Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе детского сада.
методическая разработка по логопедии

Легомина Татьяна Евгеньевна

Описание опыта работы с детьми с КИ в логопедической группе. Рекомендации по созданию условий для детей с КИ и разделению функций педагогов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА . Учитель-логопед ГБДОУ д / с №60 комбинированного вида Невского района Легомина Татьяна Евгеньевна

Слайд 2

КОНТИНГЕНТ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ Всего в группе: 12 детей. Из них : Дети с общим недоразвитием речи - 9 Дети с нарушением слуха (тугоухость I степени) - 1 Дети с кохлеарным имплантом - 2 Педагогический состав и персонал группы: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ВОСПИТАТЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬ ПОМОЩНИК ВОСПИТАТЕЛЯ

Слайд 3

Организационные условия для детей с КИ В рекомендациях ученых по развитию детей с КИ оптимальными считаются условия, где количество детей с КИ не превышает 2-х человек на массовую группу (где дети – речевая норма). В нашей ситуации рассматриваются организационные условия, где все дети группы нуждаются в коррекционной помощи, а вся коррекционно – образовательная система направлена на полноценное развитие или оптимальную компенсацию речевой функции детей.

Слайд 4

Цели системы взаимодействия Л+В: – повысить эффективность коррекционно-образовательной работы; – исключить дублирование воспитателем занятий логопеда; – оптимизировать организационные и содержательные аспекты коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей на каждого ребенка с КИ - осуществлять тесное взаимодействие и поддержку родителям в работе по слухо-речевому развитию детей с КИ

Слайд 5

Задачи корекционно-развивающей работы: – логопед развивает слуховое восприятие по разным направлениям, формирует первичные речевые навыки у детей с КИ; – воспитатель закрепляет полученные слуховые умения и сформированные речевые навыки.

Слайд 6

Факторы результативности : Уровень развития слухового восприятия до кохлеарной имплантации и наличия слухового опыта. Уровня развития языковой способности и речевой деятельности детей. Индивидуальные психологические особенности. Наличие сопутствующих нарушений. Наличие у родителей возможности принимать активное участие в реабилитации. Успешность проведенного хирургического вмешательства. Адекватность настройки речевого процессора. Постоянное ношение кохлеарного импланта . Появление положительного опыта в развитии навыков слушания и говорения.

Слайд 7

Особенностями развития слухоречевого восприятия маленьких детей после кохлеарной имплантации : - быстрые темпы развития слухового восприятия, - возможность использования акустической обратной связи для развития правильных артикуляторных укладов, - трудности формирования устойчивой связи между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом/явлением, - трудности запоминания значения слов, проблемы непроизвольного и произвольного слухового внимания.

Слайд 8

Задачи и содержание работы с ребенком с КИ: - развить у ребёнка с КИ коммуникативные навыки (т.е. способность взаимодействовать с окружающими людьми, используя доступные ему формы общения); - развить у ребёнка слуховое восприятие окружающих звуков и речи с помощью КИ (т.е. развивать у него умение обнаруживать, различать, узнавать различные неречевые и речевые (слова, звуки речи, фразы) сигналы; накопить слуховые образы этих сигналов в памяти ребёнка; - развить у ребёнка с КИ языковую способность, т.е. научить его значению множества слов, их звуковому составу, правилам изменения и соединения слов в предложении, использования слов в предложении, использованию языка для общения. Развивать речевую память ребёнка. - развить у ребёнка с КИ устную речь, т.е. умение порождать мысль, которую ребёнок хочет сообщить, преобразовывать эту мысль последовательность речевых единиц.

Слайд 9

Функции учителя - логопеда в работе с ребенком с КИ: Общие Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей с КИ, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. Работа по вызыванию, постановке звуков, по коррекции звукопроизношения. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Развитие связной речи Работа по формированию слоговой структуры слова. Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение. Специфические Развитие слухового восприятия по следующим направлениям: обнаружение звука, локализация источника звука в пространстве, различение речевых и неречевых звуков, различение и опознавание различных характеристик звуков, различение и опознавание неречевых звуков окружающей среды, различение, опознавание и распознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, фраз). Обучение чтению, письму.

Слайд 10

Функции воспитателя в работе с ребенком с КИ: Общие: Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов . Закрепление произносительных навыков, тонкой и общей моторики. Постоянный контроль над произношением и грамматически правильным построением предложений у детей в процессе всех режимных моментов. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на речевом материале. Специфические: Закрепление сформированных умений и навыков по развитию слухового восприятия в режимных моментах , на подгрупповых занятиях, на индивидуальных занятиях по заданию логопеда по всем направлениям. Закрепление навыков чтения и письма.

Слайд 11

работа воспитателя в режимные моменты, где воспитатель создает условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей, уделяя большое внимание детям с КИ. Обычная жизнь ребёнка в детском саду состоит из множества повторяющихся ситуаций и действий, во время которых воспитатель произносит определенные слова и фразы, которые связаны с этими действиями. Это позволяет ребёнку с КИ уловить связь между словом и предметом, словом и действием. Для того, чтобы ребёнок научился произносить слово, он должен запомнить его и попытаться произнести его сначала приближенно, подражая речи воспитателя .

Слайд 12

Работа с родителями детей с КИ имеет огромное значение для накопления слухо-речевого опыта. Все-таки родители являются первыми педагогами. Учитель-логопед и воспитатель, обладая знаниями, методами работы с детьми, учитывая зону ближайшего развития ребенка составляют еженедельные, а при необходимости и каждодневные рекомендации для совместной деятельности родителей и детей с КИ в домашних условиях, знакомят родителей с новинками литературы по проблеме, проводят обучающие занятия и консультации.

Слайд 13

Таким образом, для успешного развития ребёнка с КИ педагоги группы должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения, консультировать родителей детей с КИ, давать им советы по развитию ребенка в домашних условиях. Ведь успешная коррекционно-образовательная работа в условиях ДОУ с ребёнком с КИ возможна только в тесной взаимосвязи учителя-логопеда, воспитателя и родителей. Подведение итогов : СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада

В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имп...

Консультация для педагогов «Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации»

В консультации для педагогов раскрыты особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации. ...

РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗЛИЧЕНИЯ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СЛОВ И ПРОСТЫХ ФРАЗ.

Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей и взрослых с глубокой потерей слуха. Она включает не только хирургическое вме...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ»

Одним из наиболее эффективных способов дать ребенку с серьезными нарушениями слуха возможность научиться слышать и впоследствии успешно интегрироваться в общество является кохлеарная имплантация (КИ)....

Коррекционная работа с детьми после кохлеарной имплантации.

В материале описываются  пути коррекционной работы с детьтми после кохлеарной имплантации....