«Использование тактильно - сенсорных пособий в образовательной деятельности для развития моторных функций и когнитивных способностей дошкольников» (мастер – класс для педагогов городского методического объединения групп раннего и дошкольного возрастов)
учебно-методический материал

Морозова Екатерина Александровна

Актуальность: развитие мелкой моторики и сенсорных представлений остаётся актуальной проблемой, так как степень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, в том  числе детей с ОВЗ, определяет самые важные для него качества: активную речь, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Пособие имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значения. Его можно использовать во всех образовательных областях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

«Использование тактильно - сенсорных пособий в образовательной деятельности»

(мастер – класс для педагогов  городского методического объединения групп раннего и дошкольного возрастов)

   

                                             

Выполнила воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Морозова Е.А.

г. Покачи  2018 г.


Мастер – класс «Использование тактильно - сенсорных пособий

в образовательной деятельности»

Добрый день, уважаемое жюри, коллеги! Я рада встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на мастер-класс.

Мaлeнькиe дeтки oчeнь любят мягкиe paзвивaющиe книжки и игры, знакомясь с  кoтopыми они делают большие oткpытия. Oни знaкoмятcя c живoтными, pacтeниями, paзвивaют цвeтoвocпpиятиe, вooбpaжeниe, мeлкyю мoтopикy, peшaют вeceлыe зaдaчки нa внимaниe и cooбpaзитeльнocть. Этo идeaльнoe yчeбнoe пocoбиe — eгo нeвoзмoжнo пoмять или пopвaть и c ним нe зaхoчeтcя paccтaвaтьcя.

Paзвивaющaя мягкие пособия могут быть тематическими. Чeм бoльшe тaких игр бyдeт y мaлышa, тeм лyчшe.

Моя история знакомства с тактильными пособиями началась несколько лет назад. В моей группе появился ребенок с особыми потребностями, у него было слабое зрение. Столкнувшись с такой ситуацией, я находилась в поиске таких дидактических игр и пособий, которые помогли бы ему освоить образовательный материал наравне со всеми детьми. Изготовив первые тактильно-сенсорные игры и пособия, я обратила внимание, что они вызывают интерес других детей.

Они с удовольствием пристегивали  яблочки, «сажали» цветы, отсчитывали бусины. У детей не только  развивалась мелкая моторика рук, но и  обогащался сенсорный опыт, развивались тактильные ощущения, дети закрепляли знания о форме, величине, цвете, проделывали простейшие счетные операции.

Актуальность: развитие мелкой моторики и сенсорных представлений остаётся актуальной проблемой, так как степень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, в том  числе детей с ОВЗ, определяет самые важные для него качества: активную речь, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Пособие имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значения. Его можно использовать во всех образовательных областях.

 Такие пособия рассчитаны на детей, у которых уже накоплен определенный запас представлений о предметах, сформировано умение соотносить контур и рельеф. Для детей постарше в изображении предметов обозначается больше подробностей. Может быть использован простейший сюжет, например, любимая и знакомая сказка. В этом случае рельефное изображение играет роль наглядного пособия и источника знаний.

Пособия многофункциональны. Могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения.

Пособия пригодны к использованию одновременно группой воспитанников (в том числе с участием взрослого как играющего партнера).

Методика использования пособия

1. Пособие демонстрируется детям.

2. Пособие используется не только на занятиях, оно предлагается для самостоятельной деятельности.

3.Им даются задания или ставятся задачи.

Например.

*Пирамида»

  • Сколько частей в пирамиде?
  • Сколько звездочек?
  • Покажи самую большую звезду?
  • Сколько цветочков?
  • Сколько лучей у солнца?

2.Предлагаю вам составить вопросы для детей по данному пособию.

Для изготовления  пособия могут быть изготовлены:

- из фетра,

- тесьмы, кнопок,

Элементы пособия можно приклеить с помощью клея, термопистолета. Для манипуляций с элементами пособия можно использовать  контактную  ленту, кнопки, пуговицы, липучки, или пришить  при помощи швейной машины. Можно использовать термонаклейки.

В магазинах можно найти огромный выбор декоративных элементов (пуговицы, ленты).

Практическая часть

Ecли вы yмeeтe хoть нeмнoгo мастерить, вы лeгкo cмoжeтe coздaть нecкoлькo тaких игровых пособий cвoими coбcтвeнными pyкaми.

Вы потратитите нeмaлo вpeмeни, тpyдa и cил, нo cкoлькo paдocти пoлyчат мaлыши, кoгдa вoзьмут в pyки вaшe зaмeчaтeльнoe твopeниe!

Вы можете объединиться в группы по 2-3 человека.

Попробуем изготовить пособие для реализации данной задачи.

Задачи не читаешь – будут на листах.

  • закреплять умение понимать соответствие между количеством предметов и цифрой;
  • закреплять порядковый счёт;
  • закреплять понятия минута, час;
  • закреплять навыки счета;
  • упражнять в решении примеров на увеличение и уменьшение числа на 1;

Изготовление пособия можно разделить на несколько этапов:

  • Сначала нужно подготовить эскиз (выкладываешь лист)
  • Подготовить  основные элементы (раскладываешь элементы)
  • Обработать элементы при необходимости (обрезать, обработать на швейной машинке)
  • Приклеить, пришить, сделать отверстия
  • Скрепить все элементы (для этого используем термопистолет, клей,липучки, кнопочки)

При изготовлении пособия диалог с педагогами

- Какая у вас задача?

- Какие элементы можно использовать при изготовлении пособия?

Алгоритма  изготовления пособия представлен на слайде

Во время мастер – класса У кого имеется опыт изготовления пособий своими руками?

Рефлексия (вопросы)

  • Решению какой задачи способствует ваше пособие?
  • В какой возрастной группе можно использовать данное  пособие?
  • Примените ли вы полученные навыки в своей практике?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников" (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.Цель обучения – развитие памяти, мы...

«Мнемотехника — один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей» (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)

Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно д...

Мастер-класс на городском методическом объединении «Нетрадиционные техники рисования как средство художественно - эстетического развития дошкольников»

Рисование штампами способствует развитию у ребёнка:• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;• В...

Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»

Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»...

МАСТЕР-КЛАСС на городском методическом объединении с авторским пособием "ДОМИК ЛОВКОГО ЯЗЫЧКА"

Цель: повышение профессионального мастерства в сфере речевого развития детей дошкольного возраста. Задачи:  знакомство педагогов с использованием эффективных игровых приёмов в развитии речи дошкольни...

Мастер-класс на Городском методическом объединении воспитателей «Использование приемов рисования на песке для развития речи дошкольников»

Анимация в рисовании песком - прием, который помогает построить связный рассказ дошкольника, научить выстраивать логику повествования и видеть главную мысль....