Развитие познавательной активности детей с ОВЗ в условиях реализации требований ФГОС
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Юлия Николаевна Куманяева

  Для детей с ОВЗ важным в познавательном развитии являются не просто обогащение представлений об окружающем, а развитие познавательной активности и самостоятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности детей с ОВЗ в условиях реализации требований ФГОС

В качестве основного принципа в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, рассматривается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован образовательный процесс, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности. Совершенно очевидно, что результат познавательной активности тогда выше, когда налицо психологически и педагогически правильное и наиболее целесообразное соединение в этом процессе активности педагога и ребенка.

Литвиненко С. В. обозначает важнейшие методологические принципы развития познавательной активности дошкольников :

Принцип уникальности личности ребенка – индивидуально–ориентированное образование, направленное на сохранение индивидуальности ребенка.

Принцип открытости педагога – способность к уважению и принятию личности ребенка, его свободы.

Принцип природосообразности и творчества – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для творческого саморазвития, самовыражения каждого участника образовательного процесса.

Принцип деятельностного  подхода и общения – ребенок познает мир, приобретает опыт и знания, развивается в процессе образовательно-игровой деятельности и общения.

Принцип развивающего содержания образовательно-игровой деятельности - содержание обучения и воспитания должно бытьразвивающим, проблемным, поисково-исследовательским, проектным, предоставлять возможность для свободного творчества ребенка.

Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание и вид образовательно-игровой деятельности, возможность проявлять самостоятельность и инициативу.

Принцип среды развивающего типа – познавательная активность развивается, если ребенка окружает благоприятная в своих пространственно-предметном, социальном и организационно-технологическом компонентах образовательная среда.

Принцип мастерства педагога – его творческий потенциал, профессионализм, умение общаться с детьми, создавать развивающую среду.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста происходит постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Работая с теми детьми, которые имеют особые образовательные потребности (потребности в образовании) и нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи, сталкиваюсь с проблемой развития познавательной сферы.  Для детей с ОВЗ важным в познавательном развитии являются не просто обогащение представлений об окружающем, а развитие познавательной активности и самостоятельности. В связи с этим возникает необходимость создания специальных условий и применения эффективных методов и приемов развития познавательной активности дошкольников с ОВЗ.

Методы:

1. Использование игровых сказочных персонажей; в более старшем возрасте – использование сказочных и занимательных сюжетов (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданийигры-развлечения т. д.). Занимательность содержания позволяет удовлетворить потребность ребенка в новых впечатлениях. И чем разнообразнее и интереснее содержание, тем больше новой информации хочет получать ребёнок, и тем быстрее и полноценнее он развивается. Кроме того, занимательное содержание позволяет избежать интеллектуальной пассивности детей, возникающей вследствие отсутствия интереса к изучаемому явлению. Говоря о занимательном содержании, важно не забывать о том, что знание, которое приобретает ребенок, должно носить положительную эмоциональную окраску, для того, чтобы вызывать отклик у ребенка, любопытство, интерес. Оно, с одной стороны, должно быть близким и понятным для дошкольника, а с другой расширять его знания об уже знакомых предметах, раскрывая новые свойства и взаимосвязи.

2. Компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно - коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более распространённым, так как позволяет средствами мультимедиа в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развивать познавательную активность, высшие психические функции детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

    3. Экспериментирование. В процессе экспериментов дошкольники должны познакомиться с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др. ; с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их изменения (скорость, направление, траектория и др.); с некоторыми физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество и др.).

Хочу немного остановиться на одном из методов. Это экспериментирование.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Познавательно - исследовательская деятельность у нас проходит один раз в неделю. В условиях группы я использую только элементарные опыты и эксперименты ( слайд 1)

Их элементарность заключается:

• во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

• во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

• в - третьих, они безопасны;

• в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в нашей группе создан уголок экспериментирования, расположила я его в уголке природы. Уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами (слайд 2)

К уголку у детей свободный доступ, где дети могут превращаться в «ученых», которые проводят эксперименты, опыты, наблюдения по разной тематике, таким образом, расширяя свои познания в исследовательской деятельности. (слайд 3)

1. Тара. Все, в чем хранятся материалы и образцы. В большинстве своём баночки, коробочки и бутылочки.

2. Коллекция природных материалов. Здесь мы используем все, что нас окружает (крупы, образцы грунта: песок, садовая почва, ракушки и т. д.). У нас есть камни интересных форм и расцветок, живые комнатные цветы.

Цели, которые я преследую при экспериментировании:

• Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворяя детскую любознательность.

• Развивать у детей познавательные способности (анализ, классификация, сравнение, обобщение);

• Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно –исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата.

• Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Результаты тоже должны быть ощутимыми. Чего же именно добиваемся мы, проводя такие необычные и интересные занятия в своей группе? Итог нашего педагогического процесса должен быть следующим: у детей улучшается речь, они используют больше слов в своем активном словаре.

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию мы начинаем проводить с младшей группы. В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов (слайд 4)

С помощью игровых персонажей мы предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. В младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ (слайд 5,6)

Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.

Подводим детей к пониманию таких природных явлений, как дождь.

После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится.

Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты.

Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое

• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.

• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

Провели простейший опыт с водой: - «Почему осенью бывает грязно?»

Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно (слайд 7)

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Детям нравятся занятия, на которых вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать ( слайд 8)

У детей  появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность  ребёнка быстро затухает.  Познакомили детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода, показали взаимосвязь с живой природой . (слад 9)

Для этого использовали следующие опыты:

• превращение воды в лёд.(слад 10)

• превращение льда в воду.(слад 11)

Так же с детьми исследуем и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, пробуем делать пену и пр.

Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели ряд опытов: (слад 12)

- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)

- можно ли поймать воздух? (слад 13)

- может ли воздух быть сильным?

- движение воздуха.

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух  нужен  для дыхания  всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Предложили детям слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему.

Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.

Постепенно используя подобранный материал детям удаются и нравятся игры - опыты с песком («Сыплется – не сыплется»«Лепится – не лепится», с водой («Плавает?»«Что быстрее утонет?»).

Исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.

Так же в процессе экспериментирования стимулируем детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы  : что мы делали? что мы получили? почему? Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым.

Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности.

С помощью небольших стишков,  они очень просты и легко запоминаются:

С песком:

Если сыплешь ты песок –

Рядом веник и совок.

С водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду –не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук –друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

Со стеклом:

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, Брат-совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

По окончании работы:

Ты работу завершил?

Все на место положил?

Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как с взрослыми, так и со сверстниками. После каждого эксперимента приучаем детей к самостоятельности при уборке рабочего места.

Работа с родителями

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, провели анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовали консультационный день для родителей на темы «Экспериментальная деятельность дома», «Как помочь маленькому исследователю»«Занимательные опыты на кухне».  Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).

Педагоги привлекают родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Я уверена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач....

Тезисы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

В статье представлены тезисы, раскрывающие понятие познавательного развития по ФГОС ДО. Показана обоснованность выбора проектной деятельности как средства развития познавательной активности. Дано опре...

Статья "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС посредством проектов"

Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе...

Статья "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС посредством проектов"

Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе...

Самообразование «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Изучение научной литературы по данной теме и создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, как основы интеллектуально-личностного, творческого ра...

Развитие познавательной активности детей с ОВЗ в условиях реализации требований ФГОС

В качестве основного принципа в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, рассматривается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в...