Развитие познавательной активности детей с ОВЗ в условиях реализации требований ФГОС
статья по коррекционной педагогике
В качестве основного принципа в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, рассматривается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности детей с ОВЗ в условиях реализации требований ФГОС
Автор: Коннова Ирина Николаевна
Воспитатель ГБДОУ «Детский сад № 17 «Ручеек»
Г. Нижний Новгород
В качестве основного принципа в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, рассматривается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован образовательный процесс, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности. Совершенно очевидно, что результат познавательной активности тогда выше, когда налицо психологически и педагогически правильное и наиболее целесообразное соединение в этом процессе активности педагога и ребенка.
Литвиненко С.В. обозначает важнейшие методологические принципы развития познавательной активности дошкольников:
Принцип уникальности личности ребенка – индивидуально–ориентированное образование, направленное на сохранение индивидуальности ребенка.
Принцип открытости педагога – способность к уважению и принятию личности ребенка, его свободы.
Принцип природосообразности и творчества – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для творческого саморазвития, самовыражения каждого участника образовательного процесса.
Принцип деятельностного подхода и общения – ребенок познает мир, приобретает опыт и знания, развивается в процессе образовательно-игровой деятельности и общения.
Принцип развивающего содержания образовательно-игровой деятельности - содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским, проектным, предоставлять возможность для свободного творчества ребенка.
Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание и вид образовательно-игровой деятельности, возможность проявлять самостоятельность и инициативу.
Принцип среды развивающего типа – познавательная активность развивается, если ребенка окружает благоприятная в своих пространственно-предметном, социальном и организационно-технологическом компонентах образовательная среда.
Принцип мастерства педагога – его творческий потенциал, профессионализм, умение общаться с детьми, создавать развивающую среду.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста происходит постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.
Работая с теми детьми, которые имеют особые образовательные потребности (потребности в образовании) и нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи, сталкиваюсь с проблемой развития познавательной сферы. Это в наибольшей мере связано с тем, что у детей с ОВЗ мыслительная деятельность характеризуется сниженной познавательной активностью, конкретностью, элементами инфантильности и стереотипности, хаотичностью, импульсивностью или замедленностью мыслительных действий, преобладанием интуитивного компонента мышления, недостаточной степенью сформированности основных мыслительных операций. Поэтому для детей с ОВЗ важным в познавательном развитии являются не просто обогащение представлений об окружающем, а развитие познавательной активности и самостоятельности. В связи с этим возникает необходимость создания специальных условий и применения эффективных методов и приемов развития познавательной активности дошкольников с ОВЗ.
1. Использование игровых сказочных персонажей; в более старшем возрасте – использование сказочных и занимательных сюжетов (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т.д.).Занимательность содержания позволяет удовлетворить потребность ребенка в новых впечатлениях. И чем разнообразнее и интереснее содержание, тем больше новой информации хочет получать ребёнок, и тем быстрее и полноценнее он развивается. Кроме того, занимательное содержание позволяет избежать интеллектуальной пассивности детей, возникающей вследствие отсутствия интереса к изучаемому явлению. Говоря о занимательном содержании, важно не забывать о том, что знание, которое приобретает ребенок, должно носить положительную эмоциональную окраску, для того, чтобы вызывать отклик у ребенка, любопытство, интерес. Оно, с одной стороны, должно быть близким и понятным для дошкольника, а с другой расширять его знания об уже знакомых предметах, раскрывая новые свойства и взаимосвязи.
2. Экспериментирование. В процессе экспериментов дошкольники должны познакомиться с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.; с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их изменения (скорость, направление, траектория и др.); с некоторыми физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество и др.). При этом необходимо поощрение познавательной активности и самостоятельности детей (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т. п.). В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Что будет, если?», почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
3. Компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно- коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более распространённым, так как позволяет средствами мультимедиа в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развивать познавательную активность, высшие психические функции детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
Для обеспечения достаточно устойчивых интересов дошкольников необходимы следующие педагогические условия: создание обогащенной предметно-пространственной среды начала развития интереса; организация познавательного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности; формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности; создание проблемно-поисковых ситуаций; включение занимательности в содержание; стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса, постепенное усложнение содержания задач, стимулирование к самостоятельной поисковой деятельности и проявлению максимальной умственной активности и самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач....
Тезисы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
В статье представлены тезисы, раскрывающие понятие познавательного развития по ФГОС ДО. Показана обоснованность выбора проектной деятельности как средства развития познавательной активности. Дано опре...
Самообразование "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО."
Материал по самообразованию...
Статья "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС посредством проектов"
Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе...
Статья "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС посредством проектов"
Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе...
Самообразование «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Изучение научной литературы по данной теме и создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, как основы интеллектуально-личностного, творческого ра...
Развитие познавательной активности детей с ОВЗ в условиях реализации требований ФГОС
Для детей с ОВЗ важным в познавательном развитии являются не просто обогащение представлений об окружающем, а развитие познавательной активности и самостоятельности....