Опыт работы "Реализация гендерного подхода в педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста".
методическая разработка по коррекционной педагогике

Сагдиева Ольга Александровна

В данном опыте работы рассматриваются теоретические вопросы гендерной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл genderr_-_kopiya.docx94.18 КБ

Предварительный просмотр:

  Содержание

  1. Введение.
  2. Актуальность исследования.
  3. Воспитание детей старшего дошкольного возраста в современном ДОУ с учётом реализации  гендерного подхода.
  1. Терминологический словарь гендерного воспитания детей.

     3.2. Этапы формирования гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста.

    3.3. Проблемы реализации гендерного подхода в современном ДОУ.

    3.4. Отличия в психологических процессах и поведении мальчиков и девочек.

  1. Реализация гендерного подхода  в педагогической  деятельности в МКДОУ д/с № 12 г. Пласта.
  1. Реализация гендерного подхода в познавательном и социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста.
  2. Реализация гендерного подхода в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
  3. Реализация гендерного подхода в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
  4. Реализация гендерного подхода в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
  1. Формирование у родителей гендерной компетентности в вопросах реализации гендерного подхода в МКДОУ д/с №12 г. Пласта.
  2. Анализ работы.
  3. Библиография.

  1. Введение

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

               В условиях преобразования российского общества своевременно звучит вопрос о перестройке системы ценностей в жизнедеятельности человека. Актуальной проблемой научных исследований становится возрождение ценностных ориентаций в сфере отношений между полами. Обращение к гендерному аспекту в образовании связано со снижением уровня здоровья мальчиков и девочек, притуплением или потерей чувства гендерной принадлежности, повышением неадекватности форм поведения среди молодежи. Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес. Именно в период дошкольного детства происходит принятие гендерной роли. Ученые считают, что нужно качественно перестроить систему образования, сделать методы и технологии обучения развивающими в физическом и психологическом смысле, использовать дифференцированный подход к обучению мальчиков и девочек. Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми, в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения. Обеспечение гендерного подхода в социализации дошкольников – одна из важнейших задач развития дошкольников. Целью такого подхода является воспитание мальчиков и девочек, одинаково способных к самореализации. Работа по гендерному воспитанию в детском саду направлена на овладение детьми элементами культуры в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Переход к гендерному подходу в воспитании и обучении дошкольников ориентирован на индивидуальные склонности и возможности.

Таким образом, возникает необходимость разработки нового инновационного подхода к вопросам воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста с точки зрения гендерного подхода.

     

         

2. Актуальность исследования.

    Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не «бесполых существ, растерявших преимущества своего пола». В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию. Это налагает особую ответственность на педагогов – женщин за воспитание мальчиков, будущих мужчин.

     В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Следует заметить, что последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов (И.С. Кон, Т.А. Репина, В.А. Крутецкий, Ш. Берн, В.Е. Каган). Однако на фоне значительного числа публикаций проблема гендерной специфики развития остается практически неизученной. В частности, в отношении детей дошкольного возраста подобные исследования вообще единичны.

Гипотеза исследования –  реализация гендерного подхода в педагогической  деятельности детей старшего дошкольного возраста позволит благоприятно воздействовать на личностное развитие ребёнка.

Объект исследования -  гендерный подход в педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель исследования –  реализация гендерного подхода в педагогической  деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

 формировать гендерную идентификацию  детей старшего дошкольного возраста, этикет и культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками в процессе педагогической деятельности;

 создание соответствующей пространственно – развивающей, предметной и игровой среды в группе;

 создавать в группе условия для гендерной социализации личности ребенка;

 организовать систему мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи, обеспечивающие полноценную гендерную социализацию личности ребенка.

Субъекты исследования: 

1. Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет);

2. Семьи (законные представители) детей дошкольного возраста.

Новизна исследования – заключается в реализации гендерного подхода в педагогической  деятельности  с детьми старшего дошкольного возраста.

Предполагаемый результат: 

 формирование устойчивых форм межличностного взаимодействия мальчиков и девочек через внедрение гендерного подхода в образовательные области ФГОС ДОО;

 создание партнерских отношений с детьми, педагогами и родителями (законными представителями) и участие их в педагогическом процессе.

          Проблема  гендерной  социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Гендерный подход в образовании – проявление личностно-ориентированного взаимодействия педагогов, родителей и детей. Разработанная в соответствии с ФГОС ДО общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А. Васильева учитывает новейшие достижения науки и практики дошкольного образования.  Повышение гендерной культуры будет способствовать созданию системы гендерного просвещения от дошкольного – к общему образованию. Таким образом, проблема реализации  гендерного подхода в педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста остается, по-прежнему, актуальной для дошкольного образования. Только совместными усилиями всех участников образовательного процесса, благодаря планомерной и последовательной работе по гендерному образованию в ДОУ можно добиться успеха в реализации личности каждого ребенка.

  1. Воспитание детей старшего дошкольного возраста в современном ДОУ с учётом реализации  гендерного подхода.

        В современном ДОУ остро стоит необходимость детального рассмотрения гендерного  подхода в воспитании дошкольников и его внедрение в образовательную и воспитательную деятельность.  Ни для кого не секрет, что система образования абсолютно «бесполая»: бытовая “совместность” мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Содержательно и по стилю система воспитания феминизирована, как педагогическими кадрами (100 % педагогического коллектива - женщины), так и имеет место семейная феминизация (50% детей живут в неполных семьях, где нет отцов), что особенно неприемлемо для мальчиков.

   Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуализации образования. В данном случае, это попытка содействовать развитию понимания и восприимчивости по отношению к себе, что в целом может содействовать решению проблем, связанных с гендерной идентификацией и самореализацией.

Гендерный подход необходим и в обучении, так как: все аспекты развития мальчиков и девочек различаются по скорости и по содержанию.

Достоверно установлено, что у мальчиков больше развиты математические, визуально-пространственные, инструментальные способности.

Исходя из этого, гендерный подход в воспитании предполагает принимать в расчет и применять знания о гендерных особенностях:

— в определении содержания и методов обучения;

— в решении проблем, связанных с гендерными идентификацией и самореализацией.

3.1.Терминологический словарь гендерного воспитания.

  • Понятие «пол» подразумевает свойства, совокупность которых биологически отличает представителей разных полов.
  • Под понятием «гендер» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами и женщинами.

      Гендерный подход в воспитании детей

  •  это такая тактика в воспитании, при которой учитываются индивидуальные особенности ребёнка, а так же характеристики его или её пола, вследствие чего у ребёнка создаются гармоничные представления о психологических, нравственных, социальных качествах мальчиков (мужчин) и девочек (женщин), культурном взаимоотношениях  между мальчиками и девочками.

Гендерное воспитание

  •  Это целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности детей дошкольного возраста, заключающийся в содействии накоплению социального опыта, выполнению гендерных ролей, осознания себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственных ценностей.

Цель гендерного воспитания:

  • Формирование у детей дошкольного возраста основ гендерного поведения (моделей поведения и отношений между мальчиками и девочками)  на «идеальных» образах девочки (женщины) и мальчика (мужчины) и взаимоотношений между ними.  

 

Гендерная идентичность

  • Осознание ребенком того факта, что существуют два пола, и отнесение ребенком себя к одному из них – определение себя как мальчика или девочки. Успешность процесса формирования гендерной идентичности зависит от того, насколько ребенок активен в общении и структурировании собственного опыта формирования представлений о гендерных и половых ролях.

Результат гендерного воспитания:

Гендерная воспитанность

  - интегральное качество личности, в обобщенной форме отражающее систему социальных, культурных и личностных представлений и опыта в выполнении гендерных ролей на основе эмпатии, самоуважения и взаимоуважения.

3.2.Этапы формирования гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста.

         От рождения до трёх лет закладываются основы полового самосознания ребенка, когда он начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой уникальной личностью. В этот период ребёнок учится управлять своим телом, стремится оценить свои возможности, понять свои чувства и эмоции. Ребенок начинает сравнивать себя с окружающими его людьми, задавать вопросы взрослым, и в результате этой деятельности соотносить себя с определённым полом, а так же учится различать пол других людей. Однако в этот период половая принадлежность человека не кажется ребёнку постоянной, то есть он полагает, что пол можно изменить - побыть мальчиком, потом девочкой или наоборот. Это происходит потому, что отличия в половой принадлежности могут быть связаны с такими признаками, как одежда или прическа.

      В период от трёх до четырёх лет ребенок уже различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками, как одежда или прическа. В этом возрасте ребёнок делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх, в соответствии с полом участников игры. В связи с этим игры начинают делиться на игры "для мальчиков", игры "для девочек" и "общие" игры. Начинают складываться интересы, ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек. Начинают формироваться первые представления о социальных ролях мужчин и женщин на примере папы и мамы. В этот период у ребёнка появляется интерес к своему телу, определению половой принадлежности по физиологическим признакам. В период от четырех до шести лет происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. К этому возрасту дети уже способны распределять роли в играх по половому принципу. Исключения допускаются в том случае, когда не хватает мальчиков для "мужских" или девочек для "женских", это случается и тогда, когда девочки или мальчики, играя в одиночку, вынуждены сами выполнять обе роли. К пяти - шести годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают её необратимость и неизменность. Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат только с мальчиками, девочки дружат только с девочками. Дети начинают имитировать в игровой деятельности женские и мужские профессиональные качества и умения. Начинается этап ролевых игр. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей. В этом возрасте дети начинают понимать, что когда-то они были другими - маленькими и скоро снова изменятся, вырастут и станут большими, а затем и взрослыми, таким образом, начинается процесс личностного времени. Дети понимают, что не только они, но и все окружающие их люди изменяются, и в связи с этим у детей появляются вопросы о детстве родителей, бабушек и дедушек. Дети этого возраста ищут себе пример для подражания, которым может стать любой взрослый из окружения ребёнка, а так же реальные и фантастические герои.

3.3. Проблемы реализации гендерного подхода в современном ДОУ.

    Стратегии обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в современном ДОУ, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, это связано с увеличением количества неполных семей, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми.    Педагоги дифференцируют мужские и женские качества в соответствии с традиционными гендерными установками. Спектр качеств и умений, которые, по мнению педагогов, необходимо воспитывать у детей разного пола существенно различается. Важными для девочек называются такие качества, как доброта, женственность, мягкость, качества, необходимые в общении с другими людьми, а для мальчиков – твердость, целеустремленность, выносливость. Так, для мальчиков устанавливаются более жесткие рамки в отношении прически и поведения, а для девочек – в отношении аккуратности, опрятности внешнего вида. Мальчиков наказывают чаще девочек и на более длительное время. У девочек осуждают проявление агрессивности, драчливости.

         Таким образом, гендерные представления педагогов основываются на традиционных требованиях к представителям разного пола.  Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики являются результатом педагогического влияния воспитателей. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, при ответе на вопрос девочки стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков,  не редко,  развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни. По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих деприваций и нарушений в поло-ролевой идентификации. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — сильных девочек отталкивают девочки и мальчики не принимают, т.к. такие девочки порицаются педагогом.

3.4.Отличия в психологических процессах и поведении мальчиков и девочек.

  • Девочки лучше воспринимают высокочастотные звуки. Поэтому во взрослом состоянии, будучи мамами, они всегда просыпаются, если заплачет их ребенок. А мужчина в это время будет спокойно спать и не среагирует на плач. Мальчики лучше ориентируются в пространстве и понимают, откуда идет звук. Это особенность сформировалась с давних времён, когда мужчины охотились.
  • У девочек очень хорошее периферическое зрение. С детства они могут видеть вокруг себя пространство под углом 45° (вверх, вниз, влево, вправо). Мальчики же хорошо видят преимущественно только то, что находится впереди. У девочек наблюдается сходство периферического зрения с животными.
  • У мальчиков развиты выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки. Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными задачами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие. Однако, мнение учёных по этим вопросам расходятся.
  • Мальчики, организуя сюжетно-ролевые игры, используют все пространство, отведённое для игр, тогда как девочки любят играть на ограниченной территории.
  • У мальчиков преобладает мышление обобщенное, абстрактное. Мальчики предпочитают манипулировать с геометрическими формами. У девочек мышление более конкретное, повышенное внимание к деталям.
  • У мальчиков быстрее утомляется левое полушарие, оно отвечает за речевое мышление, логические операции. У девочек быстрее утомляется правое полушарие, которое отвечает за образное мышление, эмоциональное самочувствие.
  • Мальчики ориентированы на информацию. Во время общения смотрят в сторону или перед собой.  Девочки ориентированы на отношения между людьми. Во время общения смотрят в лицо взрослого.
  •  Мальчики кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор. Девочки готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор.
  • При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
  • Поощряя или наказывая дошкольников, необходимо учитывать различие в реакции детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности, а для девочек — кто их оценивает и как.
  • Для мальчика важно знать, хорошо ли он выполнил задание, и не очень важно, как оценивается взрослым его поведение. Для девочки важнее понравилась ли она. Однако и для мальчиков, и для девочек важно, чтобы сначала педагог похвалил за старание, тогда ребенок готов обсуждать свой даже неудачный результат. Недовольство действиями мальчика следует выражать в нотации короткой, но емкой по смыслу.
  • Положительную оценку деятельности мальчика и девочки следует давать разными словами. Для мальчика более значимо слово «молодец», а у девочки оно не вызывает такого эмоционального отклика. Девочку лучше оценивать другими словами, например «умница».

Отличия в речевом развитии мальчиков и девочек.

      Исторически сложились отличия между мальчиками и девочками и в речи. У девочек речь контролируется обоими полушариями головного мозга, поэтому более развита. У мальчиков за речь отвечает одно полушарие, они не отличаются болтливостью и, в основном, склонны к молчанию.

 Именно в речи, по мнению психологов и лингвистов, в большинстве случаев наиболее ярко проявляются гендерные различия. На сегодняшний день имеется ряд исследований, в которых рассматриваются особенности вербального поведения лиц разного пола  (Кирилина A.B. Горошко Е.И., Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова Н.Н.). Многие вопросы изучения детской речи в данном аспекте остаются малоизученными, причем представленные данные часто противоречивы. Тем не менее, широко распространенными являются представления о том, что речь мальчиков более логична, чем у их сверстниц, хотя и не в полной мере соответствует нормам языка, девочки же обладают хорошо развитыми вербальными навыками, но менее творчески подходят к формулированию собственных высказываний.

Имеющиеся в научной литературе данные свидетельствуют, что дошкольный возраст является сенситивным периодом не только для развития речевой деятельности, но и для гендерной социализации ребенка. Это обуславливает важность изучения гендерных особенностей речи в рамках дошкольного детства. Незнание ключевых характеристик речевой деятельности и особенностей овладения родным языком девочками и мальчиками приводит к отсутствию четких критериев оценки реального уровня их речевого развития, невозможности качественной оптимизации речи детей. Это является причиной возникновения не только различных проблем в формировании собственно речевой деятельности дошкольников, но и мешает полноценному личностному развитию детей разного пола.

Существенное снижение показателей речевого развития современных мальчиков и девочек, увеличение числа дошкольников с различными нарушениями речи, испытывающих затруднения при овладении чтением, делают необходимым разработку и применение новых подходов к целенаправленному развитию детской речи. К числу таковых относится гендерный подход, использование которого в изучении и развитии речи девочек и мальчиков дошкольного возраста может существенно оптимизировать их речевую деятельность и создать предпосылки для адаптации к последующему школьному обучению.

Гендерные особенности речи детей дошкольного возраста проявляются в выборе различных языковых средств, маркируемых социальными нормами и стереотипами в отношении поведения мужчин и женщин. Выбор этих средств, в процессе осуществления речевой деятельности, опосредован гендерной принадлежностью ребенка и соответствующим социальным опытом. Как правило, речь девочек предметна, слабо компенсирована, в ней преобладает аффективный компонент. В речи мальчиков больше выражены когнитивный и мыслительный компоненты, она динамична и носит объяснительный характер, однако в меньшей степени соответствует нормам использования лексических единиц. Указанные особенности проявляются на разных уровнях высказывания: лексическом, морфологическом, синтаксическом и смысловом, определяя качественное своеобразие речи девочек и мальчиков.

Гендерные особенности речи в значительной степени детерминируют различные траектории речевого развития мальчиков и девочек в дошкольном возрасте. У девочек активнее развиваются базовые языковые структуры, отвечающие за использование лексических единиц, что можно назвать «горизонтальной» траекторией развития. У мальчиков же наиболее развитыми являются сложные грамматические операции, что можно определить как «вертикальную» траекторию развития.

Реализация гендерного подхода способствует оптимизации речевого взаимодействия детей с взрослыми, активизирует основные структуры рече-языкового механизма дошкольников и повышает эффективность психолого-педагогической работы по развитию их речи, исчезновению стереотипов в отношении речи девочек и мальчиков дошкольного возраста. В частности, поведение девочек определяется как преимущественно вербальное, устным высказываниям приписывается грамотность оформления при невысокой логичности («женская логика»). Традиционными являются представления о выраженной эмоциональности речи девочек и их большей склонности к гуманитарным наукам. Поведение мальчиков, напротив, характеризуется как преимущественно невербальное. Считается, что речевые способности мальчиков развиваются хуже, чем у их сверстниц. Подчеркивается, что взрослые часто приписывают устным высказываниям мальчиков логичность, невысокий уровень грамотности, использование стилистически сниженных языковых средств (Маккоби Э., Джеклин К., Кон И.С., Агеев B.C., Клецина И.С., Шилов И.Ю., Тельнюк К.В.). Эти традиционные представления, на которые нередко опираются в практической деятельности педагоги и воспитатели, в определенной мере ограничивают развитие детей обоего пола, поскольку различия в речевой деятельности признаются естественными и закономерными. Влияние этих гендерных стереотипов на процесс воспитания и обучения детей особенно ярко проявляется в условиях гендерной социализации, активно протекающей в период дошкольного детства (Кон И.С., Асмолов А.Г., Ильченко Л.B., Прозументик О.В., Ледовских Н.К. и др.).

У детей разного пола выявлены некоторые различия в развитии речи. Так, Нельсон К., Бейтс Э,, Брезертон А. определили две принципиально различные тактики овладения языком: референциальную (в большей степени характерную для девочек) и экспрессивную (чаще характеризующую речевое развитие мальчиков). Речь девочек, в силу референциальной тактики, отличается активным использованием прилагательных, быстрым увеличением лексикона и употреблением большего числа повествовательных предложений, В речи мальчиков, напротив, выявлено небольшое число существительных и прилагательных, медленный рост активного словаря. Мальчики чаще используют побудительные предложения, чем повествовательные.

Результаты изучения диалогического общения девочек и мальчиков (Горошко Е.И., Шелдон Э., Ауш JI.) показали, что выбор тем разговора детьми разного пола неодинаков: девочки чаще обращаются к конкретным, сиюминутным вопросам, тогда как мальчики предпочитают разговаривать на достаточно абстрактные темы. Кроме того, в ходе диалога мальчики допускают в своей речи грубые грамматические ошибки, для девочек же характерны ошибки, связанные с гиперкоррекцией, чрезмерным контролем речевого действия.

Вместе с тем, отмечается, что, хотя в целом проблема гендерных особенностей речевой деятельности и получила определенное освещение в научной литературе, далеко не все ее аспекты изучены достаточно хорошо. В частности, нечетко обозначено само понятие гендерных особенностей речи детей, не выявлена их связь с основными структурами речеязыкового механизма ребенка, не определены способы учета указанных особенностей в процессе целенаправленного развития детской речи.

Было установлено, что навыки, связанные с развитием лексической и морфологической сторон речи, у девочек развиты лучше, чем у мальчиков. Девочки успешно справлялись с подбором глаголов и прилагательных, правильно изменяли и образовывали необходимые формы слов. Мальчики демонстрировали активность в подборе существительных. Синтаксические операции успешнее осуществлялись мальчиками, особенно существенные различия с результатами девочек обнаружены при дополнении придаточной части сложноподчиненного предложения. Речевые навыки, связанные с осознанием языковых элементов и анализом устного высказывания, лучше сформированы у девочек. Развитое чувство языка у мальчиков зафиксировано практически в два раза чаще, чем у девочек, и характерно только для детей старшего дошкольного возраста.

Качественный анализ ответов детей показывает, что девочки в большей степени склонны персонифицировать собственное высказывание, придавать ему определенный личностный смысл и законченную грамматическую форму. Мальчики, напротив, стремятся передать в своей речи только необходимую информацию, исключив ненужные детали.

Особого внимания заслуживают особенности высказываний, опосредованные гендерной принадлежностью и соответствующим социальным опытом детей определенного пола. Так, например, девочки в большинстве случаев неверно подбирали глаголы в описаниях действий, традиционно считающихся мужскими (использование транспорта, инструментов), тогда как мальчики ошибались при описании действий, которые чаще осуществляют женщины (связанные с бытом). В тех же случаях, когда речевая деятельность осуществлялась мальчиком или девочкой в рамках своего гендерного опыта, подобные ошибки не встречались.

 У мальчиков в речевом развитии имеют место следующие тенеденции:

  •    Более позднее появление речи по сравнению с девочками.
  • В первую очередь образуется запас слов, обозначающих действия, глаголы.
  • Раньше формируется грамматика, соподчиненность в предложении, но до определённого возраста часто говорят на «своём языке».
  • Скорее оперируют в речи глаголами (будет говорить громко «Дай!»).

У девочек в речевом развитии имеют место следующие тенденции:

  • Более раннее появление речи по сравнению с мальчиками.
  • В первую очередь образуется лексический запас слов — имён существительных, названий предметов.
  • Раньше начинают говорить фразами, стараются делать это правильно, «как взрослые».
  • В речи чаще используют имена существительные ( «Мячик»).

Таким образом, психологические отличия и отличия в познавательных процессах между мальчиками и девочками делают необходимым внедрение и реализацию гендерного подхода в педагогическую деятельность в ДОУ.

  1. Реализация гендерного подхода  в педагогической  деятельности в МКДОУ д/с № 12 г. Пласта.

      На организационном этапе  для определения уровней гендерной воспитанности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста были выбраны следующие методы диагностики:

  • Метод наблюдения (наблюдение за поведением детей, выборочное наблюдение за игрой, во время НОД, во время выполнения культурно-гигиенических процедур, в свободное время).
  • Педагогическое наблюдение за игровой и реальной деятельностью детей.
  • Индивидуальные беседы с детьми: «Я - мальчик. Я – девочка», «Мужской и женский мир», «О народных традициях».
  • Тестовые задания «Выбор игрушки», «Назови, чьи вещи», «Профессии».
  • Рисуночные тесты  рисуночные тесты: «Нарисуй себя», «Моя семья», «Хороший мальчик / плохой мальчик», «Хорошая девочка/ плохая девочка».

Диагностика гендерной воспитанности детей дошкольного возраста заключалась в установлении уровней сформированности гендерной дифференцированности, гендерной идентичности, развития индивидуальности девочки/мальчика.

Участвующие в беседе дети ориентированы на представителей своего пола, имеют представления о стереотипах мужественности и женственности, о внутрисемейных отношениях с точки зрения принадлежности к полу родителей. Анализ полученных данных показал недостаточный уровень знаний у детей особенностей поведения, интересов у представителей противоположного пола. Некоторые из опрошенных детей  выделяли лишь внешние отличия и не могли назвать качества личности представителей другого пола.  Таким образом, возникает необходимость в разработке системы работы по реализации гендерного воспитания в ДОУ.

 

 

Принципы гендерного воспитания детей:

  • принцип единого подхода к гендерному воспитанию со стороны родителей и педагогов,  проявляющийся в общности взглядов на необходимость гендерного воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов;
  • принцип дифференцированного и личностно-ориентированного  характера гендерного подхода, предполагающего учет пола детей, их возраста, личностных особенностей, степени психологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей;
  • принцип индивидуального подхода;
  • принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им);
  • Принцип развития отражает четкую ориентацию гендерного подхода на развитие личности;
  • Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и проведения своевременной воспитательно-образовательной работы.
  • Принцип диалогического общения  как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов педагогической деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием педагога и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение предлагаемого материала.
  • Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат. 
  • Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе реализации гендерного подхода в педагогической деятельности в ДОУ. 

  Задачи реализации гендерного подхода в МКДОУ д/с №12 г. Пласта.

- создать систему работы по реализации гендерного подхода в педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

 - обогащать знания о личной гендерной принадлежности ребёнка, о гендерных особенностях каждого пола, о семье, роде, семейных традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института.

- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в гармонии с окружающими, уметь управлять своими эмоциями и поведением.      

-  воспитывать у дошкольников положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы понимания, осознания и принятия особенностей своего гендера, и то, как он воспринимается социумом;

 - воспитывать у дошкольника коммуникабельность, толерантность, эмпатию и доброжелательное отношение к окружающим людям, к противоположному полу;

Особенности организации педагогической деятельности в ДОУ с учётом реализации генедрного подхода.

При организации педагогической деятельности с мальчиками рекомендуется:

  • делать упор на визуальную информацию, располагать её в  вертикальном направлении;
  •  допускать абстрактные рассуждения при объяснении материала;
  •  обязательно делать обобщения и выводы в конце занятия;
  •  организовывать диалоги и дискуссии;
  •  особое внимание обращать на логичность и доказательность рассуждений;
  •  организовывать самооценку деятельности, организовывать работу в парах;

 

При организации педагогической  деятельности с девочками  рекомендуется:

  • располагать визуальную информацию в горизонтальном направлении;

• задействовать речевые способности учащихся;

• использовать коллективные формы работы;

• обязательно комментировать ход и результаты образовательной деятельности;

• использовать примеры, воздействующие на эмоциональную сферу.

Формы и методы работы с детьми, используемые при реализации гендерного подхода в педадагогической деятельности:

  • НОД, беседы, рассуждения; «Девочки и мальчики – такие хорошие», «Правила этикета для мальчиков», «Правила этикета для девочек».
  • Диалогово-игровые методы: «мозговой штурм»: «Что бы было, если бы девочки исчезли?».
  • Словесные игры: «Вежливые слова», «Комплименты».
  •  Коммуникативные игры: «Новое имя», «Смайлик».
  •  Дидактические игры: «Одежда для мальчиков», «Одежда для девочек».
  • Подвижные игры: «Ловишки парами», «Ручеёк».
  • Символические игры: «Любимый сказочный герой».
  • Имитационные игры: «Изобрази старичка», «Изобрази маму».
  • Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Повара», «Строители».
  • Кейс-технологии: моделирование ситуаций: «Мы – добрые друзья», «Как поступишь?».
  • Тренинги, педагогические ситуации: «Помогаем девочкам», «Заботимся о мальчиках».
  • Развлечения, досуги: «В гостях у Айболита».
  • Спортивные соревнования: «А, ну-ка, мальчики!», «В мире профессий».
  • Экскурсии: в музей, в ПЧ №71, в школу, экскурсии по городу.
  • Чтение художественной литературы: Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик », р.н. сказки «Снегурочка», «Царевна-лягушка».
  • Театрализованная деятельность: «Репка», «Заюшкина избушка».
  • Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика.

4.1. Реализация гендерного подхода в познавательном и социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с задачами гендерного воспитания,  были разработаны тематические блоки, направленные на реализацию данных задач.

  1. блок.  «Кто я: мальчик или девочка?  Какой я мальчик? Какая я девочка?».  Реализация данного блока направлена на формирование у детей знаний о мужских и женских качествах и способах свойственного им поведения, способах взаимодействия между мальчиками и девочками. На закрепление представления о себе как представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках полов. Целью реализации данного блока является знакомство с основными качествами мужественности/женственности. Формирование представления о различиях внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитание культуры общения с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях, игровой деятельности. Задачей реализации даннного блока является формирование   навыков: доброжелательного отношения; оказания помощи друг другу; умения видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера; умение понимать и уважать мнение партнёров противоположного пола.

В ходе реализации данного блока были проведены НОД:

«Путешествие в страну мальчиков и девочек», «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой», «Мы – мальчики, мы - девочки. Давайте дружно жить», «Приключения мальчиков и девочек в тридевятом царстве», «Наши мальчики и девочки».  

 2 блок. «Мужчина и женщина в семье и обществе». Реализация данного блока направлена на развитие у детей представлений о социальных функциях мужчин и женщин и желания подражать позитивным формам мужественного или женственного поведения. На уточнение и сформированность представлений о роли и занятости мужчины/женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья - дружная, все заботятся друг о друге, помогают, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей. Формирование представлений о социальных функциях, воспитание стремления подражать позитивным формам мужественного/женственного поведения. Обогащение представлений о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь. Женщины выбирают профессии, позволяющие проявлять миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту. В рамках реализации данного блока возможно проведение занятий: «Мама, папа, я – дружная семья», «Все профессии нужны, все профессии важны».  Экскурсия как форма работы по гендерному воспитанию способствует формированию гендерных представлений детей о мужских и женских профессиях.  В частности, проведение экскурсии в пожарную часть №71, экскурсии в кабинет медицинской сестры, экскурсии в пищеблок ДОУ  знакомит детей с мужскими и женскими профессиями. Проведение экскурсий в музей г. Пласта, школу №2 г. Пласта знакомит детей с профессиями учителя и экскурсовода. Экскурсии по городу расширяют представления детей о пофессиях, например, знакомят детей с профессией шахтёра, учителя.

  1. блок. «Я сегодня и  я в будущем». Реализация данного блока направлена на обогащение представлений мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье. Формирование  правил взаимоотношений между мальчиками – будущими мужчинами и девочками – будущими женщинами.  Формирование положительного отношения к своему гендеру и желание вести себя адекватно позитивным образцам мужского/женского поведения, формирование качеств, таких как мужественность /женственность, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола.

В рамках реализации данного блока возможно проведение НОД по темам:  «Кем я хочу стать?», «Мы в будущем».

Одна из эффективных форм гендерного воспитания – это экскурсия.

            Экскурсии  дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с  профессиями  людей. Во время экскурсий дошкольники  познавают  мир в реальной атмосфере. При знакомстве с профессиями возможно проведение экскурсии в кабинет мед. сестры, профессию пожарного дети узнают гораздо лучше при проведении экскурсии в «Пожарную часть №71» г. Пласта. Закомство с профессией экскурсовода возможно при проведении экскусии в музей. С профессией учителя  дети знакомятся при проведении экскурсии в школу.

4.2. Реализация гендерного подхода в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Задачи реализации гендерного подхода в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста:

1) расширение знаний и представлений детей обоего пола о социальных ролях мужчин и женщин;

2) использование гендерно маркированных упражнений и игр, направленных на обогащение социального опыта мальчиков и девочек;

3) дифференцировка игр и упражнений по развитию речи в зависимости от гендерной принадлежности детей.

Приоритетным направлением в работе по развитию речи мальчиков мы определили активизацию блока лексических операций (включая морфемный подуровень), расширение «вербальной сети» за счет включения в нее словесных обозначений различных признаков предметов и явлений, усиление аффективного компонента речевой деятельности, повышение уровня речевой активности в ходе вербального взаимодействия. В работе по развитию речи девочек первостепенное внимание обращалось на усиление мыслительного и когнитивного компонентов речи, активизацию сложных грамматических операций, расширение системы межсловесных связей за счет ее обогащения глагольной лексикой.

Таким образом, к концу дошкольного возраста большинство речевых навыков, основанных на многократном повторении и активно обогащающемся лексиконе, лучше развито у девочек. С логическим оперированием элементами языка и составлением сложных синтаксических конструкций успешнее справляются мальчики.

Методика «Рассказ на заданную тему» была использована для анализа связной речи детей. В данной ситуации есть возможность оценить не только развитие отдельных речевых навыков, но и их использование в непосредственном речевом общении. Как гендерно нейтральная так же была определена тема «Любимая игрушка». При выявлении особенностей развития речи девочек и мальчиков, учитывались следующие параметры лексического, морфологического и синтаксического уровней текстов: общий объем высказывания, коэффициент лексического разнообразия, представленность различных частей речи, количество и виды используемых предложений. Кроме того, анализировался и смысловой уровень детских рассказов, представленность в них гендерных норм и стереотипов поведения.

Таким образом, речевая деятельность девочек и мальчиков, в которой находят отражение гендерные нормы и стереотипы современного общества, в значительной степени опосредована гендерной принадлежностью ребенка, что детерминирует специфику активизации отдельных блоков речеязыкового механизма в дошкольном возрасте. Однако в условиях спонтанного речевого развития не все блоки речеязыкового механизма развиваются одинаково равномерно, что отрицательно сказывается на содержании и языковом оформлении высказываний детей.

   Анализ существующих программ и различных пособий позволит подобрать наиболее эффективные задания, упражнения и игры для развития речи, адекватные возможностям и интересам девочек и мальчиков. Содержание занятий должно определяться в соответствии с указанными направлениями развития речи детей разного пола на основе традиционной  программы воспитания и обучения в детском саду. Работа по каждому разделу программы включает ряд последовательных этапов:

1) оптимизацию материальной развивающей среды в целях обеспечения мотивации речевой деятельности детей разного пола;

2) проведение занятий в однополых подгруппах, обеспечивающих дифференцированное овладение новым материалом и развитие необходимых речевых навыков у девочек и мальчиков;

3) работу в смешанной группе, направленную на закрепление полученных результатов и повышение речевой активности детей мальчиков и девочек;

4) организацию нерегламентированной деятельности для поддержания достигнутого уровня речевого развития девочек и мальчиков.

Принципы педагогической работы с мальчиками по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с учётом реализации гендерного подхода:

• быстрый темп подачи материала;

 • высокая двигательная активность;

• поисковая деятельность;

• элементы соревновательности;

• большое количество логических заданий;

• подход к формированию правил через практические действия;

• объяснение материала и инструкция к заданиям должны быть были чёткими и немногословными.

Принципы педагогической работы с девочками  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с учётом реализации гендерного подхода:

  • невысокий темп подачи материала;
  • использование красочного материала с предпочтением красного спектра;
  • при сообщении важного момента концентрация внимания на нём;
  • увеличение количества повторений пройденного материала;
  •  подача материала от частного к общему;
  •   подача абстрактных понятий через примеры реальных жизненных ситуаций.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика  используется с учётом гендерного подхода, а именно, для мальчиков и девочек по группам. Речевые игры на дифференциацию звуков так же применяются с учётом гендерного подхода.

     Художественная литература – источник речевого развития детей старшего дошкольного возраста, а так же формирования гендерной социализации дошкольников. Знакомство с художественной литературой  опирается на гендерный подход.

         Восприятие  ребенком произведений  художественной литературы   направлено на преобразование социокультурного опыта, заложенного в  литературном произведении, в личный опыт дошкольника.   Художественные произведения для детей являются одним из важнейших культурных источников для гендерной социализации ребенка.

  • Чтение и обсуждение художественных произведений, в которых сказочные герои соответствуют женскому и мужскому образу :

На примере сказочных героев: Елены Премудрой, Ивана Царевича  мальчики и девочки учатся строить доброжелательные взаимоотношения, осознают свою социальную роль. Такие произведения, как р.н. сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Журавль и Цапля», «Царевна - лягушка», «Рукодельница и ленивица», сказки    Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», воспитывают в мальчиках мужественность, смелость, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности, мужчину, сильного и отважного, защитника своих близких и Отечества, а в девочках –  женственность, доброту, отзывчивость, мягкость, терпимость, заботу, любовь к детям, мудрую женщину, будущую мать, хранительницу семейного очага.  

Художественную литературу, формирующую гендерную принадлежность дошкольников, условно можно разделить на 3 группы:

«мужские», отражают мужские стратегии поведения, где главный герой – мужской персонаж;

«женские», отражают женские стратегии поведения, где главная героиня – персонаж женского пола;

«смешанные»: есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.

Роль сказки как одного из средств развития речи и гендерного воспитания дошкольников неоценима. При работе со сказкой очень важно бережно относиться к сказочному сюжету: не просто читать и обсуждать текст, а использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде создания рисунков по их мотивам. Это будет способствовать благоприятному протеканию процесса гендерной социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

Перечень литературы по гендерному воспитанию:

Н. Носов «Живая шляпа», М. Зощенко «Показательный ребенок»,

Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров» 

А. Введенский «О девочке Маше, о собаке Петушке и кошке Ниточке»

А. Усачев «Солидная дама», «Неправильные поступки», В. Драгунский «Тайное становится явным», Н. Носов «Мишкина каша» , Л. Пантелеев «На море»

Л. Воронкова «Как Аленка разбила зеркало», Ш. Перро «Красная шапочка»

Русские народные сказки  «Морозко», «Крошечка -хаврошечка», «Снегурочка»

способствуют формированию основ гендерного поведения дошкольников.

                         Театрализованная деятельность является одним из источников речевого развития детей старшего дошкольного возраста. С помощью театрализованной деятельности  раскрывается  творческий потенциал ребенка. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление. Театральное искусство близко и понятно как детям, прежде всего потому, что в основе его лежит играТеатрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей, оказывающее влияние на формирование гендерной принадлежности. Сопереживание героям инсценировок развивает эстетические  чувства ребенка, представления о плохих и хороших человеческих качествах, присущих сказочным героям, и, следовательно, мужчинам и женщинам в реальной жизни.                             В театрализованной игре закладывают основы социальных и гендерных ролей: реализуются особенности их исполнения, воспитывается положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, происходит усвоение детьми гендерного поведения, формирование привлекательности гендерной роли.

Театрализованные игры подбираются:

-с учётом гендерных и индивидуальных особенностей;

- театрализованные игры развивают речевую активность детей;

- театрализованные игры должны формировать активность, самостоятельность, инициативность у детей;

-  театрализованные игры должны обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творческих сил и возможностей, реализовывать гендерный потенциал каждого ребёнка. В процессе театрализации сказок развивается  монологическая и диалогическая речь детей. Помимо этого, театрализованная игра «Репка» формирует мужскую модель поведения у мальчиков: роль дедушки, и женскую – роли бабушки и внучки.  Различные виды театров: пальчиковый, настольный, кукольный, бибабо, теневой, плоскостной так же способствуют формированию гендерной социализации у дошкольников. Пальчиковый театр «Заюшкина  избушка», «Теремок», «Репка» так же способствует освоению гендерных ролей и поведения у дошкольников.  В театрализованной деятельности дети выбирают роли, присущие определенному полу. Роли животных, которые играют дети в процессе театрализованной детяельности, так же способствуют установлению дружеских взаимоотношений в детском коллективе, между мальчиками и девочками. В результате у мальчиков формируется мужские черты характера, такие  как смелость, храбрость, решительность, сила, выносливость, вера, отвага, благородство,  у девочек – женские: это - чувствительность, доброта, нежность, сострадание, отзывчивость терпеливость, забота.

Таким образом,  речь детей дошкольного возраста, наряду с возрастными и индивидуальными аспектами, отличается и определенными гендерными особенностями: гендерная принадлежность и соответствующий социальный опыт влияют на уровень и основные характеристики развития речи детей, определяя качественное своеобразие высказываний девочек и мальчиков; использование гендерного подхода существенно повышает эффективность психолого-педагогической работы по развитию речи девочек и мальчиков в дошкольном учреждении.

4.3. Реализация гендерного подхода в игровой деятельности.     

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности.

Реализация гендерного подхода в игровой деятельности носит комплексный характер. В педагогической деятельности используются виды игр:

  1. Сюжетно-ролевые;
  2. Коммуникативные игры;
  3. Дидактические игры;
  4. Подвижные игры;
  5. Словесные игры;
  6. Символические игры;
  7. Русские народные подвижные игры.

В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей.  Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. В процессе игры ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает осваивать гендерную роль. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше детей, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства - куклы, тряпочки, бусинки, пуговички - и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется больше пространства, чем девочкам. Мальчики, играя дома, осваивают и вертикальную плоскость для игры: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей.  У мальчиков ярче проявляется любовь к риску,  отсутствие заботы о собственной безопасности, желание выделиться, склонность к девиантности, высокая соревновательность, потребность в достижении результата, стремление к доминированию. Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в таких играх и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. У девочек активно прослеживается интерес к игре в куклы, сюжетно-ролевым играм: «Дочки-матери», «Столовая», «Повара», «Модницы», у мальчиков возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам. Мальчики предпочитают сюжетно-ролевые игры «Пожарные», «Полицейские», «Ремонтные работы». Когда детям предоставляется  возможность поиграть в магазин, то, превратившись в «продавцов», они предлагают мальчикам купить машинки и оружие, а девочкам  ––  кукол и посуду.    Игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому девочки играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях. Мальчики воюют на войне, водят тракторы, строят мосты и занимаются ремонтными работами. В сюжетно-ролевой игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков и доброта, терпеливость, забота, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек.      При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Игровой период в психосексуальном развитии ребенка характеризуется инициативой, усвоением поло-ролевого поведения, привязанностью друг к другу, первой симпатией к противоположному полу, проигрыванием ролей родителей.  Например, игра “Поликлиника” идеально подходит для этой цели. Дети могут свободно меняться ролями. Эта игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком-либо, воспитывает в них чувство заботы и уважения к противоположному полу. В сюжетно-ролевой игре «Дочки-матери» просто необходима роль отца, брата, дяди, с которой сможет справиться только мальчик. Мальчик может и покатать малыша в коляске, или «отвести» дочку в детский сад. Так же и девочки могут играть в сюжетно-ролевую игру «Шофёры» или «Полицейские», выполняя, казалось бы, «мужские роли».

   Дидактические игры способствуют формированию гендерной социализации и идентичности дошкольника. В процессе игры ребёнок узнаёт об особенностях внешнего вида, одежды, этике поведения каждого пола и использует эти знания, формируя на их основе личное поведение, соотнося себя с определённым полом. Игра «Хорошо или плохо» учит детей анализировать поступки детей, учит правильному взаимоотношению между мальчиками и девочками.  Дидактичекая игра «Одень мальчика» и «Одень девочку» формирует знания об одежде, характерной для каждого пола. Дидактичекие игры «Женские и мужские профессии», «Профессии и инструменты труда » знакомят детей с миром профессий.

       Коммуникативные и словесные игры способствуют формированию гендерных качеств у детей, развитию чувства эмпатии и уважения к противоположному полу, чувства взаимопомощи и поддержки, развивают культуру взаимоотношений с противоположным полом. Игра «Комплименты» учит детей говорить добрые слова друг другу,  игра «Пожелания» развивает умение дружить, взаимоподдержку, желание прийти другу на помощь. Игра «Волшебный цветок» направлена на воспитание вежливости, развитие коммуникабельности дошкольников.

       Подвижные игры способствуют развитию физических навыков: выносливости, ловкости, а так же формируют умение взаимодействоватьс противоположным полом в процессе игры. Такие игры: «Ловишки», «Успей поймать», «Ловишки парами». Подвижные игры, знакомят детей  с профессиями: «Пожарные на учении». Русские народные подвижные игры «Плетень», «Карусель», «Ручеёк» так же формируют гендерную принадлежность дошкольников, закладывают основы «женского» и  «мужского» поведения.

 Таким образом, в организации игровой деятельности необходимо реализовывать потребности мальчиков в двигательной активности, а так же  организовывать совместные подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры с выполнением ролей: мамы – девочки, папы – мальчики, врача – мальчики и девочки, повара – мальчика и девочки,  стилиста – мальчика и девочки, продавца – мальчика  и девочки.

4.4. Реализация гендерного подхода в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

   На каждом возрастном этапе можно выделить ведущие двигательные способности дошкольников.  Для детей 6 лет — скоростные способности и выносливость, а для детей 7-го года жизни — скоростные и координационные способности. Сензитивные периоды развития двигательных способностей для девочек и мальчиков не совпадают, и наиболее целесообразно организацию занятий физическими упражнениями у дошкольников проводить по следующей схеме:

 - для мальчиков старшей группы — на развитие выносливости;

 - для девочек старшей группы — на комплексное развитие скоростно-силовых качеств и выносливости.

   Так же имеются различия между мальчиками и девочками в предпочтении разных видов физических упражнений. В процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера: бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры; девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии: ходьба по скамейке, танцевальные упражнения. В то же время подвижные игры, эстафеты, плавание нравятся и мальчикам, и девочкам  в равной степени.

  С целью дифференцированного физического воспитания, рекомендуется  проводить работу по подгруппам с мальчиками или девочками соответственно. Для мальчиков могут использоваться игры-соревнования на темы: «Охотники», «Космонавты», «Спасатели», а для девочек — «Принцессы», «Феи».

   Организация занятий по физической культуре, учитывающих особенности мальчиков и девочек, может иметь два следующих варианта.

 1. Одно из двух занятий в неделю проводится раздельно для мальчиков и для девочек. На эти занятия целесообразно планировать изучение упражнений, для мальчиков и девочек (например, метание) и упражнения, вызывающие интерес у данной группы детей (например, для мальчиков — футбол, для девочек — упражнения с лентами).

 2. Все занятия проводятся совместно, но часть заданий имеют отличия для девочек и мальчиков. Этот вариант проведения занятий тоже имеет две разновидности:

 - в подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание;

 - на протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек (например, в общеразвивающих упражнениях — исходные положения; в полосе препятствий — условия преодоления препятствий: мальчики перелезают, девочки подлезают; в метании — расстояние до цели; в упражнениях на развитие силы мышц — дозировка).

Двигательный тренинг учит детей расслабляться и взаимодействовать друг с другом.

Игры-соревнования формируют в детях ловкость, быстроту бега, выносливость, качества, необходимые для мальчиков и девочек. Такие игры – соревнования: «А, ну-ка, мальчики!», «А, ну-ка, девочки» формируют в детях чувство гендерной принадлежности к своему полу, развивают взаимоподдержку и взаимопомощь, так же физические навыки: ловкость, быстроту бега, выносливость.

  1. Реализация гендерного подхода в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

    На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года. У девочек лучше развита мелкая моторика рук. Поэтому они тщательнее и ровнее разукрашивают, лепят из пластилина мелкие детали, с помощью кисточки создают удивительные образы, а мальчики делают размашистые линии, им сложно разукрасить рисунок, не выходя за пределы контура рисунка. Рисование способствует гендерной идентификации, управляет эмоционально-смысловым поведением ребенка и помогает ему освободиться от возможных последствий психотравмирующих ситуаций. Тематика детских рисунков обусловлена многими факторами. Один из них –– принадлежность ребенка к определенному полу. Общая направленность на идентификацию со своим полом придает определенное содержание и рисункам ребенка: При выборе тем для рисования девочкам ближе образы принцесс, сказочных героинь Василисы Премудрой, Елены Прекрасной. Мальчикам близки образы былинных богатырей, Ивана Царевича, Емели. В своих рисунках дети отражают свои представления о внешнем виде мальчиков и девочек, дружбе между ними, семейных отношениях.  Например: «Мальчики и девочки»,  «Мои любимые игрушки»,  «Замок для принца и дворец для принцессы», «Мальчики и девочки играют». При создании аппликации для мальчиков актуальна тематика транспорта, например, автобусы, для девочек – бытовые предметы, например, зонтик.

     В некоторых случаях в деятельности ребенка можно найти исключительную приверженность к ценностным ориентациям другого пола, когда вдруг мальчики начинают увлекаться рисованием принцесс и цветочков, а девочки рисуют батальные сцены. Такая идентификация с другим полом обусловлена тем, что ребенок выбирает своего кумира среди представителей другого пола (чаще старший брат или сестра) и бессознательно следует за всеми его проявлениями. Постепенно, в условиях нормальных отношений в семье доминирующее влияние кумира уступает место сложившимся в субкультуре общественным ожиданиям.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей.  Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился пользоваться ножницами, красиво разукрашивать, конструировать. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось добиться, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

5. Формирование у родителей гендерной компетентности в вопросах реализации гендерного подхода в МКДОУ д/с №12 г. Пласта.

    Ребёнок это социальный субъект, следовательно, формирование его гендерной принадлежности происходит в результате влияния на него со стороны:

  1. Семьи;
  2. Общества;
  3. ДОУ.

Все эти социальные институты взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе гендерного воспитания ребёнка. Современные  учёные считают — формирование гендерной идентичности обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от семейного воспитания, а именно, отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок,  привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, влияния общества в повседневной жизни, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Таким образом, эффективная реализация гендерного подхода может быть осуществлена только при взаимодействии семьи, ДОУ и общества.

      С момента рождения и на протяжении всей своей жизни человек является действительным членом сообщества. Семья, подобно другим социальным механизмам, не может существовать вне традиций, не следуя определенным образцам деятельности, которые воспроизводятся каждым новым поколением. Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.

Общеизвестно, что присущая ребенку-дошкольнику способность к подражанию позволяет ему рано выбрать среди окружающих его взрослых определенный образец поведения. Сначала он имитирует некоторые внешние признаки поведения того человека, которого выбирает в качестве образца для подражания, затем происходит более глубокое «приравнивание» себя к личности человека-образца. При этом ребенок заимствует не только образцы некоторых действий и внешние отличительные признаки, но и такие сложные качества личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость.

Очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию, и как следствие − отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребёнок часто не осознаёт роли, отведённой его полу. Подобная асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего родителем является «мать-одиночка» или бабушка. У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность. Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким.

Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка.

Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики в этом возрасте и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола. Дочери разведённых родителей перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу и к мужскому полу вообще.

Неоднозначно и влияние отцов. Например, напряжённые, плохие отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребёнок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.

Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т.е. компетентными. При этом компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослушают лекцию или их проконсультирует специалист. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана. Так, например, родителям важно знать, как воспитывали девочек и мальчиков наши предки и что можно перенести из прошлого в настоящее.

  Формированию гендерной идентичности и положение ребенка в семье, детском саду, как правило, ребенок находится в зависимом положении и не может повлиять на то, что с ним происходит. Окружающие ребенка взрослые нередко осуждают «немужское» поведение, но не поощряют мужское.

         Реализация гендерного подхода в ДОУ осуществляется в тесном сотрудничестве ДОУ и семьи.  

   Формы работы с родителями, применяемые в педагогической работе с семьями воспитанников, по реализации гендерного подхода:

  1. Индивидуальные формы:
  • Беседы,
  • Индивидуальные консультации.
  1. Коллективные формы:
  • Групповые консультации;
  • «Круглые столы»;
  • Родительские собрания;
  • Утренники, досуги, праздники;
  • Экскурсии.
  1. Наглядно-информационные:
  • Буклеты;
  • Памятки;
  • Папки-передвижки;
  • Совместные выставки;
  • Создание фото-газет и стен-газет;
  • Создание «Семейного портфолио».

   В ДОУ проводятся утренники, в которых принимают непосредственное участие родители воспитанников: мамы и папы: «Мамин праздник», «Женский день», «День защитника Отечества», «Праздник Осени». Мамы и папы активно участвуют в конкурсах, играх. Семьи воспитанников привлекаются к участию в спортивных соревнованиях в Фоке «Мама, папа,  я – спортивная семья». А так же проводятся выставки с участием родителей «Осенины», «Мамины руки не знают скуки»,  в которых родители совместно с детьми изготавливают поделки, кормушки для птиц. Совместно с музеем г. Пласта проводятся выставки «Мозаика детства», «Новогодний переполох», «Новогодний наряд для лесной королевы».  Оформление газет «Мы – мамины и папины помощники», «Мамины глаза», «Мамочка любимая моя», «Помощники для дедушки и бабушки» формируют в детях желание подражать гендерным стандартам поведения в семье. Участие в акциях «Семейное портфолио», «Генеалогическое древо», «Покормим птиц» способствует осознанию детьми своей гендерной принадлежности и повышает собственную значимость, что так важно для формирования детской личности.

        Таким образом,  гендерный подход реализуется комплексно, через все виды педагогической деятельности в ДОУ, через реализацию всех образовательных областей: познавательной, художественно-эстетической, социально-коммуникативной, речевого и физического развития. Спектр используемых форм и методов работы с детьми по реализации гендерного подхода в педагогической деятельности широк и разнообразен: проведение НОД, досугов, развлечений, использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики с учётом гендерного подхода, театрализованная деятельность и чтение художественной литературы. Формы и методы педагогической работы с детьми строятся на использовании гендерного подхода и учитывают индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста. Только при взаимодействии ДОУ, семьи и социальных институтов общества возможна реализация гендерного воспитания дошкольников.

Анализ работы.

Данный опыт работы по реализации гендерного подхода в педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста позволяет нам сделать следующие выводы:

  • Повысился уровень гендерной воспитанности детей старшего дошкольного возраста. На начало работы: высокий – 13%, средний – 53%, низкий- 34 %. По  окончании нашей работы уровень гендерной воспитанности составил: высокий: 63%, средний – 37%.
  • Повысился уровень гендерной «компетентности» родителей воспитанников. На начало работы представления родителей характеризовались фрагментарностью, отсутствием знаний в области семейного воспитания,  гендерного развития, психофизиологических особенностей мальчиков и девочек дошкольного возраста. По окончании работы родители стали более компетентны в вопросах гендерного воспитания детей в семье.
  • Повысился уровень гендерной идентификации детей, умения взаимодействовать с противоположным полом, находить пути выхода из конфликтных ситуаций, уровень взаимодействия в коллективе, установление в коллективе дружеской обстановки, уровень толерантности, эмпатии дошкольников.
  • Повысился уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста (развитие навыков диалогической и монологической речи, обогащение словарного запаса).
  • Повысились личностные психологические характеристики дошкольников: проявление инициативы, самостоятельности, умения прийти на помощь, творческого воображения, «креативности» мышления.
  • Знания детей в области гендерного воспитания стали более полными, содержательными и обширными, а так же дети расширили и систематизировали знания   в области мужского и женского видов спорта, одежды для мальчиков и девочек, мужских и женских профессий, игрушек для мальчиков и девочек, роли и значении семьи в жизни каждого человека, роли мамы и папы в жизни детей, семейных ценностей, семейных традиций, роли мужчины и женщины в обществе и семье. Детям стала понятна собственная  гендерная принадлежность и гендерная роль. Дети смогли проявить гендерную идентичность в процессе образовательной и игровой деятельности.

Библиография.

1. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности. - М.: ВЦНИИ «Школа и педагогика», 1986. - 861 с.

2. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.

3. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник: Развитие детей ст. дошкольного возраста в игровой деятельности. - Издательство: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2007. - 192 с.

4. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2007. - 208 с.

5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. - Издательство: "Мозаика-Синтез", 2008. - 128 с.

6. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка – Пресс, 2009. – 132 с.

7. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить поразному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.

8. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 138 с.

9. Казарян С. Ф. Возрастная динамика развития полового самосознания, пути и условия его формирования у детей дошкольного возраста. Автореферат. Ереван, 1993.

10. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. проф. учеб. Заведений.- Издательство: "Академия", 2010. - 416 с.

11. Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов на Дону, 2007. – 251 с.

12. Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет: Конспекты занятий. - Издательство: "Айрис-пресс", 2009. - 208 с.

13. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М., 1994. - 102 с.

14. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. - Издательство: "Линка-Пресс", 2009. - 96 с.

15. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997. – 230 с.

16. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 194 с.

17. Пятница Т.В. Социализация дошкольников через игру: Пособие для педагогов дошкольного учреждения. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004.

 – 67 с.

18. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. Издательство: "АРКТИ", 2006. - 88 с

19. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для ДОУ. - Издательство: "ДетствоПресс", 2009. - 64 с. 20. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. - Издательство: "Речь", 2010. - 176 с.

21. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008.

- 96 с.

22. Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010. - 128 с.

23. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: Методическое пособие для воспитателей д/сада. - Издательство: "Дрофа", 2006. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- педагогическое сопровождение в системе социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

В данной статье подробно раскрыто понятие- сопровождение. Раскрыта сущность социально-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.Цель социально-педагогической деятельности зак...

Использование гендерного подхода в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Использование гендерного подхода в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения

Консультация для воспитателей "Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения"...

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время проблемы коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это не удивительно: с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями общего и речевого развития....

Здоровьесберегающие технологии в педагогической деятельности с детьми старшего, дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии в педагогической деятельности с детьми старшего, дошкольного возраста....

Конспект педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Юные волонтеры»

Конспект педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Юные волонтеры»...