Использование настольного дидактического материала в индивидуальной работе педагога-психолога с детьми с нарушением речи.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Нестерова Наталья Анатольевна

Использование настольного дидактического материала в индивидуальной работе педагога-психолога с детьми с нарушением речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование настольного дидактического материала в индивидуальной работе педагога-психолога с детьми с нарушением речи.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, который обеспечивает общее развитие ребенка, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем знани,умений, и усвоения различных видов деятельности.  

В связи с тем, что в последнее время наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития, возникает необходимость в коррекционной и развивающей работе педагогов-психологов с данной категорией детей.

Так как непосредственно развитием речи занимаются учителя - логопеды, то педагоги-психологи делают акцент на развитии детей, а именно психологических особенностей, которые заключаются в следующем:

  1. Во-первых, у таких детей часто наблюдается нарушение внимания: снижение объема, его неустойчивость, трудности с распределением, высокая отвлекаемость.
  2. Снижен объем памяти (в частности, вербальной памяти) и уровень развития мышления (особенно, словесно-логического).
  3. Нарушена мелкая моторика и зрительно-моторная координация, а также может наблюдаться моторная неловкость и двигательная расторможенность.
  4. Снижены коммуникативные способности, в том числе, за счет того, что им сложнее выражать свою мысль словами.
  5. Эмоционально-волевая сфера также страдает. У ребенка можно наблюдать: эмоциональную неустойчивость, повышенную возбудимость, раздражительность, неспособность к длительным волевым усилиям, снижены навыки самоконтроля за собственным поведением.
  6. У детей с нарушениями речи обычно истощаемая нервная система, что отражается в повышенной утомляемости, дети быстро устают от умственной нагрузки.

Основная задача педагогов дошкольного учреждения, в том числе педагога-психолога, – выбрать такие методы и формы организации работы с детьми с нарушением речи, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Невозможно представить работу педагога - психолога без использования обучающих и дидактических игр. В коррекционной работе для меня важно сделать так, чтобы каждое занятие носило характер игровой деятельности. Эмоционально положительное отношение дошкольников к занятиям – залог успешного коррекционного процесса. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по – настоящему творческими личностями и даёт возможность испытывать удовлетворение от занятий.

Использование и применение игровых пособий - доказывает свою эффективность в коррекционной практике для детей с нарушениями речи. 

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.  В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной.

Преимущества игровых элементов с использованием игровых дидактических пособий позволяют в процессе коррекционно-образовательной работы:

1.установить контакт с ребенком;

2.повысить эффективность овладения всеми языковыми средствами;

3.повысить и сформировать благоприятный психоэмоциональный фон;

4.создать условия для развития речи детей и обогащение словаря;

Дидактические игры - позволяют мне сделать занятие интересным, продуктивным как основной приём, так и промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Таким образом, элементы игр не смущая, и не травмируя ребенка, дают возможность совершенным образом удовлетворить собственные интересы ребёнка с коррекционными задачами.

В результате использование дидактических пособий на  занятиях, позволяет обеспечивать положительную динамику речевого развития детей, способствует совершенствованию коррекционной работы и ее результативности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Многофункциональная – наглядно дидактическая игра «Волшебные крышечки»

Слайд 2

Развитие логического мышления

Слайд 4

Развитие представлений пространственной ориентировки

Слайд 7

Развитие памяти

Слайд 10

Изучение и закрепление цвета

Слайд 13

Сделай по образцу

Слайд 16

Шнуровка

Слайд 17

Игры на формирование представлений о числе и количестве Игры со сказками Игры на развитие о форме и величине

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

Рассказывается об актуальности использования ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи, варианты использования ИКТ на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности. Даётся перечень компьюте...

Программа индивидуальной работы педагога-психолога Афанасьевой Марины Николаевны на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей

Программа индивидуальной работы педагога-психолога Афанасьевой Марины Николаевнына развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей...

Использование настольных игр в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога

В материале представлена авторская настольная игра «Волшебное путешествие»  для детей 4-5 лет. Игра направлена на развитие у детей коммуникативной сферы (в частности, н...

Доклад "Использование оборудования в сенсорной комнате в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ"

Региональный круглый стол по теме "Использование инновационных форм и методов коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ". 2016 год....

Использование настольно-печатных игр в индивидуальной работе с дошкольниками с ТНР

Какие задачи можно решить, используя настольно-печатные игры в индивидуальной работе с детьми с ТНР; виды игр....

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».

             Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей с...