КОНСУЛЬТАЦИЯ «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Черепинова

Одним из наиболее эффективных способов дать ребенку с серьезными нарушениями слуха возможность научиться слышать и впоследствии успешно интегрироваться в общество является кохлеарная имплантация (КИ). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kohlearnyy_emplant.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С

РЕБЕНКОМ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ»

Учитель-логопед

Л.Г.Черепинова

Одним из наиболее эффективных способов дать ребенку с серьезными нарушениями слуха возможность научиться слышать и впоследствии успешно интегрироваться в общество является кохлеарная имплантация (КИ). За последние десятилетия кохлеарная имплантация открыла широчайшие возможности для полноценного речевого развития и комфортной жизни слабослышащих и глухих детей. Эта операция не восстанавливает слух глухому ребенку, но расширяет восприятие речи так, что с помощью импланта дети начинают понимать окружающих. Однако одно только наличие импланта - это всего лишь начало пути восстановления, важно в этот период оказать ребенку профессиональную помощь специалистов.

Навыки восприятия, дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза у детей с КИ либо отсутствуют, либо значительно отстают от возрастной нормы. По этой причине ребенку предстоит длительный процесс реабилитации. Мало дать ему возможность слышать, надо еще научить его слушать, воспринимать речь и общаться.

Процесс развития речи ребенка с КИ должен пройти все необходимые стадии предречевого развития, которые проходит ребенок с нормальным слухом - от реагирования на звук до спонтанного формирования навыка говорения и общения. Именно эта цель стоит у педагогов, занимающихся с детьми, прошедшими процедуру КИ [5].

В основное положение обучения речи детей с КИ входит концепция слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации, которая разработана И.В. Королевой, и предполагает, что многолетний процесс реабилитации можно условно разделить на 4 этапа:

I этап - начальный период развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. Длительность начального этапа напрямую зависит от того, как долго ребенок развивался в отсутствии слуха. Специалисты определяют его длительность от 3 недель до 4 месяцев. В этот период происходит процесс формирования речевого восприятия при помощи импланта. Ребенок привыкает слышать звуки, учится идентифицировать и реагировать на них.

II этап - основной период развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. Длительность 6-18 месяцев. В это время происходит формирование слухового развития и осознание системы родного языка и речи. Необходимо формировать у ребенка умение различать и узнавать все звуки речи (фонематический слух). Также развивать слуховой контроль ребенка за собственной речью (ребенок должен уметь повторять новое слово, даже не понимая его значения).

III этап - языковой период развития восприятия речи и собственной речи.

На процесс формирования собственной речи и качественного восприятия речи окружающих может потребоваться несколько лет (длительность 5 и более лет). На этом этапе происходит становление речевого развития, умения общаться, и взаимодействовать с окружающими, развиваются коммуникативные навыки.

IV этап - это период развития связной речи и понимания сложных текстов. Этот период определяется дальнейшим накоплением словарного запаса, развитием грамматической системы и общих представлений об окружающем мире. Это более высокий уровень овладения родным языком.

Помимо начального этапа, который характерен исключительно для детей с кохлеарным имплантом, остальные стадии являются типичными для естественного развития речи любого здорового ребенка. Именно для такого, «натурального», формирования речевых навыков и ведется реабилитационная работа — как на начальном этапе, так и на последующих этапах [4].

Ребёнок после кохлеарной имплантации - это всё тот же ребёнок, который начал слышать в момент подключения импланта, то есть его слуховой возраст мы можем отсчитывать с нуля. Такому ребёнку необходимо создавать постоянную слухоречевую среду, и это самое важное направление в работе. Помимо самого слуха необходимо развивать и все остальные направления: это речевые, двигательные и моторные навыки, высшие психические функции. Другими словами, формировать целостно гармоничную личность. Ребенка с КИ нужно развивать так же, как и любого другого ребёнка, просто прикладывая какие-то дополнительные усилия, создавая специальные условия для формирования у него представлений о мире звуков и запуска механизма речи.

Работа начинается с формирования восприятия неречевых звуков, активизации слухового внимания и памяти. Сначала ребенку предлагают бытовые звуки, они наиболее ему близки. Дальше предъявляются звуки окружающей среды, музыкальных инструментов, игрушек. Концентрируя внимание, ребенок приучается опознавать предмет по звуку, запоминая его звучание. Звуки воспроизводятся сначала на виду у ребенка, а впоследствии без визуальной опоры, а в дальнейшем они помогут ему легче ориентироваться в пространстве [1].

Ведётся работа над формированием ритмической структуры речи, темпа, ритма и интонации. В процессе этой работы ребенок отхлопывает, оттопывает, отстукивает и рисует ритмы. Учится воспринимать и различать различный темп.

Стимулируя развитие слухового восприятия, проводятся занятия на закрепление понимания «слышу - не слышу». С ребенком организовываются игры, в рамках которых он определенным образом реагирует на появление звука. В дальнейшем задания усложняются - необходимо научиться определять источник звука, его местонахождение. Важным условием для всех видов занятий является их игровая форма и частая смена деятельности. Ребенок должен заниматься без перенапряжения.

Также ведётся работа над различением на слух таких качеств звука, как «один - много», «тихий - громкий», «длинный - короткий».

Формирование речи ребенка после КИ идёт по этапам развития речи слышащих детей при условии сохранного интеллекта, а в форме игры дети быстро научаются не просто реагировать на звук, но различать как высокие, так и низкие звуки.

Возможность слышать звуки и развивать слушание и речь в любое время и в любой обстановке даёт ребенку свободу движений. Неограниченные движения во время организованных и спонтанных игр, танцы и драматизация, проводимые во время физминуток, динамических пауз, музыкальной ритмики - всё это стало возможным благодаря кохлеарному импланту. Дети естественны в выражении радости и желании исследовать всё, что их окружает. А творческий подход на занятиях не только вызывает положительные эмоции у детей, но и благотворно влияет на развитие говорения. Проговаривание во время рисования, обсуждения рисунков и поделок помогает ребенку говорить в естественных ситуациях общения [6].

Работа по развитию голосовой активности проходит при помощи артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, которые помогают улучшить работу голосового аппарата, активизировать голос ребенка, развивать артикуляционную моторику и впоследствии справиться с нарушениями произношения. Хотя на начальном этапе главное не качество произношения, а интонационно-ритмическая структура слова или фразы, плавность речи, звучание голоса то есть просодический компонент.

В процессе занятий проводится работа по контролю над высотой и громкостью звука. Учитель-логопед учит ребенка говорить тише, громче, контролировать силу голоса.

Затем происходит формирование языкового компонента речи - это пассивный и активный словарь, грамматические категории, связная речь, то есть готовые образцы высказываний для умения общаться со сверстниками и взрослыми [2].

Всевозможные игровые упражнения, чтение книг, рассказывание сказок направлено на узнавание новых слов и понятий. Тематические игры расширяют кругозор ребенка, дают представление об обобщенных понятиях, анализе и синтезе. Игра это самый естественный и лучший способ развития, научения и обучения ребенка с КИ.

Нужно помнить, что дети с КИ не нуждаются в использовании сопряженной речи, необходимо сидеть рядом с ребенком во время игры, а не напротив, только в этом случае он будет более внимательно прислушиваться.

На начальном этапе развития произносительных навыков можно использовать приемы, связывающие звук с жестом - это фонетическая ритмика, в которой движения тела сочетаются с произнесением определенного материала, побуквенно - слоговое чтение, логоритмика. Занятия логоритмикой помогают преодолеть проблемы речевого развития, способствуют укреплению мышечного аппарата, моторному и сенсорному развитию.

Ребенка учат грамматически правильно строить фразы и предложения, составлять логически последовательные высказывания. Рассказы о различных событиях, постоянное ведение доверительного диалога, игры с составлением историй по картинкам помогают ребенку развивать речь естественным образом [3].

Нарушения слуха влекут за собой отставание в развитии речи и, как следствие, общее недоразвитие функций высшей психической деятельности. Для коррекции этого состояния необходимы занятия по развития памяти, внимания, мышления, упражнения для крупной и мелкой моторики.

В рамках реализации Закона об образовании и ФГОС ДО для социализации в обществе дети с ОВЗ (в том числе дети с кохлеарным имплантом) могут посещать общеобразовательные детские сады. Для ребенка с КИ важно находиться в среде хорошо говорящих детей, чтобы адаптация к школьному обучению прошла в легкой форме, и он чувствовал себя успешным.

Список литературы

#1041;еляева О.Л. Образование дошкольников с кохлеарным имплантом: исследования, решения, перспективы: монография; - Красноярск, 2015.

2. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом/ Науч. ред. проф. И.В. Королева. - СПб:Умная Маша, 2010.

3. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное для родителей/ И.В. КоролеваСПб.:Умная Маша, 2010.

4. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами.4-е издание, дополненное/ И.В Королева. - СПб.:СПб НИИуха, горла, носа и речи, 2006.

5. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации: Учебное пособие / И.В. Королева — Спб.: Спб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.

6. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых: Учебное пособие / И.В. Королева. СПб.: КАРО, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада

В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имп...

Опыт работы с ребенком после кохлеарной имплантации .

В статье представлен опыт работы с ребенком после кохлеарной имплантации....

Консультация для педагогов «Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации»

В консультации для педагогов раскрыты особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации. ...

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе детского сада.

Описание опыта работы с детьми с КИ в логопедической группе. Рекомендации по созданию условий для детей с КИ и разделению функций педагогов....

РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗЛИЧЕНИЯ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СЛОВ И ПРОСТЫХ ФРАЗ.

Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей и взрослых с глубокой потерей слуха. Она включает не только хирургическое вме...

Выступление на РМО:« Индивидуальные и групповые занятия с ребенком после кохлеарной имплантации в группе компенсирующей направленности МБДОУ «Филимоновский детский сад».

laquo; Индивидуальные и групповые занятияс ребенком  после кохлеарной имплантации в группе компенсирующей направленности МБДОУ «Филимоновский детский сад» ⦁ Слайд Статисти...

занятие с ребенком после кохлеарной имплантации

laquo; Индивидуальные и групповые занятияс ребенком  после кохлеарной имплантации в группе компенсирующей направленности...