Буклет артикуляционной гимнастики для родителей. На разные группы речевых нарушений( для межзубного симатизма, бокового сигматизма, растяжения уздечки, общая)
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Федотова Наталия Григорьевна

Буклет артикуляционной гимнастики для родителей.

На разные группы речевых нарушений( для межзубного сигматизма, бокового сигматизма, растяжения уздечки, общая).

Для каждого ребёнка - индивидуально. Обложка -одна.С возможностью подписать имя ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/08/29/s_5d6812dc4d694/img1.jpg

Группа «Малинка»

_____________________________

                                                                                                                                                          2022 г.



Предварительный просмотр:

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно,                          Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

 чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.                                   Не следует предлагать детям более 3 -4    упражнений за раз.

-«Заборчик»

широко улыбнуться, верхняя губа максимально поднята, нижняя опущена, зубы сомкнуты. Удерживать положение на счет до 10.

-«Бегемот»

 широко открыть рот, удерживать положение на счет до 10.

-«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка

 цокает копытами»).

- «Грибок»

Улыбнуться ,приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

-«Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

 Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую

 щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

Вкусное варенье»

 Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот.

-«Обезьянка»

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

-«Дятел»

Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком  «Д-Д-Д». Стучать язычком  7 – 15 секунд (на весь выдох).

-«Бульдог»

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

-«Иголочка»

 Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

-«Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

-«Покусаем язычок»

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.



Предварительный просмотр:

Артикуляционные упражнения для   коррекции

 бокового сигматизма свистящих и шипящих звуков.

 

-Пропевание песенок : б-б-б-б – и при этом перебор указательным пальцем губ.

-Почесывание губ (нижней губы-верхними зубами и наоборот).

Достаточно 20 – 30 минут тренировки в день дома под контролем родителей для закрепления результата.

Все упражнения ребёнку знакомы.

- Дуть через трубочку в стакан с водой, мыльные пузыри.

- упражнение «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.  Язык во рту. Удерживать его при открытом рте в течение 5 – 10 секунд.  Затем усложняем упражнение: «Не разбей чашечку». Медленно выдвигаем вперёд (удерживаем 3-5 секунд) чашечку и задвигаем обратно в рот (также удерживаем 3-5 секунд), не разрушая «чашечки».

- упражнение «Лошадка». Цокаем, щёлкаем кончиком языка наверху.

- Медленное открывание и закрывание рта – упражнение  «Бегемот».

- упражнение  «Улыбка-забор - трубочка».

- упражнение «Толстушки-худышки» : надувание и втягивание щек (одновременно, поочередно).

- Произнесение звука [п-п-п] при выходе воздуха через сжатые губы.

- упражнение «Блинчик» - шлепать по языку губами-па-па;

зубами та-та; 

- Язык сворачивать в трубочку, и дуть .Губы сжаты как при произнесении звука О.

- упражнение «Дотянись до носа». Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу ,и опустить к верхней губе.

 Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.



Предварительный просмотр:

Упражнения при межзубном сигматизме (с, сь, з. зь, ш, щ, ц, ж.)                                       Выполнять ежедневно комплекс от 3 – до 10 раз.

Сомкнуть губы, чуть вытянуть их вперёд. Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Чистим верхние зубки» (с внутренней стороны).

«Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении в течение 5-10 секунд.

«Чашечка». Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Язык во рту. Удерживать его при открытом рте в течение 5 – 10 секунд.  Затем усложняем упражнение: «Не разбей чашечку». Медленно выдвигаем вперёд (удерживаем 3-5 секунд) чашечку и задвигаем обратно в рот (также удерживаем 3-5 секунд), не разрушая «чашечки».

«Бульдог». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении в течение 5-10 секунд.

«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно повторяя: «Д-д-д», «Т-т-т», «Дын-дын-дын» («звоночек») или «Т-д, т-д» («скачет лошадка»).

«Чертим кружок».  Рот закрыт. Язык медленно движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (направление по часовой стрелке, а затем в противоположную сторону).

«Лошадка». Цокаем, щёлкаем кончиком языка наверху.

«Покусаем язык»: зубки покусывают кончик, затем середину языка, язык продвигается вперёд – назад.

«Иголочка». Открыть рот, язык высунуть, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны).

Достаточно 20 – 30 минут тренировки в день дома под контролем родителей для закрепления результата.

Все упражнения ребёнку знакомы.



Предварительный просмотр:

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка      

1. При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но
в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.
2. Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к   пределу возможного.
3. Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически
тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть - дайте ему отдых.

«Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.
Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не
подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Грибок»
Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен
подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то
можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании
тренируется нужное движение языка.
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу.

«Гармошка»
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая
язык, открывать и закрывать рот.

«Дятел »
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-ДД. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать.
Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы
этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной не более  1 см .
(палочка  не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо
от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.


«Дотянись до носа»
Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу 1
опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя
челюсть были неподвижны.

«Котёнок»
На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и
предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать
мороженое.
Достаточно 20 – 30 минут тренировки в день дома под контролем родителей для закрепления результата.

Все упражнения ребёнку знакомы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Артикуляционная гимнастика" в помощь родителям

Прежде, чем приступить к выполнению Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, усто...

Буклет "Артикуляционная гимнастика (общий комплекс)"

В буклете представлен общий комплекс артикуляционной гимнастики для развития мышц артикуляционного аппарата....

Семина-практикум для воспитателей: «Использование артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики в работе педагога для преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Материал предназначен для педагогов-дошкольников. Как правильно и поэтапно использовать в работе с детьми артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику для преодоления речевого нарушения у де...

Артикуляционная гимнастика-основа правильного звукопроизношения и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Дефекты звукопроизношения, возникнув  в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Поэтому наиболее актуальным  является воспитание чистой ...

Артикуляционная гимнастика для родителей детей с речевыми нарушениями

Аннотация к мастер-классу для родителей на тему "Артикуляционная гимнастика"...

Буклеты "Артикуляционная гимнастика по подготовки к сонорным звукам". "Формирование правильного речевого дыхания дошкольников на занятиях учителя-логопеда и дома".

Файл пдф содержит яркие буклеты для родителей и учителей-логопедов по подготовке артикуляционного апппарата к нескольким группам звуков.В этом же документе вложен буклет "Формирование правил...

Артикуляционная гимнастика на этапе подготовки и постановки свистящих звуков (при межзубном и межзубно-боковом сигматизме свистящих)

Артикуляционная гимнастика на этапе подготовки и постановки свистящих звуков (при межзубном и межзубно-боковом сигматизме свистящих) включают помимо упражнений общей артикуляционной и дыхательной гимн...