Картотека дидактических игр для работы с гиперактивными детьми 3-7 лет
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Виданова Наталья Витальевна

Картотека дидактических игр для работы с гиперактивными детьми 3-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_giperaktivnymi_detmi.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР

 С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 МЛАДШЕ-СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ

«МОРЕ,МОРЕ…»

Возраст детей: младший дошкольный возраст ( 3-ий – 5-ый г.ж.)
Цель игры: снижение мышечного напряжения, развитие умения контролировать силу прикосновений.
Наглядный материал, атрибуты игры: -
Игровые действия: 
Взрослый предлагает детям рисовать ладошками картины на спине друг друга. Дети разбиваются по парам. Ребенок, на спине которого рисуют, закрывает глаза.

 Взрослый медленно читает текст и демонстрирует движения, как надо рисовать на спине: Море, море, море…(медленно поглаживаем верхнюю часть спины партнера от позвоночника в стороны одновременно двумя руками);

Рыбы, рыбы, рыбы…(быстрые и легкие прикосновения пальцами в том же направлении);

Горы, горы, горы… (медленные прикосновения всей ладонью); Небо, небо, небо…(снова поглаживания)
Затем дети меняются ролями.
Правила игры: внимательно слушать воспитателя и следовать его движениям и словам.

 «САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ»

Возраст детей: младший дошкольный возраст (3-ий – 5-ый г.ж.)
Цель игры: развитие объема внимания, умения сосредотачиваться.
Наглядный материал, атрибуты игры: -
Игровые действия: 
дети встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи. На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибется, считаются победителями.
Правила игры: когда ведущий отворачивается, ему подглядывать нельзя.
Варианты с усложнением: -

 «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»

Возраст детей: младший дошкольный возраст (3-ий – 5-ый г.ж.)
Цель игры: 
развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Наглядный материал, атрибуты игры: 
листы бумаги, карандаши/фломастеры
Игровые действия: 
ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
Правила игры: 
не подглядывать, когда вы отвернулись.
Варианты с усложнением: -

 «КАКОЙ ФИГУРКИ НЕ ХВАТАЕТ»

Возраст детей: младший дошкольный возраст (3-ий – 5-ый г.ж.)
Цель игры: 
развитие зрительной памяти, объема внимания
Наглядный материал, атрибуты игры: геометрические фигуру.
Игровые действия: 
поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 геометрические фигуры, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из фигур. Вопрос к ребенку: «какой фигуры не хватает?».
Правила игры: 
не подглядывать.
Варианты с усложнением: 
игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять фигуру местами; увеличить количество фигур.

 «ХЛОПНИ, ТОПНИ»

Возраст детей: младший дошкольный возраст (3-ий – 5-ый г.ж.)
Цель игры: развитие внимательности
Наглядный материал, атрибуты игры: -
Игровые действия: 
взрослый перечисляет различные слова, а ребенок должен, например, когда услышит название дикого животного хлопнуть в ладоши, а домашнего топнуть ногой.
Правила игры: не перебивать взрослого
Варианты с усложнением: -

 «СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ»

Возраст детей: младший дошкольный возраст (3-ий – 5-ый г.ж.)
Цель игры: развивать активное внимание.
Наглядный материал, атрибуты игры: мяч.
Игровые действия: дети садятся в круг. Ведущий говорит задуманное им слово и бросает мяч своему соседу. Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты, то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его (“съесть”). Если слово обозначает несъедобные предметы, то мяч не ловится. Если ребенок справился с заданием, то он становится ведущим и называет свое задуманное слово другому ребенку, и бросает мяч.
Правила игры: если ребенок “съел” несъедобный предмет, то он выбывает из игры на 15 секунд.
Варианты с усложнением: -

 «МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ»


Возраст детей: 
младший дошкольный возраст (3-ий – 5-ый г.ж.)
Цель игры: 
способствовать снятию напряжения.
Наглядный материал, атрибуты игры: -
Игровые действия: 
представим, что мы дуем мыльные пузыри. А теперь, сделаем глубокий вдох, в легкие наберем как можно больше воздуха. Все вытянем губы трубочкой, и медленно со звуком «Пууу» подуем на наши мыльные пузыри, чтобы они летели высоко-высоко, к солнышку. 
Правила игры: 
соблюдать порядок действий.
Варианты с усложнением: -

«НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»

Возраст детей: младший дошкольный возраст (3-ий – 5-ый г.ж.)
Цель игры: развитие произвольного внимания.
Наглядный материал, атрибуты игры: 
кубики или шарики.
Игровые действия: 
предложите малышу выбрать из кубиков или шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, который у вас в руках. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же делать ошибки, которые ребенок должен заметить.
Правила игры: выбирать предметы точно по критериям, которые были даны.
Варианты с усложнением: 
увеличивать количество предметов, различия которых не так заметны.

 «ШАРИК»

Возраст детей: младший дошкольный возраст (3-ий – 5-ый г.ж.)
Цель игры: способствовать снижению напряжения.
Наглядный материал, атрибуты игры: -
Игровые действия: 
дети представляют себя разноцветными воздушными шарами. Взрослый изображает насос, от движений которого шарики надуваются. Потом наступает хлопок руками, шарики лопаются и медленно опускаются на пол.
Правила игры: 
аккуратно опускаться на пол.
Варианты с усложнением: -

 «ЧЕТЫРЕ СТИХИИ»

Возраст детей: младший дошкольный возраст (3-ий – 5-ый г.ж.) 
Цель игры: 
развитие произвольного внимания.
Наглядный материал, атрибуты игры: -
Игровые действия: 
По команде ведущего дети выполняют определенное движение руками.
"Земля" Дети опускают руки вниз.
"Вода" Дети вытягивают руки вперед
"Воздух" Дети поднимают руки вверх
"Огонь" Дети вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах
Правила игры:
Варианты с усложнением: -

 «ПРОШЕПЧИ ОТВЕТ»

Возраст детей: старший дошкольный возраст (5-ый - 7-ой г.ж.)
Цель игры: развитие произвольности и самоконтроля, коррекция импульсивности.
Наглядный материал, атрибуты игры: -
Игровые действия
Взрослый задает вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, пальцы сжаты в кулак, а большой палец поднят вверх (показ).

Когда поднятых пальце много, взрослый считает «Раз, два, три – шепотом говори». Задача детей - прошептать ответ.

Вопросы: Какое сейчас время года? Как называется наш город? Как называется детеныш коровы? Сколько лап у собаки? Какие дни в недели выходные? И. т. д.
Правила игры: не выкрикивать ответ, действовать по сигналу воспитателя.
Варианты с усложнением: -

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ

       «СЛУШАЙ ХЛОПКИ»

Возраст детей: старший дошкольный возраст (5-ый - 7-ой г.ж.)
Цель игры: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Наглядный материал, атрибуты игры: -
Игровые действия: 
все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Правила игры: если ребенок ошибся, то он выбывает из игры на 15 секунд
Варианты с усложнением: -
 

 

«ГОВОРИ ПО СИГНАЛУ»

Возраст детей: старший дошкольный возраст (5-ый - 7-ой г.ж.)
Цель игры: коррекция импульсивности, развитие волевой регуляции
Наглядный материал, атрибуты игры: -
Игровые действия: ребенку задают любые несложные вопросы, но отвечать он должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.
Правила игры: если ребенок ответил на вопрос, на который ведущий не сделал условный сигнал, то ребенок пропускает ход
Варианты с усложнением: -

 «ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ»

Возраст детей: старший дошкольный возраст (5-ый - 7-ой г.ж.)
Цель игры: развивать произвольность и самоконтроль, внимание и умение выделять главные признаки предметов
Наглядный материал, атрибуты игры:
Игровые действия: 
все встают в круг. Педагог называет разные слова. Если названное что-нибудь или кто-нибудь способно летать, то дети поднимают руки вверх и ходят врассыпную, а если не летает, то они подходят друг к другу, образуя сплоченный круг. Список: орел, змея, диван, бабочка, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стул, собака, вертолет, ковер, поросенок, стрекоза.

Правила игры: внимательно слушать слова воспитателя и стараться следовать исходя из правил игры.
Варианты с усложнением: педагог может провоцировать детей, поднимая руки вверх при произнесении каждого слова.

 

«ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ»

Возраст детей: старший дошкольный возраст (5-ый - 7-ой г.ж.)
Цель игры: развивать моторную память, внимательность.
Наглядный материал, атрибуты игры: -
Игровые действия: игроки строятся в круг, в центре – педагог. Он выполняет различные движения, указав, какое из них – запрещённое. Дети повторяют все движения, кроме запрещённого.
Правила игры: кто повторил запрещенное движение, выбывает из игры. Запрещённое движение надо менять через 4 – 5 повторений.
Варианты с усложнением: выбрать несколько запрещенных движений
 

«СОКРОВИЩА ПИРАТА»

Возраст детей: старший дошкольный возраст (5-ый - 7-ой г.ж.)
Цель игры: развивать умение контролировать свои двигательные и эмоциональные реакции, выдержку.
Наглядный материал, атрибуты игры: предмет, который будет имитировать сокровище
Игровые действия: водящий – это пират. Он сидит в определённом месте комнаты, а рядом с ним, на расстоянии примерно в полметра лежит какой-либо небольшой предмет (сокровища). Пока пират «спит», остальные игроки медленно, на цыпочках, подкрадываются к нему, стараясь забрать «сокровища». Если пират услышит какие-либо звуки, он открывает глаза, и крадущиеся игроки должны тут же замереть, чтобы их «не заметили». Выигрывает тот, кто сможет тихо подкрасться и забрать пиратские сокровища.
Правила игры: тот, кто не успел замереть, отходит назад на несколько шагов.
Варианты с усложнением: -

                                                          «ЛИМОН»
Возраст детей: 
старший дошкольный возраст (5-ый - 7-ой г.ж.)
Цель игры: способствовать снятию напряжения.
Наглядный материал, атрибуты игры: -
Игровые действия: 
опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Правила игры: выполнять все действия в соответствии с речью воспитателя.
Варианты с усложнением: -

                                                «СНЕЖНАЯ БАБА»
Возраст детей: 
старший дошкольный возраст (5-ый - 7-ой г.ж.)
Цель игры: 
способствовать снятию импульсивности.
Наглядный материал, атрибуты игры: -
Игровые действия: 
дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
Правила игры: “таять” все должно постепенно, аккуратно приземляемся на пол.
Варианты с усложнением: -

 «СНЕЖНЫЙ КОМ»

Возраст детей: старший дошкольный возраст (5-ый - 7-ой г.ж.)
Цель игры: 
развитие произвольного внимания.
Наглядный материал, атрибуты игры: -
Игровые действия: 
первый ребёнок называет своё имя, передавая мяч другому, а тот в свою очередь называет имя первого и своё. Затем мяч получает третий участник и так далее. Игра проводится по кругу со всеми участниками.
Правила игры: стараться запомнить последовательность детей с их именами, не запутаться.  
Варианты с усложнением: помимо имени, каждый игрок называет качество, которое начинается на первую букву имени и соответствует его характеру. Например: Вера - верность, Сергей - смелый, Наталья - нежная...

 «ПЕРЕКЛИЧКА-ПУТАНИЦА»

Возраст детей: старший дошкольный возраст (5-ый - 7-ой г.ж.)
Цель игры: развитие произвольного внимания.
Наглядный материал, атрибуты игры: -
Игровые действия: 
ведущий называют фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом то фамилию, то имя. Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия.
Правила игры: 
слушать внимательно и откликаться тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия.
Варианты с усложнением: -

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для работы с гиперактивными детьми

Игры помогут воспитателям детских садов в работе с гипеактивными детьми...

Картотека игр для работы с гиперактивными детьми

Материал содержит  информацию: Что такое гиперактивность?, как играть с гиперактивными детьми, правила работы с гиперактивным ребенком и и непосредственно игры....

Особенности психологической коррекции гиперактивности дошкольников. Картотека игр для работы с гиперактивными детьми

Методика - тест «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.)Цель проведения – диагностика уровня агрессивности и импульсивности по специфическим графическим деталям изображения и описа...

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Картотека игр для работы с гиперактивными детьми.

В помощь воспитателяи и  педагогическим работникам....

Картотека игр для работы с гиперактивными детьми

Как играть с гиперактивными детьми?Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую а...