную поверхность в 2 линии и установите стоп-линию. Предложите ребенку подуть на одну из линий, а затем устройте соревнования, чьи листики быстрее «доберутся» до финиша с помощью потока воздуха. Вместо листьев можно использовать конфетти или шарики из ваты.

4. «Бульки». Для этого упражнения понадобится стакан с питьевой водой и коктейльная трубочка. Предложите малышу подуть в трубочку, чтобы образовались пузырьки воздуха. Покажите, как от силы выдоха увеличиваются пузырьки.

5. Предложите надуть воздушный шарик или мыльные пузыри.

Игры на развитие артикуляционного аппарата

Для мимических мышц: поднимание бровей (вместе и по очереди), закрывание и открывание глаз (вместе и по очереди), сморщивание лба, носа, подбородка. Также предложите повторить эмоции. Покажите, как выглядит радость, грусть, гнев и т.д. Развивайте мимику.

Для пассивной гимнастики языка: выводить язык из ротовой полости вперед и втягивать назад, поднимать вверх к нёбу и опускать вниз, упираться языком в щёки (влево-вправо), делать «трубочку».

Для пассивной гимнастики губ: сделать губы для поцелуя (как у рыбки), широко улыбнуться с закрытым ртом, поднимать верхнюю губу и опускать нижнюю, создавать различные уклады губ, необходимые для произнесения букв.

Игры на развитие органов чувств:

1.    Предложите малышу постучать по чему-либо. Например, ложкой по кастрюле. Проговорите, какой звук вы слышите. Покажите, что можно создать ритм.

2.    Предложите ребенку несколько разных на ощупь материалов. Трогайте их и проговаривайте, какой предмет на ощупь.

3.    Предложите ребенку несколько любых предметов, пусть запомнит их наличие. Затем уберите любой предмет, малыш должен найти «пропажу».

4.    Нарежьте кружочки или квадратики из разных материалов (мех, ткань, картон, фольга, белый лист бумаги, целлофан, салфетка и пр.) по 2 штуки каждого и смешайте. Предложите ребенку распределить их по парам.

5.    Положите в стаканчики разные пищевые продукты и предложите ребенку определить по запаху, что находится в каждом стакане. Проговаривайте, какой запах сейчас чувствует ребенок, что это, для чего применяется и т.д.

6.    Пробуйте вкусы. Предложите, например, дольку мандарина, кусочек яблока, глоток молока. Также проговаривайте, какой вкус сейчас чувствует ребенок.

7.    Речевые требования. Просите ребенка выполнять простые просьбы. Например, сесть на стульчик, поднять руку, прыгнуть и т.д.

Обязательно добавляйте занятия по рисованию, лепке, аппликации. Конечно, развитию детей с РАС необходимо уделять много внимания, а любое времяпрепровождение должно проходить с пользой. Помимо регулярных занятий в домашних условиях не пренебрегайте посещением специалистов. Как правило, даже один пройденный курс с логопедом или нейропсихологом показывают положительную динамику в развитии у малышей с РАС.

Совет родителям от детского логопеда

Если у Вашего малыша стоит диагноз РАС, придерживайтесь основных незамысловатых правил. Это поможет Вам заинтересовать ребенка, создать бóльший контакт и периодически выводить его на непродолжительную коммуникацию.

1. Играйте. Дети учатся и познают мир через игру. Через неё же они обучаются речи. Пробуйте разные игры, чтобы определить, от каких Ваш ребенок получает максимальное удовольствие. Старайтесь также вводить игры, направленные на социальное взаимодействие, например, пение, рисование, сюжетно-ролевые сценки. Во время игр находитесь рядом с ребенком, чтобы он слышал и видел Вас.

2. Говорите с ребенком как можно чаще и, желательно, на одном языке. Повторяйте за ним его действия, подражайте звукам, которые он издает. Это вызовет доверие и поспособствует взаимодействию, улучшит коммуникацию и выведет на диалог.

3. Используйте визуалы. Разъясняйте ребенку с помощью визуальных составляющих: картинок, жестов, мимики. Зрительные контакты создают основу для развития речи.

4. Создайте «личное» пространство. Несмотря на регулярные упражнения по созданию коммуникации, также важно предоставлять ребенку возможность говорить и делать то, что хочет он сам.

5. Выдерживайте паузы. Когда Вы задаете вопрос или видите, что Ваш ребенок хочет что-то, не нужно понимать его с полуслова и выполнять любое желание в ту же секунду. Дайте ему возможность выразить свое желание словом или жестом.

6. Спрашивайте. Вопросы — это стандартный прием, подтверждающий, что ребенок понял сказанное. При этом не задавайте сложных вопросов, ограничьтесь базовыми.

7. Говорите много, но просто и медленно. Не нужно говорите сложными предложениями, постарайтесь максимально упростить свою речь. Следите за артикуляцией – хорошо, если ребенок будет видеть Ваши губы. Это поможет ему понимать, что Вы говорите, а затем – подражать Вашей речи. Если ребенок еще не говорит, пробуйте произносить слова по отдельности.

8. Хвалите ребенка. Часто и много. За каждый маленький успех, за внимание, даже если по итогу ему что-то не удалось.

9. Будьте гибкими. Помните о том, что дети непостоянны. Различные виды поведения могут указывать или быть причиной переутомления или замешательства. Умейте сократить или облегчить задание. Старайтесь проявлять терпение. Помните, что ласка и забота мамы – самое важное для малыша, особенно в период раннего развития.

РАС — это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами, которое поддается коррекции при правильном и своевременном воздействии. Ранняя диагностика речевых нарушений и их коррекция позволят ребенку овладеть основными формами коммуникативного поведения и научат приспосабливаться к требованиям современного общества. Вот почему родителям следует быть очень внимательными к своему ребенку с первых дней его жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...