Мастер-класс на Городском методическом объединении воспитателей «Использование приемов рисования на песке для развития речи дошкольников»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Ярмусевич Ирина Геннадьевна

Анимация в рисовании песком - прием, который помогает построить связный рассказ дошкольника, научить выстраивать логику повествования и видеть главную мысль.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Цветик-семицветик»

«Использование приемов рисования на песке для развития речи дошкольников»

Ярмусевич И.Г

педагог-психолог

МАДОУ «Цветик-семицветик»

г. Когалым 2022г.

Цель: познакомить педагогов ДОУ с особенностями применения метода пескографии в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Определить задачи речевого развития, которые могут быть решены при помощи метода.
  2. Сформировать у педагогов умение на практике применять метод пескографии в описании ребенком игрушки, в досочинении окончания сказки.
  3. Рассмотреть варианты выполнения пальчиковой гимнастики на песке для детей разного возраста.

Добрый день, уважаемые коллеги!  Наблюдая на занятиях за дошкольниками, приходишь к выводу, что рисование песком вызывает неподдельный интерес у детей, и это повышает мотивацию к деятельности с этим материалом. Рисуя на песке, ребенок одновременно думает над заданием, выполняет движения пальцами и руками, чувствует воздействие песка на кожу и при этом испытывает заинтересованность.

Рисование песком, кроме творческих задач, позволяет решить еще некоторые другие, например,  развивается мелкая моторика, воображение, формируется аккуратность и внимательность.

Одним из приоритетов в развитии детей дошкольного возраста, является становление и формирование устной речи. Метод Sand-Art также может быть применим в этом направлении. Сегодня мне хотелось бы предложить вашему вниманию приемы рисования на песке, которые могут быть использованы для реализации задач по развитию речи в дошкольном возрасте. 

С детьми более старшего возраста, рисование на песке позволяет решить следующую задачу по развитию речи: продолжать формировать умение придумывать свою концовку к сказке.

Изобразительная деятельность в данном случае представляет последовательное, постепенное разворачивание сюжета. В таком рисовании в полной мере задействовано воображение, которое в дошкольном возрасте по большей части имеет репродуктивный характер.  В рассказывании используется опыт детей, ребенок воображает то, с чем сталкивался в реальной действительности. Дети старшего дошкольного возраста досочиняют сюжет самостоятельно.

На занятии по песочному рисованию мы берем хорошо знакомые детям сказки, припоминание которых не будет вызывать сложности.

В старшем дошкольном возрасте использую сюжеты сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Рукавичка», «Винни-Пух», «Кот и лиса», «Три поросенка», «У солнышка в гостях».

Рассмотрим пример такого занятия по сказке «Курочка-Ряба»

После окончания рисунка, детям предлагается придумать свой конец сказки.

Детям задается вопрос, касающийся окончания сказки.

- Что сказала курочка в конце сказки?

- Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам не золотое яичко, а простое.

- Как выполнила обещание курочка Ряба?

- Снесла яичко.

Обращаю внимание детей на графическое изображение яйца, его форму, цвет, аккуратные ровные края и приемы, с помощью которых оно рисуется.

Затем вводится сюрпризный момент, на яйце у каждого ребенка прорисовываю трещинку и обращаю внимание детей на нее.

- Дети, что появилось на яйце? Что с ним происходит?

Ребята высказывают предположение, что яйцо треснуло и скоро появится цыпленок.

Если дети затрудняются, задаю вопрос.

- Как вы думаете, почему треснуло яйцо курочки Рябы?

Когда все дети поясняют, что из яйца появляется цыпленок, на своем столе убираю трещинку и рисую цыпленку глаза (дети работают по показу). Включаю детей во взаимодействие с персонажем.

- Дети, наш цыпленок открыл глазки и посмотрел на нас и что-то хочет нам сказать, но не может! Почему?  (навожу их на мысль о необходимости прорисовать клюв)

- Какое у него настроение?

-  Наш маленький цыпленок открыл клюв, как он разговаривает?

Пи-пи-пи

- Что он говорит маме? (актуализирую опыт детей из детско-родительских отношений)

Наш цыпленок еще маленький и совсем слабый, его крылышки не окрепли (начинаю рисовать крылья цыпленка).

- Какие у цыпленка крылышки?

Маленькие, крошечные, нежные. (Актуализирую и обогащаю словарь детей – крошечные, поясняю значение)

Наш цыпленок только вылупился и ему трудно встать на лапки (рисую лапки).

- Как ему помочь, что сделать, чтобы цыпленок набрался сил?

Цыпленка нужно покормить.

- Чем нам накормить цыпленка? (зернышками)

- Куда мы их положим? (в тарелку, блюдце, чашку)

- Тарелка какая? (круглая, красивая) (закрепляю умение согласовывать окончания существительных и прилагательных)

- Мы накормим цыпленка зернами, которые положим на красивую, круглую тарелку.

Рисую на песочном столе круг, обращаю внимание детей на способ изображения круга.

- Какие зернышки? (маленькие)

- А теперь расскажите, как мы будем кормить цыпленка? (закрепляю умение отвечать полным ответом)

Положим зернышки в тарелку. Берем зернышки двумя пальчиками (песок) и аккуратно выкладываем их для цыпленка (развиваю мелкую моторику пальцев)

Наш цыпленок поклевал зернышки (расчищаю тарелку), что с ним произошло дальше?

Предлагаю детям самим порассуждать о том, что произошло с цыпленком дальше.

Ответы детей. Цыпленок окреп, подрос, у него вырос хохолок, встал на лапки и побежал играть на улицу (присыпаем песком лапки и рисуем прямые, а также добавляем хохолок. Добавляем травку и солнышко).

Хочу представить вам еще один вариант подобной работы по сказке «Лягушка-путешественница». В начале мы припоминаем содержание сказки, затем задаю детям вопрос.

- Дети, где жила лягушка в начале сказки и где она оказалась в конце? (пруд)

- Какая вода в пруду? (темная, стоячая) (Обогащаю детский лексикон новым словом, поясняю его значение)

Предлагаю детям затонировать нижнюю часть песочного стола, изобразив пруд.

Лягушка - путешественница вверх тормашками полетела на землю и плюхнулась в пруд на краю деревни. Беру песочную точку и кладу ее в центр нарисованного песком пруда.

Лягушка опустилась на илистое дно и замерла от страха.

- Что было с лягушкой дальше? Что она увидела на дне?

Приблизительные ответы детей. Она огляделась вокруг и увидела  дно, камни, водоросли, ракушки и рыб. Ей стало не страшно и она решила всплыть на поверхность.

- Сначала из воды показался один глаз (рисуем глаз и зрачок, затем второй), потом показалась мордочка лягушки. Что произошло дальше?

Приблизительные ответы детей. Лягушка посмотрела вправо, влево,  она увидела воду, камыши, стрекоз, комаров, и решила немного поплавать.

- Лягушка загребала правой передней лапкой, затем левой, и задними лапками (рисуем лапки). Лапки у лягушки были длинные с перепонками, на конце каждого пальца присоски.

- Ребята, зачем лягушке присоски на пальцах?

Чтобы удобнее прыгать по мокрым камням. (реализуем область познавательное развитие)

-Какое настроение было у лягушки?

Настроение было хорошее, лягушка улыбалась.

- Вдруг сбоку она увидела глаза, кто это ребята? (рисую глаза второй лягушки)

Еще одна лягушка.

- Действительно из воды показалась мордочка еще одной лягушки. Что было дальше?

Они решили познакомиться и поиграть.

- Как зовут ваших лягушек?

Ответы детей.

Давайте с ними поиграем (включаем гимнастику)

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится Лягушкам

Улыбаются, смеются

А глаза у них как блюдца.

- Лягушки большие болтушки. Они любят вежливо разговаривать. О чем говорят лягушки? (Лягушки говорят о дождливой  погоде, о том, что они любят дождь, комаров, и когда много воды вокруг).

Дети сочиняют диалог вежливых лягушек.

В разговоре я делаю акцент на правильном произношении слов, согласовании окончаний существительных, прилагательных и глаголов. Требую полные ответы детей и поощряю составлять сложноподчиненные предложения. Провожу словарную работу, обогащаю и активизирую словарь детей. Так как группа по рисованию песком маленькая, у каждого ребенка есть возможность проявлять речевую активность. В небольшой группе даже застенчивые дети раскрепощаются и вовлекаются в беседу. Конечно, речевые задачи не являются основной целью на рисовании песком, но этот вид деятельности может быть интересной формой для их решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском методическом объединении "Воспитатель". Тема: "Влияние предметно-пространственной среды на развитие сюжетно-ролевой игры"

В нашей группе создана игровая среда с учетом потребностей ребенка, где дети могут развивать свой сюжет, не мешая друг другу.  А так же созданная нами среда обладает свойствами открытой системы и...

Мастер-класс для педагогов "Стабилизация эмоционального состояния с использованием техники "Рисование цветным песком"

Тема: «Рисование цветным песком»Подготовил: педагог-психолог Кирьянова Н.В.Материалы: цветной песок, шаблоны картинок (пирамидка, зонтик, мячик, петушок, мишка, гусеница),  клей ПВА, ...

«Использование тактильно - сенсорных пособий в образовательной деятельности для развития моторных функций и когнитивных способностей дошкольников» (мастер – класс для педагогов городского методического объединения групп раннего и дошкольного возрастов)

Актуальность: развитие мелкой моторики и сенсорных представлений остаётся актуальной проблемой, так как степень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, в том  числе детей с ОВЗ, оп...

Районное методическое объединение воспитателей Из опыта работы «Сенсорные коробки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Районное методическое объединение воспитателей Из опыта работы  «Сенсорные коробки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Цель: Развитие речи посредством тактильных манип...

Мастер-класс для педагогов городского методического объединения «Мы танцуем круглый год»

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов путем овладения ими приемами работы над танцем для детских праздников....

Роль музыки в познавательном развитии ребенка в ДОО. Мастер класс. Выступление на городском методическом объединении музыкальных руководителей.

Важнейшие направления дошкольного образования: - позновательное развитие;- восприятие музыкальных произведений;- дидактические игры;- познавательно-исследовательская деятельность....