"Библиотека коррекционной помощи для педагогов" консультация по теме: " Игры, задания и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики у детей дошкольников"
консультация по коррекционной педагогике

Леонова Наталья Викторовна

игры и упражнения на развитие моторики у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motorika.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Игры, задания и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики у детей дошкольников

УРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов:

"Сидит белка..."

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

"Дружба"

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

(руки вниз, встряхнуть кистями).

"Дом и ворота"

На поляне дом стоит ("дом"),

Ну а к дому путь закрыт ("ворота").

Мы ворота открываем  (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем ("дом").

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

"Кольцо"

* Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;

* То же упражнение выполнять пальцами левой руки;

* Те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

"Пальцы здороваются"

Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

"Оса"

* Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;

* То же левой рукой;

* То же двумя руками;

"Человечек"

* Указательный и средний пальцы "бегают" по столу;

* Те же движения производить пальцами левой руки;

* Те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");

"Коза"

* Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;

* То же упражнение выполнить пальцами левой руки;

* То же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

"Очки"

Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;

"Зайчик"

* Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;

* То же упражнение выполнить пальцами левой руки;

* То же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

"Деревья"

Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;

"Птички летят"

Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;

"Сгибание-разгибание пальцев"

* Поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;

* Выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;

* Выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;

* Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;

* Выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;

* Выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;

"Бочонок с водой"

Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;

"Миска"

Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;

"Крыша"

Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;

"Магазин"

Руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей;

"Цветок"

Руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы.

"Корни растения"

* Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз;

* Одновременно поворачивать кисти рук вверх ладонями - тыльной стороной, сопровождая движения стихотворным текстом: "Бабушка печет блины, очень вкусные они";

* Кисти рук одновременно сжимать в кулак - разжимать, при каждом движении кулаки и ладони класть на стол;

* Положить кисти рук на стол: одна рука сжата в кулак, другая раскрыта. Одновременно поменять положения.

"Кулак-ребро-ладонь"

 На плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.

Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.

Развитию ручной моторики способствуют также:

* Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;

* Нанизывание бус, бисероплетение;

* Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;

* Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;

* Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;

* Рисование по точкам, пунктирным линиям;

Массаж рук.

Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны

2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца

3. Упражнение "Сорока-белобока"

4. Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу

5. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно

6. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе

7. Интенсивное растирание каждого пальца

8. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон

9. "Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

10. "Пальчики здороваются"

11. Повторить первое упражнение.

Самомассаж кистей и пальцев рук.

* Левой рукой поглаживать правую руку, затем правой рукой левую.

* Руки на краю стола, ладонями водить по краю стола, массируя их.

* Руки сжать в кулаки; кулаком левой руки постукивать по кулаку правой руки, и наоборот («молоток»).

* Прокатывать карандаш между ладонями.

* Надавливать крепко прижатыми четырьмя пальцами одной руки  на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

* Тереть ладони друг о друга движениями вверх-вниз.

* Сцепить пальцы обеих рук и тереть их друг о друга.

* Разминать, затем растирать каждый палец сначала вдоль, потом поперёк.

Упражнения за столом.

* «Червячки шевелятся».

Поочередно приподнимать и опускать пальцы (пальцы лежат на столе).

* Имитация игры на фортепиано.

* Разводить пальцы и сводить их вместе (ладони на столе).

* «Бегают человечки». Указательным и средним пальцами сначала правой, затем левой, потом обеих рук быстро бежать по столу.

* «Дождик идёт». Руки лежат на столе. Кисти слегка приподняты, пальцы полусогнуты. Ногтями ударять по столу.

* «Пальчики танцуют». Три пальца (любые) обеих рук одновременно легкими движениями «передвигаются» в разных направлениях.

* Поочередно сгибать пальцы обеих рук.

* «Ладонь-ребро-кулак». Сначала правой, затем левой, потом одновременно менять положение обеих рук в указанном порядке.

* «У киски Царапки мягкие лапки». Руки на столе. Расслабиться, растопырить пальцы, напрячь их, собрать в кулак.

* «Пальчики здороваются». Поставить локти на стол, ладони прижать друг к другу. Не размыкая их, сгибать пальцы на встречу друг другу.

* «Кулак-кольцо». Пальцы одной руки сжать в кулак, пальцами другой (указательный, средний, безымянный, мизинец по очереди) образовать кольцо с большим пальцем. Затем то же, но руки поменять.

Пальчиковые игры.

* «Липкие пальчики». «Первый пальчик в глине, второй – в пластилине, третий – в шоколаде, четвертый в мармеладе». Каждый палец по очереди прикасается к большому пальцу.

* «Трудолюбивые пальчики». «Большому дрова рубить, тебе воду носить, тебе печь топить, тебе тесто месить, а малышке песни петь, да плясать, родных братьев забавлять». По очереди загибать пальцы на обеих руках, на последнюю фразу шевелить одновременно всеми пальцами обеих рук.

* «Улей». «Вот маленький улей, где пчелы спрятались, никто их не увидит. Вот они показались из улья. Одна, две, три, четыре, пять! З-з-з-з-з!», пальцы сжать в кулак, выпрямлять их по одному.

* «Капустка». «Мы капустку рубим, мы капустку трем, мы капустку солим, мы капустку жмем». На первую фразу поставить локти на стол, поднимать и опускать кисти рук. На вторую – поочередно поглаживать подушечки пальцев. На третью – тереть сжатые в кулачок пальцы друг о друга. На четвертую фразу – сжимать и разжимать кулачки.

* «Домик». «На полянке дом стоит, ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, в домик всех вас приглашаем». Произвольные движения, соответствующие содержанию текста.

* «Замок». «На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? Мы замочком постучали. Мы замочек покрутили. Мы замочек потянули и открыли». На первую и вторую фразу – ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок». На третью – пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга. На четвертую фразу – движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе. На пятую – пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону, затем пальцы расцепить, ладони в сторону.

* «Пять пальцев». «На моей руке пять пальцев, пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать, чтоб пилить, чтобы брать и чтоб дарить». Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

* «Повстречались». «Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!». Два щенка: «Ав-ав!». Два жеребенка: «Иго-го!». Два тигренка: «Р-р-р». Два быка: «Му-у-у-!». смотри какие рога». На каждую фразу соединять пальцы правой и левой рук по одному, начиная с мизинца. На последнюю фразу показать рога, одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

* «Раз, два, три, четыре, пять». «Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать: крепкие, дружные, все такие нужные. На другой руке опять: раз, два, три, четыре, пять! Пальчики быстрые, хотя не очень чистые.» На первую фразу по очереди загибать пальцы на правой руке. На следующую – ритмично сжимать и разжимать кулачки. На третью – по очереди загибать пальцы на левой руке. На последнюю – помахать пальцами обеих рук.

* «Лодочка». «Две ладошки прижму и по морю поплыву. Две ладошки, друзья – это лодочка моя. Паруса подниму, синим морем поплыву. А по бурным волнам плывут рыбки тут и там». На две первые фразы ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» выпрямленные ладони поднять вверх, затем имитировать движения волн и рыбок.

*  «Коза и козленок». «Идет коза рогатая, идет коза бодатая. За ней козленочек бежит, колокольчиком звенит». На первую фразу указательными пальцами и мизинцами изобразить рога. На вторую – пальцы соединить в щепотку, опустить вниз («колокольчик звенит»).

«Дом».

На опушке дом стоит – руки над головой (крыша).

На двери замок висит – руки сжаты в «замок».

За дверями стоит стол – правая рука в кулак на нее сверху ладонь левой руки.

Вокруг дома частокол – две руки перед собой, пальцы «веером».

Тук-тук-тук дверь открой – стучать кулачком по ладони.

Заходите, я не злой – руки в стороны, ладони вертикально.

«Разыгра».

Девочки и мальчики, где же ваши пальчики – спрятать руки за спиной.

Пошли пальчики с утра – пошевелить пальчиками.

В гости к тетке Разыгра – похлопать в ладоши.

На скамеечке сидели – на большом пальце сидят все пальцы по очереди.

Да в окошечко глядели – сложить окошечко перед глазами.

Напились чаю, чаю разыграю – хлопок, показ большого пальца.

Солнышку ладошку погладим немножко – погладить ладонь.

Пальчики подняли. Лучиками стали – выпрямить и растопырить пальцы.

«Капуста».

Что за скрип? – сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Что за хруст? – «замок», пальцы вверх, вниз.

Это что еще за куст? – пальцы обеих рук «веером».

Как же быть без хруста? – «замок», пальцы вверх, вниз.

Если я капуста. – пальцы обеих рук согнуть во внутрь.

«Как живешь?».

Как живешь?

Вот так.                        Показывать большой палец.

А плывешь?

Вот так.                        Разведение рук в стороны.

Как бежишь?

Вот так.                        Имитация бега.

Вдаль глядишь?

Вот так.                        Поднести ладонь ко лбу.

Ждешь обеда?

Вот так.                        Правую руку в кулак сжать и положить под щеку.

Машешь в след?

Вот так.                        Махать рукой.

Утром спишь?

Вот так.                Ладони под щеку.

А шалишь?

Вот так.                 Надуть щеки и хлопнуть по ним ладонями.

«Кто приехал?».

Кто приехал? – пальцы обеих рук вместе, большие пальцы стучат.

Мы-мы-мы – хлопать обеими руками.

Мама, мама это кто? – большие пальцы стучат.

Да-да-да – стучат указательные пальцы друг о друга.

Папа, папа, это ты? – большие пальцы стучат.

Да-да-да – средние пальцы стучат.

Братец, братец, это ты? – большие пальцы стучат.

Да-да-да безымянные пальцы стучат.

Ах, сестрица, это ты? – большие пальцы стучат.

Да-да-да – мизинчики стучат.

Все мы вместе. Да-да-да – хлопать обеими руками.

«Кулачки – ладошки»

Есть у любого два кулачка – сжать ладони обеих рук в кулачки.

Хлопнул один по другому слегка – кулачки стучат друг о друга.

Ну, а ладошки не отстают – пальцы «веером».

Следом за ними весело бьют – хлопать в ладоши.

Кулачки быстрее бьют, до чего стараются – кулачки стучат сильнее.

А ладошки тут как тут – пальцы «веером».

Так и рассыпаются – хлопать в ладоши.

Кулачки давай сердиться – еще сильнее стучать кулачками.

А ладошки баловницы – перевернуть ладони тыльной стороной вверх.

Тоже не отстали – хлопать ладонями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей». Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей».Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?»....

Рекомендации родителям "Занимательные задания, игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста".

В этой статье рассказывается о том, как важно развивать мелкую моторику рук у дошкольников. Даются примеры игр, заданий и игровых упражнений по данной теме....

Рекомендации родителям. Задания и упражнения для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

Большинство заданий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста предполагают выполнение специальных упражнений на бумаге. Это не только тренирует ловкость рук, но также совершен...