Консультация для родителей, воспитывающих детей с ТНР. Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Дергачева Анна Борисовна

Консультация для родителей, воспитывающих детей с ТНР.

«Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

У многих детей в последнее время наблюдаются проблемы с речью. Если:

  • ваш ребенок неправильно произносит звуки
  • ему сложно подобрать слова, четко и логично формулировать свои мысли
  • его представления об окружающих предметах и явлениях не соответствуют возрасту и т.д.

Значит, необходимо действовать, иначе в последствии у малыша могут возникнуть проблемы в общении (как со сверстниками, так и со взрослыми), он может стать замкнутым, малообщительным. По возможности обратитесь к специалисту (логопеду/психологу/дефектологу). Также вполне вероятно, что в вашем городе есть детские сады и центры, в которые можно обратиться за помощью (в том числе бесплатно. Так в нашем детском саду (г. Санкт-Петербург) организованы группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

В группе для детей с ТНР ребёнок получает больше внимания, к каждому воспитаннику педагоги применяют индивидуальный подход. Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа речевых нарушений, которая включает в себя целый перечень медицинских и логопедических диагнозов. У детей с ТНР, в большинстве случаев не наблюдаются проблемы со слухом и интеллектом, но для них характерны серьезные речевые дефекты. К тяжелым нарушениям речи относятся дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи, заикание, ринолалия. Вся образовательная деятельность в детском саду направлена на решение важной проблемы – исправление недостатков речи. Но нельзя забывать, что педагоги – это лишь помощники, основной жизненный опыт и необходимые знания ребенок получает от семьи. Поэтому очень важно, что бы близкие взрослые были положительным образцом для ребёнка и совместно с педагогами стремились ему помочь! Как Вы можете помочь своему ребенку? Давайте разберемся.

Учеными доказано, что речевой и двигательный центры в головном мозге находятся рядом и, развиваясь, стимулируют друг друга, то есть уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности моторики (общей и мелкой).

Моторика — это двигательная активность организма.

Мелкая моторика — это скоординированные точные движения, выполняемые кистями и пальцами рук. Недаром есть выражение «Ум на кончиках пальцев».

Сегодня я расскажу, как с помощью выполнения простых заданий дома можно развить мелкую моторику рук. Для ее развития существуют традиционные и нетрадиционные методы. К традиционным методам мы относим массаж ладошек и пальчиковую гимнастику. Более подробно я хотела бы рассказать о нетрадиционных методах.

1.Разрывание, сминание бумаги.

Этот способ подходит самым маленьким деткам. Они с удовольствием ощупывают бумагу, вертят ее в руках, а потом начинают рвать. Кстати, из клочков разорванной бумаги получится отличная аппликация. 

2.Игры с крупами.

  • Перебирание крупы. Поместите в контейнер любую крупу, дайте ребенку ее перебирать. В контейнер с фасолью спрячьте мелкие игрушки из киндер-сюрприза и предложите ребенку их найти.
  • Рисование. Насыпьте крупу (лучше манную) на плоскую поверхность и начинайте рисовать кончиками пальцев вместе с ребенком.
  • Аппликация. С помощью различных круп можно создать удивительно красивые поделки. Например, сделать аппликацию «Ежик», используя семечки подсолнечника. Или создать осенний пейзаж, где вместо листьев будут окрашенные семечки тыквы.

3.Игры с прищепками.

Прищепки можно цеплять не только на веревку, но и на картон, на различные цветные картинки, таким образом добавляя недостающие элементы и развивая воображение ребенка.

4.Игры с бусинами, бисером.

Можно выкладывать различные картинки из бисера (а еще буквы и слова из них – это особенно полезно для детей с дислексией и дисграфией). Бусины нанизывать на нитку – устройте соревнование с ребенком: кто быстрее соберет 10 бусин на нитку? Кто соберет больше бусин? И т.д.

5.Игры с пуговицами.

Можно выложить картинку по шаблону или образцу, поиграть вместе с ребенком: кто больше пуговиц наберет, пересчитать или разложить их по цветам.

6.Массажер «Су- Джок».

Мячик «Су-Джок» активно используется коррекционными педагогами в своей работе в связи с большой эффективностью.  Эта уникальная гимнастика тотально воздействует на кору головного мозга, что помогает восстанавливать и развивать речевую функцию.

С помощью колючего шарика можно выполнять следующие движения:

  • Прямолинейные
  • Круговые
  • Спиралевидные
  • Зигзагообразные движения по тыльной и ладонной поверхностям рук

7. Квилинг.

Квилинг (от англ. «птичье перо»)- искусство скручивания длинных и узких полосок, видоизменение их формы и составление из полученных деталей объемных и плоскостных композиций. Можно украсить цветами и причудливыми узорами поздравительную открытку. Данный способ подойдет детям постарше, потому как требует определенных моторных навыков.

 

Я надеюсь, что рассказанные мною способы помогут Вам и вашим детям. Помните, маленькие действия ведут к большим изменениям!

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dergacheva_konsultatsiya.docx1.6 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квиллинг - нетрадиционный метод развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Знакомить детей с квиллингом лучше со старшего дошкольного возраста. Чтобы знакомство и освоение техники квиллинг проходило интересно и эффективно необходимо соблюдать два принципа: поэтапность и сист...

Инновационный педагогический опыт.Тема: " Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

        Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкол...

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Мелкая (тонкая) моторика рук — это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние н...

"Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на эта...

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в...

"Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста. В игровой форме, в ходе ненавязчивых упражнений можно развивать мелкую моторику. Материал консультации понятен для родителей и интересен для дете...

"Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Мелкая моторика рук - это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние на процесс обуче...